Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах – невозможно. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Убитые горем матери пытаются спасти своих детей.
Факт создания, быть может, первых исторических и одновременно бытовых картин на современный сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ – время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма.
Этот сюжет часто использовали в своих картинах художники эпохи Возрождения. 2:16), эта территория включала в себя и Раму. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф. 23:35. Ирод узнает, что младенца Иисуса нарекают Царем Иудейским.
Напрасно хотели родители укрыть детей в потаенных комнатах, в погребах или колодцах. А вот крестьянин, которого заставили выбивать дверь в соседнем доме, где укрылись односельчане с детьми. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце. Неутолимая скорбь всех матерей описана святым Евангелистом Матфеем в образе Рахили, супруги патриарха Иакова: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет» (Мф.
Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. А количество маленьких трупов продолжает расти.
Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет. Когда Ирод услышал об этом, он встревожился, но сам приказал волхвам разыскать младенца, чтобы и он мог прийти и поклониться ему. Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет». Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода.
В картине Брейгеля «Избиении младенцев» изображено нападение на фламандскую деревню испанских солдат. Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого.
Избиение младенцев – эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. Покорно выполняет он этот страшный приказ. По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема.
Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню. Вифлеем был окружен войсками, как осажденный город. Некоторые, прижимая к себе ребенка, хотели бежать в горы, чтобы укрыться там. Но солдаты безжалостны им чужды человеческие чувства. Питер Брейгель Старший «Избиение младенцев» (1566) Дерево, масло. О бесчинствах Ирода Священное семейство предупредил ангел.
24 х 34 см Институт искусства Курто, Лондон, Великобритания Созданные после «Охотников на снегу», в следующем 1566 году, картины Питера Брейгеля – «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя», «Перепись в Вифлееме» – означали рождение искусства, главной темой которого является жизнь народа не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане. Они ушли отсюда, с лица земли, будучи сорванными как бы еще нераспустившимися цветами. Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер. Воины подбрасывали их на воздух и разрубали ударами меча, стараясь рассечь пополам. Евангелия говорят: "Тогда Ирод.
Об избиении младенцев повествует так называемое апокрифическое «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова». Это – один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. З 1:15) и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить своих брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя во всех соперников своей власти.
Поднимали их на копья, как знамя поднимают на древко. Началось страшное избиение детей. Работы Коллишоу были представлены в таких музеях и публичных коллекциях, как: Галерея Тейт Модерн (Лондон), Сомерсет-хаус (Лондон), Музей и Художественная Галерея Бирмингема (Бирмингем, Великобритания), Галерея Боргезе (Рим), Музей Фрейда (Лондон), Национальная галерея современного искусства в Болонье (Италия), Музей современного искусства в Париже (Франция), Бруклинский музей (Нью-Йорк), Музей Рима (Италия), Национальный музей искусства Каталонии (Барселона, Испания), Фонд Arter (Стамбул), Коллекция Британского совета (Лондон), Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), Галерея современного искусства Civica (Турин, Италия), Музей современного искусства в Сан-Диего, Музей старого и нового искусства – MONA (Австралия), Коллекция Ольбрихта (Берлин). Полотно изображает известное библейское событие — истребление младенцев царем Иродом. Тогда Ирод понял, что маги обманули его и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше.
Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Недаром в первых описях, где упоминается это произведение, оно прямо называется «Нападение на деревню». Детский плач выдавал их. За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия. Напомним вкратце суть дела. Вот таким образом, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф.
Но не надолго. На всадниках – красные мундиры. (Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе. ) Всюду царит страх. Тогда гнев Ирода обрушился на всех окружающих: он не позволил совершить достойное погребение скончавшегося старца, Симеона Богоприимца, а также приказал умертвить первосвященника Захарию (Мф.
2:18). Закрытые двери выбивают тараном. Вифлеемское избиение младенцев – событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа. Деревня оцеплена, бежать некуда.
Св. Ведь они не совершили греха и зла. Плач несчастных женщин был так велик, что, казалось, его слышали в городе Раме.
Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей. Брейгель не только знал о расправах, чинимых испанскими войсками в селениях, объявленных еретическими, но и, возможно, бывал свидетелем происходившего. (Протоевангелие от Иакова, XXII). Их патетической взволнованности противостоит фарисейское спокойствие приспешников Ирода.
Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. И свет светил им и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их. Почему Господь попустил смерть и мучения неповинных детей. Но зато они наследовали себе вечную жизнь в кругу Ангелов.
Зимний день. Прорванный круг будет замкнут. Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар.
Затем они бросились в соседние села. Однако Святое Семейство бежит в Египет. Но тщетно.
Солдаты вламываются в дома, вырывают детей из рук матерей. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится.
Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке. Опасаясь за свою власть, он стремится убить Иисуса. Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет" (Матфей 2:16, 2:18). Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Спокойно и равнодушно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство.
Один опасался доноса другого и потому каждый старался превзойти товарища в жестокости. Как страшны лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей. Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капелла дель Арена в Падуе.