4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии.
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Его отец Вильгельм был юристом и художником-любителем, занимавшимся пейзажной живописью, а дедушка с бабушкой увлекались копированием работ старых мастеров. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.
Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Франц Марк родился вМюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Ему было всего 36 лет. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство.
Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета.
Брак был заключён из жалости к девушке: будучи незамужней, она не имела права оставлять при себе сына от предыдущего партнёра. В конце 1911 года при редакции «Синего всадника» была организована художественная выставка, которая положила начало одноименному объединению. Фантастический цвет лошадиных крупов и пейзажа, соответствует символике, разработанной художником: голубой – цвет духовный, суровый и мужской красный – торжественный и тяжелый желтый – чувственный и женский.
Здесь он открывает для себя — Сезанна, Гогена, Ван Гога. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка.
Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Марк дважды (в1903и1907 году) посещает Париж, где знакомится с французскимпостимпрессионизмоми, в частности, с живописьюГогенаиВан Гога, которая оказывает на него значительное влияние. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музееБазеля, Швейцария. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. Читать училась по азбуке Льва Толстого. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества.
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Жизнь Франца Марка складывалась вполне благополучно: он не знал таких омрачавших существование многих художников бед, как непонимание близких, непризнание, одиночество, нищета.
Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Однако для анималистов изображение животных является самоцелью, чего никак нельзя сказать о Марке. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см.
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. С 1900 по 1903 г. Марк был прилежным учеником Мюнхенской академии художеств, пока не попал в Париж и не увидел своими глазами картины Мане и Сезанна, Гогена и Ван Гога.
Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму.
Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй».
«Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Данную картину не каждый может понять.
Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Впрочем, во фронтовом блокноте Марк, рядом с абстракциями, по-прежнему рисовал оленей и своих любимых лошадей. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
А на самом деле с началом века окружающий мир остался прежним, таким каким мы его видим и сейчас за окном (не касаюсь научно-технического прогресса). Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке».
«Искусство, 0151 считал художник, 0151 не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Эта картина-реквием, ставшая пророчеством грядущей войны, – одно из последних крупных произведений Марка, в котором он сохранил связь с фигуративной живописью. Их творчество производит глубокое впечатление на живописца. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью.
Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. 1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». Причём видения, на мой взгляд, получились какие-то извращённо-болезненные. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро.
Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Родился в 1880 году в Мюнхене. Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха Синий всадник (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства – ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). Портрет матери 1902 Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка.
Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Франц Марк Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма.
Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисыит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. И название пришло само». Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными.
Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Если говорить о конкретном художнике изображать именно так, как он якобы его видит. Художник разработал уникальный дизайн брезентовых тентов и чехлов, укрывающих артиллерию от разведки с воздуха. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя.
Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Своими мыслями он делился с Кандинским. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ».
Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Однако приказ не успел дойти до фронта.
Птицы. Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов. Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). То есть король-то – голый. Есть только больное воображение.
Художник решительно порвал с натурализмом. Франц Марк – немецкий художник, экспрессионист. выше. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году.
Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Марк Франц (Marc), немецкий художник. После мобилизации Марк попал в правительственный список особо ценных художников, которых следовало освободить от военной обязанности. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет.
Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник». Больше всего ему нравились лошади.
Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. На фронте при нём всегда находился небольшой блокнот для набросков и живописный талант пригодился на войне. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). При этом одна четко прорисованная деталь – узкая, с характерным наклоном, морда лисицы – задает тему картины и связывает с реальностью почти абстрактное полотно. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя.
Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь1912 годана первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж. В 1900 году Франца принимают в Мюнхенскую Академию художеств.
На самом же деле никто ничего не понял, так как живописи в таких картинах вовсе и нет. Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).
Neue Kunstlervereinigung Munchen). Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский.
– вопрошал Марк. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко – погибших животных. Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.