Картина была создана Давидом по заказу самогоНаполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший2 декабря1804года всоборе Парижской Богоматери. Картина Коронация Наполеона (дата начала работы над полотном – 21 декабря 1805 года, завершения – январь 1808 г. ) стала самым великим творением ее автора. За два месяца перед Коронацией, запланированной на 2 декабря 1804 г., Наполеон заказал Давиду картину, увековечивающую это событие.
Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида. Коронация Наполеона I прошла 2 декабря 1804 года, в соборе Парижской Богоматери, в связи с этим событием была посвящена данная картина, которую написал Жак Луи Давид. 2 декабря 1804 года проходила коронация Наполеона I в соборе Парижской Богоматери и именно этому событию посвящена данная картина Жака Луи Давида.
Картина "Коронация Наполеона" хранится и выставляется в Лувре. За два перед месяца Коронацией, запланированной на 2 декабря 1804 г., заказал Наполеон Давиду картину, увековечивающую это Приказ. Картина «Коронация Наполеона» хранится и выставляется в Лувре.
Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение. Да и сама Жозефина не сильно тормозила. Покрасовался, снял и «запросто» надел лавровый венок.
Муж усердно декорировал Жозефину бриллиантами. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. Естественно, что Давид не мог изобразить этот эпизод коронации и остановился (что, конечно, было согласовано с Наполеоном) на моменте коронации Жозефины (вот таким образом в литературе довольно часто картину Давида называют «Коронацией Жозефины»).
Особенно впечатлял один, невероятно красивый, за сполохи на поверхности мрачно именуемый «Сожжение Трои». Вокруг шептались, у императрицы хранятся страшные камни — опалы – предвестники несчастья. Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен разгневанным королем Луи XVIII. Этот лист – единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны. Ровно в десять залпы артиллерии возвестили парижанам о выезде кортежа. В созданной Давидом картине имеется ряд блестящих портретных характеристик (Пий VII и его прелаты, наполеоновские маршалы, министр иностранных дел Талейран и многие другие) ее отличает огромное мастерство исполнения костюмов и обстановки, богатство и насыщенность цветовой гаммы, но здесь отсутствует какая бы то ни было воодушевляющая эмоция.
В её шкатулки переехали драгоценности французской короны, кроме одной — алмаз «Регент» принадлежал Наполеону. Наполеон попросил Исабея сохранить его. Император надел лавровый венок, но пока пристраивал на голове, отвалился лист.
Для коронации выбрали собор Парижской Богоматери. Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел (до этого он был придворным живописцем короля).
Некоторые пришлось делать заново. Этот навык пригодился, когда пришлось изобразить коронацию Наполеона. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Почтительно склоненная Жозефина особенно подчеркивает величественность позы императора.
Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами казненными за приставку «де» перед именами, куска кружева на одежде или кольца знатности Мелкий дворянин Бонапарт, в вышитых перчатках и платье из пурпурного бархата, настоял чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Он обожал ювелирный стиль «а-ля Цезарь»с характерными лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами Лавровый венок Бонапарта – чистейшей воды ампир, одно из самых дорогих ювелирных направлений. Все промолчали, даже не вспомнили: ни одна из королев в течение нескольких веков не удостаивалась подобной чести.
Но тиара на Жозефине не списана честно с шедевра Нито вольным художником Жаком-Луи. Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года — королей Франции. Если в «Клятве в зале для игры в мяч» все фигуры были равны, то здесь они все подчинены главной, то есть фигуре Наполеона, который является идейным и композиционным центром картины. Она медленно продвигалась со скоростью, приличествующей монархам. Незадолго до десяти утра появилась Императрица.
А Наполеон будет безостановочно покупать новые. В основу церемонии положена коронация Бурбонов. И вот карета запряженная восемью лошадьми остановилась у собора. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали весьма нескромно «корона Карла Великого». Восемь полуарок сошлись в центре, соединенные распятием. Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Давид получает заказ запечатлеть в живописи это событие. Тогда сосредоточились на императорских регалиях.
Бархатную мантию Жозефины несли за ней три сестры Наполеона. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. Ныне корона Шарлеманя 2 находится в Лувре, в зале Аполлона.
Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Некоторую трудность представлял сам выбор момента, который должен был быть запечатлен.
Помогший его студентом Жоржем Роуджетом, он закончил в январе 1808. В 1889 живопись была передана Лувру из Версаля. Ко времени коронации у жены Бонапарта был гарнитур из крупных отборных жемчужин размером с «маленький апельсин», два больших бриллиантовых комплекта, парюра из изумрудов, гарнитур из рубинов редкой красоты. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Можете сравнить сами — обе короны тут присутствуют. Но кто-то иронично поинтересовался, где после беспредела революции можно найти в столице столько девственниц.