Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной "Торжественное заседание Государственного Совета". Что Кустодиев хотел выразить в этой картине. Кустодиев работал над этой картиной ежедневно и постоянно дополнял сюжет новыми деталями — например, в сюжет картины он вписал три гипсовые фигурки, купленные им на Сытном рынке, а также повторил узор старинной стенки сундука с росписью по железу — на черном фоне красные розы в вазе. В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Б. М. Кустодиеву.
В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Кустодиев – автор многих известных жанровых картин. Известно, что комнатка, где Шаляпин позировал Кустодиеву, была так мала, что картину приходилось писать по частям. Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России. И. шаляпин на ярмарке», «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде») — картина русского художника Бориса Кустодиева, написанная в 1922 году.
Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. Основой для картины Кустодиева «Красавица» послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры. За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину.
Считается, что картина «Красавица» стала своеобразным итогом исканий собственного стиля Кустодиева, начатых еще в 1912 году. Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения. Картина написана в Париже, куда Кустодиев приехал с женой и недавно родившимся сыном Кириллом после окончания Академии.
Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. Нашла интересную статью о нескольких очень известных картинах Кустодиева. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.
Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней.
Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Самые известные полотна художника связаны с сюжетами из русской жизни и быта.
Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Будто впервые. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.
Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре.
Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
В 1895 году Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Использованные цвета подчеркивают добрые эмоции и чистоту мыслей, связанных с верой, которыми пропитана яркая, праздничная картина «Масленица». Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки.
Весеннее и светлое полотно художник создал в 1906 году. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. У ног певца — любимец, бульдог Ройка, а позади — дочери Марфа и Марина с личным секретарём певца Исаем Дворищиным. Что это за город. Картина эта, к сожалению, завершена не была. же время живут».
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории.
Добужинского (1913), И. Я. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. Мы жили на третьем этаже. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века».
Она держит на руках дочь в белом платье с синими полосами. Изображена на картине и церковь, окруженная деревьями. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.
Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Какая глупость. Жест его руки, придерживающей деньги, подчеркивает впечатление. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел.
Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». — не просто натура, «вставленная» в холст. В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик, можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. Билибина (1914), Е. Е.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Именно творческая натура Шаляпина, несмотря на весь красочный и декоративный накал полотна, дала Кустодиеву неисчерпаемые возможности для художественных исканий при решении такой сложной живописной задачи, как образ человека в пленэре, который он не пытался опростить, а наоборот по обыкновению своему усложнял, чтобы полнее выразить творческий замысел. Эстетика характерного позволяет превращать некрасоту, встречающуюся в жизни, в красоту-искусства. Для меня главное в картине — цвет.
Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Любовь к ней отражается в каждой работе. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями.
В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного».
Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство.
Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Какова шуба на нем.
Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Место действия перестает быть фоном.
Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковке из которых можно выделить отличный по мнению критиков рисунок головы Шаляпина. Будучи придирчивым даже к самым малейшим деталям, такое же серьёзное значение он придавал и художественному оформлению оперы, чтобы всё её элементы приобрели бы единую художественную целостность. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери.
Кустодиев неоднократно повторял сюжет картины, считая её, по-видимому, своего рода программной работой и итогом исканий своего стиля в творчестве282729. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. В 1909 Борис заболел туберкулезом позвоночника и провел последние пятнадцать лет жизни в инвалидном кресле.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено.
Вот кого рисовать-то. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Как рассказывает В. В. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».
Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Его интересует парсуна XVI-XVIII веков, красочный лубок, разные старинные вывески и так далее.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Веселье охватывает всех. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. говорит зрителю о том, что составляет жизнь и деятельность царя: государственность, православие, ответственность за судьбы вверенных ему людей.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Для работ художника характерна стилизация— он изучает русскую парсуну XVI—XVIIIвв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Мир кукол игрушек был близок детской душе художника.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. И. Е. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба».
Акварельный портрет Марфы и Марины Шаляпиных хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Рядом — церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Впоследствии Шаляпин собирался написать третью книгу, на этот раз о целиком театре, но не успел — он скончался в 1938 году.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты приобретал особую монументальность в гиперболизированных формах, сочетавшую в себе одновременно восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел453. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.
Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.
Чертовски трудно. Сзади видны сцены Москвы: торговые ряды, монастыри, белокаменная церковь. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой.
Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Сам художник говорил: «Меня называют реалистом. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Студентом пишет он портреты известных деятелей культуры.
Рериха (1913), М. В. Так жанр стал определяющим в творчестве живописца. Работа была заказной. Отсюда многочисленные Масленицы, как архетип торжества здоровья и полнокровия. А вот что пишет Н. А. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Кустодиев изобразил на ней главную площадь небольшого городка во время народных гуляний.
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее.
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи.
От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. На руках у Марины обезьянка. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. Вот между голодным Питером 1919го и угрюмой купеческой чайной Кустодиев и расположил свой базарно-балаганный рай, свою Телемскую обитель сытости, веселья и счастья. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез.
Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Давая советы своему сыну, К. Б. Ряд других разбросаны по различным коллекциям, музеям и частным собраниям, в том числе в Москве, а также в Национальной картинной галерее Армении. Отца своего он почти совсем не помнил. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П.
Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева — центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха». Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Я. Билибин, 1901). Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, показанный так, что узнаваемы все здания, но они трактованы лаконично, чтобы быть не просто изображением, а знаком.
Но и среди них выделяется портрет Грабаря. До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года10. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны.
Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.
Когда однажды Кустодиеву предложили принять участие в работе кукольного театра и принесли несколько марионеток, он играл с ними, как ребенок. Вдобавок Кустодиева очень воодушевила мысль о работе с таким всемирно известным артистом как Шаляпин. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Сам он высоко оценивал данную работу и дорожил портретом, ставя его выше всех прочих из своей большой коллекции картин русских художников. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214.
М. Г. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Через год после появления сына отец скончался и мать, Екатерина Прохоровна, воспитывала детей одна. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.
Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. Высота комнат необычайная. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции.
Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Эта картина Кустодиева знакома даже тем, кто не слышал о его творчестве.
Внутренний мир портретного Шаляпина сложен — он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243.
Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. Кустодиев. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. И в этом, наверное истоки любви к Празднику, к детской забаве, карусели красок. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые.
Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность.
Искусство требует всей жизни. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком».
Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Он оставлял место для наития. Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья.
Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны.
Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств.
Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело. А может быть именно вот таким образом и стоило. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины.
Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Это собирательный образ России. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку — под нею виден строгий концертный костюм.
Иначе и не могло быть. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются.
Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). «Рассказ, — пишет В. В. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Лансере (1915), И. Э. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Зашел с мороза прямо в шубе. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Репиным, который предлагает ему все же в качестве соавтора, нежели помощника, работать над масштабной картиной «Заседание Государственного совета». А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года.
Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета.
На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15.
– Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Но в портрете нет никакого негатива.
Это были живые типы Островского. И. Шаляпин». Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. А шуба.
Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Это вполне понятно.
Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима.
Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Грабаря (1916). Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления.
и т. п. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Нестеров.
В мае 1927 художник умер в Ленинграде. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Именно купеческое сословие развивало экономику России тех времен. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.
Жанровая сценка с чертами портретного жанра удается Кустодиеву прекрасно – как и «Купчиха за чаем», эта работа ярко отражает творчество живописца. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал.
В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Добавим, что вслед за Бенуа в первые советские издательства пришли М. В. Добужинский, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин. Именно к таким относится и знаменитая картина «Масленица». По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей.
Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. На полотне изображено чаепитие, на столе стоит большой самовар и выставлены блюда с фруктами, пирожками, вареньем, белым хлебом. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. На переднем плане дети катаются на санках. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445.
Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание".
После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами.
Очень скоро юноша был замечен И. Е. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией.
Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Там он оказался в мастерской Репина и обратился к портретному жанру. У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи.
Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. «Портрет художника Ивана Билибина» (1901) и «Портрет профессора гравирования Василия Матэ» (1902) приносят художнику широкую известность. Несмотря на это, он сохранял жизнерадостность и продолжал работу до 1927 года.
Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
Только щеки да нос краснеют». Одна из самых первых работ – картина Кустодиева «Портрет Я. Билибина» – была признана на выставке в Мюнхене (в 1901 году) одной из лучших работ в данном направлении. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения).
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. М. Г. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Картину представили на выставке общества «Мир искусства». После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Художник страдал, но работать не прекращал несмотря на то, что нечеловеческие боли не позволяли ему стоять у мольберта, а затем ноги и совсем отказали. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3.
Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. На полотне изображен купец, выразительность лица которого впечатляет. Сразу после ознакомления с экспертизой Вексельберг отослал картину обратно и потребовал возвращения своих денег, чего, однако, не случилось, после чего в 2010 году он подал иск в Высокий суд Лондона на аукционный дом Christies инициировавший собственное расследование и заказавший новую экспертизу в Великобритании63646566. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Парадокс.
Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух.
Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям.
После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов.
К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Предмет интересует его в меру своей характерности. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. К этому времени у них уже родился сын. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.
Основные принципы сюжетного построения наиболее характерных картин передвижников разработаны в русской живописи еще П. Федотовым. Вместе с семьей отправляется в Париж.
Комнат пять, все они располагались анфиладой. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. С её помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное».
Родился Борис Кустодиев в небогатой семье преподавателя семинарии в Астрахани, после смерти отца (1879) учился в духовном училище и семинарии. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора».
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Картина Кустодиева «Сирень» наполнена радостью и воодушевлением, на ней художник изобразил свою любимую семью. Но бодрость не покидала его. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Возможно. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.
Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.
Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин».
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. (Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. «Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека.