«иоанн Креститель»— картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Картина Иоанн Креститель Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в Лувре и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда. «иоанн Креститель» — картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи.
В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет.
Ни у одного из учеников не могло бы явиться такой дерзкой, почти богохульной мысли, как та, которая олицетворена «Крестителем». Он дорабатывал и перерабатывал, привезенные с собой картины.
В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. К мягкости стремятся и краски. Об оттенках они не заботились.
Это толща воздуха, отделяющая нас от героя полотна. Этот — совсем иной». Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Иоанн – великолепная игра светотени, такая чудесная гармония леонардовского sfumato». Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой Моны Лизы), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи.
А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). С поразительной подробностью, блестяще выписан город на третьем плане картины.
Возможно, не купи король Франциск I «Джоконду» сразу, как Леонардо приехал к нему, она стояла бы на подрамнике художника до самой смерти, считаясь им самим неоконченной. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Все тело отражает данное душевное движение. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель». Мария превращается у него в богиню любви, рыбаки и мытари Нового Завета – в греческих философов, пустынник Иоанн – в украшенного тирсом Вакха. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны.
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
Так эта работа оказалась в Лувре. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века и, возможно интимные отношения. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти.
В нём мастер довёл до совершенства владение живописной техникой и, в первую очередь, техникой сфумато, более известной по другому полотну итальянца – «Моне Лизе». Леонардо покинул город. В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Содержание его рисунков самое разнообразное. Не в том дело, что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем придает и этому произведению форму пирамиды и не в том, что место жестко очерченных контуров занял мягкий, скрадывающий все переходы полусвет.
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. У Леонардо нет линии, есть только формы. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.
Переходы от света к теням тонки и изысканы. руб. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая. Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. То есть, в первую очередь, Рублёв был иноком – и уж затем иконописцем. Дева Мария склонилась, смиренно и низко, к благословляющему архангелу.
Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена (фр. ), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV. Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Но и так срытый объект увидеть нельзя. Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма.
«Благовещение» – одна из первых самостоятельных картин Леонардо да Винчи. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Лицо Спасителя мы видим как бы в расфокусе. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Леонардо освободил искусство от пессимизма, от хмурости, от аскетизма, ворвавшихся тогда в него, вернул ему жизнерадостность, светлое настроение античного мира. Свет на него падает слева. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами.
Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи имеет длинные кудрявые волосы, которые ниспадают на плечи. При этом на полотнах напрочь отсутствуют мазки и отпечатки пальцев. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
Шестой повод для сравнения – образ самого Христа, написанный обоими мастерами. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. В «Благовещении» Андрея Рублёва не найти такой детализации. Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева.
Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Тела приобретают округлые формы. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона.
Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Уже Гирландайо недурно рисовал на своих портретах молодых девушек волосы, тонкими змеиными изгибами вьющиеся около висков. Архангел делает шаг в сторону Богоматери и как будто бы вверх, поднимается к ней. Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель».
Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Это Иоанн Креститель.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. На ней изображён женоподобный мужчина. Века спустя по гениальному проекту застроили новый город – Лондон. У Леонардо все полно движения.
Полотно, к слову, само по себе весьма примечательно и загадочно. По словам Б. Р. И теперь находится в экспозиции Лувра. У него округлые плечи, женственное мягкое лицо, вьющиеся волосы и опять та же манящая улыбка. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи».
По завершении работ бывший руководитель службы реставрации живописи Национальных музеев Франции Сеголен Бержон-Лангль отмечала, что контур лица Мадонны частично утратил четкость (не все специалисты разделили ее мнение). Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. За это время лаковые слои успели окислиться и приобрести желтые и коричневые оттенки, а между ними накапливалась грязь.
Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову.
В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. Первые упоминания о картине Иоанн Креститель Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Вот как описывает свою встречу с картиной сам искусствовед: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа» Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности.
Это давало ему возможность создать цельную композицию. Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Пластически высечены контуры. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Он прожил там до 1499. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо.
Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка. Человек должен летать, считал этот гений.
Богородица ли она вообще. Картина, как известно, не была окончена. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным.
Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. В 1620-х годах она оказывается у (фр. ), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи. Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны. Однако изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Причина этого, в первую очередь, в динамике, заложенной в фигуре архангела (на работе да Винчи он статичен). Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.
В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Для него началась пора беспокойных скитаний. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». В конце января «Иоанн Креститель» покинет свое место в Большой галерее неподалеку от зала «Моны Лизы». В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти. Уделял он внимание и рукам. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Город, находящийся позади двух фигур, автору практически не интересен: почти такие же строения можно встретить и на других иконах данного типа. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога.
Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. Левой рукой он держит крест, а правая указует наверх. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой.
Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. Чтобы получить его изображение, картину необходимо симметрично отразить по горизонтали. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто). Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов.
Виппера «Но леонардовское сфумато есть нечто большее, чем внешняя среда оно словно пронизывает тело насквозь, согревает его своей живительной силой, заставляет теплую кровь заиграть под кожей. Однако Герцог Милана Лодовико Сфорца не принял смелую схему. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. «Спаситель» да Винчи – настоящее произведение искусства, шедевр.
И верится, что на неё вправду в этот момент нисходит Святой Дух. И не только лица. Леонардо да Винчи оставил след и в анатомии.
Хотя в последний раз картину реставрировали в XIX веке, с тех пор она не раз покрывалась дополнительными слоями лака – что не всегда документировалось – «для придания произведению глубины». До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы. Из разности миросозерцания вытекает и разность ощущения собственного места в мире. Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures quil a bailles au Roy»). По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) (фр. ).
Язык его богат, ярок и выразителен. Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции— «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518—1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо. Красота и блаженство – все у него от мира сего.
Ученый первым описал сердце как мышцу и попытался создать протез клапана аорты. Нет более углов. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Свет на него падает слева.
Да Винчи и работал медленно и уделял живописи мало времени. Еле заметны, еле уловимы переходы. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации.
Леонардо да Винчи был не только творцом нового учения о композиции и нового воззрения на краски что гораздо важнее, он вдохнул в искусство эпохи новую душу. Но выгладит он далеко не как святой. Так, были созданы принципы анатомического рисования.
Реставрация в 2011 – 2012 годах «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» вызвала ожесточенные споры: одни специалисты выступали за снятие лакового слоя с большей части поверхности картины, другие настаивали на том, что его счистка должна быть гораздо менее радикальной. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком.
Однако сила воздействия его работы куда больше. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Ну, разве это не выброс духовности. В виндзорском наброске первой флорентийской поры, современном «Поклонению волхвов» и влияниям платоновской Академии, «Иоанн Креститель» совсем другой. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. В Амбуазе в усадьбе Клу, Леонардо прожил последние три года жизни, окруженный почетом и вниманием.
Идеалы красоты античности с ее точно выверенными математическими пропорциями статуй и зданий становятся образцом для деятелей искусства. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Леонардо также интересовал рисунок волос. Все спуталось в дикий клубок. Картина писалась около четырёх лет. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. У них все блестит и сверкает.
По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно изображает не его. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды.
Другая ранняя работа Леонардо – так называемая «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» – трактовка классического мотива Девы Марии с младенцем. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы. Здесь тоже библейский сюжет полон загадок.
Но угасла и творческая активность художника. Но это была грация элегическая. «Его деятельность будет носить чисто консультационный характер и одобрение с его стороны не будет являться необходимым условием», – говорит Аллар, добавляя, что все специалисты по творчеству Леонардо да Винчи получат возможность приходить и лично наблюдать за тем, как продвигается реставрация. Кажется, что её переполняют эмоции, первая из которых – радость.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. Переходы от света к теням тонки и изысканы. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Никогда не изображал он отречение и муки.
Это и есть знаменитое сфумато, которое мягкими и нежными переходами между светлыми и темными тонами подчеркивает пластику и округлость совершенных форм, а также отражает духовное состояние святого. Борются люди и кони. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи.
Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Вот таким образом, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Интересный факт: реставрация проходила под четким руководством профессионалов, до этого работавших с картинами именитых художников, одним из которых был Рембрандт. Язык его богат, ярок и выразителен. Тот мог и акридами питаться и изнурять себя аскетическими помыслами.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Не исключено, что удастся выяснить, почему рука святого выглядит выписанной «довольно грубо» : из-за чрезмерно агрессивной очистки в XVI или XIX веках либо же по воле самого мастера, оставившего недописанным это произведение, считающееся его последней работой. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них.
Иоанн Креститель Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт.