Картина Василия Тропинина Гитарист: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Существует несколько версий знакомства Тропинина с У. Кармелюком. В нем нет и следа приниженности искательства, подобострастия. Г. Равич», 1825 «А.
С. Пушкин», 1827 «К. Тропинин был связан с портретируемым обстоятельствами своей жизни. Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Василий Тропинин был передан в составе приданого графу Моркову, который женился на дочери Миниха.
Акцент художника на бытовых деталях («Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е) предвосхитил развитие жанровой живописи в середине XIX в. Родился в семье крепостных. Расстегнутый ворот, свободный халат, растрёпанные волосы, завитки гитарных струн придают портрету Моркова романтическое звучание. Название «Гитарист» портрет получил неслучайно. Портрет был освидетельствован автором, который его и признал. Не является неожиданностью тот факт, что гитарист облачен в халат.
Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Один из самых известных портретов замечательного русского живописца Василия Андреевича Тропинина (1776–1857) изображает знаменитого в своё время гитариста-виртуоза, музыковеда Владимира Ивановича Моркова (1800–1864). Словно из раскрывшегося бутона горделиво взметнулась голова поэта, поддерживаемая мягко-упругими крыльями распахнутого ворота. Да и вряд ли был бы таким легким и даже беззаботным ее взгляд. 8 сентября 1826 года в сопровождении фельдъегеря «свободно, под надзором, не в виде арестанта» приехал он в древнюю столицу.
Под принятым эскизом ставились размеры будущего полотна имя изображенного и его адрес. Тропинин снимал здесь небольшую квартиру на втором этаже. Г. Равич», 1823 автопортрет, около 1824 все три — там же).
Словесность.
Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом.
Неизвестна датировка представленного портрета. Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. »Портрет Д. П.
И вряд ли поддается анализу, почему в однотонной серовато-зеленой, оливковой гамме, в торопливых, будто случайных ударах кисти почти невзрачного на вид этюда заключено такое большое человеческое содержание. Сейчас ее легко проследить по сохранившимся подготовительным материалам. Владения Писаревой занимали территорию на углу улиц Волхонки и Ленивки.
Но поиск должен быть продолжен. Иногда указывалась и стоимость работы. Наиболее значительные образы им созданы в изображениях мужчин, но в мужских портретах больше скучных, ремесленных произведений. Родился в Подолии в семье крепостного крестьянина. Невозможно упустить из внимания сам инструмент.
И там и здесь на умном, волевом лице видна сдерживаемая горечь. Хоть и утверждают почитатели Кипренского, что художественные преимущества на стороне его романтического портрета, где поэт представлен погруженным в собственные мысли, наедине с музой, но народность и демократизм образа безусловно на стороне «Пушкина» тропининского. Интерес к групповому портрету в то время проявляли и другие художники — О. Кипренский, Ф. Толстой.
Роман о бедной девушке был очень популярен. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты). Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа.
Картины с образом гитариста чрезвычайно нравились не только публике, но и самому автору. относятся к «портрету-типу». Украинец.
Особой заслугой Тропинина-портретиста явилось создание типа «домашнего» портрета или, как его еще называли, «халатного», где человек как бы наедине с собой раскрывался в полной непринужденности и свободе. Под этим именем портрет воспроизводился неоднократно, пока сотрудница Третьяковской галереи Е. Н. Чижикова не обнаружила, что в паспорте артиста, в графе описания внешности значилось: «брюнет с черными глазами». При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. Таковы портреты сына (1818), А. С. Пушкина (1827), композитора П. П. Булахова (1827), художника К. П. Брюллова (1836), автопортрет (1846). П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля.
В них он стремится к живой, непринужденной характеристике человека. Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальном классах, но обучение продолжалось лишь до 1804 г. Это было граничит с тем, что в 1804 году, появившаяся на выставке картин а Тропинина, еще академического ученика, «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», дала повод говорить о способностях Тропинина очень влиятельным лицам, вхожим в высшие круги Петербурга. В мягкой улыбке — душевное тепло, женственность, радушие. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений.
Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Кармелюк (Кармалюк) Устим Якимович (1787-1835), предводитель народно-освободительного движения на Украине.
Показателен в этом отношении портрет М. М. Сперанского. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. По преданию, на подрамнике прежде читалась надпись «Ма (о)рков», что дало основание считать изображенного одним из членов графской семьи. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823 «К.
После расправы над декабристами царю, казалось, нечего было опасаться. Некоторые элементы салонного романтизма проявились в картине «Женщина в окне» (1841), навеянной поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Портрет Моркова» (первая половина 1820-х). Она звучала и в трактирах и в великосветских салонах. Из деревенской ссылки был возвращен А. С. Пушкин. Колорит картины соответствует ее содержанию.
«Гитарист в косоворотке» – другое название картины Тропинина «Гитарист». (Устим Кармелюк. ) 1820е г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, МоскваДля В. Тропинина обращение к народным типам было естественным. (Содержание романа)Николай Михайлович был близок с семьей Пушкина, принимал живое участие в судьбе поэта. Пушкин в юности восторженно относился к Карамзину, но уже с начала 1820-х годов метод и поэтика сентиментализма становятся ему все более чуждыми, вызывают множество критических замечаний и отрицательных суждений. Однако Пушкин высоко ценил заслуги Карамзина в развитии русской словесности, а его «Историю государства Российского» называл «созданием великого писателя и подвигом честного человека». Памяти Карамзина Пушкин посвятил «Бориса Годунова»: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает Александр Пушкин». А. Горький назвал Кармелюка украинским «Робин Гудом». В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма).
Голубой цвет халата, серебристо-серый мех обшивки, кресло красного дерева, зеленый переплет книги придают портрету утонченную нарядность. В 1820—1840-х гг. В Москве он делал пьедестал для памятника Минину и Пожарскому. Благородная простота осанки свидетельствует о родовитости, а подчеркнутая скромность одежды — о переживаемых трудностях, смысл которых не так уж трудно разгадать имея в виду дату портрета: «1827 год». Среди талантливых русских самоучек, которым покровительствовал редактор «Отечественных записок», был Самсон Ксенофонтович Суханов, сын бедного пастуха и батрачки. Наиболее вероятно, в данном случае перед зрителем изображение молодого графа Моркова.
Картины с образом гитариста чрезвычайно нравились не только публике, но и самому автору. Булахов одет по-домашнему, в халате. У Тропинина и его друзей появилась надежда, что теперь-то он несомненно получит «вольную».
«Хороших безыскусственных исполнителей, умевших передавать их голосом, без выкрутасов и завитков, разыскивали всюду, не гнушаясь грязных, но шумливых и веселых трактиров и нисходя до погребков, где пристраивались добровольцы из мастеров пенья и виртуозы игры на инструментах». Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров.
Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Они, как мозаика, образуют игру своеобразных, мягко звучащих тонов. Идея портрета была выражена художником в карандашном эскизе.
Эта фамилия написана на подрамнике портрета. Таким он и изображен Тропининым. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам изображенным в работе или в созерцании (И. П. Витали, ок.
Его взгляд прикован к чему-то, очень его заинтересовавшему. Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «Кружевница» особенно ему удалась. С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Но, узнав, кто ее отец, графиню отпустили с воинскими почестями. его портретам была характерна внимательная характеристика модели, усложнение композиции, скульптурная четкость объемов и интенсивность колорита при сохранении камерности интимной (домашней) обстановки («К.
Внизу картины мы видим небольшую часть работы – край того нежного, пышного, прекрасного кружева, которое десятками метров шло на костюмы придворных дам и над которыми портили зрение крепостные. В это время гитара стала пользоваться необычайной популярностью. Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье.
Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело. Тропинин был хорошо известен в Петербурге, но предпочел жить до конца своих лет в Москве. Ещё в 1823 году Тропининым был создан первый «Гитарист», находящийся ныне в Третьяковской галерее.
Принятый в Академию в качестве «стороннего ученика», Тропинин усердно занимается под руководством известного в то время художника-портретиста С. Щукина. С этой целью в 1798 году Тропинин приехал в Петербург, но, по академическому уставу тех лет, крепостные в Академию не принимались лишь в отдельных случаях особо одаренным позволяли посещать академические классы на правах «стороннего ученика». В беглом, незаконченном наброске Тропинина улавливается отзвук их царственного величия. Чтобы не утомлять заказчика, в них иногда фиксировались лишь отдельные части лица, рук.
Помимо всего прочего тип домашнего, неофициального портрета открывал художнику большую свободу и в постановке фигуры и в живописном решении, нежели изображение человека в мундире или фраке, в буквальном и переносном смысле «застегнутого на все пуговицы». Гитарист (Портрет Моркова). Тропинин оказал значительное влияние на портретную живопись московской школы.
Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Такое одеяние встречается на различных картинах этого автора. Гитара изготовлена мастером. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.
Вглядываясь же в фактуру самого холста, в живописную поверхность, легко заметить, что в основе изображения также лежит четкий проработанный рисунок. Портрет Н М Карамзинa. 1818г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) — поэт, писатель, переводчик историк, глава русского сентиментализма. Булахову ли.
Многократно варьирует он и свои автопортреты. Это одна из лучших работ художника. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. «Гитарист в косоворотке» — другое название картины Тропинина «Гитарист».
Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг. Если бы Тропинин не был крепостным, это официальное признание его заслуг как превосходного мастера живописи пришло бы гораздо раньше. Перебирая в памяти все прижизненные и последующие портреты Пушкина, этот этюд по силе человечности можно поставить рядом лишь с фигурой Пушкина, вылепленной советским скульптором А. Матвеевым.
В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. его головы можно предположить, что во время игры он на несколько секунд отвлекся от инструмента, чтобы посмотреть на слушателя. Художник отказывается от зрительного пиршества во имя простой и наполненной правды. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Пятна краски, зеленой и светло-серой, белой, розовой и коричневой, не превращаются целиком в цвет изображенных предметов.
На сероватом фоне темно-каштановые кудри поэта обрамляют его, вероятно более светлое, чем в натуре, лицо с ясными почти синими глазами, оттененное белизной рубашки. Изображение конкретного человека, автора книг по истории оперы, школе игры на семиструнной гитаре, приобрело типические черты, характерные для своего времени. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. Известный к этому времени художник, он был в том же году избран в «назначенные», а в следующем — стал академиком. Девушка «забыла» о том, что она позирует для портрета: она работает. Вот это-то место человека в жизни мы всегда чувствуем в портретах Тропинина.
Сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли В. А. Его детали — картина, фигурка лошади на подоконнике в портрете Воейкова (владелец конного завода) — поясняют интересы изображенных лиц. 1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). На нем, видимо изображен граф Морков в молодости. В этом официальном портрете первого чиновника государства не ордена и звания определяют значительность человека.
1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Все околичное писалось художником в мастерской: одежда — с «болвана», как тогда называли манекен, мебель — кресло, стол — и прочий реквизит имелись в мастерской и перекочевывали из портрета в портрет иногда даже одежда бралась из реквизита художника. Но 1839 годом датирован портрет того же Моркова, где он изображен играющим на гитаре в халате, надетом на белоснежную рубаху с глубоким вырезом и распахнутым воротом. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Александр Сергеевич привез в Москву написанного в деревне «Бориса Годунова», так поразившего при чтении его друзей силой национальных характеров, глубиной постижения истории, народностью.
В те же 1830-е годы Тропининым был написан портрет П. М. Васильева, бухгалтера конторы московских Императорских театров, где он изображен также с гитарой, но в сюртуке и жилете, застёгнутом на все пуговицы. Доброжелательность по отношению к модели, которая была свойственна всем портретам Тропинина, отличает и портрет Моркова. Объясняют это сами качества маленького этюда: не было в нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни мастерски написанных «околичностей».
Тогда в глазах многих имя Сперанского связывалось с той порой русской жизни, которую Пушкин характеризовал как «дней Александровых прекрасное начало». Сын Тропинина -подневольный человек, он не получил вольную, в отличие от отца. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Да, в оценке художника Пушкин был «царь-поэт».
В творчестве Тропинина портрет ребенка — редкий эпизод. И Пушкин здесь не народный «вития», не «гений», а прежде всего человек. Стоит обратить внимание и на инструмент. Вполне вероятно, это гитара, в те времена набирающая популярность. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» — даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.
Первый же «Гитарист» был создан художником вскоре по возвращении в Москву, в 1821–1822 годах. Его влияние на русскую литературу и язык было значительно. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок» представляют собой жанровую сцену. Тропинину было тогда сорок семь лет. «Гитарист в косоворотке» — другое название картины Тропинина «Гитарист».
В одном ряду с ними оказался и передовой для своего времени шуйский купец Василий Диомидович Киселев — один из зачинателей мануфактурного дела в России. Приезд Пушкина взволновал всю интеллигенцию Москвы, особенно молодежь, которой он представлялся «каким-то гением, ниспосланным оживить русскую словесность».
Здесь он занимался у С. С. Щукина. Графиня Наталья Александровна не успела вовремя выехать из Москвы, занятой французами. Здесь имеют место все его слои от членов императорской фамилии (правда, представленные лишь случайными и полукопийными произведениями) и первых сановников государства до трудового люда — мастеровых, ремесленников, нищих. Известны три портрета У. Кармелюка кисти В. Тропинина, хранящиеся в Нижнетагильском музее, Третьяковской галерее и Русском музее. — ибо только она одна еще допускала в те годы движение мысли, обмен мнениями. В дальнейшем картина неоднократно повторялась и варьировалась автором.
Художник любуется мастерицей.
Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. Среди живописных откровений Тропинина портрет Пушкина не поражает звучностью своей гаммы. Второй портрет Анны Андреевны относится, вероятно, к концу 1820-х годов.
Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником. Портрет Н А Зубовой. 1834г, холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея, Москва Графиня Наталья Александровна Зубова (1775-1844) — дочь генералиссимуса А. В. Суворова, жена Николая Александровича Зубова (1763-1805). От брака с княжной Варварой Ивановной Прозоровской (1750-1806) Суворов имел двоих детей: дочь Наталью. Карамзин написал несколько романов, в том числе «Бедная Лиза» (1792).
(первая половина 1820-х), холст, масло, 86, 5 x 69, 5смГосударственная Третьяковская галерея, Москва Одним из типов портрета, особенно полюбившимся современникам художника и прошедшим сквозь все творчество Тропинина, был образ гитариста. Портрет датирован 1825 годом и считался изображением неизвестной. Крепостной графа Миниха, в числе приданого он перешел в семью Морковых. Талантливый самоучка обратил на себя внимание хозяина и был определен учиться в Академию художеств, но лишь в качестве «постороннего ученика», так как в Академию не принимали крепостных. В том же году Академия художеств выдвинула его за портрет Булахова в «назначенные» (то есть кандидатом на получение звания академика), а в следующем году утвердила его в звании академика за портрет Булахова и жанровую картину «Кружевница».
На нем, видимо изображен граф Морков в молодости. Портреты женщин менее глубоки, но в них всегда ново и интересно колористическое решение. Тропининым же изображен темно-русый и светлоглазый человек.
Бредут по улицам с инструментами каменщики, пильщики, пробегает прачка с бельем, несет свой самовар сбитенщик. Долгое время он оставался вне поля зрения исследователей. Свиньину, видимо, был обязан Василий Андреевич сюжетом своей картины «Каменщик». Одна рука держит коклюшку, другая вкалывает булавку.
Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. Однако ко времени его поступления в Галерею никто уже не знал, кого он изображает.
которую ласково называл «Суворочкой», в замужестве графиню Зубову и сына Аркадия (1784-1811) — генерал-лейтенанта, трагически погибшего при переправе через реку Рымник. По другой — Тропинин писал портреты осужденных, среди которых был У. Кармелюк. Затем следовал более или менее подробный эскиз — этюд в красках или карандашный. Итак, портрет переходит в ряд «неизвестных». Иначе рассматриваемая картина называется «Гитарист». В длинном ряду портретов Тропининым запечатлено русское общество первой половины XIX века.
По семейному преданию, Анна Андреевна пережила столь частую для крепостной России драму: ее не миновала «милость» старого графа. И с января 1827 года с участием Пушкина стал выходить «Московский Вестник». Начало этим жанровым картинам положил «Гитарист.