Во время Второй мировой войны картина «Мона Лиза» дважды перевозилась из Лувра. Если спросить любого человека, слышал ли он когда-нибудь о таком произведении искусства, как картина «Мона Лиза», то скорее всего этот человек без промедления ответит, что слышал и не раз и сможет назвать имя автора – Леонардо да Винчи. Картина Мона Лиза сейчас находится в Лувре в Париже и считается самой ценной картиной в мире, она застрахована с учетом инфляции на 782 миллиона. «мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. Во-вторых, картина славится необычными методами используемыми художником и, самое главное, «Мона Лиза» славится кражами из музея.
«мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит. Особенно, если сравнить картину с другой работой да Винчи – «Иоанн Креститель», на которой юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. «мона Лиза» — самая известная картина в мире.
Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Считается, что картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – это портрет Лизы Герардини, жены флорентийского торговца. Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Картина — всего лишь 30 дюймов в высоту и Мона Лиза изображена сидящей на низком складном стуле её тело повёрнуто влево, правая рука покоится на левом предплечье.
Картина Моны Лизы считается бесценной, поэтому не может быть застрахована. Когда 21 августа 1911 года картина Мона Лиза была украдена итальянским охранником, а вскоре найдена в декабре 1913 года, «примадонне» эпохи Ренессанса было отведено в музее Лувра отдельное место. Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи – самая загадочная картина. В музее Прадо в Испании хранится вторая картина «Мона Лиза», которая, вероятно, была нарисована одним из учеников да Винчи.
Все эти случаи и представленные данные помогут понять возможную стоимость картины Мона Лиза и ознакомиться с ее историей. Современное состояние картины достаточно плохое из-за чего сотрудники Лувра объявили, что больше не будут отдавать её на выставки: «На картине образовались трещины, а одна из них останавливается в считанных миллиметрах над головой Моны Лизы». Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить. Если наложитьдве картины «Мона Лиза», то возникает 3-D эффект, что, собственно, делает эту картину первым стереоскопическим изображением в истории.
Представленная информация даст возможность более точно представить, сколько стоит картина Мона Лиза, если бы она была выставлена на торги. «мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо. «мона Лиза» — портрет молодой женщины, картина одна из самых известных произведений живописи в мире. Искусствовед Борис Виппер при описании картины подчеркнул, что лицо Моны Лизы отображает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на верхушке лба.
Искусствовед Борис Виппер, описывая картину, указывает, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба11. Рафаэль, этот бессмертный гений, этот превосходный рисовальщик, был страстным поклонником «Моны Лизы» Леонардо и даже, вдохновлённый шедевром, оставил нам свой эскиз этой картины. Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Известный художник Леонардо Давинчи рисовал картину Мона Лиза почти 4 года и все же оставил его не законченным.
На картине у Мона Лизы нет ни ресниц, ни бровей. Название картины Мона Лиза было результатом ошибки правописания. Вот и вся информация, которую можно использовать для идентификации картины Мона Лиза (Джоконда).
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор.
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Голова слегка повёрнута10. Время шло – картина не появлялась.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Морщины были ее безошибочным паспортом. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Не было ее и у реставраторов. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Были допрошены сотни людей. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
Что вы видите перед собой. Леонард был арестован. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
В любом случае, после смерти да Винчи в 1519 году картина осталась в собственности короля, а после Французской революции стала государственной собственностью и была выставлена в Лувре. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Разразился страшный скандал.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо.
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Так и с данной статьей. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Меня удивило, что он маленький. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Мона Лиза улыбается, но почему.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Я не говорю, что я совершенно прав. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Немецкие газеты платили той же монетой. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. К тому же он доверял профессионалам. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Была уволена администрация музея. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Леонардо да Винчи, гений Ренессанса, был не только одним из величайших художников, но и великим скульптором, музыкантом, архитектором исследователем естествознания и талантливым изобретателем. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Гийом активно пропагандировал сожжение всех музеев и дружил с человеком, укравшим несколько небольших египетских статуэток из Лувра.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией., что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. На восприятие также действует и существующий контраст между нежными изгибами и цветами женщины и причудливым пейзажем позади, будто сказочным, одухотворённым, с присущим мастеру сфумато. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Родился в семье нотариуса.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Эту картину надо просто один раз увидеть. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Все детали её исполнены с величайшим усердием. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. То есть разобраться в этом механизме.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Так как красочный слой Моны Лизы покрыт тонкой вуалью трещин, которые могут образовываться на поверхности такой картины от старения их рисунок было сложно подделать. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Бельгиец Пьере был его секретарем. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Вот таким образом старайтесь найти в искусстве то, что вас привлекает, что вызывает ассоциации и заставляет вас задуматься над своей жизнью, а не то, что сказали другие или кто эти люди. Будем считать, что мне повезло. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. История искусств очень сложная вещь. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Картина была в Швейцарии или Аргентине. «Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». На его стихи есть неплохие песни.
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Я имею ввиду его черный квадрат. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы.
На раме он заметил отпечаток пальца. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения».
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Только вот женщин там вы не найдете. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные.
() Джоконда— не портрет. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. В шестнадцатом веке Франциск I начал собирать коллекцию художественных произведений, которая стала началом возникновения всемирно известной галереи Лувр. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Голова слегка повёрнута. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Где любовь, там и ревность. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. До него никто не видел в ней никакой тайны. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. АльфредоГери договорился о встрече с похитителем картины в номере небольшого отеля и сообщил об этом своему знакомому, директору галереи Уффици.
Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Потом разошлись по всему миру. () Джоконда— не портрет. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Но затворницей Мона Лиза не была. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Как было с Малевичем. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Франсуа является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Это одно из чудес этого портрета. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. раздел Техника). Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Так он и спал на картине больше двух лет. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования., по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Окутанный туманом задний план, мост через реку, цвета использованные художником создают ощущение естественности и живости.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Это и есть одна из главных тайн изображения. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Этот портрет молодой женщины с загадочной улыбкой на устах будоражит умы многие сотни лет. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». После этих событий картина набрала небывалую популярность. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Мне показалась такая реакция странной. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Vincenzo Peruggia). Ее перевели в покои министров. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Во время Второй мировой войны судьба картины не очень ясна, причем Лувр не стремится внести ясность в эту тайну. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Она без конца перестраивалась, то входила в упадок, то снова возрождалась. Он рассказывал, что Леонардо да Винчи, будучи близким другом ФранческодельДжокондо, согласился написать портрет его жены и проработал над ним четыре года. А еще – техника. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». «Джоконда» впала в полное забвение. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать.
Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Пабло Пикассо также находился под подозрением. «Мона» переводится как «госпожа».
Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой.
Но это чрезвычайно трудная задача. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Эта версия считается просто домыслом. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик.
Так в сознании читающей Европы возник любовный треугольник – молодой красавец художник, старый муж-купец и прекрасная Джоконда. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. «Джокондомания» охватила Америку. Вокруг них мы видим слабые красновато-синие круги, а ресницы могли быть написаны только очень искусной кистью. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Каждая крупная газета в Европе написала об этом и каждая статья была проиллюстрирована репродукцией картины. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Только чувство утраты рождает любовь.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Столетия она считалась ценным, но достаточно заурядным шедевром эпохи Ренессанса. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. При помощи этой формулы и точных математических расчетов из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в Отель Джоконда).
да там толпа. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Назревала большая европейская война. Леонардо работал над ним не один год. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Цель этого похищения не выяснена однозначно. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи.
Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Где-то между 1503 и 1506-м. Цель этого похищения не выяснена однозначно.