Купить картину или постер "Мужичок из робких", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Данная картина Репина является одной из самых известных полотен художника и имеет название «Мужичок из робких».
Ее появление санкционировала литературная традиция, восходящая к поэме «Георгики» римского поэта Вергилия, в котором тяжелый труд земледельцев выступал залогом гармонии с природой. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Убийство свершилось.
Среди его учеников, . В эту минуту в комнату вошел Христос. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник.
«Описать этого не в состоянии, но чего только я не наслушался, а, главное, не навидался. », – сообщал Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. И вот уже перед нами не царь, а отец. Не доносчик ли. Таковы бесхитростная «Портрет неизвестной в русском костюме» Ивана Аргунова (1784) исполненное спокойного благородства «Празднество свадебного договора» Михаила Шибанова (1777) или жестоко-правдивые изображения нищих Ивана Ерменёва. Среди его учеников, .
Среди его учеников, . Вместо немого укора образованным классам «простой» человек становится моральным образцом для них. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Берег Волги. Верным знаком народности кажется курчавая борода, но даже беглое сравнение головы статуи с изображениями римских императоров Луция Вера или Марка Аврелия разрушает эту иллюзию. Чернила называются пигментными, обратите внимание они в 5-6 раз дороже экосольвентного (которыми пользуется большинство конкурентов), они химически безвредные и гораздо ярче.
Портрет словно даёт понять: будьте осторожны с русским человеком. Это протокольно точное изображение конкретной местности – деревни Желны Мосальского уезда Калужской губернии: разбросанные без видимого порядка избы и сараи с вечно дырявыми крышами (лишь на заднем плане различимо строительство нового дома), тощие деревья, заболоченный ручей. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Многое в этой области сделал Крамской Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Но хотя русская живопись находилась в общем идейном контексте эпохи, буквальные параллели между ней, литературой или публицистикой далеко не всегда уместны.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Они словно противопоставлены друг другу. Если мы учтем, что бурлаки представлены на фоне речного простора, за ними изображено влекомое ими судно (старый символ людского сообщества) под русским торговым флагом, то придется признать, что перед нами собирательный образ народа, предстающего одновременно в отчаянной нищете и первозданной природной силе. 1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея». Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. Мы используем принтер Canon оригинальные чернила от производителя, вот таким образом все картины получаются такими яркими, сочными и точными по цветопередаче.
Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. С другой стороны, понимаешь, что человек ещё очень стоек и силён, у него есть внутренний стержень, который помогает ему переживать трудности жизни. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Такие работы чугуевского периода, как «Мужичок из робких», выразительный тип замученного нуждой бедняка и «Мужик с дурным глазомМужик с дурным глазом.
Глядя на полотно, мы можем прочитать характеры и происхождение бурлаков: от стоического мудреца попа-расстриги Канина (коренника человеческой упряжки) до словно бы сопротивляющегося своей участи юного Ларьки (самая светлая фигура в центре этого мрачного ряда – молодой бурлак, поправляющий лямку). Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Главное же – от нейтральной описательности оно перешло к социальной и нравственной оценке.
Предшествующий картине всего на один год этюд носит имя модели – «Мина Моисеев». Репин считал сам эту картину красивой. Да и робость его, пожалуй, выступает лишь внешней обложкой, которую он надел для виду.
Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Крестьянство было пока лишь одним из объектов интереса художников – правда именно сцены из сельской жизни позволили появиться произведениям, в которых обличительный пафос «шестидесятников» проявился с наибольшей отчетливостью.
Наиболее впечатляющий пример – «Полдень в деревне» Петра Суходольского (1864). Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. В центральном передвижническом полотне этого времени – репинском «Крестном ходе в Курской губернии» (1880 – 1883) – современная Россия предстала ползущей под палящим солнцем бесформенной толпой, центром которой оказываются убогие в своем самодовольстве столпы провинциального общества с чудотворной иконой, а самым привлекательным персонажем – нищий горбун, которого гонит прочь стражник. Именно такое – неоднозначное – впечатление производит на зрителя герой картины Репина. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Новым словом на этом пути стала живопись Венецианова. На секунду замершая бабочка передает мимолетность остановленного мгновения. Этюд получился превосходный. Положение изменилось в XIX веке, когда человек «от сохи» стал восприниматься носителем духа нации.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. С точки зрения психологии, это наиболее верный портрет рабочего класса.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Характер человека раскрывается как сложный, противоречивый. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Измученное исхудалое от недоедания и каторжной работы лицо «Мужичка из робких» с больными слезящимися глазами, весь его взъерошенный облик с всклокоченными волосами, с плохо, небрежно запахнутым армяком – все говорит о его бедности, задавленности нуждой, затравленности бесправием, униженности и замордованности.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Сначала кажется, что мужик – человек, на самом деле из робких. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Все заняты. Этими лаконичными, но действенными средствами Крамской формирует образ своего героя как человека, наделенного ненарочитым чувством собственного достоинства и внутренней благожелательной силой, «здравым смыслом, ясностью и положительностью в уме», как писал когда-то о свойствах русского мужика Белинский. По ним нетрудно угадать тяжёлую жизнь крестьянина и накопленную годами мудрость. Это нечастый случай, когда мы знаем героя полотна – жителя поселка Сиверский под Петербургом.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Перелом в отношении к народным образам связан с «Бурлаками на Волге» Ильи Репина (1872 – 1873), героями которых стали именно люди, с корнем вырванные из привычной почвы. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Все же остальные свидетели события, включая царскую семью, теснятся на заднем плане.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В 1813 году Василий Демут-Малиновский создал статую «Русский Сцевола», которая воспроизводила малоправдоподобную историю, распространенную патриотической пропагандой. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Вот так, с помощью мельчайших подробностей образа человека, художник смог донести истинную его сущность до ценителей искусства. Но заслуживающим упоминания исключением является картина Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве 5 мая 1883 года» (1885 – 1886), заказанная Министерством императорского двора. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Но ориентированное на универсальный античный идеал «высокое» искусство было не в состоянии решить эту проблему. Стасову. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Новыми тенденциями отмечены 1880-е годы.
Внимание художника тяготит их. Он ищет здесь образы и явления, которые должны вдохновить его искусство. Работал весь день, не замечая времени. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Это впечатление создается благодаря неровным линиям силуэта, неуравновешенной композиции. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. 1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея», образ зажиточного «крепкого» крестьянина, свидетельствуют о верности суждения Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Поставленная перед художником задача была очень трудной. достиг здесь новых вершин реализма.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Здесь же в Чугуеве зарождается революционная тематика. Наиболее совершенным воплощением этого подхода к народному типу стал «Крестьянин с уздечкой» Крамского (1883). Он постоянно «бывал на свадьбах, на базарах, в волостных правлениях, на постоялых дворах, в трактирах и в церквах», то есть там, где можно было наблюдать быт и нравы. Среди его учеников, . В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Картина «Мужичок из робких» известна многим. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Этот обобщенный характер образа осознавался самим Крамским. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Высказывались мнения, что столь нарочито разыгранный конфликт идет вразрез с традиционными способами решения споров внутри общины, но как бы то ни было, это полотно свидетельствует о том, что передвижническая живопись была способна оспорить идеальный образ крестьянского мира, конструируемый народнической интеллигенцией.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Эта драматическая для оппозиционной интеллигенции история побудила Репина к работе над полотном «Арест пропагандиста», занявшей почти десятилетие.
Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Во «Взятии снежного городка» Сурикова (1891) праздник народной удали не имеет никаких примет времени: он может происходить и в XIX и в XVII столетии.
Эта тенденция на свой лад выразилась в романах и публицистике Толстого и Достоевского. В ранних эскизах пропагандист плотно окружен схватившими его местными жителями (один из них роется в чемодане с прокламациями). Об этом говорит взгляд героя – пристальный, сверлящий, даже злобный. Крестьянин – представитель «безмолвствующего большинства» – не занимал сколько-нибудь заметного места в изобразительном искусстве до XIX века, до эпохи социальных революций и урбанизации, с которыми было связано формирование современных наций и конструирование их мифологии.
Глаза ясные и добрые. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Среди его учеников, . Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». 1880 – 1883Холст, масло, 178 x 285. 4Государственная Третьяковская галерея».
На волне общественного подъема, вызванного Великими реформами 1860-х годов (прежде всего освобождением крепостных), русское искусство вслед за литературой включило в поле своего зрения исключительно широкий круг явлений повседневности. Но в общественном сознании России XIX века крестьянство заняло абсолютно особое место: оно стало фактически синонимом понятия «нация», а сельский труженик превратился в моральный эталон для различных политических и интеллектуальных движений. В 1870-е годы реалистическая живопись стремится не только к показу «общественных язв», но и к обретению позитивного начала в русской жизни.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Другой конфликт, продиктованный социальными трансформациями эпохи, представлен в картине Владимира Маковского «На бульваре» (1886). По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Стасову еще в 1876 году. Но на выставках изображения конкретных крестьян не случайно именовались «этюдами» : портрет все еще сохранял статус социальной привилегии. В его «Семейном разделе» (1876), словно на театральной сцене, в присутствии представителей общины совершается семейная усобица – дележ имущества.
на родине, в Чугуеве, были временем его погружения в народную крестьянскую жизнь. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Не случайно в эту пору в живописи отчетливо доминировал бытовой жанр. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Максимов не раз в дальнейшем обращался к деревенской жизни, наиболее заметные его произведения повествовали о тяжелой народной доле («Больной муж», 1881 «Слепой хозяин», 1884).
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Но если во Франции или Германии той поры в образе «народа» как целого крестьянство занимало лишь определенную, хотя и важную долю, в России было два решающих обстоятельства, которые делали проблему его изображения ключевой.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Драматическое социальное различие меньшинства и большинства одновременно было различием культурным: дворянство жило «по-европейски», а подавляющее большинство народа в той или иной мере следовало обычаям предков, что лишало две части нации общего языка. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". «Мужичок из робких», как и одновременный «Мужик с дурным глазомМужик с дурным глазом.
Таковы, например, картины 1820-х годов «Спящий пастушок» и «Жнецы» : мать и сын с серпами в руках, замершие на мгновение, чтобы не спугнуть севших на руку крапивниц. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Рассмотрим "ближний круг". В письме к предпринимателю Терещенко, который позже приобрел картину, художник писал, что он предлагает «этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела».
Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Но если центральный образ картины – агитатор, привязанный к столбу и потому вызывающий ассоциации с бичуемым Христом, – оставался композиционно практически неизменным, то персонажи, виновные в его поимке, коренным образом трансформировались. Именно патриотический подъем впервые поставил задачу зримого воплощения нации.
Илья Репин мастерски изобразил блеск во взгляде мужика, натурально выглядят и морщины. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. пишет картины на самые различные сюжеты крестьянской жизни, а также портреты-типы.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. «Запорожцы» (1880 – 1891) Репина или «Богатыри» (1881 – 1898) Васнецова находятся именно в этом ряду: свобода и сила ассоциируются с «простым» народом, но возможны они лишь в легендарном прошлом. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Она изображает портрет русского мужика. В 1862 году по настоянию Синода с постоянной выставки Общества поощрения художников была удалена картина лидера нового художественного поколения Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
В нём кипит настоящий русский дух, который лишь до поры до времени запрятан глубоко, а если его затронуть, то он вырвется наружу в виде бунта, протеста, восстания и справиться с ним будет если не невозможно, то очень нелегко. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Первое – произошедшая при Петре вестернизация элиты.
Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Поверх нее наброшен армяк, на локте левой руки висит уздечка. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
«Мужичонко-разбойничек» называл его Мусоргский. Картина «Мужичок из робких» написана в городе Чугуеве Харьковской губернии – родном городе Репина. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. «Внутренняя его сущность не есть какая-то особенная и курьезная, а сущность общечеловеческая, почерпающая свою оригинальность исключительно из внешней обстановки», – утверждал в 1868 году Салтыков-Щедрин. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Провал «хождения в народ» – кампании революционной пропаганды в деревне, разгромленной правительством в 1877 году, – показал иллюзорность народнической надежды на социалистические и коллективистские начала русского крестьянства.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Конечно, адресатом этого полотна был образованный посетитель выставки и именно на его визуальный опыт рассчитывал Крамской, создавая этот нарочито аскетичный и благородный по колориту холст. Зритель смотрит на него словно немного снизу. Сходным образом можно описать устремления передвижнического реализма 1870 – 80-х годов.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Среди его учеников, . Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Полтора года (1876 – 1878), проведенные Репиным Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Он выглядит забитым, застенчивым, даже диким. В его глазах читается печаль, тоска. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Так ли это – судить зрителям. Первая оформилась в Венеции в XVI веке. В творчестве художников-передвижников оно воплощается в пейзаже (Саврасов, Шишкин) и портретах интеллигенции (Крамской, Перов, Репин). Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Стасов присылает ему все, что он просит. Именно вот таким образом известный критик Владимир Стасов называл героя «мужичком-разбойничком». В этом русле находится и открытие художниками Абрамцевского кружка красоты крестьянского искусства и попытки обновить с его помощью городскую культуру. Его взгляд передаёт тяжёлую судьбу рабочего, непосильную ношу, которую он тащит на своих плечах, безысходность, покорение судьбе.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Он идет прямо к матери. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Грабарь широко использует эту переписку. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
За окном летний день. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Комната небогатой интеллигентной семьи. Естественно, что крестьяне должны были стать важными участниками сцены.
Теперь инструментарий психологического анализа, выработанный литературой и наращиваемый реалистической живописью XIX века, должен был быть применен к простолюдину. Вся центральная часть написана самим Репиным.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В его взгляде осуждение и тревога. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Таковы «Фомушка-сыч» Перова (1868), «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом» Репина (оба 1877 года).
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Это фактически групповой портрет людей, находящихся на самом дне русского общества. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками.
Казалось, она спит. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Репин отказался от первоначальной мысли столкнуть городское «чистое» общество на пикнике с «промозглыми, страшными чудищами» – от изображения эпизода, свидетелем которого он был сам.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Герой картины выглядит тщедушным, невзрачным и запуганным. Но сквозь бесконечную усталость в чертах его лица, в его глазах видна пристальная настороженность, сквозь привычное для бедняка «искательство» – скрытая злоба, ненависть и недоверие ко всем господам и ко всякому начальству. Пожалуй, эта одна из популярнейших и узнаваемых картин мастера.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Визуальное осмысление «народного» пространства России поначалу проходило в рамках этнографии. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
На скамейке сидят молодой празднично одетый подвыпивший мастеровой с модной гармошкой и приехавшая к нему на свидание из деревни жена с младенцем: это одно из самых острых в русской живописи изображений необратимого взаимного отчуждения, вызывающее в памяти образы «одиночества вдвоем» Эдгара Дега (например, его «Абсент», 1875 – 1876).