За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы».
О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим. Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо.
Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Возвращается в Россию летом 1876 года. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Репин стал очевидцем казни народовольцев.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Он идет прямо к матери. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Америка—Франция—Россия. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Общение с прежними друзьями было только заочным. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной.
Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Она была закончена только в 1891 году. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
О чем эта история. Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Комната небогатой интеллигентной семьи. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Имя Репина стало широко известным.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
За окном летний день. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Она ушла из жизни в 1931 году55. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
На моих друзей она производила то же впечатление. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Эта история получила название «бунт 14». Жил в Италии и Франции (1873–1876). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. художественный музей им.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Этот эпизод так поразил Репина, что он не стал продолжать прогулку и отправился домой делать зарисовки увиденного. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Мне минутами становилось страшно.
Так ли это – судить зрителям. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Этюд получился превосходный. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Убийство свершилось. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В эту минуту в комнату вошел Христос. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Много учился на написании портретов близких и друзей. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Л. Н. Толстого».
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Публике картина понравилась. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Первый факт.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Глаза ясные и добрые. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Пятый факт. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В его глазах застыло ожидание: примет ли его, столько времени отсутствовавшего в родном доме, семья. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Берег Волги. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Стасов присылает ему все, что он просит.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Репин считал сам эту картину красивой. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Немногие детали — растрепавшиеся волосы Софьи, ее расширенные горящие глаза, складка между нахмуренными бровями, сдвинутый стул и смятая скатерть, покрывающая стол, — говорят о том, что лишь минуту назад погасла вспышка ярости, охватившая царевну. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Они словно противопоставлены друг другу. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
А вот девочка недоверчиво и испуганно глядит на вошедшего: когда отца забрали, она была совсем крошкой и теперь не узнает его. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Все заняты.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Мне минутами становилось страшно». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Третьяков»109. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Вегетарианцем стал и сам Репин. М. Бунакову.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. О картине появилось много статей в периодической печати.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Вся центральная часть написана самим Репиным. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Имя Репина стало широко известным.
Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Репин никуда не делся. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Не доносчик ли.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Рассмотрим "ближний круг". Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В его взгляде осуждение и тревога. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Работал весь день, не замечая времени.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Репин встречал их по средам. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Казалось, она спит. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142.
После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Внимание художника тяготит их. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. я работал завороженный.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. О картине появилось много статей в периодической печати. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Репин дважды подавал прошения об отставке. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
В его глазах читается печаль, тоска. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.