Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи – самая загадочная картина. Знаменитой картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда» исполнилось 500 лет.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Лувр. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Возрождение. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Но затворницей Мона Лиза не была.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Однако сколько не разгадывай ребус мастера, все равно вопросов остается больше, чем ответов. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Собственно, следуют советы современным женщинам: подумай, какая ты замечательная, милая, добрая, неповторимая – ты стоишь того, чтобы радоваться и улыбаться себе. Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой – Лизу дель Джокондо. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы.
Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Ее перевели в покои министров. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Существует версия, что картины на самом деле две. Немецкие газеты платили той же монетой.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Каждый исследователь дает на поставленный вопрос свой ответ.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
да там толпа. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. До отъезда в Амбуаз, в Риме художник пишет свой единственный автопортрет и свою последнюю картину «Иоанн Креститель».
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один — в её одухотворенности. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
В 1503-1505 г. г. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.
Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Кроме того, по свидетельствам современников, картина была больше и делалась на заказ как раз для мужа Моны Лизы Франческо дель Джиокондо. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Леонардо работал над ним не один год.
Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Где-то между 1503 и 1506-м. Но это чрезвычайно трудная задача. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Суть его заключалась в нанесении изображения на сухую штукатурку исполняющую роль загрунтованной доски. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Зачем математикой проверять гармонию, переводя на совремменный бытовой язык известное высказывание. Мне довелось портрет увидеть. Не было ее и у реставраторов.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Считается, что именно в это время он начал писать «Мону Лизу». Это и есть одна из главных тайн изображения.
Художник работал медленно – вот таким образом он отказался от принятой техники настенной росписи (по влажной штукатурке), предложив экспериментальный способ. Меня удивило, что он маленький. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Бельгиец Пьере был его секретарем. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Леонардо накладывал десятки, а то и сотни тончайших слоев краски – то есть ему пришлось возвращаться к картине великое множество раз. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
«Джоконда» впала в полное забвение. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Разразился страшный скандал. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Рассказ о том, что Мастер нанимал певцов и музыкантов, чтобы они развлекали женщину и она все время улыбалась, скорее всего история, сочиненная самим Вазари, – в его «Жизнеописаниях» немало таких украшательств. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Как было с Малевичем. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. () Джоконда— не портрет. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Только чувство утраты рождает любовь. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
В 15 лет отец отдал его в подмастерья к одному из самых знаменитых в Италии художников Андреа дель Верроккио. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Так и с данной статьей. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Картина «Мона Лиза» Самой бесценной картиной всего человечества считают работу Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Эта версия считается просто домыслом. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. К тому же он доверял профессионалам.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Мне Мoна Лиза улыбалась. Ее глаза двигались, румянец был живой и теплый, это было так, как если смотреть обьемный фильм. Приятно, но на психику давит. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. На раме он заметил отпечаток пальца. Мона Лиза – автопортрет художника. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Где любовь, там и ревность. С нею Леонардо блистательно справился. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно.
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Объяснений множество. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
Италия. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Гений художника позволял ему увидеть за живой телесностью форм подлинную сущность естества. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Вазари сообщает, что четыре года и в это время картина все еще оставалась незаконченной. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Голова слегка повёрнута. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо).
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой.
Хитрый де Голль использовал симпатии к Франции Жаклин Кеннеди, в жилах которой текла французская кровь. Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо.
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. А. С. Пушкина в Москве. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Картина находилась при художнике до самой его смерти. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже.
Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. По эмоциональному выражению художника Вазари (биографа Леонардо), «ее брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее». Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Что вы видите перед собой.
Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. 77 x 53 см. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Предположений было много: это автопортрет самого Леонардо, портрет матери художника Катерины, назывались различные имена современниц и современников художника. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами.
Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей.
Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы и две воссозданные им картины Леонардо. Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. «Джокондомания» охватила Америку. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. «Мона» переводится как «госпожа».
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
работал над фреской "Битва при Ангиари" В 1506 году он вновь переезжает в Милан, где написаны «Леда и лебедь», «Святая Анна». 76х53 см. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Проявлявший одинаковый интерес к анатомии инженерному делу, научным проблемам и аэронавтике Леонардо на протяжении своей жизни завершил невероятно мало картин. Большое их количество вызвало на свет недоказуемую версию, что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, написанный самим мастером.
Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Были допрошены сотни людей. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало — образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
«Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. До охраны наконец дошло, что картину украли. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. золотых экю. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Эту картину надо просто один раз увидеть. То есть разобраться в этом механизме.
del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». В результате краска стала осыпаться еще при жизни Леонардо. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека». Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы.
Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Работа выполнена на тонкой хрупкой тополиной доске. Париж. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
Некто исследователь Котт, который занимается изучением и тщательным исследованием этой работы великого мастера, развенчал немало мифов на счёт Джоконды. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Разводя краски скипидаром до прозрачного состояния, Мастер добился удивительного эффекта, но его эксперименты привели к тому, что цветовая гамма сильно изменилась – сейчас преобладают сине-зеленые тона, в то время как написанные в традиционной манере копии сохранили первоначальный колорит – к примеру, на этих копиях рукава одеяния (они обычно пристегивались к платью отдельно) красного цвета. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Мона Лиза» (1503-1519). Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы.
Негативным изменениям поспособствовали и многочисленные реставрации, повредившие поверхность холста. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Голова слегка повёрнута10. Vincenzo Peruggia). особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». 1503-1505 г., 77 x 53 см., дерево, масло Лувр, Париж. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Время шло – картина не появлялась. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу».
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Его ученики всегда были скорее красивы, нежели талантливы особым же расположением пользовался его слуга Джакомо Салаи. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. На восприятие также действует и существующий контраст между нежными изгибами и цветами женщины и причудливым пейзажем позади, будто сказочным, одухотворённым, с присущим мастеру сфумато. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Художник не расставался с портретом до самой смерти. Только вот женщин там вы не найдете. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет.
В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Он приходит в музей.
Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». () Джоконда— не портрет. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. В 1500 г. Леонардо возвращается во Флоренцию. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. В ХХ ст.
Будем считать, что мне повезло. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Эта гипотеза основывается на записях секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д39Арагону во время его визита к художнику. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Цель этого похищения не выяснена одназначно. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Цель этого похищения не выяснена однозначно. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Тайну поразительного воздействия этой картины пытаются разгадать уже много лет. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями». По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Ученым удалось разгадать эту загадку.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Потом она спускалась все ниже и ниже по лестнице придворной иерархии, пока не оказалась в одном из темных закоулков Версаля. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Картина действительно была найдена в Италии, но спустя лишь два года, в течение которых, портрет находился на первых полосах всех газет и журналов. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. По одним сведениям, это герцогиня Констанца дАвалос, любовница Джулиано Медичи, по другим – это мать художника Катерина, по третьим – это некий юноша в женском одеянии. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Эта загадка практически решена.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Есть два вида зрения: прямое и периферическое. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Глядя на ее леонардовский карандашный портрет можно уловить сходство со знаменитой картиной из Лувра. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».
«Джоконда» – не портрет. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. О детстве Леонардо достоверно ничего неизвестно. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун.
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Доска (тополь), масло.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. И потому не исключено, что кто-то иной позировал художнику в дальнейшем. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». А еще – техника. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей.
История искусств очень сложная вещь. раздел Техника). Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. В Фонтенбло «Мона Лиза» пребывала почти двести лет и лишь в начале XVIII века была перевезена в Версаль.
Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Но картину вернули в Лувр. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Это одно из чудес этого портрета. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей».
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Подобные слова принесли произведению всемирную славу. С 1457 г. он воспитывается в доме отца. Потом разошлись по всему миру. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. До него никто не видел в ней никакой тайны.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Чтобы использовать эту технику, да Винчи окуривал дымом помещение, где работал, в результате чего образ изображенный на полотне, терял ряд четких границ. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Была уволена администрация музея.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Так что, если хотите увидеть «Мону Лизу», вам придется отправиться в Париж. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Сейчас она пребывает за пуленепробиваемым стеклом и дирекция Лувра решила, что картина больше не будет покидать стен музея.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Вот таким образом я не побоялся и высказал свое мнение по поводу взгляда на картине, тем более, что такая трактовка отсутствует среди прочих. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Имя портретируемой не удалось установить до сих пор иногда даже ведутся споры о том, кого в действительности изобразил художник, мужчину или женщину, однако все это отступает на задний план перед удивительным мастерством исполнения этой картины, с ее легкой воздушной дымкой, окутывающей фигуру и ландшафтную среду. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.
На его стихи есть неплохие песни. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Так он и спал на картине больше двух лет. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Мастер тщательно выложил изображение из кусочков окаменевшей смолы, а самые мелкие детали высыпал из лучистой каменной крошки. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Еще одна схожая версия. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете.
Грустит она или улыбается. До него никто не видел в ней никакой тайны. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно.
При этом каждый предыдущий слой должен был высохнуть. Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Музей – это публичное заведение. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Леонардо писал картину несколько лет. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. В 1517 г Леонардо приезжает в Амбуаз, где и умирает 3 марта 1519 года.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Кроме того, самое последнее дело пытаться объяснить, что хотел художник выразить своим творчеством. Я не говорю, что я совершенно прав. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. «Мона Лиза» – идеальный портрет, благодаря тонким эффектам света на лице и продуманному пейзажу в фоне картины. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Леонард был арестован. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Глаза Темные глаза Мона Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затененных век. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Назревала большая европейская война. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Позднее были написаны "Поклонение волхвов", "Портрет Жиневры де Бенчи", "Мадонна с цветком" ("Мадонна Бенуа"), "Мадонна Литта", "Святой Иероним", "Святой Себастьян". В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. придумал загадочную улыбку Джоконды.
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет.
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. То, что нарисовал художник, останется без всяких комментарием и толкований в истории живописи. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
В 2005 году была обнаружена книга, на полях которой Агостино Веспуччи, помощник Никколо Макиавелли (с которым Леонардо был дружен), написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. На её роль до сих пор претендуют такие женщины, как: Катерина Сфорца – дочь миланского герцога Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская Чечилия Галлерани она же – Дама с горностаем Констанца дАвалос, которую также звали Весёлая или La Gioconda Пачифика Брандано любовница Джулиано Медичи Изабела Галанда Юноша в женском одеянии Автопортрет самого Леонардо да Винчи. Я имею ввиду его черный квадрат. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В этот период (1472-1475г. г. ) написана первая из известных работ Леонардо «Благовещение».
Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Дерево, масло. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
.