В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история.
Также отмечалось, что «революционная тематика трактовалась им в декоративно-стилизованной символике, что сообщало его творчеству этого периода мелкобуржуазный налет», который очевиден в «Большевике», наделённом «ошибочным пониманием им русской революции как проявления неорганизованных, стихийных народных сил»57. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Но интересовала Кустодиева только живопись.
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь.
Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен — он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».
С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта ("Ярмарки", "Масленицы", "Балаганы", "Деревенские праздники") для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой "модерна" линейно-плоскостное, декоративное решение композиции игра разномасштабными фигурами и планами. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада ("Утро", 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба – Русский музей). Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Какова шуба на нем.
Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. Может быть именно это позволяло ему читать судьбу по лицам. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Работа была заказной. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм.
Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически ("Купчихи", темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев "Красавица", 1915, Третьяковская галерея "Купчиха за чаем", 1918, Русский музей). Борис Кустодиев стал известен в Европе в 1907 году, когда золотой медали VII Международной выставки во Флоренции был удостоен его портрет В. В. Матэ1 (хранится в Государственном Русском музее)2. По замечанию литературоведа Юрия Карякина именно «вот эта боль и взорвалась в Большевике», боязнь Кустодиева за дом и за семью25. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась.
Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели.
В. И. Ленина)33153740. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Борис Михайлович Кустодиев вошел в историю русского искусства прежде всего как художник 151 мастер бытового жанра. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера».
И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Колористические, композиционные и идейные принципы данного полотна были развиты Кустодиевым в последующих работах, в особенности в портрете Шаляпина, положившем начало «типичному» творческому методу художника, впоследствии описанном искусствоведом Марком Григорьевичем Эткиндом: «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия»14.
В 2017 году «Большевик» экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне, посвящённой искусству, рождённому Октябрьской революцией70. По свидетельству Воинова, в кустодиевском альбоме был проект картины, в котором по концепции «старых мастеров» соединялись «раскрытые интерьеры и улица»38. Доминирующие на полотне красные и чёрные тона, благодаря которым «Большевик» приобретает победную монументальность, добавляют композиции ощущение бунтарства, бесконтрольности и стихийности, которыми наполнено «27 февраля 1917 года», во многом из-за собственных наивно романтических революционных представлений художника141721.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Несмотря на развивающуюся болезнь, Кустодиев продолжает упорно работать, много времени уделяя портретам, в том числе изображая своих близких. У Кустодиева озорной, но вместе с тем и печальный взгляд, в котором можно увидеть расстройство от неудачного лечения, либо любовь к родине, которая питала его творчество и с которой он часто расставался ради отъезда к заграничным врачам131445.
В прежних картинах Кустодиев придавал церквям уютную и величественную красоту, сообразно высказыванию самого художника, как-то записанному Воиновым: «Церковь на моей картине — моя подпись»37. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Писатель Аркадий Кудря отмечал, что воплощённый в разгневанном человеке зрительный образ большевика переполнен яростью53, что, по замечанию филолога Юрия Степанова, является выражением ужаса, коллективного бессознательного и берёт исток в картине Франсиско Гойи «Колосс», написанной им около 1808 года, на которой страшный великан с силой поднимается из моря над толпой в ужасе разбегающихся людей4533. Я. Билибин, 1901). Дважды, в 1919 и 1922 годах, Замятин арестовывался за антисоветскую деятельность и чуть не был выслан из Советской России на «философском пароходе», во многом из-за своей публицистики, а также романа-антиутопии «Мы», ставившего знак вопроса над большевистским «светлым будущим», Как пишет биограф Кустодиева Аркадий Кудря, Замятин, к тому времени сформировавший свое отношение к власти, «надо полагать, по достоинству оценил» «Большевика»41. В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». Сотрудничество с первыми советскими издательствами у Б. М. Кустодиева началось с произведений Александра Сергеевича Пушкина. Кустодиев понимал революцию как народный бунт, стихийный и гигантский по своему размаху1.
Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Будто впервые. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. С первых послереволюционных лет Кустодиев активно включился в творческую работу для новой, советской власти: участвовал в праздничном оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, оформлял книги о Ленине, написал четыре ленинских портрета, принял участие в разработке «будёновки», создавал плакаты, лубки, панно и полотна, прославляющие революцию и изображающие революционную Россию в радужных тонах17142181920.
В этом богатыре как персонификации Октябрьской революции виден сам Иван из поэмы «150 000 000» Владимира Маяковского: «Россия вся единый Иван, /и рука у него — Нева, /а пятки — каспийские степи» здесь поэт перевоплотился в своего героя, который как в стихотворении Марины Цветаевой: «Превыше крестов и труб, /Крещенный в огне и дыме, /Архангел-тяжелоступ»4748. В том же году Кустодиев предложил «Большевика» организаторам выставки картин и скульптур «Красная Армия. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Что это за город.
В 1977 году он экспонировался на выставке русского и советского искусства в музее Метрополитен в Нью-Йорке. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Однако эту интерпретацию образа искусствовед Илья Зильберштейн считал небогатой, засомневавшись в том, что церковь оказалась лишь «последней преградой» на пути большевика, буквально «поднявшегося во весть рост» в дни Октябрьской революции44.
Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны.
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920 "После боя", 1923 "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа. По трактовке Карякина, большевик идя на церковь, личный мир Кустодиева, «идет на художника, его хочет стереть с лица земли»25. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Тогда же, зимой, «Большевика» увидел писатель Евгений Замятин, верный друг Кустодиева, приехавший к нему в мастерскую на позирование для своего портрета. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Городской люд осенён огромным, грандиозно развевающимся кроваво-красным полотнищем стяга, которое, как пылающее пламя революционного пожара, окутало всё городское пространство и змееподобно закрыло все небо, теряясь за линией горизонта и распростёршись по всему верхнему краю картины как «новые небеса»33461421 (Книга пророка Исаии, 66:22)50. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями.
Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». В 1924 году Кустодиев рискнул отдать картину на выставку в Венеции, где она значилась под ещё более красноречивым названием «Триумфатор»67424325. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя.
Он жил в состоянии радостного возбуждения. На руках у Марины обезьянка. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей.
В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Не ограничившись одним лишь построением одежды, он отразил в своих зарисовках личность персонажей их темпераменты, типажи и ужимки.
Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Воинов, впервые увидевший «Большевика» в мастерской Кустодиева, записал 3 декабря в своём дневнике за 1921 год, что «картина производит огромное впечатление» и в ней, «по-моему, есть глубокое чувство художника к переживаемым им событиям, чисто чувственное интуитивное»3940. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2.
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». С начала 1900-х гг.
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Любовь к ней отражается в каждой работе. Затащил мужика с базара — и писал при народе. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
При этом он условился с Шаляпиным о написании его портрета, для которого ещё во время работы над оперой сделал множество рисунков и набросков. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. По мнению Зильберштейна, данная картина занимает «исключительное место в творчестве Кустодиева», её отличает «убедительность яркой мысли и взволнованного чувства художника»44. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Большевик ступает через толпу людишек-муравьёв как Гулливер среди лилипутов, он своего рода «Гулливер революции»45331537.
В 1954 году картина была передана из Центрального музея Советской Армии в Государственную Третьяковскую галерею в Москве4243, где и находится в настоящее время1. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.
Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Талант у Кустодиева проявлялся очень ярко, одно время он даже соперничал со своим учителем Репиным в мастерстве. Сюжет «Большевика» образно восходит и является своего рода повторением другой знаменитой работы Кустодиева, антимонархической карикатуры под названием «Вступление.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаБорис КустодиевГоды жизни: 07 марта 1878 — 26 мая 1927Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникБорису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель и начал искать собственное творческое направление. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева — центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха».
Чертовски трудно. Проявившийся в «Большевике», по оценке Рафаила Кауфмана, жизнеутверждающий мотив, несмотря на всю его аллегоричность, позволил Кустодиеву создать несколько по-настоящему реалистичных картин революционного празднества, какими стали полотна «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года.
Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Голова большевика выходит за верхний край полотна, она будто касается небес и обрамлена складками знамени зритель может увидеть в нём «Ангела сильного облачённого облаком над головой его была радуга» и «ноги его как столпы огненные»46 (Откровение Иоанна Богослова, 10:1)51.
Их называют натуралистическими только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала». Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году.
На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». На полотне Шаляпин изображён в богатой барской шубе и шапке на фоне зимнего пейзажа и народного празднования масленицы. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). «Большевик» оказался одним из самых первых, наиболее известных и значительных произведений тех лет, созданных на революционную тему при помощи аллегории и ставших классикой советского изобразительного искусства542755161728. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).
К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.
И. Шаляпин». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.
Вот кого рисовать-то. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка.
Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Как писал Анатолий Дмитренко, «несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения», картина волнует «смелостью живописного, композиционного построения искренностью, желанием художника откликнуться на события времени»22. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Понимая всю тяжесть своей болезни, он часто говорил своим детям, Ирине и Кириллу: «Счастливые вы, доживете и увидите всю красоту предстоящей жизни»16. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды.
Степанов также рассказывал о бытовании среди старых москвичей одной легенды, согласно которой Фёдор Шаляпин во время написания Кустодиевым его портрета увидел у него дома эту картину с фигурой огромного большевика и, содрогнувшись, сказал: «Ну, пора уезжать. »4533. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Это собирательный образ России.
Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Я. Билибин, 1901). Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Репродукция «Большевика» была опубликована в журналах «Красная новь» и «Всемирная иллюстрация», а саму картину редактор последнего издания Николай Шебуев объявил «самой сильной, яркой, талантливой идейной» на всей выставке, охарактеризовав её сюжет так: «Колосс Рабочий с загорелым лицом и мозолистыми руками шагает по трупам изгнившего изжившего мира»6566. Большевик будто произрастает из коллективного человеческого тела, гущи народа из бесчисленных и безликих, тёмных масс миллионов людей, заполнивших до отказа тесные улицы и переулки, по которым они бегут толпой, текут потоком вслед за вожаком в светлое будущее161746142149.
Стиснув зубы, большевик крепко сжимает могучими своими руками древко знамени2140. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Рядом — церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. В беседе с Всеволодом Воиновым художник говорил, что в то время его неудержимо «привлекала к себе мысль выразить в большой картине чувство стихийного в большевизме»262728.
По композиции «Большевик» больше похож на «27 февраля 1917 года»: оба произведения представляют из себя зимние пейзажи. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Еле поспевая за купчихой, он изо всех сил старается угодить ей.
Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.
Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
Крестьянский, мещанский, купеческий быт, всё это перетекало в его картины, а также различные народные праздники, гуляния, ярмарки, которые и без красок известны своим ярким колором, пёстрыми цветами. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. На переднем плане дети катаются на санках. Зашел с мороза прямо в шубе. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе».
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Москва» исполненной им в двух вариантах в 1905 году для журнала «Жупел» (26 26см бумага, тушь, акварель Государственная Третьяковская галерея). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924).
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». По выражению Воинова, «большевик движется на церковь» будто «красный призрак», который «опьяняет и увлекает за собой массы» в этом по мнению критиков можно разглядеть отсылку к чётко обозначенному к моменту создания полотна отношению новой власти к религии3738. Манеры аристократки тщательно скрыты за кротким, но мощным нравом купчихи. Много работая для театра, Кустодиев переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. 1918—1923», посвящённой 5-летию Красной Армии.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Сам же Воинов немало сделал для пропаганды выставки, а в особенности представленного на ней творчества Кустодиева. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Только щеки да нос краснеют». Картина мало известна в Великобритании71, но при этом её репродукция украшала плакат выставки72. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Через три года, вернувшись в Россию после лечения от опухоли спинного мозга в Швейцарии, зимой 1912 года в Петербурге Кустодиев заканчивает свой автопортрет по просьбе министра народного просвещения Италии Луиджи Кредаро, выразившего в письме художнику желание дополнить коллекцию галереи Уффици автопортретами «ныне живущих больших художников»3145.
В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918 "Натюрморт с зеркалом", 1919 "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Поначалу он был влюблён в революцию как в «свободную, огнеглазую любовницу», но после победы большевиков стал различать в цензуре печати «жандармскую коросту», а в арестах «советской полицией» инакомыслящих — «знакомый дух охранки». А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Художник страдал, но работать не прекращал несмотря на то, что нечеловеческие боли не позволяли ему стоять у мольберта, а затем ноги и совсем отказали.
Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918 "Голова мальчика-узбека", 1921 "Портрет Анны Ахматовой", 1922 и др. ). Большевик та сила, которая поворотила Россию37 делом рук своих, знаменем, он попирает собой всё вокруг, что там церкви — большевик выше самого бога52 он Колосс40, охвативший космос, «витрувианский человек», маячащий в облаках как грядущий идеал32. Как отмечал Воинов, «чисто живописное достоинство картины превосходно — борьба синих теней с яркими лучами скользящего солнца, брызги света на заиндевевших деревьях, голубые тени на снегу»38.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник».
Разнообразие пространственных позиций в картине граничит с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Подход Кустодиева, творчество которого вошло в стадию наивно-символической оценки революции, схож с методом Константина Юона изобразившего в своей работе «Новая планета» (1921 год 71 100, 8см картон, темпера Государственная Третьяковская галерея) по аналогии с миром космоса метафоричное разрушение старого строя и рождение нового советского государства5955286061. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Полотно находится в Русском музее в Петербурге.
Нашу соседку помещицу только что посадили в тюрьму и требуют 10 000 р. выкупа. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м.
Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. 1905 год.
Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Спустя три года после Октябрьской революции Кустодиев подошёл к синтезу и осмыслению всего происшедшего плодом его раздумий стала картина «Большевик», написанная в 1919—1920 годах212216814. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.
Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918). Некоторые критики считали, что церковь стала на пути большевика как последний «символ самодержавия, верная хранительница старых порядков», которую он легко переступит как раньше перешагивал дома, как растаптывал всё прежде213914. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок.
От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Впервые «Большевик» экспонировался лишь в 1923 году, на 4-й выставке Ассоциации художников революционной России4243, куда художник вступил в том же году5.
Новое Временное правительство, пользовавшееся поддержкой старого чиновничьего аппарата, не обладало реальной властью, а Совет рабочих и солдатских депутатов, поддержанный армейскими массами, в свою очередь не обладал законной властью сложившееся «двоевластие» разрешилось Октябрьской революцией 1917 года — низложением Временного правительства и приходом к власти большевиков12. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова.
Пейзажи этого времени близки по манере исполнения более ранним работам 1910-х годов, в которых тесно переплелись элементы импрессионизма и «передвижнического реализма». Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. В том же году Кустодиев создал для себя уменьшенную копию-повторение портрета, которая впоследствии активно выставлялась по всему миру, тогда как оригинал хранился в личной квартире Шаляпина в Париже.
Так он стал одним из зачинателей нового художественного направления — соцреализма14. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Сохранился лишь сделанный в 1916 году большой эскиз, который сейчас находится в Государственном Русском музее в СанктПетербурге. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. А шуба. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского.
После смерти Кустодиева в 1927 году в возрасте всего 49 лет6816 «Большевик» экспонировался на выставках, организованных Русским музеем и Третьяковской галереей69. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Веселье охватывает всех. Искусство требует всей жизни. Демонстрация на площади Урицкого» (1921 год 133 268см холст, масло Государственный Русский музей) и «Ночной праздник на Неве» (1923 год 107 216см холст, масло Государственный центральный музей современной истории России)62586364.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Но бодрость не покидала его. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста».
Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Автопортрет размером 100 x 85см выполнен гуашью и темперой по картону1211.
В работе над картиной Кустодиев использовал и предварительные наброски к «Большевику», созданные ещё в 1919 году37. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. Борис Кустодиев – член Союза русских художников (с 1907года), "Мира искусства" (с 1911года), АХРР (с 1923 года).
Однако в случае «Большевика», снег, являющийся любимым выразительным средством Кустодиева, померк до синевы от тени огромных фигуры и флага, сквозь складки которого проникают редкие всполохи солнечного света. Вместе с тем некоторые советские критики при оценке «Большевика» Кустодиева не упускали из виду «крамольный» своего рода «перепев его же сатирического рисунка 1905 года», что говорило о том, «насколько не в силах был понять Кустодиев пролетарского характера Октябрьской революции»56. Он особо отметил свою готовность продать картину музею Красной Армии и это предложение было принято с восторгом, которого Кустодиев не ожидал, так как, по-видимому, руководство музея увидело в «Большевике» иной смысл, чем тот, который был воплощён художником. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы – в расчете на динамику зрителя. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец.
В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем.