В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира.
Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо.
Серия картин «Менины» Пикассо, созданная по мотивам величайшего творения Веласкеса, – результат взаимодействия двух гениев, разделенных во времени, но сходных масштабом художественного дарования. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Пикассо в течение 5 месяцев написал серию из 45 художественных интерпретаций картины Веласкеса «Менины».
«менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок.
В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Вероятно, мастер использовал зеркало для того, чтобы запечатлеть себя вместе с другими героями. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века.
В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение к миру и возвращается к себе самой» (Там же. Они узнаются на заднем плане картины в двух небольших силуэтах, отражаемых зеркалом. Он был объявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.
Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник.
Но, правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. За пределами холста или внутри него. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Взгляды их пристальны, но странно рассредоточены — каждый смотрит только перед собой. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам.
По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.
Ему 57 лет. Мольберт развернут от нас и мы не видим, что рисует художник. Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса.
По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Ограничиваясь только самим процессом писания картины, Веласкес, в сущности, не показывает ни оригинала, ни изображения. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой.
Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Парадный портрет семьи Карла IV был заказан Гойе весной 1800 года. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи.
Но, кроме этого, оказывается, каждая половина картины разделена на две части границей этого деления наверху служит линия потолка, внизу — линия пола, при этом оба деления довольно точно подчиняются закону золотого сечения. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи. Согласно Ортеге, его отсутствие есть «стиль-исповедь» Веласкеса.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего.
В выражении лица художника, в его несколько отрешенном взгляде отмечено то особое состояние самоуглубленности, которое наступает в момент творчества. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Таким образом, получается, что королевская пара находится непосредственно перед картиной – там, куда смотрят придворные и сам Веласкес.
В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Это внесло некую натянутость в отношениях с Филиппом IV. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации.
Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино. Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот».
Она вызвала на состязание Афину. «Он (художник) безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки». Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.
Однако это положение требует оговорок и поправок. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения.
Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Оба поворачивают культуру лицом к реальности. Это одна из тех загадочных картин, споры о которой будут идти бесконечно.
Собственно, картиной следует считать пролет, занятый фигурами, а в его пределах центральное место принадлежит не инфанте, а фигуре остановившегося в дверях гофмаршала. Глаза и руки – отец и мать изобразительного искусства. Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году.
Только в одной Вене хранится 5 портретов девочки в разных платьях. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Быть может, со дня возведения в кавалеры ордена он уже не касался кисти. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Все случайное и непреднамеренное, весь закулисный беспорядок облекается в «Менинах» в стройный образ, в ясную архитектурную оправу, от которой веет классическим холодом «Афинской школы» Рафаэля. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе.
Итак, время действия – 1656 год. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. В Испании живопись до 1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. У них нет общего центра притяжения, нет общего интереса. Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве.
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Значительное расширение поля эстетического в пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическая творческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусства характеризуют ситуацию постмодернистского знания. Связь картины и зеркала была установлена в очень давние времена. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. «Око и дух»).
Правильные прямоугольники картин и окон напоминают ковры «Тайной вечери» Леонардо. Картина стирает границы пространства и времени. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
Посредством красок, передающих цветовые сочетания, свето-теневой моделировки, манеры наложения мазков, композиционного построения пространства картины, расстановки персонажей, художник показывает нам обычный вид, прямой фотоотпечаток действительности. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Многослойное полотно грозит вырваться из рамок прямо у нас на глазах: оно расширяется одновременно во все стороны, вовлекая и перенося зрителя в далекие годы правления испанского короля Филиппа IV – властителя половины мира того времени. Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении.
Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование.
Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Наряду с тонким проникновением в структуры опыта культурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчивают проблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизии философского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретации Субъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновения Человека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
Дом Пачеко в Севильи был открыт для всех выдающихся людей, живших в этом городе. Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы. 6 июня 1599 года у португальца Хуана Родригаса де Сильва и Иеронимы Веласкес, родился сын. — «Но тогда в Италии нет, наверное, ни одного художника, который отвечал бы вашему вкусу и которого можно было бы увенчать короной».
Обратившись в своем творчестве к изображению исторической деятельности народных масс, Гойя положил начало развитию исторической реалистической живописи нового времени. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты.
В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. (Колпинский Ю. Ф. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. В портретах Ренессанса идеальный героизированный человек, несмотря на напряжение воли, выступает обычно как обособленная личность.
Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». СПб., 1994. А почему в мастерской находится инфанта. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.
Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения.
И вот, чем более я стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. Картины построены на эффектном сочетании звучных чистых тонов. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Само слово «менины» означает с испанского «фрейлины». На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне.
Оба произведения выполнены в разных манерах. Все зависит от точки зрения.
И главное, что его занимало, это не воспроизведение отдельных, четко отграниченных мотивов: ковра инструментов, фрейлин, ткачих, а их слияние в один многозначительный живописный образ. Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Никому никогда не удастся взглянуть на холст, повернутый к зрителю своей оборотной стороной. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. К нему мастер обращался и ранее.
М., 1995. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью.
Одна из них – донья Мария Агостина Сарменто – подносит инфанте бокал с водой, встав на колени согласно этикету другая – графиня Изабелла Веласко – делает реверанс. Он прекратил посещения собраний в Академии Сан-Фернандо и работал над Глупостями, своей последней большой серией гравюр, над теми самыми, в которых критика и сатира Лос Капричос достигла своей крайности, предлагая галлюцинаторное и кошмарное видение мира. С. 39). Остальные: карлицы на переднем плане, два человека за Маргаритой, остановившийся вдалеке на лестнице гофмастер (управляющий двором), — пришли проследить за точным исполнением церемонии. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Композиция картины кажется поначалу столь же представительной и незыблемой, как и в королевских портретах 1799-1800 годов. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. То, что до сих пор не в состоянии сделать ученые, художники открыли сотни лет назад. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира).
Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. В 1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», — огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Картина представляет собой редкий в испанском искусстве пример группового портрета.
Куда больше распространены две другие точки зрения. Подобная иллюзия достигается и определенными художественными приемами, которые использует Веласкес. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.
Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Изящен жест, которым Веласкес держит кисть. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части.
(Морис Мерло-Понти. Но в то же время лицо Маргариты одухотворенное и живое, в отличие от болезненного лица короля, напоминающего маску. На картине «Менины» в центре также стоит светлая фигурка Маргариты. Юный Вакх противопоставлен собравшимся вокруг него крестьянам и пастухам не только тем, что он выделяется белизной тела и образует вершину уравновешенной пирамиды, составленной из двух склоненных перед ним фигур. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью. Парадный портрет, традиционно использовавшийся для прославления достоинств человека, здесь превращается почти в карикатуру из-за беспощадно обнаженной характеристики портретируемых.
Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Это его единственный достоверный автопортрет. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Картина «Менины» явным образом построена.
Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов.
Верхняя свободна, более воздушна и легка.
Их фигуры остались за границами картины, но практически все герои обращены в их сторону. Но он по-прежнему одинок. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства.
У Гойи нет героя, его герой — сама картина, то есть, сам визуальный язык. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино.
Карликов писали в Испании и до Веласкеса. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом.
Он столь удачно исполнил тут портрет короля, что был немедленно назначен королевским живописцем и очень скоро получил во дворце и мастерскую и жилье. Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих.
Размытые границы центра, нетвердый акцент игра противоположностей (черного и белого, красивого и уродливого, реального и призрачного) заставляют зрителя блуждать взглядом по картине, попадая в разные пространства и заходя прямо вовнутрь картины. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Инфанта являемся функцией короля.
В первую очередь в этом нас убеждает автопортрет самого Веласкеса. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.
Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Разумеется, нет. Одна из придворных девушек подает инфанте красный кувшин с водой. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы.
В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. Его новая слава давала ему больше работы по заказам. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи.
Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Но можно утверждать, что всякий, кто непредвзятым взглядом воспринимает картину, безотчетно чувствует гармонию ее пропорций.
Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней.
Вы дали себе труд родиться, только и всего. Однако короля и королевы непосредственно в картине нет. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции.
Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца.
В глубине комнаты, в дверях, виднеется гофмаршал королевы дон Хосе Ньето. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. Однако затем работа шла медленно — картина была закончена лишь в июне 1801 года. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.
Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством.
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Прямоугольники картин, двери и отрезков стен звучат в его картине гармонией пифагорейских чисел.
Исключение открывает нам причину. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.
Venezia, 1660, p. 58). За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут». светотенью, красками. Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.
В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. Художник бросит вас в бездну своих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайных кошмаров. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом. В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке. Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин». Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству.
Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Это привело к тому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Глубина и неразрывность его достигается в картине виртуозной передачей световой среды. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах».
Это сцены из жизни простых людей. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой.
Творчество этого художника, развивавшееся на рубеже 18—19 столетий, подобно творчеству Луи Давида, открывает искусство новой исторической эпохи. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Здесь «художник и монарх то и дело мгновенно меняются местами» (Там же. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.
Значительное место в творчестве мастера занимают гротеск, аллегория иносказание. Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. Верхняя свободна, более воздушна и легка.
Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Именно вот таким образом в картине появляются еще два героя. С точки зрения каждой меняется значение целого. Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый свет которого не проникает в комнату. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин».
Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразила грубость здешних живописцев. Художник-художник — «он безоговорочный суверен в своем постижении мира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних».
Формы, воссозданные цветом, рельефны и телесны, а не плоски. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Но если вертикальные оси композиции несколько сдвинуты и потому динамичны, то членения по горизонтали отличаются более спокойным характером.
Ту из них, которая подает инфанте сосуд, звали донья Мария Сармиенто, другую — Изабелла де Веласко. Здесь царствует строгая оптическая логика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончиком кисти и острием взгляда» (Фуко М. Слова и вещи. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре».
Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Искусство вечно. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи». Он учился живописи у Франсиско Эреры Старшего (1576-1656), а затем у Франсиско Пачеко (1564-1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Одна нога на ступеньке, тело, полностью данное в профиль, — непостижимый пришелец застыл в равновесии, на мгновение, прервавшем его движение вовнутрь или наружу. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства.
Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Как художник Гойя складывается сравнительно поздно. «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе.
И здесь уместно привести слова Паломино об этом первом этапе его жизни после описания созданных в Севилье бодегонес: «В таком вот духе были все вещи, которые Веласкес делал в это время, дабы отличиться ото всех и идти новым путем сознавая, что Тициан, Альберти, Рафаэль и другие захватили до него лавры первооткрывателей и что, поскольку они уже умерли, слава их возросла, он, движимый своим причудливо изобретательным вдохновением, принялся изображать сценки из жизни простонародья в новой, смелой манере, с необычными красками и освещением. То есть король вступил в инцестуозные отношения. СПб., 1994, с. 42). Но даже королевская чета не абсолютна. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.
Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. Но не это главное в полотне. Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенный от мира воспринимающего.
Два основных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, — «стремление к искусству» и «стремление к социальной реабилитации» —были удовлетворены почти незаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти не обремененным тягостной профессиональной рутиной). Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. С. 330). Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса. Искушенный зритель непременно почувствует эту особую магию данной картины, которая восхищает и одновременно вызывает тревогу, как всякое пребывание на пороге миров. Это знаменитый портрет «Ла Фрага», единственный, где Филипп изображен в военном костюме, — кроме конного портрета в Прадо, где он в панцире.
Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Не повезло Веласкесу также с самой главной персоной в государстве, — с его покровителем.
С. 34). Среди этих соответствий бросается в глаза странное сходство маленькой инфанты и карлицы Барболы. Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу.
Гойя — сложный и очень неровный художник. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Это сцены изжизни простых людей.
Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. СПб., 1994.
Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Ни у кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж.
С. 41). Картина переносит нас в пространство измеримое, в царство золотого сечения. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца. Столица открыла ему новые возможности.
Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Более, того, оно противопоставлено окну и подчеркивает его. Однако это положение требует оговорок и поправок.
Я себе, — пишет он другу в том же году, — действительно налаженную жизнь. Находится в музее Прадо в Мадриде. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства.
В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. «Он — гений неучтивости» (Там же.
Подобно тому, как Декарт сводит мышление к рациональному, Веласкес сводит живопись к визуальному. С. 219). Вся картина построена на парных противопоставлениях. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы. Франсиско Гойя М. 1962г., 294 с. ) Ни один из его портретов не источал еще таких переливов серебра, такого сияния золота, разливающегося здесь настоящими потоками, такого слепящего глаз мерцания алмазных звезд, стрел, эгретов, ожерелий, подвесок.
А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).
Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании. Назначенный в 1647 году смотрителем построек он обязан разбирать счета с плотниками и каменщиками за маленькое жалование.
Нижняя половина картины занята фигурами. Но Веласкес был смел в своих экспериментах, он умел соединить разнородные мотивы так, что вместе они выглядели естественно. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. С. 329), но здесь и зритель.
Быть может, то, что вижу, — сон. Лондон.
Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами». Его мать Грасия Лусиэнтес принадлежала к мелкой аристократии Сарагосы, его отец Хосе Гойя зарабатывал жалованье как шлифовальщик металлов. Два года спустя он женился на Хосефине Байэу.
Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. По словам одного из авторов идеи выставки художника Анатолия Белкина: ««Менины» – это не просто картина, это икона мирового изобразительного искусства». Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Однако оно находится почти в центре картины: его верхний край располагается как раз на линии, разделяющей надвое картину по высоте на задней стене (или на видимой ее части) оно находится посредине.
Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Загадка заключается в другом.
Донья Марианна Австрийская была немолодая женщина с нарумяненными щеками и некрасиво выпуклым лбом, утопавшая в огромных платьях доведенной до безобразия барочной моды. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Вместе с тем включение карликов в групповой портрет не только увековечивает их наравне с высочайшими особами, но и низводит этих особ с их пьедестала. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.
«Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Но за этим скрываются более глубокие корни мировоззрения, подвергающего сомнению антропоцентризм и гелиоцентризм Ренессанса и означающего такой же перелом в искусстве, как в космографии переход от Птолемеевой системы к Галилею.
Я никому не прислуживаюсь. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).
Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. В изображении самого себя за писанием картины с фигурами в человеческий рост Лагрене почти коснулся темы Веласкеса, но по существу оказался отнес очень далек.
Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью. Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостная живопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводит напрямую к импрессионизму. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства.
В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом.
«Никогда прежде Гойя не разыгрывал такого красочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всех оттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центре картины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пеплом оттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее между ними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячих красок)». Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Короля и королевы не видно.
Есть в его картинах печаль, серьезность, суровость, словно бы осуждающие всякое веселье. У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». И творчество побеждает.
Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Известно его понимание живописи, подтверждение которого не составляет труда, настолько оно прямолинейно, постоянно и ригористично. Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых.
В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ). Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, вареную физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи — одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семейки.
Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. При этом обе эти картины построены по золотому сечению и так гармоничны, что эта вторая тектоническая система ложится поверх первой и включает геометрические формы в соотношение фигур. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. В Санкт-Петербурге в честь 350-летия со дня смерти Диего Веласкеса с 18 июня по 16 июля 2010 года в галереях современного искусства «Эрарта» прошла выставка «иМенины».
Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены. И все же оно нарушено. Но всякому свежему человеку эта роскошь скоро начинает колоть глаза. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. — «Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаю первое место и Тициан является их знаменосцем» (Магсо Bosquini.
В это время Гойя еще все больше отделялся от общества. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Согласно Паломино, в картине изображен сам художник за писанием портрета короля Филиппа IV и Анны Австрийской. Картина оказывается местом скрещения двух сфер.
Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в «Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознанием важности события. Есть и философские интерпретации. Это таинственное полотно реализует давно задуманную мечту человека о машине времени.
На это указывает отражение в зеркале. «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», — таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить «Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», для которого человек не существует.
В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. La carta del navegar pittoresco. Первые картины Веласкеса были написаны вжанре бодегонес. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.
Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, по меньшей мере из уродов. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине. Но смотрит и художник. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными.
Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека.
В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Каждая обладает своей правомерностью. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин».
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Может быть, мотив зеркала был навеян Веласкесом нидерандцами, которые очень ценились в Испании. Слева на переднем плане инфант Фердинанд. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение.
Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. «Менины» не только нарисовали в реалистичном и абстрактном стиле, но и процарапали на зеркале, выложили кафелем, представили в виде ларца с музыкой изобразили в кнопочном стиле, в виде рентгеновского снимка и смятого постера. Было ему тогда двадцать три года. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.
Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». Действующих лиц мы можем перечислить поименно. А с другой – сам бросает вызов богам.
Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, абсолютно независимого и нелицеприятного суждения. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы.
Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Абсолютно по-новому понимает свою задачу Веласкес. Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства.
светотенью, красками. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней. Только созвучие красочных пятен, нежных, как свежий полевой букет, оживляло эту узаконенную традицией схему. По другой – инфанта сама была моделью художника, а ее августейшие родители пришли проведать дочку.
Он отменил Конституцию 12, редактированную в его отсутствие Кортесом де Кадис и восстановил абсолютизм. В атмосфере преследования и страха, что последовали тем временем, назначили Комиссию для следствия по лицам, подозреваемым в сотрудничестве с оккупационным правлением. Нац. Но делают они это с противоположным смыслом.
Ставящий задачей прославить, возвеличить знатного заказчика, парадный портрет был широко представлен в XVII веке в Западной Европе. Франсиско Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 г. в арагонской деревне Фуэндетодос близ Сарагосы Условия жизни его семьи были исключительно скромными. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. В портретах той эпохи мопсы и бульдоги своим уродством только оттеняли человеческое благообразие их владельцев.