Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Его работоспособность была чудовищной. Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Спасибо за них. Он насчитывал более трех тысяч судов.
Только красивая атласная ткань немного прикрывает самые интимные участки. Одна очень красиво одета. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Во время своего пребывания в Риме, в 1545 г., он пришел в восторг от тех сокровищ искусства, которые он здесь изучал (об этом Тициан сообщает Аретину в своих письмах) и даже заявлял Карлу V, что он учится на чудесных античных камнях, дабы более достойным образом изображать виктории императора на Востоке.
Размах торговых связей Венеции был огромен. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио.
Происходил процесс инициации. Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества. Он любил жить на широкую ногу, предпочитал веселые компании, шумные застолья, общество красивых и беззаботных женщин.
На ней шикарное белое платье с красными рукавами. У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове — венок из листьев мирта, как и роза издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Кожа чистая, волосы золотистого цвета длинные и шелковистые. Работа имела большой успех.
Ее формы и тело просто идеальны. Нагая женщина – Венера, одетая – Медея, которую богиня уговаривает отдаться любви Язона. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей.
В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то материальности, которая уже проглядывала в поздних картинах Джамбеллино и которая, как мы видели, превратилась в апатичную скуку у Пальмы. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Что это – неведение или нечто умышленное. Споры вызвает предмет под рукой Любви земной.
В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. Второй раз Тициан так и не женился. Отходит к покою людская суета, спешат путники восвояси и наступает час Венеры, держащей в руке лампаду, чтобы светить во мраке, час Эрота, баламутящего волшебный водоем и превращающий его темные воды в чудесное зелье. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню.
Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Он расположен на площадке, вознесенной высоко над уровнем идиллического аркадского пейзажа, населенного крошечными фигурками пастухов, влюбленных и охотников.
Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эту свадьбу «обсуждали повсеместно» — слишком уж непростое прошлое было у новобрачной. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато.
Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. Так утверждали венецианские знатоки. Ныне как будто, благодаря изысканиям Викгофа, энигма разгадана. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Ей он принадлежал безраздельно. Как и в «Сельском концерте» Джорджоне, основу композиционной схемы этой картины составляет изображение на переднем плане одетой и обнаженной фигур у водоема.
Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Марка.
Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Таинственный момент затишья, передышки. Кто была эта золотоволосая незнакомка. Тициан долго раздумывал над сюжетом. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу.
Он был очень доволен работой художника. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Расходы значения не имели.
Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. Новые морские пути еще только-только осваивались.
Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом Священной Империи в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе – в самых обывательских костюмах и т. д. и т. д. Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере.
«Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали.
В Венеции был – Тициан. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. Я внимательно прочитала посты олега Насобина и комментарии к ним. Душа — навсегда — живописи. Невесте, одетой в белое расположенной около Купидона, помогает Венера лично.
Однако Земная и небесная (Священная и Светская Любовь) Тициана осталась и фактически стала символом самой галереи Боргезе. Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными3. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок.
Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. Никто не славился такой изысканностью в выборе благовоний и косметики, ни у кого не было столько шелков, парчи и бархата. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков».
Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Имя его стало известным. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония.
В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. Однако все же перед нами не иллюстрация к античной сказке Тициан воспользовался сюжетом как предлогом и создал нечто абсолютно самостоятельное и даже отдаленно не напоминающее темы. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Он был и льстец и тонкий психолог.
И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли. По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху».
Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. А венецианские женщины. В то время тот работал над мозаиками собора Св. Сколько мучились комментаторы, чтобы понять настоящее значение картины Тициана, значащейся под названием Любовь небесная и любовь земная (галерея Боргезе в Риме). Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился.
Моделью или возлюбленной художника. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу. Она спустилась к земной красавице для важного разговора. Чистая белая кожа. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные.
Имя этой женщины осталось неизвестной. Сторонники этой версии связывают изображенную сцену с изложенной в платоновском «Пире» концепцией существования двух Венер, небесной и земной, которые символизируют божественную и земную любовь. «Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Богатство Республики росло.
Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. То есть, небесное отражается в земном, а земное – в небесном. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров.
С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Он уже не искал состоятельных клиентов – они сами осаждали его с просьбами написать для них портреты и аллегории.
Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. По всей видимости, это богиня красоты. Но его предложение было отклонено.
На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны.
Ваза драгоценностей символизирует мимолетное счастье на земле и тот имеющий горящее пламя любви Бога, символизирует вечное счастье на небесах. В Риме. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо.
Золотистые пышные волосы. Городе, где находится Ватикан – один центров управления миром. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни.
Первая (обнаженная фигура справа) направляет помыслы к возвышенной красоте, существующей вне пределов чувственно постигаемой реальности, вторая — в сторону красоты, находящейся в материальном мире и воспринимаемой органами чувств. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Те же чувства разделял и Аурелио. Он просто наслаждался ею. И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать.
Символ тайных мистерий остается на территории Италии. Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. Богиня ей что-то рассказывает, а девушка внимательно слушает и размышляет. У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли.
Не это ли отношение выразилось, например, в его карикатуре на группу Лаокоона с сыновьями, открытую в 1506 г. и изображенную им в виде судорожно корчащихся обезьян (нам известен этот рисунок мастера по деревянной гравюре Больдрини). Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне.
Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Тициан и сам тогда был влюблен.
Его кисть рождала шедевр за шедевром. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Между 1474 и 1490— родился в городе Пьеве-ди-Кадоре, с 1420 года входившем в состав Венецианской республики, в знатной семье. Около 1500— перебрался в Венецию, чтобы изучать изобразительное искусство. 1517— получил от венецианских властей должность посредника при поставках соли, что, по мнению исследователей, указывает на его статус официального живописца республики. 1525— женился на Чечилии Сольдано, от которой к тому времени уже имел двух сыновей. 1530— овдовел, жена скончалась после рождения дочери Лавинии. 1551–1562— создал «Поэмы», серию картин по «Метаморфозам» Овидия. 1576— умер в своей мастерской, похоронен в венецианской церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. Я внимательно прочитала посты Олега Насобина и комментарии к ним. На картине у колодца изображены две прекрасные девушки.
Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. Спасибо за них. Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров.
В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». Но благочестивой венецианке было нелегко решиться на брак с человеком, причастным к смерти близких ей людей.