Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения. Здесь, работая над этюдами к конкурсной картине и игнорируя приглашения местных дворянских семей, Кустодиев познакомился с миром крестьянства, глубже узнал народный быт и культуру. Картина написана в Париже, куда Кустодиев приехал с женой и недавно родившимся сыном Кириллом после окончания Академии. Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове».
В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Б. М. Кустодиеву. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно, в том числе и создавая картины с новой, революционной тематикой. Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин.
Нашла интересную статью о нескольких очень известных картинах Кустодиева. Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной "Торжественное заседание Государственного Совета". Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах.
Какое впечатление на народ произвела революция, Кустодиев на своих картинах так богато, как ярмарки и праздники, не отразил. В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей". По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами.
Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью. Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России. Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину.
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. Один из самых известных портретов жены художника, созданный в 1902 году, где Юлия изображена на террасе с собакой, написан легко и непринуждённо. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба».
Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. Иначе и не могло быть.
Очень скоро юноша был замечен И. Е. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214.
Впоследствии, будучи уже известным живописцем, он подолгу жил в Деревеньке под Кинешмой, построил там дом-мастерскую, названную им «терем». В числе программных произведений мастера после 1917: картина «27 февраля 1917 года» (1917) аллегорическая картина «Большевик» (1920) ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918) картины: «Демонстрация на площади Урицкого», 1921 «Ночной праздник на Неве», 1923. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. А вот что пишет Н. А. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство.
Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то.
1904—10 — годы сосредоточенного поиска собственного пути в искусстве. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. «Рассказ, — пишет В. В. — не просто натура, «вставленная» в холст.
Волге и волжанам посвятил многие из своих полотен. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). «Ярмарка» (1906), снова «Ярмарка» (1908) и еще «Ярмарка» (1910), «Праздник в деревне» (1907) и «Деревенский праздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Провинция» (1910), «Девушки на Волге» (1915), «Московский трактир» (1915), «Балаганы», «Масленица» (1916), «Купчиха за чаем» (1918)—одна за другой появлялись картины Кустодиева, чарующие своей свежестью, оригинальностью, ярким национальным колоритом. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. М. Г. Основной тематический круг Кустодиева-жанриста связан с деревней.
Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Чертовски трудно. Портреты супруги в творчестве Кустодиева – особая тема, поскольку эти работы согреты необычайно искренним чувством к Юлии Евстафьевне, находящейся всегда рядом с ним и в радости и в горе. Будто впервые.
Добужинского (1913), И. Я. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Волга, русская провинция и русская деревня укрепили в нем чувство национального самосознания и национальной гордости, то своеобразие которое отличает произведения этого истинно русского художника. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. Такое решение вновь иллюстрирует желание мастера совместить различные жанры, в данном случае портрет и пейзаж. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей.
Несмотря на развивающуюся болезнь, Кустодиев продолжает упорно работать, много времени уделяя портретам, в том числе изображая своих близких. В 1920-е художник создал декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие: «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила». Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. Что это за город. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим».
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. В 1895 году Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Картина эта, к сожалению, завершена не была. Бытует мнение, что Кустодиев поэтизировал патриархальный быт русской провинции, воспевал «кондовую» Россию.
На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова.
В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя.
Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Билибина (1914), Е. Е. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Грабаря (1916). Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. В то же время продолжал прокладывать собственные творческие маршруты. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей.
Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.
Как рассказывает В. В. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух.
Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. «Портрет художника Ивана Билибина» (1901) и «Портрет профессора гравирования Василия Матэ» (1902) приносят художнику широкую известность. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре.
Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
Лансере (1915), И. Э. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть.
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Репиным, который предлагает ему все же в качестве соавтора, нежели помощника, работать над масштабной картиной «Заседание Государственного совета». Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком».
Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. проклятый». Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12.
Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Создал такие лучшие свои работы, как «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина». Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием.
Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455.
В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Отца своего он почти совсем не помнил. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Это были живые типы Островского. События, увиденные художником из окна комнаты на Петроградской стороне, сохраняют в картине яркость и убедительность непосредственного жизненного впечатления.
Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Мировая война перерастала в гражданскую и в стране не было ни красок, ни хорошей бумаги, ни цинка для изготовления клише. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию.
«Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. И это, конечно, переживается художником ярче в контексте борьбы с застарелым недугом — костным туберкулезом. Только щеки да нос краснеют». Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли.
Посетив в возрасте девяти лет выставку передвижников мальчик остается потрясен картинами настоящих живописцев. В том числе и в портретном жанре. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Вместе с семьей отправляется в Париж. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. В картинах Кустодиева, — писал А. Луначарский, — предстает «сонный» мир, как будто и приятный, почти умилительный и вместе такой смешной и такой.
Последними значительными работами мастера в жанре автолитографии стали два капитальных произведения 1921 — «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова». Какова шуба на нем. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Высота комнат необычайная. Парадокс. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. В мастерской было нестерпимо холодно, пришлось поставить печурку из кованого железа с отводной трубой через форточку, жена приходила из длинных очередей-измученная, однажды он видел, как упал на снег человек, сломленный голодом и болезнью. К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским.
Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
На Волге Кустодиев вырос и возмужал как художник. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Увлечение мастера линогравюрой (1926—27) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица» и др. ). Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В то же время Кустодиев создает ряд портретов.
Чуть позже лучшее лирическое полотно художника «И. Но интересовала Кустодиева только живопись. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей.
А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Ясными, незамутненными красками сверкает радуга этого хоровода. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые.
Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Искусство требует всей жизни. Сам художник говорил: «Меня называют реалистом.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах».
Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого.
Давая советы своему сыну, К. Б. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Кустодиев хорошо знал этих людей, что дало ему возможность создать целую серию портретов с тонкой психологической характеристикой: Н. К.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Чехова – и тот и другой "уважали" животных и изображали их в своих произведениях как равноправных "членов общества". Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).
Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты.
Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией. Тяжело больной, мастер продолжал активно участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925—26).
В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности.
Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Предмет интересует его в меру своей характерности. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева.
Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний.
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года10. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И. Я. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность.
По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». На одном творческом полюсе — картины, проникнутые поэзией «Утро» изображающее жену и сына художника, «Девочка с собакой», «Японская кукла», (1904—05), живописные и графические портреты писателя А. Ремизова, артиста Ф. Шаляпина, художников И. Билибина, В. Матэ, К. Сомова, Е. Лансере, П. В ласова, И. Куликова, матери художника и других, пейзажи иллюстрации к произведениям А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, Л. Толстого, А. Островского, Н. Лескова, К. Федина, декорации и костюмы к постановкам «Горячего сердца» А. Островского, «Смерти Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина, «Левши» по Н. Лескову, ставшие классикой русской театрально-декорационной живописи, — это богатое и многогранное наследие по праву отводит Б. Кустодиеву место среди крупнейших мастеров русского искусства первой четверти XX века.
К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез.
Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Зашел с мороза прямо в шубе. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки.
Осеняя все вокруг, трепещет алый, упругий на ветру стяг, подобный пламени радостного пожара. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Это вполне понятно. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
«Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Затащил мужика с базара — и писал при народе. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы.
Какая глупость. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Возможно. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Среди глубоко прочувствованных Кустодиевым «типов русской жизни» замечательные картины 1915: «Девушка на Волге», «Красавица» – образ молодой купчихи, роскошное бело-розовое тело которой будто млеет и томится в жаркой, душной атмосфере пуховых перин, подушек, шелковых одеял, пузатых комодов, расписных сундуков и подносов. Кустодиев. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны.
Да, художник любил ее и не скрывал этой любви. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Кустодиева в Лейзене» (1911) назовут «кустодиевской девочкой с персиками». Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке».
В этом нельзя не заметить сходства с Брейгелем, а также с другими нидерландскими и голландскими живописцами, которых, кстати сказать, Кустодиев очень любил. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
(Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Начиная с первой большой картины «Базар в деревне», написанной в год окончания Академии и до «Русской Венеры» он оставался верным этому «сюжету».
Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15.
У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась.
Мастера не оставляла мысль о национальном русском начале как стилеобразующем факторе портретной живописи («Портрет В. Лужского», 1913 крупнейший замысел середины 1910-х был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете« (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам Кустодиев, в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице – Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию.
А шуба. Высшее достижение в портретном жанре — «Портрет Ф. Шаляпина» (1920—21). В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.
Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Студентом пишет он портреты известных деятелей культуры. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.
Родился в Астрахани, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Вот кого рисовать-то. Кустодиев неоднократно повторял сюжет картины, считая её, по-видимому, своего рода программной работой и итогом исканий своего стиля в творчестве282729. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Кустодиев был избран академиком (в 1909), являлся одним из организаторов Нового общества художников (1904—08), членом объединения «Мир искусства» (с 1910), Союза русских художников и группы «16» (1907—10). Но бодрость не покидала его. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным.
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции («Чаепитие», 1913 «Масленица», 1916 и др. ), мастер в тот же период создал «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Любовь к ней отражается в каждой работе. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. И. Шаляпин». В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать.
В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Отсюда многочисленные Масленицы, как архетип торжества здоровья и полнокровия. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Окончив в 1904 году Академию, он уезжает в пенсионерскую поездку, побывает во Франции и Испании. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. М. Г.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму.
Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Великой русской реки, на берегах которой прошло детство Кустодиева, нет на его картинах 151 купеческая жизнь замкнута в нехитром интерьере лавок, трактиров, бань, кричаще убранных комнат.
А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Тогда появлялась картина «Купец» — алчный, подозрительный, мелочный, с судорожно искривленной рукой скряги. Нестеров.
Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». Я. Билибин, 1901). Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров.
н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Это собирательный образ России. Его работы выставлялись за рубежом, персональные выставки в послереволюционное время.
Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Место действия перестает быть фоном. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора».
Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой.
Сотрудничество с первыми советскими издательствами у Б. М. Кустодиева началось с произведений Александра Сергеевича Пушкина. Гротеск здесь проявляется в чистом виде.
Родился Борис Кустодиев в небогатой семье преподавателя семинарии в Астрахани, после смерти отца (1879) учился в духовном училище и семинарии. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918.
По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Рериха (1913), М. В. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку.
Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. К этому времени у них уже родился сын. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40.
В эти годы его творческой программой, которой он не изменил до конца дней, стало создание национальной по духу и стилю живописи, отражающей строй мышления и представления народа о красоте (в области портрета отправной точкой стал «Портрет семьи Поленовых», 1905 в бытовой живописи — картины: «Провинция», 1906 «Гулянье», 1910, где типизирован уже не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей «Гулянье на Волге», 1909—11). А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). А может быть именно вот таким образом и стоило. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
" Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А.
Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. И. Е. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Кустодиев твердо решает стать художником. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.
И в этом, наверное истоки любви к Празднику, к детской забаве, карусели красок. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. А также портреты и иллюстрации с изображениями В. Ленина. и т. п.
В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Мы жили на третьем этаже. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Работа была заказной.
же время живут». Он оставлял место для наития. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин».
За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено.
Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия».