В настоящий список включены картины художника, характеризуемые как наиболее известные, наиболее часто репродуцируемые либо наиболее характерные для того или иного периода творчества или живописного жанра. На картине изображен граф Уголино дела Герардеска и два мальчика. Три почтовые марки Испании 1930 года с изображением картины Гойи (1800). Они входят в серию, посвящённую годовщине смерти испанского художника и считаются первыми в мире почтовыми марками с обнажённой натурой.
Картина "Святой Иоанн Креститель ребенком идет по пустыне", – была написана Гойей в период между 1808 и 1812 годами и указана в каталогах. Появилась картина вновь лишь в 2001 году и была продана на аукционе в Лондоне за 4, 2 млн. В 1771 г., получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—1772). Многие историки утверждают, что на картинегерцогиня Альба, которая была любовницей Гойи.
В августе 2001 года в Мадриде из частной коллекции были похищены 17 картин, среди которых были два полотна Франсиско Гойи. Музей Прадо (Мадрид)В 1780 г. Гойя уже пишет портрет короля, а также картину в академическом стиле «Распятие». Удивительно, как его картины отражают такие разные грани творчества: одной стороны — мягкость и живой свет красоты человека, с другой — откровенный прорыв низменных страстей: алчность, жадность, скупость, жестокость. Творческое наследие Франсиско Гойя – произведения, картины – многообразно и многогранно.
Художник очень любил изображать женщин, на его картинах они кокетливые, грациозные, мягкие, в общем идеальные. В 2002 году удалось найти 7 похищенных картин, в том числе "Качели" и "Падение осла" Гойи. «черная картина» часто рассматривается искусствоведами как сатира на тему суеверности и изображает Сатану, выступающего перед группой ведьм.
Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия. До сегодняшних дней неизвестно, кто послужил моделью для картин. Картины этого великого художника, в основном, повлияли на французских живописцев, как его поколения, так и последующих.
Цвета в картинах Гойи этого периода очень мягкие и естественные — обратите внимание, насколько реалистичным выглядит нежный румянец на лице Хосефы. Художник, всегда стремившийся показать этот мир прилизанно-прекрасным использовавший в своих картинах только светлые и жизнерадостные тона, обратился к черному. Картина каждое утро смеялась над своим мастером, когда он спускался вниз к завтраку, а «Сатурн, пожирающий своих детей», наверное, способствовал улучшению пищеварения старого художника. Темные краски видны только в правом верхнем углу картины как напоминание о той буре, которая уже прошла. По другойиз версий, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой».
В группу известных «Черных картин», созданных Франсиско в поздние этапы творчества, входит и изображение собаки, которую легко потерять в художественном пространстве картины. «собака» (исп. El perro)— одна из «Мрачных картин» Франсиско Гойи, написанная в 1819—1823 гг. Франсиско де Гойя — гениальный испанский живописец Нового времени, мастер жанров портрета и критического реализма, в завершающий этап своего творческого пути создавший целую коллекцию мистических, пугающих картин под названием «Черные Картины». Говорят, что осаждаемый болезнью и безумием, Гойя покрыл огромные, оштукатуренные стены своего нового дома странными и страшными масляными росписями – всего получилось четырнадцать «Мрачных картин». Картины Франсиско Гойя поражают зрителей своим утонченным исполнением и глубоким психологизмом.
В декабре 2001 года в Италии была украдена картина Франциско Гойи "Граф Уголино". Одной из самых интересных картин этого периода является «Третье мая 1808 года в Мадриде». В центре картины, в окружении богинь находится фигуры мужчины, со связанными за спиной руками, что, по всей видимости, означает бессилие человека перед ударами судьбы. Приближение к закату жизни и одиночество заставили создать Франсиско Гойя «черные картины». В 2003 году на аукционе в Мадриде две картины Гойи «Святое семейство» и «Тобайас и ангел», проданы за 3, 5 млн.
Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм. Также не несет ответственности за используемые в блогах картинки и фотографии. В 1771, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72).
В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. Но в картине очень много воздуха и света. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов.
Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Причем если вторая серия была отпечатана в начале ХХ в., то «Капричос» из ханенковского дворца держал в руках сам автор.
19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Это очень известные картины живописца. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Но его картина была отвергнута. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос».
Кража произошла во время транспортировки экспоната в нью-йоркский музей Гуггенхайма на Манхеттене из музея искусства в Толедо (штат Огайо), который приобрел полотно на одном из аукционов в 1959 году. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Работа Гойи должна была экспонироваться 17 ноября на выставке «Испанская живопись – от Эль Греко до Пикассо: время истина и история» вместе с 135 другими шедеврами испанской живописи. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания».
Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. На этой картине изображено множество людей, охваченных общим порывом борьбы.
Понятно, что семья Франсиско была среднего достатка. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Красивая, независимая и хорошо понимающая силу своего обаяния.
Эту картину художник писал по заказу фаворита королевы. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. В них он нанес удар академической школе.
Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Так, влияние Гойи заметно в картинах Пьера Боннара «Красная клетчатая скатерть» (1910) и Антонио Саура «Воображаемый портрет Гойи» (1966).
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Паломничество к св. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя.
Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. И тогда Гойя предложил дописать его. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Вряд ли он мог дать действительно серьезную подготовку своему ученику. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого».
Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» изображает, как испанцы сражаются с французскими войсками.
Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. Странная насмешка судьбы: жизнерадостному художнику, всегда мечтавшему быть в центре внимания, нужно было полностью удалиться от мира и замкнуться в своей печали, чтобы создать то, за что его и запомнили потомки. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции.
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. О ранних годах жизни будущего художника известно не слишком много подробностей. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала.
Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Фантастический образ истолковывался по-разному. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны».
Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя».
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Картины с описанием будут представлены ниже. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Точное количество экземпляров каждой гравюры из «Капричос» не могут назвать даже специалисты. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II).
Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. Следующая картина – «Третье мая 1808 года в Мадриде». Холст, масло.
Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Яркое пятно картины – испанец в белой рубашке, воздевший вверх руки. Картина застрахована на 1 миллион 100 тысяч долларов. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.
Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Жить ей осталось недолго. Картины Гойя рисовал для себя.
Богдана и Варвары Ханенко хранятся две полные серии гравюр Гойи – «Капричос» и «Ужасы войны». Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов.
Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны.
Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. В 1814 году французы были изгнаны, в Испанию вернулся законный король и для него Гойя написал два больших полотна, посвященных событиям национально-освободительной войны. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Национально-освободительная война длилась 6 лет. Это 14 картин. Целый ряд листов посвящен современным нравам.
В 1793 году Гойю разбил паралич.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Холст, масло. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Обладая неординарным талантом и индивидуальностью, он достиг успеха не сразу, сначала провалившись на конкурсе лучшей живописной копии гипсовой фигуры, а после — на творческом состязании в Академии Сан-Фернандо. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение.
Он признан одним из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Творчеству Гойи присуще разнообразие жанров: портреты, натюрморты, полотна на исторические и религиозные темы, жанровая живопись. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная). У Гойи начинается депрессия. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах.
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Стены двухэтажного дома Гойя покрыл четырнадцатью темными исполненными маслом росписями фантастического характера.
Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Он писал пейзажи и натюрморты. Среди этих картин был автопортрет Байеу. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок.
Гойя был напуган. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр.
Его картина была отвергнута и он отправился в Италию. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Однако, если Фридрих оставляет пейзаж узнаваемым, то Гойя идёт ещё дальше в разрыве с традиционной композицией. Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). В 1808 году Испания была оккупирована французскими войсками.
Уединившись на вилле, Гойя работал. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. 13 ноября 2006 года в американском городе Скрэнтон (Scranton), штат Пенсильвания, во время транспортировки шедевра из музея искусств Толедо (штат Огайо) в музей Гуггенхайма в Нью-Йорке была похищена картина Франсиско де Гойя "Дети в двухколесной тележке" (1778).
Мало кто знает, что в фондах киевского Музея искусств им. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него.
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Паломничество к св.
Художник больше не работал кистями. Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Интересно, что на картине можно видеть только лица испанцев.
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы.
Его хитростью завлекли во Францию. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). В Сарагосе за молодым художником охотилась инквизиция по причине драки в церковный праздник, которую он устроил. В этот период Гойя пишет цикл картин в графическом стиле, показывающих все ужасы войны и бедствия, которые она приносит народу (1810-1815 гг. ).
В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Но протокол допроса не сохранился. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист.
Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. На полотне мы видим девушку в белом одеянии, которая лежит на постели. Так он вызвал ненависть Жозефа. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей.
Штрихи его иглы острые, царапающие. В 1800-1801 гг. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности.
Во Франции того времени кипела революция. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. К «черным картинам» мы еще вернемся. Краски тревожные – преимущество отдается темным и красно-оранжевым тонам.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». На полотне мы видим испанцев, которые готовятся принять смерть. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.
Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Осталось последнее мгновение перед залпом. Это такие картины, как «То же», «Хоронить и молчать», «Здесь тоже (ничего не поделать)», «Плотоядный стервятник».
Все французы изображены к зрителям спиной, они показаны как некая безликая масса. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого».
Ф. Гойя. Никто себя не знает». Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Франсиско Байеу был шурином Гойи. огромен. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. 1814). С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь.
Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. В центре он поставил королеву с детьми.
Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте.
Гойя сочувствовал военным, объединившимся вокруг Риего и даже сделал миниатюрный портрет его жены. Она изображает следующий день, когда оставшиеся в живых мятежники были казнены. Каждый безумствует по-своему. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника.
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Женщина смотрит в противоположную сторону. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. В галерее портретов Гойя можно увидеть еще несколько интересных работ. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес.
Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. У Гойи не было любимого жанра.
С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.
Никто не рождается гением. Холст, масло. Вторая картина пользуется мировой известностью. Здесь и старая инфанта Мария-Хосефа, сестра короля, поразительно уродливая, он ее писал довольно долго, завороженный ее уродством. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.
Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Для него же Гойя создал еще одну, парную картину – «Маха обнаженная» (1799-1800 гг. ).
Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер — Франсиско Хавьер Педро — который стал художником.
На их лицах написаны и боль и страх, но в то же время и непокорность. Его портреты отличаются сильным психологизмом и глубоким пониманием человеческой сущности. Темы он брал как мифологические, так и религиозные.
Композиция «Собаки» перекликается с «Монахом у моря» Каспара Давида Фридриха, написанным примерно на десять лет раньше. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека.
Тем было освещено великое множество. Это его серия офортов «Капричос». Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Во всяком случае, сам Франсиско высказывался о своем учителе не слишком лестно.
После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. В росписях господствует дьявольское, устрашающее, противоестественное начало, зловещее изображение возникает как в кошмарном сне. Оно не принадлежит строго к портретному жанру.
Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую – зонтика. 97 х 190 см. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. «Тонущая собака» стала источником вдохновения для многих художников.
Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи.
Так назывались мужчины и женщины, которые вышли из простого народа, обедневшие жители провинций, выходцы из мадридских трущоб. евро. Под ее одеждой скрыт нож. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. 268 347 см.
Например, «Маха одетая» (1800-1803 гг. ). Ей никогда не выбраться. Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
В левом углу художник изобразил самого себя, стоящего за мольбертом. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма.
Гойя выполняет крупный королевский заказ – портрет всей монаршей семьи («Семья Карлоса IV»). К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось.
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Маха – это значит горожанка, девушка из народа. Художник широко использует контрасты света и тени. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Они срывают их с коней, закалывают кинжалами и сами гибнут от рук противника. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества. 1797). Он навсегда остался практически глухим. Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности.
Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Великий художник появился на свет в 1746 году в городе Сарагоса (столица испанского автономного сообщества Арагона). Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Примечательно, что на этой картине королевская чета изображена с лицами, похожими на маски, причем не самые привлекательные. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств.
Портрет понравился и был благосклонно принят. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.