Картина Коронация Наполеона (дата начала работы над полотном – 21 декабря 1805 года, завершения – январь 1808 г. ) стала самым великим творением ее автора. «наполеон на перевале Сен-Бернар»— большая картина Жака-Луи Давида, написанная им в 1801 году и открывающая собой эпоху романтизма в европейской живописи1. Перед созданием первой версии работы, посол Испании уточнил у Наполеона, что тот хочет видеть на картине.
«посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Картина французского художника Жака луи Давида. Картина была создана Давидом по заказу самогоНаполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший2 декабря1804года всоборе Парижской Богоматери. Картины с изображением Наполеона относятся к историческому жанру живописи. 85-летию похода Наполеона на Россию посвящена картина Ивана Айвазовского «Наполеон на острове Святой Елены», демонстрирующая одиночество императора, на которое он сам себя обрек.
Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида. В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу.
Жерар умел нравиться заказчикам. Обещал приехать в мастерскую в ближайшие дин. Бонапарт вошел, не обратив внимания на всеобщее смятение, два офицера его сопровождали. Одним из старших учеников Давида, пришедших к нему до революии был Франсуа Жерар (1770--1837).
Европейские монархи боялись Наполеона. Знаменитые «сто дней», вошедшие с тех пор в поговорку, закончились поражением Наполеона под Ватерлоо и его ссылкой на далекий остров Святой Елены, но эти сто дней стоили европейским императорам многих седых волос. Глаза внимательно вглядывались в даль, словно озирая позиции неприятеля.
Энергия и деятельность его, казалось, не признавали границ. Недаром его прозвали «живописцем королей и королем живописцев».
Всё это будоражит воображение зрителя и порождает интерес к истории. Композиция портрета была готова вего воображении, он даже успел набросать ее на холсте. Выяснилось, что генерал попросту забыл о данном обещании. Потом он надел мундир и занял место на помосте.
Нет на картине никакого действия, динамики. Этот знаменательный момент и изобразил Давид на своём знаменитом полотне. «Праведное небо. Сделав быстрый рисунок, Давид начал писать.
Давил принялся за работу. Но результатом его первого визита к Давиду явился замечательный эскиз, сделанный с натуры. Он не пожелал принимать корону из чьи-либо рук, кроме своих.
Чего-то не возможного он не признавал. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. А оно здесь и не требуется. На его лице яркое выражении усталости и, возможно, смирения, а может быть и злости.
«Сабинянки» не могли насытить его искусство, давно и накрепко сросшееся с реальной действительностью. В полной мере использовал Давид в этом произведении и цветовой эффект. Во время пожара в Москве коню попала в глаз искра и он частично потерял зрение. Сам ли Давид решился на столь явную лесть или (что более вероятно) ему были подсказаны свыше имена полководцев, чей славный пример вдохновлял Наполеона при его переходе через Альпы, но так или иначе, он поместил их в своей картине. Бонапарт, однако, не являлся.
Самое удивительное, что жеребец в конце концов вернулся к своему прежнему хозяину. На ней изображён отрёкшийся и изгнаный правитель. И с этого самого времени поползли слухи о том, что Наполеон не умер, а скрылся и скоро снова ступит на французский берег назло врагам. Художник просил генерала подарить ему хотя бы одни сеанс, он должен написать портрет.
Гро был учеником вышеупомянутого Давида. Первый произошел во время египетского похода, когда Наполеон посетил госпиталь чумных больных, второй — после битвы при Прейснш-Эйлау, однако художнику лучше удались персонажи второстепенные, через образы которых Гро сумел сказать правду о войне.
Талант мастера привлёк внимание Наполеона, когда тот пришёл к власти во Франции. Но тем не менее Гро написал смелый и энергичный портрет Наполеон на Аркольском мосту. Побывал в императорских конюшнях и английский чистокровный Геродот. В действительности этот горный переход выглядел более прозаично. Композиция портрета была готова в его воображении, он даже успел набросать ее на холсте.
Таким образом, понятно, почему Наполеон так легко завоевал сердце Давида и стал его новым героем. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Что говорило о большей эмоццинальности работ Наполеона кисти Гро, чем Давида. Через небольшой промежуток времени мастерство Энгра достигает того уровня, что он уже способен зарабатывать на жизнь своими портретами. Это был очень символичный момент.
На лице императора выражение полного спокойствия и уверенности. Осенью 1806 года Энгр, наконец, смог отправиться в Рим. Озаренные блеском славы своих хозяев, они зачастую обретают в ее лучах бессмертие. Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность. Написанный за один сеанс (Наполеон вообще не любил позировать и считал, что точное сходство не важно для грядущих поколений), этот портрет проникнут чувством живого увлечения художника своей моделью.
Потом раненного в ногу коня оставили на ферме Кайю. Недаром его прозвали «живописцем королей и королем живописцев». Пятая версия, созданная Давидом, оставалась в его мастерских вплоть до смерти художника.
Но это придало ему и хорошей художнической злости. Одним из старших учеников Давида, пришедших к нему до революии был Франсуа Жерар (1770—1837). Все же, несмотря на внешнюю динамику и несомненную эффектность композиции, печать холодности лежит на этом произведении.
«Я бываю то лисой, то львом. На этом полотне император, разбивший соединенную русско-прусскую армию, предстает как милосердный победитель, отдающий приказ об оказании помощи раненым врагам. Позднее он говорил своему ученику: «Вы оживили мои статуи». После знаменитых «Ста дней» 22 июня 1815 года составленное по новой конституции собрание приняло его второе отречение и провозгласило императором его малолетнего сына Наполеона II. Он немедленно пустил в ход этот инструмент, едва успел завладеть им» Во время властвования Бонапарта проявилась ещё одна его черта. Но опять же не со стороны его военной карьеры, а со стороны политической карьеры.
«Портрет Жозефины» являл собой новый тип парадного портрета, в котором Жерар сочетал строгость классической композиции с простотой и естественностью передачи облика портретируемого. Среди работ того периода стоит отметить портреты Наполеона. Турецкого посла тоже пришлось уговаривать, чтобы он согласился позировать. Рисунок везде одинаково точен так же, как и формы, почти иллюзорные по выпуклости объемов. Пока Давид приготавливал краски и обсуждал с адъютантом детали костюма, в котором собирался писать генерала, Бонапарт внимательно разглядывал «Брута».
Талант мастера привлёк внимание Наполеона, когда тот пришёл к власти во Франции. Бонапарт согласился, хотя без особой радости. 15 октября 1815 они отправили Наполеона на остров Святой Елены в Атлантическом океане неподалеку от побережья Африки. Нет на картине никакого действия, динамики. Холст, масло. В 1808 Гро создал одну из самых известных своих работ – Битва при Эйлау (1808). Проложил топ мундира, воротника, каштановых волос, на которых тускло серебрилась пудра, смуглого лица.
Личностью Наполеона Давид был покорен сразу и достаточно глубоко. Узнав об этом, Энгр сильно огорчился. Он одет в тунику и большую коронационную мантию.
А оно здесь и не требуется. На первом полотне художник стремился представить коронацию так, как она происходила в действительности, с максимальной объективностью. Лицо его при этом оставалось абсолютно бесстрастным.
Молодой художник изобразил новоиспеченного императора в архаическом стиле. Он писал множество работ с Бонапартом. Назавтра ученики по указанию Давида соорудили помост в ателье. Пудреные волосы оттеняли загорелое лицо. Двигаясь дальше от даты рождения Наполеона в хронологическом порядке, стоит рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Давид в сущности не очень интересовался точными обстоятельствами похода.
После этого он возвращается в свою могилу. Картина «Наполеон на Аркольском мосту» принесла художнику успех. Выражаясь метафорически, можно сказать, что на картине изображено будущее Франции.
Этот набросок маслом на холсте (совсем недавно, в 1953 г., вошедший в собрание Лувра) принадлежит к лучшим портретам молодого Бонапарта. Духом героики пронизаны ранние работы Гро. Миссию художественного ответа парадным портретам Наполеона периода его величия взял на себя художник-академист Поль Деларош. Одна из самых знаменитых лошадей Наполеона – светло-серый (по словам приближенных, «по цвету похожий на сюртук Наполеона») араб Маренго.
Картина была настолько велика, что не помещалась в ателье. Давил принялся за работу. Художник сделал беглый профильный набросок головы Наполеона, написав под ним: «Генерал великой нации».
Приказания и исправления продолжали тревожить Давида. На сколько комфортно он себя чувствует в данной должности и как он её достиг. Маршалы Наполеона обижались: «Мой кузен» – так император обращался к ним в письмах. Наполеон поручил Давиду создать еще три варианта полотна для замкаСен-Клу, библиотеки Дома инвалидов и дворца Республики в Милане. Так много можно в нём прочесть и узнать.
Масштабы Альп как будто малы в сравнении с величием Наполеона. Т. е. Генерал был одет просто, как для обычной верховой прогулки: синий редингот поверх белого колета, высокий черный галстук. И почти весь этот фон заполнен огромной фигурой всадника. Император изображен анфас, сидящим на троне.
На перевале было холодно, дул сильный резкий ветер (его как раз в полной мере использовал Давид в качестве одного из главных элементов в своем композиционном построении), Наполеон, ехавший на муле, кутался в серый армейский плащ и был мрачен — еще трудно было предвидеть успешность такого маневра. Портрет написан не с натуры и вот таким образом его ценность только возрастает. Глаза внимательно вглядывались в даль, словно озирая позиции неприятеля. Где тут думать о прекрасном беспорядке красочных нитей, непосредственности движений. Полнейшая беспощадность к преступникам. И с каждым годом его творчество становилось все более внешним идеализирующим.
В сражении при Ватерлоо император ездил на нем с семи до десяти часов вечера. На них лежит печать официального заказа. На них крупно написаны имена: «Bonaparte», ниже и, как бы полустертое от давности времен, слово: «Annibal» и еще ниже, у края картины: «Karolus Magnus». На этот раз Наполеон не колебался в выборе сюжета и вскоре после победы при Маренго Давид получает точное указание написать полководца «спокойным на вздыбленной лошади».
На сколько художник приукрасил портретируемого и как он к нему относится. Классицизм. В великом полководце Гро обрел и покровителя и главную тему своего творчества. Можно сказать, что лучшими в цикле батальных картин Гро являются «Зачумленные в Яффе» (1804, Лувр) и «Битва при Эйлау» (1808, Лувр).
Давид, уверявший после 9 термидора, что Робеспьер обманул его ожидания и что отныне он «будет привержен только принципам, а не лицам», не выполнил своего намерения. Это картина «Наполеон пересекает Альпы» 1848 года и «Наполеон после отречения в Фонтенбло» 1840 года, она как нельзя лучше завершит рассказ о Бонапарте в картинах французских художников. — коран запрещает изображение людей. Да и вообще писать папу римского великая честь» Но в итоге Папа Римский позировал Давиду. Если можно так сказать он принципиально отвергал доброту, считал её качеством, которая для правителя вредно, недопустимо» Великие военные дарования Бонапарта достигли своего апогея в первый период его полководческой деятельности (1796-1809гг).
Как скучала кисть Давида по возвышенному и героическому. Давид был также активным участником революционных событий. «Правильно сказал о Наполеоне поэт Гёте: «для Наполеона власть то же самое, что и музыкальный инструмент для великого артиста. Так же важно рассмотреть данную тему ещё и так как Наполеон изменил государственное устройство страны и заложил основу современного французского государства, а как известно искусство отражает эпоху, её события, культуру.
Королевский музей изящных искусств. Портреты фактически оттеснили на второй план историческую живопись, которой, особенно вначале, Жерар уделял большое внимание, умея приспособиться ко вкусам времени. Выражаясь метафорически, можно сказать, что на картине изображено будущее Франции.
Чуть ли не все участники церемонии претендовали быть изображенными в картине не на том месте, где они действительно стояли, а в соответствии с иерархией чинов и званий. Подготовкой лошадей для Наполеона занимался его первый конюх Антуан Жарден. Его слишком длительное пребывание в Мальмезоне позволило ему избежать ловушек Бурбонов.
И с каждым годом его творчество становилось все более внешним идеализирующим. Невозможно о них не упомянуть. Брюссель. Сразу возникает множество вопросов: о чём думал этот человек в момент написания портрета.
Несмотря на то, что мастер был горячим революционером, он все-таки взялся за работу. Говоря о знаменитой картине «Бонапарт на привале Сен-Бернар», написанной в 1801 году, стоит заметить, что до него Давидом в 1797 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью (портрет остался незаконченным). Мелкие уколы самолюбия чередовались с прямыми унижениями. По словам Эрнста-Отто Оделебена, цитируемого Хэмильтоном, «Наполеон сидел в седле подобно мяснику, во время движения галопом он болтался вперед, назад и в стороны в зависимости от скорости лошади». Камердинер Бонапарта Констан Вери известный как просто Констан, в течение пятнадцати лет повсюду следовавший за своим господином, вспоминал: «Император садился на лошадь очень неизящно и я думаю, он никогда бы не чувствовал себя на ней в полной безопасности, если бы в его распоряжение не доставляли только тех лошадей, которые были уже безупречно выезжены но во избежание худшего принимались все меры предосторожности и лошади, предназначенные для императора, должны были выдержать жестокое испытание, прежде чем добиться чести носить его на себе. Современный английский историк Джилл Хэмильтон так описывает «фирменную» посадку Наполеона: он сильно сутулился, а его носки в стременах располагались ниже уровня пяток. Но пока монархи-победители праздновали и делили послевоенную Европу, Наполеон бежал с острова Эльбы и 26 февраля 1815 года высадился во Франции.
Если в «Портрете Потоцкого» был известный разрыв в трактовке человеческой фигуры и коня, то здесь этого нет, художник достигает удивительного единства живописной манеры. А его известное честолюбие порой лишь усугубляло «аварийные ситуации». Впрочем, Наполеон отличался удивительной выносливостью: довольно часто ему приходилось проезжать по 20–30 километров, случалось делать в течение дня, меняя лошадей и стокилометровые марши. В «Зачумленных в Яффе» фигуры, находящиеся в тени на первом плане, поражают естественностью и глубоко запечатленным страданием: слипшиеся пряди волос, синевато-коричневые губы, набухшие веки, землистая бледность лиц — все это передано сильно и смело.
Всем была памятна его первая победа под Тулоном в декабре 1793 г., когда огонь руководимой им батареи обратил в бегство английский флот и тем самым вынудил тулонских мятежников сдаться революционным войскам его называли «генерал Вандемьер», ценя в нем смелость, с которой он в один из осенних дней 1795 г. (13 вандемьера) расстреливал в Париже роялистов, применив артиллерийские орудия в условиях городских улиц восхищались его военным талантом, побеждавшим участников антифранцузской монархической коалиции на полях Италии. Пий VII категорически отказался позировать Давиду. Этот жеребец принимал участие в сражениях при Аустерлице (1805), Йене (1806) и Ваграме (1809). Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей.
Художник послал ему несколько записок. Один из самых известных портретов кисти Жерара изображает Наполеона в коронационной одежде. В его более поздних произведениях – Сдача Мадрида (1809), Наполеон перед пирамидами и Битва при Прейсиш – Эйлау – заметно снижение пафоса, отказ от оригинальных композиционных решений и даже снижение качества живописного исполнения.
Он бросил треуголку в кресло, раскланялся с Давидом. И ладно бы, если бы это случалось в кутерьме битвы, но император ухитрялся «летать» и во время обыкновенных конных прогулок. И это последнее является очень существенным обстоятельством. Ярко-красный плащ Наполеона, отчетливо выделяющий его голову и направление руки, замечательно контрастирует с глубокими темно-серыми тонами пейзажа и серебристо-белым цветом коня.
Его путь в искусстве лежал между классицизмом и романтизмом. «Портрет Жозефины» являл собой новый тип парадного портрета, в котором Жерар сочетал строгость классической композиции с простотой и естественностью передачи облика портретируемого. 165 x 128 см. С наступлением в 1815 периода Реставрации героические мотивы уходят из творчества мастера. В конечном итоге героический поступок Наполеона привел к победе французов.
Пал он в 1832 году в возрасте почти тридцати восьми (. ) лет. Жерар умел нравиться заказчикам. Его работы с изображением Бонапарта написаны после смерти императора. На одном из них (1804) Наполеон – Первый консул.
Картина поражает своей зрелой и поистине виртуозной техникой исполнения. Франция. На лице императора выражение полного спокойствия и уверенности.
Наполеон давал ему кусочек сахара, гладил и приговаривал: «Вот ты, Мой Кузен». Давид вернулся к себе, воодушевленный мыслью о будущем портрете. Сделав быстрый рисунок, Давид начал писать. В тот период в художественном мире у начинающих живописцев кумиром был Жак Луи Давид.
Кличку Ваграм жеребец получил после знаменитого сражения при Ваграме 6 июля 1809 года. К тому же и Наполеон Бонапарт и художники, описываемые в данной работе, были гениальны и исключительны, а такие люди и их деяния навсегда остаются в истории и разумах людей.