Сотрудники ФСБ России вернули Дальневосточному художественному музею картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома «Пастух». Картина французского художника XIX века Жан-Леона Жерома Пастух была похищена в 1946 году и считалась безвозвратно утерянной. Картина французского художника Жана-Леона Жерома «Пастух» возвращена Дальневосточному художественному музею (ДВХМ) в Хабаровске спустя 70 лет после кражи. Начальник УФСБ России по Хабаровскому краю Сергей Дёмин в торжественной обстановке передал представителям Дальневосточного художественного музея ценный экспонат – картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома Пастух, – говорится в сообщении.
Сотрудники УФСБ России по Хабаровскому краю вернули Дальневосточному художественному музею картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома «Пастух», которая была похищена 70 лет назад, сообщает в четверг УФСБ по региону. «начальник УФСБ России по Хабаровскому краю Сергей Дёмин в торжественной обстановке передал представителям Дальневосточного художественного музея ценный экспонат — картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома «Пастух», — говорится в сообщении. Сотрудники УФСБ России по Хабаровскому краю вернули Дальневосточному художественному музею картину французского художника XIX века Жан-Леона Жерома Пастух, которая была похищена 70 лет назад, сообщает в четверг УФСБ по региону.
Картину французского художника Жана-Леона Жерома Пастух стоимостью три миллиона рублей вернули Дальневосточному художественному музею. Interfax. ru – Картина французского художника XIX века Жана-Леона Жерома Пастух, похищенная в 1946 году, в четверг возвращена Дальневосточному художественному музею в Хабаровске.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Уходя, т. Быченкова предупредила Золотову о внимательном наблюдении за посетителями. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
А картина такая, что ее легко можно унести под полой пиджака, – рассказала главный хранитель музея на пресс-конференции после передачи произведения искусства. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. 27 августа с. г. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45.
Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Во внутреннем дворике устроен торг. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало.
После возрождения интереса к салонно-академическому искусству в 1970-е годы признан классиком живописи XIX века, его работы хранятся в постоянной экспозиции крупнейших музеев мира. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. На весь музей – только кассир-смотритель. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Полотно велико по размеру — 134 203 см. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. В годы учебы в гимназии он выполнил копию картины Декампа. Ее увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жерома, после чего отец все же решился отпустить сына в Париж. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Два-три раза в месяц в фаланстере собирались друзья, посиделки оплачивались из штрафов за разные проступки и взносов от посетителей. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие».
Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. Она сейчас находится в музее Орсе. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Она сейчас находится в музее Орсе. Обнаружив пропажу, Золотова вызвала директора музея тов. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы.
Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64.
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso».
Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. К классикам его причислили только в XX веке. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
В зале было 6 перегородок, на каждой из них размещались картины. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились.
Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас. Французский департамент Верхняя Сона, город Везул – место рождения художника, которого по праву назвали «академиком академизма» – Жана-Леона Жерома (11. 05. 1824 – 10. 01. 1904 г. г. ) В самом начале Жан-Леон обучался у своего отца, золотых дел мастера, что помогло ему развить утончённый художественный вкус. «Пастуха» он написал маслом по доске. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный.
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. На каких-то черных рынках антиквариата.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Увлечение античной и более древней историей накладывает свой отпечаток на творческий путь мастера. Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр.
Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66.
Речь шла о работе 1857 года «Пастух» кисти Жана-Леона Жерома. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. По ее словам, с учетом цен на антикварном рынке и международных аукционах произведение, написанное в 1857 году, сейчас может стоить до 3 млн. Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. Сотрудники правоохранительных органов получили информацию о том, что на чёрном рынке антиквариата ожидается появление дорогостоящей французской картины, похищенной много лет назад. во время посещения музея между 13 и 18 часами из экспозиционного зала музея со стенда неизвестными лицами была похищена картина художника Жана-Леона Жерома «Пастух» размером 22, 5 на 15 см исполненная на дереве маслом инвентарный 94. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. В июне 1871 года он вернулся в Париж. К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Похищенная картина в это время была, по словам Быченковой, в экспозиции. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия».
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63.
Похищеннаяв1946 году картина французского художника XIX века Жана-Леона Жерома «Пастух» возвращена Дальневосточному художественному музеювХабаровске. Публику и критиков, вероятно, привлекла атмосфера праздника и беззаботности, что воспринималось тогда как аллегория установления республиканского строя. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. О чём и составили настоящий акт».
В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. При этом он выставлял свои картины каждый год. Она могла быть продана за 250 миллионов рублей. Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Ужевначале марта полотно французского художника Жана-Леона Жерома «Пастух» пополнит выставку «Неизвестный Эрмитаж». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. Картину Пастух (22, 8 на 14, 9 см) французский художник, художник и скульптор, представитель академизма Жан-Леон Жером (1824-1904) написал маслом на паркетированной доске. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Однако жюри тоже пошло на принцип, отказалось её принимать и Жерому пришлось передать медаль Школе изящных искусств51.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. ушла из музея по служебным надобностям. В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Сюжет, не соответствовавший истории и откровенно эротический, был, видимо, выбран потому, что публика предпочитала не задумываться над произведениями, а только развлекаться, глядя на них. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
Для этой картины использован интерьер Львиного дворика в Альгамбре, увиденный во время путешествия в Испанию.
Благодаря этому он стал учителем множества будущих прекрасных художников, помогая им раскрыть свой талант. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
В 13 часов Быченкова В. С. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Сразу после этого он покинул Францию и отправился в годичное путешествие по Египту, Сирии и Палестине. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф.
Картина находилась недалеко от входа, где обычно сидит кассир-наблюдатель. Там она и висела до 1946-го года, когда ее вдруг. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. и Золотова Н. Л. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». было поручено довести о краже картины до сведения следственных органов.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Мер к задержанию кого-либо принято не было, Быченковой В. С.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Подробности операции по возвращению картины не разглашаются. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Салонный художник номер один, «академик академизма», мастер света и тени – так называли Жерома во Франции. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет.
Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
украли. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». По мнению и Дж.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем.
В хабаровский музей вернули картину, украденную 70 лет назад.