В 1512 году монастырь Святого Сикста, расположенный на территории Пьяченце, для своей капеллы заказал у Рафаэля картину «Сикстинской Мадонны». Мадонна Темпи – одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. «сикстинская Мадонна» (итал. Madonna Sistina)— картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
Вопрос о картине итальянского художника Рафаэля "Сикстинская мадонна", общепризнанной вершине Высокого Возрождения. Картина Рафаэля Мадонна Бриджуотер (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сикстинская мадонна эта картина написана Рафаэлем. Картина Рафаэля «Мадонна Колонна» названа в честь римской княжеской фамилии из числа которой вышло несколько пап.
«одной картины я хотел быть вечный зритель», – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти. Картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна» 1507, названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Таким образом, "Сикстинская мадонна" Рафаэля находится в картинной галерее в Германии. 22. картина Рафаэля «Мадонна Бриджуотер» (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании.
Национальная галерея (Лондон)Эта картина Рафаэля напоминает композиционно «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи. «мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. Знаменитая картина художника эпохи Возрождения Рафаэля "Сикстинская мадонна" была написана в Италии. Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» – по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США).
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Дело в том, что перед крахом гитлеровцы прятали шедевры в сырых известняковых шахтах, менее всего подходящих для того, чтобы хранить там картины. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение.
Картина задумана специально для небольшого формата. Ее одежда выполнена в традиционных цветах. Все его росписи «идеальны» : к ним нельзя прибавить или убрать малейший штрих, не нарушив «выверенную гармонию совершенства». Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына.
Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Первым произведением Рафаэля во Флоренции была Мадонна дель Гандука.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Раскрытый занавес символизирует развёрнутые небеса, а его зелёный цвет олицетворяет милосердие Бога Отца, пожертвовавшего сыном ради спасения людей. Единственным ее собеседником был художник, но и этого ей хватало. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4.
Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. Справа Рафаэль написал Св. Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути.
И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. С именем Рафаэля Санти связано множество легенд и мифов.
После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka (Мадонна великого герцога). Современники считали, что он умер после очередной бурной ночи. Булочница не тосковала о покойном. Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца.
Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок.
Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. Об этом можно говорить бесконечно много.
Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Но сейчас доказано, что у всех Мадонн римского периода творчества Рафаэля один прототип.
Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Когда Рафаэль писал Мадонну Конестабиле, ему было около семнадцати лет. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Лучшая из них Мадонна в зелени.
Степан Трофимович, наоборот, чувствует настоятельную потребность писать об этом шедевре, но ему так и не суждено было выполнить свое намерение. «Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. Шлейф плаща Рафаэля огромен. Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. Фигуры образуют треугольник.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Рафаэль сделал его таким толстоватым, перекормленным, – вся любовь матери вложена в этого Младенца. Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф. М. И ее начинания увенчались успехом, стареющий банкир даже помог ей осовободится от «домогательств» Томазо.
В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. А. С. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии.
Первые его задания на новом посту были роспись парадных покоев Ватиканского дворца и руководительство над строительством собора святого Петра. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.
Гений чистой красоты был с нею. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Глаза Мадонны опущены, что означает смирение. Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина.
Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом. Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне» искусствоведы умудряются находить изъяны. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне».
Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Гением таинственным и не расшифрованным. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением.
Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба». «Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. Все это отнимало много сил и времени, а ему так хотелось рисовать свою любимую. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро.
Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю.
Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.
Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Так кто же эта женщина, что заставила титана мысли думать только о себе. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля.
Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. Отец с раннего детства приучал ребенка к живописи и преклонению перед искусством. Настоящая, реальная жизнь в небесах.
Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости. Санти мгновенно загорелся желанием нарисовать девушку. Вот так была организована композиция этой картины.
Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей. Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17, 5х18 см никто не купил и оно осталось в экспозиции музея. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии.
И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине их сильнее охватывает новое впечатление. Достоевский. Ее фигура поставлена строго в центре. Их 6, не правда ли. Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас.
Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Неудачного жениха схватили и заточили в темнице монастыря Санто-Козимо. «Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа». «Сикстинская мадонна» (итал.
Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным. Вы не причините Ему зла. » Присутствие на картине Иоанна Крестителя является важной эмоциональной составляющей сюжета. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. Например, «Мадонна Седия». «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий.
С другой стороны – Архангел Рафаил представляет Марии и Христу молодого Товию – он держит в руках рыбу. На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара.
Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам.
С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Поражает и некий оттенок «сверхъестественного»: дева Мария с такой лёгкостью ступает по облаку, держа при этом на руках тяжёлого младенца Христа. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. Рафаэль Санти родился в небольшом городке Урбино (Умбрия) в живописца и поэта Джованни Санти. Дерево, масло, 107х77 см. К сожалению, неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля. Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер.
Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как овоплощенном чуде, как поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит. Ловкая девушка, понимая, что потеря заказов грозит и потерей благосостояния, помогла уговорить художника, а сама же принялась «подбивать клинья» богатому и могущественному покровителю – Киджи. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи.
Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Чистые, праздничные краски, музыкальные ритмы линий, балетная грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию изображен привлекательным и стройным молодым человеком) – во всем этом отразилась своеобразная атмосфера урбинского двора. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».
И Рафаэль показал себя несравненным мастером огромных фресковых росписей. Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы.
Такой марафон не мог не сказаться на его здоровье -художник стал слабеть на глазах. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне». По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте.
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского.
Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. Но в Мадонне Конестабиле есть другие качества, которые делают ее не менее замечательной, чем другие творения того же мастера. Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. Быть может, образ ее и вдохновлял Рафаэля, однако он, по-видимому, все же не был единственным. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки.
Флорентийский период (1504-1508 гг. ). Вот почему так сложно выражении лица Марии. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна). Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. В левой части картины коленопреклонённый Св.
Рафаэль был счастливым художником. Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана. Иисуса Христа и Марии). Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери.
Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание). Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Рафаэль не искал друзей или покровителей, но всегда был окружен ими. «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году.
Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла. Печальное выражение лица персонажей имеет несколько объяснений. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества.
«Сикстинской мадонной» давно восхищаются и о ней сказано много прекрасных слов. Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть. Лицо молодой златокосой матери воплощает тут идеал женской красоты, который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, по его собственному признанию, найти в одной реальной женщине. Святость этой Мадонны абсолютно в ином – босоногую женщину встречают как царицу: могущественный глава католической церкви превратился рядом с ней с сморщенного старичка, а пухлые херувимы – в обычных детей. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся.
Он просто радовался жизни, людям, миру и возможности творить. Масло, доска, 55, 2х40 см. Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения.
В. А. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. Когда он писал свое полотно Сикстинская Мадонна, то совершил некий прорыв в творчестве и оставил для потомков уникальный шедевр.
Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. У него всё продумано до мелочей. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. А сил, чтобы бороться с болезнью у истощенного организма уже не оказалось.
и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль». Что это. В мире нет более абсолютной Мадонны, чем Сикстинская. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок.
Никогда творчество не было для него горькой мукой. «Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году.
Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.
В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина изображенная в раскованной позе. До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату. Девушка была очень красива и была повенчана с Томазо Чинелли, пастухом в соседнем именье. «Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. И в природе царит весна.
Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет. Шести лет Рафаэль днем рисовал, а ночью ублажал Маргариту. Доска, масло, 122х80 см.
По завещанию она получала полдома, шесть тысяч дукатов и картину «Мадонна с птичкой». Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий.
Во всём её облике – решимость. Варварой, которая облегчает муки умирающих. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы.
Зачем он это нарисовал. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Его жизнь – лучший пример того, как стоит обращаться с равными и с теме выше и ниже нас.
Рафаэль никому не завидовал, ни с кем не соперничал, не критиковал других.
Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Это божество, облеченное в человеческую форму. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми.
Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). До недавнего времени считалось, что сам Рафаэль решил закрасить пейзаж, однако последние исследования показали, что черная краска была нанесена не раньше, чем через сто лет после написания картины.
Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем.
Эта женщина изображена и на портрете «Дама под покрывалом» (1514), который считается одним из величайших шедевров Высокого Возрождения. Она была его любимой картиной и ко дню рождения писателя его жена и Панаева заказали в Дрездене фрагмент этого образа. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его.
Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте. Несмотря на местную популярность, молодой художник предпочел отправиться во Флоренцию, чтобы воочию наблюдать «битву гигантов» – живописном состязание Микеланджело и Леонардо да Винчи. Она выходит к людям, как на сцену. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Чем же так популярна и так загадочна эта картина. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6. На голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге». откроют действительно исторические черты обоих этих лиц (т. е.
Впрочем, разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». В восьмилетнем возрасте художник потерял мать, а через три года он остался сиротой и заботу о Рафаэле взял на го отца, а в 1500 – 1505 годах Рафаэль занимался под руководством главы умбрийской школы живописи – Пьетро Перуджино. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Вскоре художник признал девушке в любви, но сказал, что не сможет жениться на ней. Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости.
Он засыпал возлюбленную подарками, обращался как к благородной донье и постоянно рисовал. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. А Санти до последних мгновений жизни был поражен ее совершенством, нежностью и теплом. Холст, масло, 265х196 см. Совсем иначе думал Жуковский, который писал: Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни: вокруг меня все было тихо сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется какое-то трогательное чувство величия в неё входило неизобразимое было для неё изображено и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может.
На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Но художник был слеп в своих чувствах. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо.
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). 1506-1507 гг., Уффици), Мадонна в зелени (1506 г., Музей истории искусств, Вена), Прекрасная садовница (1507 г., Лувр). «Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники. А «облака» на заднем фоне при ближайшем рассмотрении оказываются головами ангелов.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал Мадонну в гроте Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Первые сеансы проходили под строгим надзором тетки Маргариты.
И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Но девушка была полна чувств и ради любви согласилась переехать к Рафаэлю. Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя.
В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Поистине царственными пропорциями она превосходит более ранние мадонны, созданные Рафаэлем во Флоренции.
В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до сих пор многое окутано тайной. «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля. Эта первая версия истории любви великого Рафаэля и прекрасной Булочницы. Не мы требуем жертву.
Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Варвара «утопают» в облаках. Вот таким образом нет ничего удивительного в том, что 25 лет он был приглашен к папскому двору. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. «Мадонна Конестабиле» – это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже.
Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. Художник завещал свое состояние любимой женщине, ученикам и друзьям. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. В картинах Рафаэля Мадонна представлена в самых разнообразных видах: на троне, парящей в небесах, на фоне природного ландшафта или во внутреннем интерьере, вдвоём с Младенцем Христом или в окружении святых. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. Масло, доска, 215х158 см.
Слава художника летела впереди него. Помимо печального состояния персонажей, «Сикстинская Мадонна» имеет ещё множество загадок. Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи.
Но миниатюрная тонкость и спокойствие «Святого семейства с агнцем» воскрешает в памяти период первоначального обучения Рафаэля в Умбрии у Перуджино. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». «Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. После похода в каменоломни, где обнаружили античную статую, Рафаэль слег с лихорадкой.
Потом много учился и работал. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Ибо вот что мы читаем в письме Рафаэля: Я скажу вам, что, для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей.
Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой» и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения. Там она пребывает до сих пор. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов.
Сравните эти две работы. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные.
Чтобы успокоить Томазо, Маргарита торжественно на алтаре выйти него замуж. Папа Юлий II поручил художнику заново расписать предназначенные три Ватиканские станцы (комнаты). С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи.
Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare». Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем». Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет.
Здесь проявляется и его знакомство с нидерландской живописью, особенно явное в ландшафте. Как растение, пересаженное из темного места на свет, сразу оживает, зеленеет и распускается полным светом, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию. Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность». Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. Именно тогда появилась «Мадонна Грандука».
В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине.
История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. Получилась спираль в три с половиной оборота. Это образ весенней пробуждающейся природы. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем) и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе.
Однако история путешествия «Сикстинской Мадонны» не столь однозначна. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ».
Изображение вписывается в строгий треугольник, что подчёркивается раздвинутыми портьерами «на небесах». Они и стали прототипами ангелов. Он является идеальным сценографом всех своих творений. Произведение было привезено в Саксонию, в Дрезденский дворцовый ансамбль, но видеть ее могли только избранные. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле».
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Когда тетка оставляла их ненадолго наедине, молодые люди просто смотрели друг на друга. Кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза. В образе Марии соединены религиозные и материнские чувства. В тех же целях некоторые художники Возрождения обращались к старинным народным преданиям и расцвечивали их красками своего воображения. Справа – Иоанн Креститель. Лица, тела персонажей идеализированы.
Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Таким образом, пальцев всё-таки 5.
Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. Это всё символы, создающие ощущение гармонии, примирения, единства души, Бога, человека и природы. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба.
Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Избалованный преклонением женщин, Рафаэль впервые сам влюбился. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: Мадонна со щегленком (ок. Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна».
Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Девушка отправила художника к отцу – просить разрешения. Девушка практически не выходила из дома.
А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония.
Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника.
Сикст. Но это было правдой – с 1514 года Рафаэль работал на износ. У него ничто не случайно. Главным достижением художественного гения Рафаэля является «Сикстинская Мадонна» (1514). В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет.
Небольшая картина «Святое семейство с агнцем» предназначена для личного поклонения и относится к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, до того, как он отправился в Рим. И так продолжалось до середины XVIII века, когда картину заново «открыл» саксонский курфюрст Август. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги.
Он совмещал должности придворного живописца при папском дворе, главного архитектора Ватикана, «комиссара древности» и «префекта всех камней». Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна». На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. Первый учитель – Перуджино.
«Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет).