Сикстинской капелла, задняя стенка, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет). Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». Именно «Страшный суд» у Микеланджело в Сикстинской Капелле отнял последние силы и вызвал тяжёлые душевные мучения, но возможно именно эти эмоции и сделали эту картину настолько потрясающей и волнующей.
Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Но заказ есть заказ. Начатых работ Микеланджело не показывал никому.
Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства. Среди них мужчины, женщины и дети. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Пико утверждал, что каждый человек соединяет в себе земное, животное и Божественное начала.
Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности.
Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Работа над Сикстинской капеллой была так неприятна, что Микеланджело написал стихотворение о своем страдании. В 1509 все более и более разочарованный Микеланджело рассказал о своем физическом напряжении другу Джованни да Пистойе. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй.
По мере продвижения к алтарной стене, где изображения становятся более масштабными, Микеланджело достигает наивысшей архитектонической ясности своего замысла. И эти опасения не были беспочвенными. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет.
Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Он больше похож на Геракла или Аполлона. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Апостол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж.
Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого».
Другими словами – описание «Страшного суда» Микеланджело отображает не радость победы, а показывает весь ужас этого события. Вот что значит гений. Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью. Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами.
По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства.
Заделать их будет невозможно. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески.
Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух.
1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Главная тема цикла— доктрина потребности человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение.
Варфоломея (На фреске Св. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
И вот таким образом вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ.
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Лоренцо, при жизни прозванный Великолепным, был душой города, законодателем мод, первым гражданином и фактическим правителем Флоренции. В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации.
Они не смотрят на Христа. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место в уже переполненной лодке. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками.
Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. Большие паруса поддерживают свод.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.
Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту). Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Второй этаж – основной.
Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Поза, мол, у них слишком неприличная. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. Габриель Барц и Эберхард Кёниг, говоря об Ignudi, отмечают: «Нет никакого другого изображения, которое имело бы столь длительный эффект воздействия на последующие поколения, чем это.
Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом.
Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад.
Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении.
После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. 10. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Что мог Микеланджело.
В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. «Не удастся ему ничего сделать, — говорили они. 625х662 см.
Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. В Католической церкви считается первым папой римским. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Только Иоанн Павел II в 1994 году смог поставить точку в споре богословов и искусствоведов. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Мнения исследователей относительно того, кого представляет женская фигура в свите Творца, расходятся.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику.
В миру его называли кардиналом смерти. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Сикстинская Капелла имеет три этажа. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Его нагота вызвала осуждение. В них художник изобразил многочисленных предков Христа.
Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. С 1481 по 1483 года представители умбрийской и флорентийской школ живописи украшали стены Сикстинской капеллы.
На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Да, незадача.
Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». 15. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом.
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Но, несмотря на такой большой срок, поражает правильность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18.
Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства. Но, не тут-то было. Точно неизвестно когда престарелый Микеланджело получил контракт, но в Рим он прибыл в сентябре 1534 года, дабы заняться росписью алтарной стены. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами.
В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует«Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Работа над фресками двигалась медленно и мучительно.
Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
И в ответ услышал: «Когда смогу». Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».
Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы.
Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. IV). Включение Триумфальной арки Константина ссылается на мировоззрение Сикста, который позиционировал себя не только преемником Петра, но и римских императоров. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
(Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. IX, ст. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Об этом шедевре искусствовед В. Н. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело.
А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
А вот сам мастер оказался не очень довольным. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения. Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Этот момент и изображён на фреске Микеланджело.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
«Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы.
Интересно, что на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле присутствуют как персонажи из христианских, так и из первоначально языческих источников. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. На тот момент – Павел III.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)Фреска написана в период 1546-1550 гг. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда».
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа.
Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19.
Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома.
Итак, 1471 год. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы.
Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Ной исполнил указание и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Он знал, что роспись свода — дело трудное, всячески старался уклониться от этой работы и предлагал папе поручить это дело Рафаэлю. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно.
Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело.
Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Некоторые считают, что слишком много воображения. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века.
Микеланджело сам создал «летящие» леса. Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Микеланджело начинает расписывать потолок, как вдруг выясняется, что изображения покрываются плесенью. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына.
После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. Высота капеллы— 20 метров. Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. По его мнению, это обедняло роспись.
Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда.
Длина изображения почти полтора метра. События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.
Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году).
Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация.
Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Однако, Микеланджело «Страшный суд» – фреска Сикстинской капеллы – изобразил, как страх всего человечества перед неизбежностью. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Прим.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Персонажи не просматриваются на такой высоте. Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Это Харон, который гонит грешников в ад. — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик.
Главным был второй ярус. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник как бы создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которой начинается бесконечное мировое пространство. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.
Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея».
Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию.
Ни в Европе, ни в восточных странах. Сейчас Сикстинская капелла – это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Об этом шедевре искусствовед В. Н.
После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Узнав об этом, Микеланджело передал понтифику, что наготу на картине удалить несложно, а пусть он миру попробует придать пристойный вид. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Говорят, в одну реку не вступишь дважды.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения народа Израиля. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Только ответить своим искусством. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем. Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы.
2. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. В последний год работы Юлий II принуждал Микеланджело ускорить её завершение, художник трудился в бешеном ритме.
Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Как то вопросы финансирования.
Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Благодаря новой художественной программе была осуществлена связь между уже написанными фресками на стенах часовни и росписью на потолке: от историй о Моисее к жизни Иисуса Христа. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом.
Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Объяснение напрашивается само собой. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
Фреска. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства (Подробнее о резиденциях Пап в Риме см. При этом мрачное лицо самого Микеланджело проглядывает из складок куска человеческой кожи в руках св. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. За ней – Иосиф Обручник. И для того были веские причины. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины.
В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма41. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год.
Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Сам по себе «Страшный суд» – это, согласно Библии, победа Христа над Люцифером. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ.
Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Решения художественных задач, найденные Микеланджело при работе над циклом, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров изобразительного искусства: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте.
Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Помилование мог даровать только Понтифик.
Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, причём своей шляпой, длинными волосами и детской фигуркой он больше напоминает девочку. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Но и это ещё не всё. После сюжетов Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворение Евы, которые входят во второй тематический цикл изображения героев становятся крупнее, лаконичнее и намного выразительней.
Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Скорее всего, новому понтифику Клименту VII не давали покоя лавры предшественников: ему тоже захотелось внести своё имя в список пап, занимавшихся украшением капеллы. И это можно понять по его последним фрескам.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Память об этом событии живет во мне до сих пор. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны».
Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Карафа был патологически жесток.
Цикл повествует о создании Богом прекрасного Мира и человека, впадении человека в грех и его отделении от Бога. «Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»).
Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Место конклава.
Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох.
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок.
Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. «Полагают, что мрачность этого творения отражают депрессивное состояние Микеланджело, на которого повлияли события того времени – особенно усиление протестантизма и разрушительное действие Реформации, Души, которые возносятся на небо, либо отправляются в ад, то изображены красочно и живо, то вызывают чувство омерзения. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
В 1508-1512 гг. Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же – о продолжении голосования. В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей.
Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане.
Все это время с ним рядом находятся его помощники. Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора. Во время работы Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II.
Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). По другой версии, сам папа желал поручить Микеланджело работу в капелле, об этом 10 мая 1506 писал художнику его друг флорентинец Пьеро ди Якопо Россели. Проект серьезно повредил зрение художника. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым.
Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. rotondo – круглый). Тема тондо – Святое семейство.
Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком.
Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Они же являются авторами кафедры хоров. Капеллу покрывает почти плоский свод. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника.
В 1480 году отношения между Римом и Флоренции можно было назвать сложными, только-только был заключен шаткий мир после междоусобиц, но до сих пор Лоренцо не мог забыть и простить то, что в результате заговора Пацци был жестоко убит его возлюбленный брат Джулиано. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся.
Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Это неудивительно, ведь роспись сводов капеллы заняла 4 года и, по свидетельствам современников, когда Микеланджело закончил расписывать свод, он сообщил окружающим, что на этом его роман с живописью окончен раз и навсегда. Микеланджело имел дело с помещением более внушительных размеров, что вынудило его идти по другому пути для решения поставленной задачи34. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней.
Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша.
В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста.
Очевидно, что художник нарисовал огромный мужской детородный орган в состоянии возбуждения. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. На первом плане изображена Дева Мария. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV.
Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. К украшению зала, где собирается конклав кардиналов, кисти приложили и Боттичелли и Козимо Росселли и Гирландайо и отлученные от работы над Станцами Лука Синьорелли и Перунджино. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Он проходил обучение сначала под руководством Доменико Гирландайо известного двумя большими фресковыми циклами в капелле Сассетти и капелле Торнабуони, работавшего также и в Сикстинской капелле. Ещё один факт: депрессивное состояние Микеланджело сыграло с ним недобрую шутку. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны.
Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли.
Как считал Лео Штейнберг, внизу слева в тени изображены Люцифер и Вельзевул, которые отказывались признать, что Адам был венцом творения Создателя. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. здесь). Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть».
Известный Сикстинский потолок разделен на девять секций, в которых изображены девять историй Происхождения Мира — от стадии Создания к Опьянению Ноя. Другие приветствовали проект благодаря сохранению шедевра Микеланджело для будущих поколений, которые смогут оценить вибрации его цветовой палитры. Расположенная в южном конце Музеев Ватикана к северу от базилики Св.
В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). По периметру потолка чередуясь, располагаются фигуры Пророков и Сивилл, сидящих на монументальных престолах. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29.
по заказу папы Павла III. Он работал над проектом с 1508 по 31 октября 1512 в тесных условиях высоко на лесах, находясь под непрерывным давлением Папы Римского. Чувство священного трепета перед величием и одиночеством Микеланджело останется со мной надолго.
Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства.
Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. В росписи стен участвовали такие великие художники как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо.