Поклонником таланта художника был и В. А. Однако эти символы становятся в его картинах естественной частью изображаемой природы. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. К 20-м годам относятся наиболее интересные работы художника.
История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене. Фигуры, показанные со спины – столь частые в картинах Фридриха – символизируют верующего человека, который рассматривает свое существование как подготовку к вечной жизни («Двое, созерцающие луну», Дрезден, Картинная гал. Пространство картины «Женщина у окна» (около 1822 г. ) — скучная клетка пустой комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо глядя щей в окно героини. В промышленности господствовали ремесло и мануфактура. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна.
Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Едва оправившись после инсульта, Фридрих сразу же принялся за работу. Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на переднем затемненном плане – это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на «вершину мира», стремление к светлеющим непокоренным высям. Горы и облака являются частью души героя, также, как и он сам является частью их.
09. Ярким представителем немецкого романтизма является Каспар Давид Фридрих. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Фридрихазахватила новая тема, Вскоре, несколько потеснившая религиозный мистицизм. Он был открыт заново только в двадцатом веке, но по-настоящему не увиден и не понят и поныне. Лишь в1807 вплотную занялся живописью. Патриотические взгляды Фридриха способствовали укреплению его популярности и в 1816 году его избрали членом дрезденской Академии художеств.
Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Он получал уроки литературы и живописи в университете Грайфсвальда, где наставник Иоганн Готфрид Куисторп учил юношу «видеть мир изнутри». К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Фридрих неставил задачей реалистично изображать природу всвоих пейзажах. 1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу.
Долгое время Фридриха считали угрюмым, болезненным художником. Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Среди других известных картин мастера160 Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), Двое созерцающих луну (18191820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Восход луны над морем, у Женщина окна (обе работы160 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Природа в его творениях существует как метафора судьбы человека. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата.
В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. В его картинах мы видим мягкие, пастельные тона, приятные глазу. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным.
Фигуры изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась). Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти.
Брак, тем не менее, оказался удачным. Эти же чувства рождают картины с изображением руин старых соборов, заброшенных аббатств, монастырей («Зима», Новая пинакотека, Мюнхен «Собор», 1818, частное собрание, Швейнфурт «Аббатство среди дубовых деревьев», 1810, Шарлотенбург, Берлин). В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. За два года до создания картины "Женщина и закат солнца" мир потряс целый ряд вулканических извержений, выбросивших в атмосферу гигантское количество пепла. В Германии романтизм был преимущественно литературным течением. Этот образ присутствует в одном из последних произведений художника Сова на могиле, 1836 — 37 гг.
Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. Картина демонстрирует довольно сложный прием сочетания темного пространства на переднем плане и светлого – на заднем. Художественная жизнь страны становилась насыщеннее и оживлённее. Его образы, созданные на полотне очень рафинированны и отдалены от реальности. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане.
Он зародился в 1770-х годах благодаря творчеству писателей группы "Штурм унд Дранг" ("Буря и натиск"), которые отвергали рациональную философию эпохи Просвещения, проповедуя эмоциональное, чувственное восприятие мира. Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Для художника очень важен момент перехода – от одного состояния в другое. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках).
Трудно сказать, насколько близкими друзьями успели стать два живописца. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. В Древнем погребении под снегом, ок. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 8212 1832 гг. ) и победил.
Не случайно образование этих «монастырских братств» произошло в Германии одновременно со стремлением к национальному объединению. В творчестве Фридриха горы символизировали Бога, скалы — веру, а сосны — «стоящих в вере». Часто, мрачный, тяжелый земной мир противопоставлялся миру небесному, представленному освещенным ярким светом пейзажем, видимым на горизонте. В1810 был принят вБерлинскую, ав1816— вДрезденскую академии художеств. Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. Самые большие крикуны говорили тихо и серьёзно, словно в церкви.
В Древнем погребении под снегом, ок. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы160— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины160— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась).
История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Эта картина больше, чем просто пейзаж. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг. ). Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Он писал в духе своего времени.
В Древнем погребении под снегом, ок. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Источником вдохновения для художника служили идеалы романтизма и религия.
Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. С юности увлекался рисунком в технике карандаша и сепии. Фигуры изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма.
Во время катания на коньках он провалился под лед и был спасен младшим братом, но сам Кристоф утонул в ледяной воде на его глазах. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). История160— и древнеязыческая и средневековая160— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера160— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы160— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Единственный путь к этому художник видит в смерти. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками.
История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Фридрих учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора (1794-1798). Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. Чувственность ставится выше разума.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Осев в городе Дрездене, художник посвятил себя акварели и чернильной сепии – автопортрет за столом, «Гроб на могиле» (1836г. ), «Вид Арконы при свете луны». Популярность Фридриха еще более окрепла в начале 1820-х годов, когда у него появился целый ряд последователей (Карл-Густав Карус, Эрнст Эме известный норвежский пейзажист Юхан Кристиан Даль и др. ). «Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал.
А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Берлинская выставка многое прояснила и изменила в мышлении искусствоведов. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти.
Несомненно одно: идеи Рунге оказали огромное влияние на формирование манеры Фридриха. Этот период в истории немецкой литературы (1767-1785), связан с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма интерес к которым характерен для предромантизма. В «Зимнем пейзаже с церковью» (около 1811 г. ) три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане.
Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Именно так воспринимал природу и Фридрих. В 1802 году он переезжает в Дрезден, но неоднократно посещает свой родной Грейфсвальд.
Иногда, художник выполнял подобные на заказ. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Фридрих стал основоположником европейского романтического пейзажа. Краски моря постепенно бледнеют и оно сливается с небом. Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Группа специалистов тщательно исследовала пропорции красных и зеленых оттенков на изображениях закатов старых и новых мастеров, начиная с 1500-го и кончая 2000-ым. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
1805 год стал знаменательным. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы160 Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 18081810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 18091810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 18101811, Национальная галерея все три картины160 Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
Заслуги романтиков несомненны в деле собирания и изучения национальных памятников средневековья, отечественного фольклора (преданий, легенд, сказаний), а также в обращении к традициям великого немецкого Возрождения во главе с Дюрером. Как ни странно, но настроение большинства картин Каспара очень созвучно тому первому острому детскому ощущению таинственности и невероятной глубины окружающего мира. Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Но религиозность у Фридриха в отличие от его современников и тоже немецких романтиков — «назарейцев» искавших ее в традиционных библейских сюжетах и подражавших старым мастерам, выступала в пейзажах, которые он насыщал мистическим содержанием. Сам Фридрих писал в наставлении одному из своих учеников: «Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений». Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ).
Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Узнав биографию Фридриха не удивительно, что все его картины имеют меланхолический язык. В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Каспар Давид Фридрих не стремился к верному изображению природы. В 1824 году Фридрих стал профессором дрезденской Академии искусств.
Картины немецкого мастера следует понимать как «излияние сердца», выражаясь словами Вакенродера, в них встречаются 2 элемента: поиск художником цельности бытия, что вызвано отрывом его от религии и, наряду с этим, анализ душевного состояния человека. (. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
Подчеркивал страстное стремление человека слиться сБожественным абсолютом. До 1807 года работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи.
«Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832 гг. ) и победил. Каспар Давид Фридрих (1774, Грейфсвальд— 1840, Дрезден) учился с1794 по1798в Академии художеств вКопенгагене, одним изего учителей был Йенс Юль. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 8212 1832 гг. ) и победил. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане.
Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца. Вскоре, Фридриха захватила новая тема, несколько потеснившая религиозный мистицизм. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» – желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному «страсть», «тоска», «желание» – обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж).
Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Однако эти символы становятся в его картинах естественной частью изображаемой природы. Пашня близ Дрездена – один из последних пейзажей художника.
Среди других известных картин мастера160 Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (18191820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы160 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). 1817, оба -- Нюрнберг, Германский национальный музей). Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 – 1810 гг. ), одним из лидеров немецкого романтизма.
Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг. ) и победил. Мы ощущаем всей душой его меланхолию, задумчивость и нежность.
10. Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды.
В моей памяти навсегда запомнились первые романтические сюжеты, увиденные в детстве. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с 171Зимним пейзажем187 (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Живопись знаменитого немецкого романтика наполнена глубоким философским смыслом и требует от зрителя сосредоточенности, внимательности и умения ассоциативно связывать художественные образы с реалиями действительности.
Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. И кто все эти люди из далекого прошлого, которых уже нет. В сепии «Вид Арконы при свете луны» (Альбертина, Вена) лунный свет привносит таинственность в пустынный пейзаж.
Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. 1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ.
В своих пейзажах он стремился передать единство природы и человека. Все пейзажи очень точные, а линии, формы и перспектива просчитаны и выверены. Программным произведением европейского романтизма стало полотно Фридриха «Крест в горах» (1808, Картинная галерея, Дрезден). В 1810г.
Некий символизм и скрытый смысл. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского. На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале.
Однако его творчество вызывало восхищение у современников. В работах этих лет он создает менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения. Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое. Гофмановская сказка, которая приходит к людям только ночью, позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нем людей.
В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии.
Но, переехав в Дрезден, Фридрих стал все больше времени уделять работе на пленэре. Отныне остров Рюген станет излюбленным местом пребывания художника, он назовет его «земля души». Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения.
Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 – 10 гг. ). Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея).
Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта). Немецкие философы по разным причинам поддерживали скорее идею реформирования, а не радикального революционизирования общественных порядков своей страны, хотя видели существенные недостатки отдельных реформ например тех, с помощью которых в условиях «французского угнетения» было отменено крепостное право и изменена законодательная система. Среди его новых знакомых оказались Г. фон Клейст, Рунге, Гёте, Тик, Новалис и даже Василий Андреевич Жуковский. (Ризенгебирге), 1810 – 1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося – он заглядывает в пропасть.
Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Творчество Каспара Давида Фридриха. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» – желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному «страсть», «тоска», «желание» – обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать. В бесконечное пространство морского пейзажа, гор, гаваней, лесных чащ или полей Фридрих вводит человеческие фигурки. Оборотная сторона этой ограниченности – духовная сосредоточенность и углубленность. Его ранние произведения («Гуннская гробница в снегу» (1807г. ), «Крест в горах» (1808г. ), «Монах у моря» (1808—1810гг. ) имели странную поволоку тумана и размытые краски, словно сквозь слезы смотрел мастер на реальные картины природы.
Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом. Отчасти, это было граничит с его замкнутым характером и аскетическим образом жизни.
Среди других известных картин мастера— Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). 1836–13. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как 171Монах у моря187 (1810 г) и 171Аббатство в дубовом лесу187 (1809 8212 10 гг. ).
Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Они вместе поселились в Дрездене.
Иногда, художник выполнял подобные на заказ. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. Смутное внутреннее беспокойство порой перерастает в картинах художника в настроение щемящей тоски, в горькое осознание бренности всего земного (Месса в готической руине, 1819, Национальная галерея, Берлин Гибель «Надежды» во льдах, 1822, Кунстхалле, Гамбург). Пашня близ Дрездена — один из последних пейзажей художника. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии.
1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Потом запомнились сюжеты картин голландцев с маленькими кострами в ночи на фоне ночного моря с кораблями. Фридрих, в отличие от других романтиков, заставляет природу говорить. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Единственный путь к этому художник видит в смерти.
Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах. В своих горных пейзажах художник использует формы, навеянные морским побережьем. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Распознать сакральный смысл природы и выразить его живописными средствами такой была главная задача, которая ставилась романтиками. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Как художника-романтика его привлекал конкретный облик природы и все неповторимое, оригинальное в ней. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю.
Фридрих отличался меланхоличным характером и вел замкнутый образ жизни. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Германия – живописная страна с богатыми культурными традициями. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург).
Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Противопоставление себя классицизму сказывалось, в частности, в выборе тем — теперь это были не мифологические «античные», а исторические или религиозные образы. Оно получило название «министерства культов», так как верховенство в культурно-духовной области по чисто немецкому образцу (вот где существенное отличие от Франции) все-таки вверялось религии.
Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ).
Успех окрылил Фридриха и в 1807 году он решил попробовать свои силы в масляной живописи. Рисовать он начал в юношеском возрасте. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара.
Романтики переживают «разорванность» жизни в современном им обществе. Художник сосредоточил своё внимание на куске вспаханной земли и нескольких яблонях. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась). Решающее значение в становлении эстетики «Бури и натиска» имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла.
Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах. Важнейшими культурными центрами были: Берлин, Дрезден, Вена, Дюссельдорф, Мюнхен и Веймар. Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Единственный путь к этому художник видит в смерти. Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле).
Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай. Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832 гг. ) и победил. А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 – 10 гг. ).
В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал. Романтические ноты вновь прозвучали в этом полотне Фридрих вновь обратился в нем к теме, всегда остававшейся для него главной. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально.
Уже в ранних картинах (Могила великана в снегу (1807) Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Пейзажи Фридриха с их глубокой духовностью и богатством чувств были высоко оценены публикой уже в начале XIX в. «Теченский алтарь» и «Монах у моря» встретили живую критику. Пашня близ Дрездена 8212 один из последних пейзажей художника. В эти годы он создал едва ли не лучшие свои картины.
Его романтическая натура проявилась здесь в умении замечать красоту в обыденном мире. К 20-м годам относятся наиболее интересные работы художника. В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. Фигура созерцателя — частый мотив пейзажей Фридриха.
Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Таковы его «Крест в горах» (1808), «Монах у моря» (1809), «Утро в Исполиновых горах» (1811) — самые яркие работы этого периода. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера.
Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» ("Тетченский алтарь" 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). В живописи Фридриха проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы. В полотне «Охотник в лесу» (1813, частное собрание) остро прозвучали патриотические ноты. Фридрих Каспар Давид Картины и биография Фридрих Каспар Давид (Friedrich Kaspar David) (1774-1840) Немецкий художник, представитель романтического пейзажа.
Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. к живописцу пришёл публичный успех. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Однако уже тогда над головой художника сгущались тучи. Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества (Руины в Ризенгебирге, 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей). Исполнены они под впечатлением путешествий на берега Балтики и в Гарц.
Занятиям искусством Фридрих стал уделять время с шестнадцати лет. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей). И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. Первое живописное произведение художника – «Крест в горах» (1807 – 1808 гг. ) – создано по заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь».
Пространство картины «Женщина у окна» (около 1822 г. ) -- скучная клетка пустой комнаты, романтический порыв выражен здесь именно в фигуре напряжённо глядя щей в окно героини. Фигура созерцателя -- частый мотив пейзажей Фридриха. После поездок (1801-1802, 1806) на остров Рюген (Балтийское море) увлекся живописью маслом и решил посвятить себя пейзажу. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.
Это мечтания, – сон, видения во сне и в ночи. Его обучение было насыщенным: это уроки «настроения» в живописи от великого Йенса Юля, работа с натурой, вкрапление в творчество скандинавского фольклора изучение голландской живописи и доступ в королевскую картинную Галерею Копенгагена. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. В своих афоризмах он пишет: Оставайтесь подальше от нечестивых уверток, которые убивают свободные порывы сердца (1) и когда Гете ltjustifygtКаспар Фридрих живет, углубившись в себя, в свои работы. Его творчество по мере общего угасания интереса к романтизму начало выходить из моды. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777-1810), одним из лидеров немецкого романтизма.
Каспар Давид Фридрих был замечательным и очень талантливым живописцем периода романтизма. Резной крест на вершине скалы – обычный мотив среднеевропейского пейзажа того времени. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 — 1810 гг. ), одним из лидеров немецкого романтизма.
Помимо этого работал вДрездене, где писал городские пейзажи ивстречался скрупными представителями немецкого романтизма, вчастности споэтами Новалисом (1772–1802) иГенрихом Клейстом (1777–1811), атакже схудожниками Георгом Фридрихом Керстингом иКарлом Густавом Карусом. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты. Фигуры людей, дома, сооружения, корабли и так далее являются лишь дополнением к могуществу и красоте природы. Сам человек отображен в большинстве случаев только как мечтательный силуэт на фоне возвышенного творения природы, как «Странник над туманным морем» имея часто созерцательную роль. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Они посещают мастерскую Фридриха.
Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. Большая часть Германии находилась в то время под оккупацией – шли наполеоновские войны. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Даже в тех случаях, когда он писал вполне узнаваемые места (например, аббатство в Эльдене), он всегда готов был пожертвовать точностью ради композиции, которую видел своим "внутренним зрением".
Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. Зрителю, заместителем которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленые в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Долгое время Фридриха считали угрюмым, болезненным художником. Еще немного работ первого романтика и символиста, художника Каспара Давида Фридриха.
Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Кроме того, работы Фридриха наполнены различными символами.
Созерцательный пейзажный мотив приобретает глубокое символическое звучание, поэтически повествуя о жизненном пути человека. Он путешествовал по разным уголкам Германии, насыщаясь видами бесконечно любимой им природы. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках).
Там, где Фридрих ищет одиночества, Рунге подчёркивает общность семьи или круга друзей. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. И он не изменил себе. Родился 5 сентября в Грейфсвальде, Померания, в семье мыловара. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Первую картину маслом 171Крест в горах187 художник, вероятно, писал на заказ.
Иногда, художник выполнял подобные на заказ. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. 1805 год стал знаменательным. Возможности для толкования здесь безграничны.
Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Природа в его творениях существует как метафора судьбы человека.
Почти во всех произведениях Фридриха звучит тема одиночества человека перед лицом величественной и равнодушной природы, с которой он неосознанно стремится слиться. Смелая попытка человека покорить природу – заканчивается смертью.
В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося – он заглядывает в пропасть. Этот барьер может принимать форму стены, как в случае с Зимним пейзажем (1811) или ворот – примером тому Памяти Иоганна Бремера.
Так появилась его своеобразная техника. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. Свое творческое кредо он выразил в следующих словах: «Закройте телесные глаза, так чтобы картина стала видна вашему духовному взору, а затем выведите на свет дня то, что увидели во тьме, так чтобы оно могло воздействовать на других». А. С. Пушкина), Винтертуре (собрание О. Рейнхарта «Меловые скалы на острове Рюген»), Осло, Праге и Париже (Лувр – «Дерево с воронами»). История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Нередко дальние планы на картинах Фридриха оказываются гораздо светлее переднего. Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (Тетченский алтарь 1807--1808, Дрезден, Галерея новых мастеров).
Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Например, на картине Двое, созерцающие Луну (1819) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Пейзажи Фридриха отличаются строгой выверенностью рисунка, четкостью пространственных планов, богатой игрой светотени (Пейзаж с радугой, 1809, Веймар Двое, созерцающие луну, 1819, Картинная галерея, Дрезден). Жил в селении Аркона на Рюгене, писал виды дикой, полной романтики природы острова — лес, горы, меловые скалы, побережье.
В 1801 году Фридрих посетил свою родину, Грейфсвальд. 1826 для многих русских людей был временем излома судеб. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. С этого времени в его произведениях преобладают изображения гор и моря. Каспар Давид Фридрих родился в городе Грайфсвальд 5 сентября 1774 года. И он не изменил себе. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. В картинах «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1820, собрание Рейнхардт, Винтертур), «Восход луны над морем» (1821-1822, Национальная галерея, Берлин), «На паруснике.
Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. В них звучит идея необходимости сочетания верности натуре («душе природы») и внутренней духовной интуиции, которую он считал «божественным глаголом» в сердце. Краски моря постепенно бледнеют и оно сливается с небом. Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Они не просто красивые и восхитительные, они вызывают особые эмоции. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Для художника очень важен момент перехода – от одного состояния в другое.
«Alla Nazareno» – традиционное названия прически с длинными волосами, дано оно было, немецким художником Иоганном Христианом Рейнхартом. и Шарлоттенбург), Дрездене (Картинная гал. ) и Гамбурге (Кунстхалле), а также в Бремене, Эссене, Карлсруэ, Ганновере, Лейпциге (Музей изобразительных искусств – «Возрасты», 1835), Киле, Кельне и Мюнхене. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ).
Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Отчасти, это было граничит с его замкнутым характером и аскетическим образом жизни. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма.
Они изображены на переднем плане, но стоят всегда спиной к зрителю, как бы являясь вторым «я» художника. Сам человек отображен в большинстве случаев только как мечтательный силуэт на фоне возвышенного творения природы, как «Странник над туманным морем» имея часто созерцательную роль. Брак, тем не менее, оказался удачным. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом.
Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Например, на его картинах можно встретить сову (символ ночной темноты и смерти), срубленное или засохшее дерево и лунный серп (как символ воскресения и жизни вечной). В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, – но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению.
Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Подчиняя пейзажные мотивы эффектам рассеянного, таинственного мерцающего или феерически вспыхивающего освещения (чаще лунного, чем солнечного), Фридрих воплощал стихийную мощь, грозную и почти мистическую беспредельность мироздания, тонкое созвучие сил природы движениям человеческой души, чувство прорыва в неведомое. Нередко дальние планы на картинах Фридриха оказываются гораздо светлее переднего. Этот идеал есть внутренний мир человека.
Одной из первых живописных работ Фридриха стало полотно «Крест в горах» (1808), выполненное на манер алтарного образа. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа. В другом – о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.
До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. В работах часто встречаются: сухие мертвые дубы в окружении вечнозеленых елей и сосен, мрачная, тяжелая земля с разлитым над ней прозрачным небесным светом, символизирующие неизбежное окончание земной и обещание вечной загробной жизни. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри.
Михайлова в своей статье «Природа и пейзаж у Каспара Давида Фридриха» посредством анализа критической статьи Барона фон Рамдора (современника художника), направленной в адрес картины Фридриха «Крест в горах», раскрывает суть пейзажей его пейзажей и определяет его новаторство относительно пейзажа классицистического. Появлялись новые направления, мысли, новые идеи. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России. Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью.
Фридрих писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём – словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. Все это делает не беспроблемное восприятие для зрителя, но очень притягательное.
Среди наиболее известных творений художника необходимо отметить картины «Дольмен в снегу» (1807), «Аббатство в дубовом лесу» (1809-1810), «Странник над морем тумана» (1818), «На паруснике» (1818), «Море льда» (1823-1825), «Пара, созерцающая луну» (1824), «Вечерний пейзаж с двумя фигурами» (1830-1835) и др. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. Его картины маслом – это в большинстве своем сложные пейзажи, синтезирующие различные природные мотивы, акварели – это непосредственные этюды, а рисунки (за исключением сепий) – почти всегда сделаны с натуры. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832 гг. ) и победил.
Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. Каспар Фридрих признан во всем мире, как лучший мастер немецкого романтизма 19 века. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника.
Закат солнца» (или «Братья») и «Гавань ночью» (или «Сестры» обе — 1821, Эрмитаж) Фридрих дает взгляд на бесконечно далекое пространство от фиксированной точки зрения — помещенных на переднем плане фигур людей, созерцающих в поэтической тишине открывающийся вид. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей.
Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Одна из них ведет к белому скромному особнячку, еще вросшему в землю, но уже с металлической (городской. ) крышей.