Данная картина Репина является одной из самых известных полотен художника и имеет название «Мужичок из робких».
Он ищет здесь образы и явления, которые должны вдохновить его искусство. Картина «Мужичок из робких» написана в городе Чугуеве Харьковской губернии – родном городе Репина. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Убийство свершилось.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В 1813 году Василий Демут-Малиновский создал статую «Русский Сцевола», которая воспроизводила малоправдоподобную историю, распространенную патриотической пропагандой. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Среди его учеников, . Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Во «Взятии снежного городка» Сурикова (1891) праздник народной удали не имеет никаких примет времени: он может происходить и в XIX и в XVII столетии. Государство еще не рассматривало искусство как средство пропаганды и образ верноподданного крестьянства встречается в русской живописи нечасто. Таковы «Фомушка-сыч» Перова (1868), «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом» Репина (оба 1877 года). Свободный от основанной на античном каноне и предлагающей готовые решения академической школы, художник сделал героями своих полотен собственных крепостных. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.
Об этом говорит взгляд героя – пристальный, сверлящий, даже злобный. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Эта тенденция на свой лад выразилась в романах и публицистике Толстого и Достоевского. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства.
Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Главное же – от нейтральной описательности оно перешло к социальной и нравственной оценке. Это сделано мастерски. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Из очевидных признаков этнической и социальной принадлежности остаются лишь православный нательный крест и крестьянский топор.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. А на лице мальчика – радостная улыбка, говорящая о том, что ребенок догадался, кто стоит перед ним. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Характер человека раскрывается как сложный, противоречивый. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Картина «Мужичок из робких» известна многим. Наиболее совершенным воплощением этого подхода к народному типу стал «Крестьянин с уздечкой» Крамского (1883).
«Внутренняя его сущность не есть какая-то особенная и курьезная, а сущность общечеловеческая, почерпающая свою оригинальность исключительно из внешней обстановки», – утверждал в 1868 году Салтыков-Щедрин. Следующее десятилетие принесло более многомерный образ народа, который все отчетливее начинает ассоциироваться именно с социальными низами. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
достиг здесь новых вершин реализма. Именно такое – неоднозначное – впечатление производит на зрителя герой картины Репина. Среди его учеников, . Крестьянин – представитель «безмолвствующего большинства» – не занимал сколько-нибудь заметного места в изобразительном искусстве до XIX века, до эпохи социальных революций и урбанизации, с которыми было связано формирование современных наций и конструирование их мифологии. Не случайно в эту пору в живописи отчетливо доминировал бытовой жанр.
Но ориентированное на универсальный античный идеал «высокое» искусство было не в состоянии решить эту проблему. Зритель смотрит на него словно немного снизу. В его взгляде осуждение и тревога. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Отчасти так оно и было. Первая оформилась в Венеции в XVI веке.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Репин считал сам эту картину красивой. Все заняты. Это фактически групповой портрет людей, находящихся на самом дне русского общества.
Так, например, реализм исповедуемый членами самого влиятельного художественного объединения второй половины XIX века – Товарищества передвижных художественных выставок, – вряд ли может быть понят как прямая аналогия народническому пониманию крестьянства. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
В 1862 году по настоянию Синода с постоянной выставки Общества поощрения художников была удалена картина лидера нового художественного поколения Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Таковы, например, картины 1820-х годов «Спящий пастушок» и «Жнецы» : мать и сын с серпами в руках, замершие на мгновение, чтобы не спугнуть севших на руку крапивниц. Но в общественном сознании России XIX века крестьянство заняло абсолютно особое место: оно стало фактически синонимом понятия «нация», а сельский труженик превратился в моральный эталон для различных политических и интеллектуальных движений. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Казалось, она спит.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Все же остальные свидетели события, включая царскую семью, теснятся на заднем плане.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Сходным образом можно описать устремления передвижнического реализма 1870 – 80-х годов.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Этими лаконичными, но действенными средствами Крамской формирует образ своего героя как человека, наделенного ненарочитым чувством собственного достоинства и внутренней благожелательной силой, «здравым смыслом, ясностью и положительностью в уме», как писал когда-то о свойствах русского мужика Белинский. Измученное исхудалое от недоедания и каторжной работы лицо «Мужичка из робких» с больными слезящимися глазами, весь его взъерошенный облик с всклокоченными волосами, с плохо, небрежно запахнутым армяком – все говорит о его бедности, задавленности нуждой, затравленности бесправием, униженности и замордованности.
Положение изменилось в XIX веке, когда человек «от сохи» стал восприниматься носителем духа нации. Он идет прямо к матери. 1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея».
В окончательном варианте он создал полотно, парадоксальность которого ускользает от современного зрителя. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Естественно, что крестьяне должны были стать важными участниками сцены. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа, справа – бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа – «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Она изображает портрет русского мужика. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Но сквозь бесконечную усталость в чертах его лица, в его глазах видна пристальная настороженность, сквозь привычное для бедняка «искательство» – скрытая злоба, ненависть и недоверие ко всем господам и ко всякому начальству.
Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Таковы бесхитростная «Портрет неизвестной в русском костюме» Ивана Аргунова (1784) исполненное спокойного благородства «Празднество свадебного договора» Михаила Шибанова (1777) или жестоко-правдивые изображения нищих Ивана Ерменёва. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Эта драматическая для оппозиционной интеллигенции история побудила Репина к работе над полотном «Арест пропагандиста», занявшей почти десятилетие. Стасов присылает ему все, что он просит. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
«Запорожцы» (1880 – 1891) Репина или «Богатыри» (1881 – 1898) Васнецова находятся именно в этом ряду: свобода и сила ассоциируются с «простым» народом, но возможны они лишь в легендарном прошлом. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Полтора года (1876 – 1878), проведенные Репиным Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Портрет словно даёт понять: будьте осторожны с русским человеком. Не доносчик ли. В ранних эскизах пропагандист плотно окружен схватившими его местными жителями (один из них роется в чемодане с прокламациями). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Так ли это – судить зрителям. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
В письме к предпринимателю Терещенко, который позже приобрел картину, художник писал, что он предлагает «этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела». Если мы учтем, что бурлаки представлены на фоне речного простора, за ними изображено влекомое ими судно (старый символ людского сообщества) под русским торговым флагом, то придется признать, что перед нами собирательный образ народа, предстающего одновременно в отчаянной нищете и первозданной природной силе. Рассмотрим "ближний круг". Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Они словно противопоставлены друг другу. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
На волне общественного подъема, вызванного Великими реформами 1860-х годов (прежде всего освобождением крепостных), русское искусство вслед за литературой включило в поле своего зрения исключительно широкий круг явлений повседневности. На секунду замершая бабочка передает мимолетность остановленного мгновения. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
За окном летний день. 1880 – 1883Холст, масло, 178 x 285. 4Государственная Третьяковская галерея». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
В центральном передвижническом полотне этого времени – репинском «Крестном ходе в Курской губернии» (1880 – 1883) – современная Россия предстала ползущей под палящим солнцем бесформенной толпой, центром которой оказываются убогие в своем самодовольстве столпы провинциального общества с чудотворной иконой, а самым привлекательным персонажем – нищий горбун, которого гонит прочь стражник. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Она из последних сил сдерживает бессильный гнев и ярость, переполнившие ее, написанные на ее грубоватом, некрасивом лице. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
На скамейке сидят молодой празднично одетый подвыпивший мастеровой с модной гармошкой и приехавшая к нему на свидание из деревни жена с младенцем: это одно из самых острых в русской живописи изображений необратимого взаимного отчуждения, вызывающее в памяти образы «одиночества вдвоем» Эдгара Дега (например, его «Абсент», 1875 – 1876). Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Именно вот таким образом известный критик Владимир Стасов называл героя «мужичком-разбойничком».
С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. С точки зрения психологии, это наиболее верный портрет рабочего класса. Он постоянно «бывал на свадьбах, на базарах, в волостных правлениях, на постоялых дворах, в трактирах и в церквах», то есть там, где можно было наблюдать быт и нравы.
Предшествующий картине всего на один год этюд носит имя модели – «Мина Моисеев». В его глазах читается печаль, тоска. Среди его учеников, . Он выглядит забитым, застенчивым, даже диким.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
По ним нетрудно угадать тяжёлую жизнь крестьянина и накопленную годами мудрость. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
В творчестве художников-передвижников оно воплощается в пейзаже (Саврасов, Шишкин) и портретах интеллигенции (Крамской, Перов, Репин). В 1870-е годы реалистическая живопись стремится не только к показу «общественных язв», но и к обретению позитивного начала в русской жизни. Но заслуживающим упоминания исключением является картина Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве 5 мая 1883 года» (1885 – 1886), заказанная Министерством императорского двора. И вот уже перед нами не царь, а отец. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Визуальное осмысление «народного» пространства России поначалу проходило в рамках этнографии. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Но если во Франции или Германии той поры в образе «народа» как целого крестьянство занимало лишь определенную, хотя и важную долю, в России было два решающих обстоятельства, которые делали проблему его изображения ключевой. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Среди его учеников, . Максимов не раз в дальнейшем обращался к деревенской жизни, наиболее заметные его произведения повествовали о тяжелой народной доле («Больной муж», 1881 «Слепой хозяин», 1884). Провал «хождения в народ» – кампании революционной пропаганды в деревне, разгромленной правительством в 1877 году, – показал иллюзорность народнической надежды на социалистические и коллективистские начала русского крестьянства. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Глядя на полотно, мы можем прочитать характеры и происхождение бурлаков: от стоического мудреца попа-расстриги Канина (коренника человеческой упряжки) до словно бы сопротивляющегося своей участи юного Ларьки (самая светлая фигура в центре этого мрачного ряда – молодой бурлак, поправляющий лямку). Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Илья Репин мастерски изобразил блеск во взгляде мужика, натурально выглядят и морщины. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Вместо немого укора образованным классам «простой» человек становится моральным образцом для них.
Это протокольно точное изображение конкретной местности – деревни Желны Мосальского уезда Калужской губернии: разбросанные без видимого порядка избы и сараи с вечно дырявыми крышами (лишь на заднем плане различимо строительство нового дома), тощие деревья, заболоченный ручей. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Именно патриотический подъем впервые поставил задачу зримого воплощения нации. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея», образ зажиточного «крепкого» крестьянина, свидетельствуют о верности суждения Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Комната небогатой интеллигентной семьи. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
«Мужичок из робких», как и одновременный «Мужик с дурным глазомМужик с дурным глазом. Ее появление санкционировала литературная традиция, восходящая к поэме «Георгики» римского поэта Вергилия, в котором тяжелый труд земледельцев выступал залогом гармонии с природой. Вся центральная часть написана самим Репиным. Да и робость его, пожалуй, выступает лишь внешней обложкой, которую он надел для виду.
Работал весь день, не замечая времени. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В эту минуту в комнату вошел Христос. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Здесь же в Чугуеве зарождается революционная тематика. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, .
В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Новыми тенденциями отмечены 1880-е годы. Грабарь широко использует эту переписку. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, .
Этот обобщенный характер образа осознавался самим Крамским. пишет картины на самые различные сюжеты крестьянской жизни, а также портреты-типы. Если критические статьи, обзоры выставок или статьи, посвященные отдельным произведениям художника, появлялись в печати достаточно часто, то обобщающих монографий, за исключением работы С. Эрнста изобиловавшей неопубликованными ранее материалами и просмотренной и исправленной самим Ильей Ефимовичем, назвать трудно.
Наиболее впечатляющий пример – «Полдень в деревне» Петра Суходольского (1864). «Мужичонко-разбойничек» называл его Мусоргский. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Е. Репин», увидевшая свет в 1937 г. Причины этой длительной эволюции — от альбома репродукций с кратким вступительным текстом, задуманного в 1906 г., до двухтомного исследования — достаточно сложны. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Новым словом на этом пути стала живопись Венецианова. Стасову. Глядя на этот образ, вспоминаешь замечание Ф. Энгельса о положении русского крестьянина, который не может ни жить, ни умереть, слова В. И. Драматическое социальное различие меньшинства и большинства одновременно было различием культурным: дворянство жило «по-европейски», а подавляющее большинство народа в той или иной мере следовало обычаям предков, что лишало две части нации общего языка. Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе – таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Внимание художника тяготит их. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Вот так, с помощью мельчайших подробностей образа человека, художник смог донести истинную его сущность до ценителей искусства. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Стремясь понять, художественно освоить, отобразить изменившийся быт и людей пореформенной деревни, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Это впечатление создается благодаря неровным линиям силуэта, неуравновешенной композиции. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Глаза ясные и добрые. В его «Семейном разделе» (1876), словно на театральной сцене, в присутствии представителей общины совершается семейная усобица – дележ имущества. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Другой конфликт, продиктованный социальными трансформациями эпохи, представлен в картине Владимира Маковского «На бульваре» (1886). Но на выставках изображения конкретных крестьян не случайно именовались «этюдами» : портрет все еще сохранял статус социальной привилегии.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Поверх нее наброшен армяк, на локте левой руки висит уздечка. Пожалуй, эта одна из популярнейших и узнаваемых картин мастера. Крестьянство было пока лишь одним из объектов интереса художников – правда именно сцены из сельской жизни позволили появиться произведениям, в которых обличительный пафос «шестидесятников» проявился с наибольшей отчетливостью. «Описать этого не в состоянии, но чего только я не наслушался, а, главное, не навидался. », – сообщал Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи.
Сначала кажется, что мужик – человек, на самом деле из робких. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове.
Первое – произошедшая при Петре вестернизация элиты. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). Репин отказался от первоначальной мысли столкнуть городское «чистое» общество на пикнике с «промозглыми, страшными чудищами» – от изображения эпизода, свидетелем которого он был сам. Такие работы чугуевского периода, как «Мужичок из робких», выразительный тип замученного нуждой бедняка и «Мужик с дурным глазомМужик с дурным глазом. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Герой картины выглядит тщедушным, невзрачным и запуганным. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. на родине, в Чугуеве, были временем его погружения в народную крестьянскую жизнь.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Перелом в отношении к народным образам связан с «Бурлаками на Волге» Ильи Репина (1872 – 1873), героями которых стали именно люди, с корнем вырванные из привычной почвы. Берег Волги. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля.
Этюд получился превосходный.
Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища – последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Стасову еще в 1876 году. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Портрет производит яркое и сильное впечатление.