В 1865 году вместе с другими тремя картинами («Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино «Венера, кормящая Амура» Лавинии Фонтана) «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков2. В 1865 году вместе с другими тремя картинами («Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино «Венера, кормящая Амура» Лавинии Фонтана) «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков. Водном из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира представлено несколько картин гения эпохи Возрождения: Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа), Мадонна Литта, Обнажённая женщина. «мадонна Литта» (1490—1491)— картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи.
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. «мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта из собрания которых картина была приобретена. Картина Леонардо да Винчи Мадонна Литта: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. С. 56).
Сама же фигура Мадонны освещенасветом идущим откуда-то спереди. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. – Леонардо да Винчи. Т. 3. Родился в семье нотариуса. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Изображение фона ломает традицию кватроченто. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик.
Отмечалась выше и круглоликость Марии. А мясистый младенец принадлежит кисти Больтраффио, который так и остался тяжеловесным ломбардцем (как говорит А. Бенуа), несмотря на годы обучения в мастерской утонченного флорентийца Леонардо. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи.
Интрига с авторством картины тоже издавна разрешена. Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни.
Мальчишка лаского приник к ней. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой — держит щегленка. – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Понятия вида (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа.
И, к счастью, не мне одной. – 4-е изд. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа.
Мадонна изображена приёмом сфумато. 12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св. Оп. На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты).
Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Так называемую Мадонну Литта, хранящуюся так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре. Л. -М., 1959. Это символ распятия. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо.
Вот что закодировал в собственных художественных творениях величавый Леонардо. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Взгляд малыша размыкает закрытую композицию картины. У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».
Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W. М., 1997.
На эту тему существует несколько мнений. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью.
12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Особенность восстановления полотна заключалась еще и в том, что автор при ее создании сам немало экспериментировал, создавая новые соединения красящих пигментов, смешивая масло и темперу и используя специальный клей, синтезированный из мельчайших частиц козьего пергамента и имевший кристальную прозрачность. В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. 14). Думаю, что в каждом доме были листочки из Огонька с репродукциями любимых картин. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины.
Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. – М. : Детская литература, 1971. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке».
– (Библиотека искусства). Ф. 1. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. Философский очерк в двух книгах.
Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св.
В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини. Младенец в картине тоже грустен и не по возрасту серьезен. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м.
Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. Однако живописное исполнение картины менее абсолютно. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей.
Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Обилие вертикальных складок на одежды Девы Марии, складочки на коже маленького Христа, параллельные друг другу линии окна и подоконника демонстрирует нам преобладание вертикальных линий. По композиции картины различны. Общий замысел картины восходит, бесспорно, к самому мастеру, что подтверждается его собственноручным рисунком женской головы для головы мадонны, хранящимся в Лувре и той особой красотой композиционного решения, которая в те годы была недоступна никому, кроме Леонардо да Винчи.
У мастера трудно найти совершенное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Он всегда становится средоточием повествования о спасении. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо.
Лицо ее, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. На женщине краснаясорочка с широкой горловиной.
Работа получила название «Мадонна с младенцем». – 235с. В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как изображение процесса кормления. На картине изображена женщина, держащая на рукахмладенца, которого она кормитгрудью.
Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии. Художнику удалось добиться подобной выразительности весьма обобщённым идаже в чём-то скупым способом изображения. Отсюда появилось заглавие картины. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии.
В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Мадонна Литта – это абсолютно другая история. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н.
Леонардо нередко приходил на птичий рынок, покупал и отпускал в небо птиц. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Преображает его одухотворённая радость и любовь. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.
Темпера не давала таких возможностей. М., 1952. Ясно. Лицо мадонны повернуто в профиль. Это распространенный богословский сюжет, посвященный богоматери и Младенцу-Христу.
В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом идущим откуда-то спереди. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Мальчик нежно приник к ней.
Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Cambridge, 1935.
Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.
Третий план – окна как духовныеочи. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Кажется, что их ничто не разделит. Через это кормление Он принимает и человеческую душу.
Все фигуры вписаны в пирамиду. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Ф. 1. Один сюжет решён художником по-разному.
И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М. : Директ-Медиа, 2009. С. 383-385). Специально не прописанные складки одежды и детали фона при тщательной проработке лиц на картине – тоже не является свидетельством того, что произведение было создано не мастером, а его учениками, как предполагалось ранее.
Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. М., 2003. V, 1865 г. Д. 3.
В левой руке ребёнок держит щегла. V, 1865 г. Д. 7. с англ. Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний.
Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди.
На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. В 1865 году барон продал картину Эрмитажу за 100 тыщ франков. – М. : Просвещение, 1976. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Доподлинно неизвестна и дата ее создания.
В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо. СПб., 1999. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать).
Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото — в статье) ребенок не посиживает на коленях у мамы, как Леонардо отрисовывал на других полотнах, а лежит в ее руках. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. Непременно, создателем ее является Леонардо да Винчи. – 318 с. Ульянов О. Г. Картины Леонардо да Винчи.
«Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. Еще помню маленькую книжечку об Эрмитаже, на обложке которой была эта Мадонна Леонардо. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой.
– М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. СПб., 1866.
1452 – 1519 / Пер. Любовь к Черному квадрату появилась со временем. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. Ранее она именовалась «Мадонна с малышом».
Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. Мама любовно и заботливо держит, обхватив, малыша. Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты».
«Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. Ему так хочется дотянуться до цветка. Подвергается сомнению авторство Леонардо и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Картина «Мадонна Литта» по своему типу напрашивается на сравнение с «Мадонной с цветком», в сопоставлении с которой становится особенно наглядным решающий качественный скачок, который произошел в творчестве Леонардо да Винчи.
Лицо мадонны показано не полностью. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. С. 2-3). Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником».
Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. – М., 2003. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. С. 336-348). – М. : ТЕРРА, 1997. – М. : Молодая Гвардия, 1982.
Мягкая лепка ее лица выигрывает от контрастного соседства с голубым небом, видимым в просвете окон. Одну из них стоит рассказать. Paris. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах.
Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Были они и в моем доме. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках.
Последнее является настоящей визитной карточной автора и в кругах ценителей искусства называется «леонардовской улыбкой». Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. 1-10 Б. В. фон Кёне. Этим автор показывает как близки образы матери и ребенка.
Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. – 192 с. : ил. Христос глядит на зрителей и как будто бы гласит: «Я всегда с вами».
– 380 с. Богат Евг. Это и смуглость и золотистость волос. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, художник. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах.
Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Книга I. – М. : Детская литература, 1989. Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. II. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница).
Ох, как же мне хочется пошутить Вам в ответ. )) Тем не менее, отвечу серьезно: Черный квадрат мне очень нравится. 1999). Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.
Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). Яркаяобразностьпроизведенияраскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Это был удивительно разносторонний гений.
В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Зрелый период творчества да Винчи ознаменован написанием картины «Мадонна Литта», которая пронизана человечностью и любовью к живым, подлинным чувствам, благодаря чему даже при беглом взгляде на картину улавливается вся полнота чувств и настроения. Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. С. 122). Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники.
«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя. Это всераспространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу.
Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Одну из его Мадонн вы видите выше. Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения.
Vol. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница).
Правой рукой он обхватил материнскую грудь, а левой- держит щегленка. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. Отметим эмоциональную позу Марии, выражения нежности и удовольствия от созерцания ее младенца, сосущего грудь матери, обратив одновременно взгляд в сторону зрителя. Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя.
Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Композиционное построение картины отличается поразительной четкостью и совершенством. Вып. Это делает фигуру особенно рельефной. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи.
Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. – М., 1977. До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. В 1483 годуЛеонардо да Винчи был приглашен ко двору Лодовико Сфорца и зачислен в коллегию герцогских инженеров.
Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. «Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже Мадонны Бенуа. М. Карасёвой.
Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца.
Но некие исследователи считают, что полотно было сотворено сначала 1500-х годов. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола. Основное освещение идет не сзади, как было бы логичнее, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя тела и лица. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи.
илл. ). Обычно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Христос как бы смотрит на зрителя и говорит: «Я всегда с вами». В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра.
ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лик слегка затемнен. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена.
Остальное поручалось ученикам. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Через это кормление он принимает и человеческую душу. Картин сизображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Р. 14, plat.
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Она заложена и в сюжете и в композиции картины. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения.
Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». При этом он не является бесстрастным. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка.
Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем». Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Насколько я помню, он считается национальным достоянием. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа населению земли, так же как и изображение процесса кормления. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека.
К этому периоду жизни Леонардо относятся картина Мадонна в скалах (Мадонна в гроте), заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации, разработка летательной машины, основанной на птичьем полете, записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам». На эту тему существует несколько мнений. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон.
Мальчик нежно приник к ней. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. «Это беспрецедентное событие. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини.
Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини).
Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Лл. 7. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца.
В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. При этом он не является бесстрастным. На женщине красная сорочка с узкой горловиной.
Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. – 254 с. Вазари Дж. Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре.
Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. Оп. И, наконец, символика. Т. II.
Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). И тут знаменательной деталью видится изображение щегленка. Н. Воскобойников.
Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Все покрывает легкий флер сфумато. В левой руке ребёнок держитщегла. На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества. Эрмитажа, Л. 1963.
Вып. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.
Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком мамы. Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.
Отсюда возникло название картины. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов. – М. Искусство, 1998. – М. : Искусство, 1970. Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца.
Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. И здесь знаменательной деталью является изображение щегленка. Лицо мадонны повернуто в профиль. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Первоначальное название-«Мадонна с младенцем».
Опять типа шутите. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден.
Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени.
В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. – 55с. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным.
«Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A. Р. 1. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны. Любовь к ней, к Эрмитажу – это с раннего детства и навсегда. 7. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени.
Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
Михаил Пиатровский прав: мое поколение выросло рядом с репродукцией этой картины. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени. Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину, мать, с любовью смотрящей на своего ребёнка, который делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок.
Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. 1820 г. Предполагают, что ок. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин.
Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. Такое предположение граничит с данными о том, что Леонардо получил в 1506 году заказ на изображение Мадонны от французского короля Людовика XII и от Папы Льва X, который просил написать Мадонну с малышом на руках.
Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира». Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства». «Мадонна Бенуа» – не исключение.
Через это кормление Он воспринимает и людскую душу. Л. 142-143). Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. Это усиливает скрытую смысловую нагрузку.
Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». В 2 тт.
Мир Леонардо. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. С. 28-29). Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо.
Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. 1490 г. ). Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни.