Картина Михаила Нестерова Философы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «философы» — назвал Михаил Нестеров свою картину 1917 года. Заключительным аккордом в решении религиозно-философской темы стала для Нестерова картина «У креста».
Купить картину или постер "Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков", художника Михаила Нестерова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Вся природа была для них святым храмом. Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. наибольшее влияние на Нестерова оказал Василий Перов. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. Черты стиля модерн с его условностью и стилизацией форм, превращающими картину в декоративное панно и реализм живописи XIX века, соединившись в творчестве художника, помогали ему создать убедительный пластический эквивалент своих поэтических «грез».
Почти десть лет работал художник над ставшей для него этапной картиной «На Руси» (другие названия — «Христиане», «Душа народа»). Почти все его модели можно отнести к категории «замечательных людей». По верному замечанию критика, особенность нестеровского дарования заключалась в его способности «навеять чисто русское настроение». «Здесь на материнском лоне природы, где повсюду разлита Божья благодать, где все носит Божью печать, здесь убаюканные бледным нежным небом, вечно глядя на далекую, пустую от людей даль, на ровное, тихое движение вод и гнущихся под ветром трав и деревьев, – здесь они чувствуют, что в них каким-то чудом возродились – для одного временно, для другого навсегда — блаженные годы детства, божественная невинность, хрустальная прозрачность и простота детской души», – так проникновенно писал Бенуа о картине «Под благовест».
С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова., в ней хотят видеть ясновидение, сверхъестественную силу, почти пророческий дар». Характеризуя религиозную живопись Нестерова, критики того времени часто использовали слово «мистицизм», нередко произнося его вкупе со словом «болезненность». Тема была выстрадана горем и тяжелейшими испытаниями.
Как уже отмечалось, актуальная проблема «возрождения» России мыслилась через религиозное возрождение русского народа. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству.
Арест Ольги принес такие мучения, от которых старый художник так и не смог оправиться. Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С. Нестеров стал тяжело болеть. Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую.
Из-за болезни он долгое время не мог работать. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. И. Э. Грабарь не принимал картин Нестерова и «Димитрия» в том числе, как раз потому, что не видел в них «хоть какого-нибудь намека на мистическое прозрение».
Розанов утверждал, что до сих пор не было показано «более полного и лучшего образа Руси, но не плотской, не внешней, а Руси духовной, внутренней. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. Как только Ольга немного подросла, он забрал ее к себе. Однако на защиту шли Суриков, Васнецов, Поленов, Куинджи и даже Ярошенко, создавший эпохальные для передвижничества картины «Студент», «Всюду жизнь», «Курсистка». Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. Ничто не могло оторвать его от работы – ни преклонный возраст, ни болезнь, ни лишения военного времени.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. После революции тема «Святой Руси» не только утратила свою актуальность, но и стала невозможной. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе., Обновления, которую несут в себе мартовские талые воды на исходе суровой, безысходной зимы, становясь вестником очищения и возрождения. Наконец. Вдали виднеется уютная церковь. Бенуа очень точно использовал для определения этого настроения характерное для молитвенного состояния православного человека слово «умиление». Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе.
В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Сознавая справедливость критики, Нестеров, тем не менее, не отрекается от своей позиции в трактовке темы и приступает к написанию нового варианта «Святой Руси». У Нестерова это мир идеального старообрядчества.
Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. Этот человек очень сильно повлиял на раннее творчество Нестерова. В 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова (хотя написан портрет был в 1935 году, за шесть лет до того). С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку. Разговор шёл об эмиграции, о высшей школе, задачах интеллигенции и общества, политических партиях, забастовках профессуры. Вечереет. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности.
Кигна). По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Для почитателей художника главными достоинствами утвердившегося в их глазах особого «нестеровского стиля» были затаенная взволнованность религиозного чувства, неподдельная теплота и искренность в выражении «мистического переживания». Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю. Оглядывая критический материал о творчестве художника, отметим, что большая часть положительных статей о росписях Нестерова во Владимировском соборе принадлежала критикам из круга литераторов и философов.
Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Любимым учителем Нестерова в МУЖВЗ был В. Г. Перов. В левом ряду, симметрично с фигурой Достоевской изображен крестьянин в длинной белой рубахе, который стоит, опустив голову. Отец работал с большим увлечением.
., очищающих ее от всякой скверны. различного достоинства прекрасные и незабываемые образы святой Варвары, святых Бориса и Глеба, миниатюрное «Благовещение». Он один из все видит Бога и раньше других придет к нему». Соловьевым.
Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи.
На грудь положили небольшой образок святителя Тихона Задонского. После революции Михаилом Нестеровым было написано много портретов. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Нестеровское искусство – это, прежде всего, картины, объединенные темой «Святая Русь».
Он считал, что «умиление» – это сокровенное религиозное чувство, живущее в душе художника, полнее всего выражено им в пейзажах. Такой-то ты мне и нужна". Иногда Нестеров пишет двойной портрет, портрет-диалог, в котором два полярных характера, как две мелодии в музыке, находятся в контрапунктическом единстве. За портрет академика Павлова художник получил Сталинскую премию.
А началом этой галереи стал двойной портрет «Философы», написанный в 1917 году. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Отметим также, что в русском искусстве «рубежного» времени, пронизанном мистицизмом и пророческими прозрениями интерес к религиозной проблематике приобрел определенную направленность. За девушками следует старуха с девочкой. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду.
Однако созданное художником в этот сложный период русской культуры было настолько новым и неожиданным, что не могло восприниматься однозначно. В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. Однако, он идет и улыбается тому, что видит. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. Помимо идейного содержания картин Нестеров подвергался критике Грабаря за «самый язык живописи истрепанный и наскучивший еще в 90-х годах».
Это была не первая его попытка. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Так и случилось. Он принадлежал к старинному купеческому роду. Произошла смена от Руси созидателей, трудников и молитвенников к России деятелей.
Художник относится к ним как к живым существам. Выраженное в письме восхищение миром чувств и мыслей Флоренского очень точно определило духовные ориентиры художника. Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова.
За ней можно хорошо прятать отсутствие своей собственной веры. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни.
Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. Первой работой, вкоторой воплотились характерные для зрелого творчества Михаила Нестерова черты, стала «Христова невеста». Здесь-то, – писал критик, – и располагается сама Святая молящаяся Русь». Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил НестеровГоды жизни: 31 мая 1862 — 18 октября 1942Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник «Яжил своим художеством», — писал осебе художник Михаил Нестеров.
Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Н. Бенуа).
Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю. Нестеров, по свидетельству художника В. Н. Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта». Вся природа была для них святым храмом. Он теперь не мог не быть портретистом: он кончал один портретный холст, а его тянуло к другому. Витоге втворчестве художника появился особенный женский образ, который современники прозвали «нестеровской девушкой».
Объективно осознавали необходимость стиля и художники объединения «Мир искусства», соединявшие некоторые традиции русского реализма XIX века и тенденции стиля модерн. Дата рождения – 31 мая 1862 года.
И слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало. Он ценит каждый момент этой жизни. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.
Вернулась она инвалидом и уже не могла ходить без костылей. Близость с родителями сохранилась у Нестерова до конца их дней. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг.
Родился Михаил Нестеров в1862 году вУфе. За портрет академика Павлова художник получил Сталинскую премию. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта.
В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Не попадайся под руку: зашибет. Поздно, слишком поздно признали его талант. Каникулы Ольга проводила с отцом. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
Похоже, что и для Нестерова он является таковым. Малоприятными для Нестерова были отзывы М. Волошина, И. Грабаря, П. Муратова. В доме царила мать, Мария Михайловна, умная, волевая. Его семья, которую отличал религиозно-патриархальный уклад, была купеческой. В том же году из лагеря выпустили Ольгу Михайловну. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Портрет был уничтожен, но рука не поднялась на лицо дорогого человека.
Таинственный свет белой ночи. В этом ключе художник интерпретировал и образ святого Сергия, так как видел в нем «одного из самых замечательных людей земли Русской». Сделанный третьим лицом, но и духовное видение эпохи. Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов. В «Портрете философа И. А. Ильина» (1921-1922) фоном становятся любимые автором «просторы».
Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Таинственным «мистическим» духом была озарена и вызвавшая разноречивые отклики прессы картина «Димитрий царевич убиенный» (1898, ГРМ). Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль.
Подлинность дарования Нестерова ярко проявлялась в том, что глубокой религиозностью были наполнены не только те его картины, где очевиден поиск духовного начала, но и более «земные» произведения, такие, как «На горах» (1896), «За Волгой» (1905), «Два лада» (1905). В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу.
И вслед за стужей обязательно придет тепло. Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике". Полотно отличается удивительной гармонией колорита.
Куда идем. Откуда мы. Его близкие – жена и дочери – очень страдали из-за того, что к ним стали относиться как к родственникам "врагов народа" (а это было граничит с повседневными унижениями и хамством), но сам Нестеров старался не обращать на это внимания.
Михаила Васильевича Нестерова называют живописцем «Святой Руси», страны странников, богомольцев, монахов, юродивых и святых. Идя своим собственным путем, он в равной мере не был склонен ни останавливаться на сценках из жизни мелких чиновников, купцов и ремесленников, ни превращаться в хваткого «богомаза». Оценки, данные Бенуа станковым произведениям Нестерова, позволяют понять причину кратковременного сотрудничества художника с объединением «Мир искусства», для которого характерным было тяготение к прекрасной старине, красоте, сказке, мечте, что было близко и Нестерову. Всматриваясь в киевские росписи, они не видели, а может быть, сознательно закрывали глаза на сходство их с «образцами западного модерна в его салонно-академической разновидности» (А. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. "Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе.
Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). Лишь в 1920 году вновь вернулся в столицу. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками.
Под ихвлиянием ранние картины Нестерова созданы втрадициях передвижничества. Это ликующий светлый мир. «Мистицизм, который окрыляет волю человека», стремился выразить Нестеров в картине «Чудо» (1896), написанной им под воздействием «Жанны Д Арк» Бастье- на-Лепажа. Появление «Святой Руси» с ранее несвойственной Нестерову нравоучительно-морализующей направленностью, которая, по определению Н. Бердяева, есть «смерть искусству», вызвала замешательство даже у давних и благожелательных критиков художника.
Его первые работы в этом направлении вызывали непонимание даже среди собратьев-художников. В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Не его дело писать «Бога», а только «как человек прибегает к Богу. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Судьба Флоренского оказалась трагичной.
Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. «Отводы» сватываемых» были многочисленны, но, если в конце концов натура приходилась по душе художнику, он точно молодел».
В том же альбоме возник эскиз вертикальной композиции этого замысла, где, убрав часть пейзажа, художник акцентировал внимание на фигурах. Однако он всегда оценивал свои картины по достоинству, не огорчался на критику. После успешных вступительных экзаменов Нестерова принимают в «головной класс».
Залив у подножия Рапирной горы. Переход мастера от «допортретного» творчества к «портретному» был обусловлен внутренними и внешними причинами. Розанов, восхищенно называя ее лучшей картиной на персональной выставке Нестерова (1907), писал: «Он рисовал не реальность, а призрак – действительность, поверь веру. Он превратно ее в нестеровскую девушку.
Нестеров создавал и собственные графические и живописные автопортреты. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Основную часть из них составляли женские портреты. Он не позирует, а просто живет среди себе равных и себе подобных, ничем не выделяясь.
Не стало исключением и творчество Нестерова, для которого также было характерным привнесение «мистических элементов на строго реальную почву». Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема. Эти картины отличаются вниманием кличности портретного героя иего роду занятий. Здесь же церковь, часовенка. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова.
Е. Н. Трубецкой, С. Н. Дурылин. Характеризуя Нестерова как «художника нового периода, периода свободного, личного и вдохновенного» начала в искусстве», А. Бенуа прозорливо заключал, «что для полной и настоящей оценки этого молодого мастера, обладающего глубоким умом и поэтичной душой время еще не пришло, так как он далеко не высказался вполне. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.
Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Не принял «Святую Русь» Л. Н. Толстой. Идет война, близится революция.
За это время мыслитель пережил несколько арестов, допросы в ЧК. Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. Иначе обстояло дело с оценкой церковных росписей Васнецова и Нестерова.
Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. С топором да пилой в лесу Богу молимся, – говорили они о себе.
В это же время для определенной части творческой интеллигенции становится очевиден непреодолимый разрыв между собственно церковной живописью в рамках православной традиции и созданными художниками «свободного, личного и вдохновенного начала» воспринималась как неудачная импровизация на церковную тему. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Его лапти промокли и одет он не так тепло, как подобает. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Этого я не мог и не хотел».
Кроме «Димитрия царевича убиенного», произведения, вполне укладывающегося в русло смысловых и стилистических поисков Нестерова, наибольшие споры вызывала картина «Святая Русь», законченная художником в 1905 году, но впервые показанная широкому зрителю на персональной выставке в 1907 году. Меня обрядили, положили под образ. Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. В 1905—1906гг. Но тотчас же обнаружилась фальшь и невыполнимость такой замены, так что художнику пришлось восстанавливать первоначальное узрение.
В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира. В Сергии нет не только ничего напористого, но и ничего выспреннего, показного, нарочитого. Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась. Булгакова и П. А. Начавшаяся война сломила его окончательно. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.
Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Бенуа был первым, кто заговорил о религиозности, заключенной в нестеровских пейзажах. В статье, посвященной одновременно состоявшимся выставкам Нестерова и Борисова-Мусатова, Грабарь, сравнивая художников, безоговорочное предпочтение отдавал Борисову-Мусатову. Однако он занимался усердно только поначалу, а спустя несколько месяцев «ударился» в «удалую жизнь», подружившись с более старшими соучениками. Стиль есть моя вера, стилизация же это вера, но чья-то.
В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Тонкие белоствольные березы, пушистые ветки вербы, кисти рябины, горящие на приглушенном фоне, почти незаметные осенние и первые весенние цветы. Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское. Та Русь, которую он видел в 1890 году, закрывалась завесой истории. Композиция фигур, стоящих слева и справа от распятия, строго симметрична.
Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. И. очевидно, не написать ее не мог. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный».
"С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. Жизнь семьи в военное время была тяжелой., перед ними скорее можно упасть, обливаясь слезами умиления или скорби о тягостях жизни». Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Вся эта толпа движется вдоль берега Волги.
Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В нем была художественная и духовная самоочевидность и его не пришлось изменять.
Переехавший в 1918 году в Армавир художник Нестеров Михаил Васильевич заболел. Овдовевшая Наташа в 1945 году вышла замуж за сына близкого друга отца Булгакова Федора Сергеевича. Картина — это голос автора и он до сих пор звучит. В 1942 году его не стало. С одной стороны, появилась мечта о «хоровом» искусстве, которое объединяло бы людские массы, о зрелище – мистерии, возвышающем человека над повседневностью (в таком аспекте представлялась современникам Васнецова и Нестерова, да и самим художникам создаваемая ими храмовая живопись, не отсюда ли — та удивительная театральность, зрелищность, присущая ее характеру. ).
«Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение», — отзывался он о природе в картине «Видение отроку Варфоломею». В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора.
Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Такие, которые не оставляли сомнения в том, что его необходимо немедленно расстрелять. Это было граничит с особым отношением художника к портретируемым.
Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры и типически-среднерусский пейзаж. В картине На Руси вместе с народом идут христианские писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. Позже она получила название На Руси (Душа народа). Еечертами наделяет художник героиню своей картины.
Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. Булгакова и П. А. Руки чешутся написать ее, она согласна".
А за ним, в глубине, еще один народный тип — женщина в цветастом платке. На момент Октябрьской революции художнику исполнилось пятьдесят пять лет. Портретный жанр довольно органично вошел в творчество Нестерова. Н. Ге судил Нестерова с толстовских позиций.
Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. К началу XX века сложился достаточно мощный слой русской интеллигенции, претворяющий национальную культуру и жизнь в «христианское бытие» Евангельская тема в искусстве по-прежнему была актуальна и востребована, но в ее интерпретации произошли ощутимые изменения. Сравнивая эскизы к «Димитрию» с самой картиной, Волошин находил «оскорбительное несоответствие замысла и исполнения». Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. У Ольги с мужем был маленький ребенок (девочка родилась в 1918 году), да и отец поселился у нее вместе с женой и четырьмя детьми, юношеского и подросткового возраста.
«Нестеров не иконописец. Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль.
«Он бодро, упорно, увлеченно работал теперь над портретом. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески.
На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке. Булгакова и П. А. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. Эта черта искусства связана отнюдь не с религиозным характером его тем — в сущности искусство и не имеет тем, а только знает художественные поводы, – точки, на которых загорается луч красоты. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.
Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. Мясоедов, писатель-демократ Д. В. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу.
То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Элемент игры, мистики, как обязательное условие для создания другой реальности, отличной от грубой прозы жизни, присутствовавшей в концепции «Мира искусств», в той или иной мере был свойственен всем новейшим направлениям русского искусства рубежа веков. Она приобретала скорее философский и лирический оттенок. Следующей осенью отец художника Василий Иванович Нестеров, посоветовавшись с К. П. Воскресенским, отправляет сына в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Значительная роль в этом отводилась художнику, который через создаваемые им духовно наполненные образы мог непосредственно взывать к уму и сердцу своего зрителя, пробуждая в его душе «забытую способность молиться, заставляя прозвучать чувство, замолчавшее среди торжества рационализма и жизненного торга».
Мастер боролся за право сохранить верность своим идеалам и не угодничать перед новой властью. Он отказался писать портрет Сталина, а до того – отказался от юбилейной выставки, так как на ней нельзя было выставить его самые важные работы, такие как "Душа народа" (Нестеров обращался к Сталину с просьбой экспонировать картину, но тот запретил). В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. И у самого художника явилось сначала сомнение об уместности первого образа, настолько, что он сделал попытку переделать портрет, заменив ужас идиллией: трагедию — благодушием. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Весной 1902г. Из воспоминаний Нестерова: «Судили картину страшным судом.
Свое слово он хотел сказать, сочетая достижения передвижников с европейской классикой религиозного жанра — от византийских мозаик и древнерусских фресок до новейших «идеалистов» в западной живописи. Во многом это было граничит с открытием подлинной древнерусской иконы. Он жил творчески этой работой, он молодел в ней и над нею. Радости, победного преодоления.
«Душа народа» для многих ценителей Нестерова и для самого художника стала заметным достижением, открывающим перед ним новые горизонты в творчестве. Уже когда-то писала. 1937 год оказался особенно страшным для Нестеровых. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели.
Все церковные заказы отпали. В портрете С. Н. Молитва, – а не тот к кому Молитва. "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины.
Не понравилась «Святая Русь» В. И. Сурикову. Но тогда. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия.
В «Трудах преподобного Сергия» (1896—1897) также главенствующую роль играет пейзаж, причем разных времен года. Суворин. Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери. Жил художник по-прежнему в Сивцевом Вражке, в квартире расстрелянного зятя.
В отличие от него М. А. Волошин, признавая, что «Нестеров — мистик и мистическое чувство делает его живопись драгоценной», тут же безжалостно утверждал: «мистическое чувство есть только в этюдах пейзажей, реже – в эскизах, в картинах его совсем нет». Художнику удалось внести в нее и новое, поэтическое мироощущение и новый стиль, новые краски. Мнение А. Бенуа, считавшего, что предпринятая Нестеровым попытка перевести свое ощущение сокровенного на догматический язык строгого церковного канона оборачивалась для него утратой драгоценного «мистического идеала», верно отчасти, но все же полностью разделить его категоричности в отношении церковных работ Нестерова мы не можем. В портретах С. Н. Все тихо, благолепно, все проникнуто тютчевским ощущением того, что сквозит и тайно светит в красоте русской природы. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.
Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Похвалы в адрес «постылых» картин не расхолаживали художника. Теперь хронология его художественной жизни уже определялась датами новых портретов. Мистицизм в отношении к природе становится основой создания замечательной картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею», где образ мальчика Варфоломея, будущего Сергия Радонежского, раскрывается на фоне в высшей степени одухотворенного, типично «нестеровского» пейзажа. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала.
Поисками «русского стиля» была пронизана работа В. Васнецова и М. Нестерова над росписями Владимирского собора в Киеве, привлекшая к себе внимание общественности кажущейся возможностью «вдохнуть жизнь в давно забытое дивное искусство Андреев Рублевых и Дионисиев». Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью.
Закончен портрет был накануне его шестого, последнего ареста 4 сентября 1922 года. Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето.
Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться.
Это мерило ему не изменило при создании портретной галереи эпохи. В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо. За девушками следует старуха с девочкой. Вечереет.
Эта картина открывает начало так называемого сергиевского цикла («Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия Радонежского», «Сергий Радонежский»). 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Совпадал с рассуждениями Дедлова, вплоть до самой фразеологии, отзыв М. Дмитровского: «колорит росписей большей частью болезненно-мистический, свойственный вообще кисти этого художника».
Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885).
В искусстве его направляла вера в мистику истоки которой уходили в далекое детство. Не давались ему и краски: он сам искал их и не находил. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия.
Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка. но и духовное видение эпохи. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Ольга пыталась материально поддерживать семью отца, но ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было смехотворным – 2, 5 советских червонца. Постепенно Иисус Христос снова стал для художников Богом». Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему.
Показательно описание пейзажей, сделанное Бенуа. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская.
"С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Так получилось, например, с двойным портретом "Философы" (1917 год), на котором изображены Павел Флоренский и Сергей Булгаков за какой-то неспешной, важной беседой. Здесь же церковь, часовенка.
Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. «Дивные ароматы мха, молодых березок и елок сливаются в один аккорд, очень близкий к мистическому запаху ладана», – так поэтично охарактеризовал он пейзаж в картине «Юность преподобного Сергия Радонежского». «Посетила меня и группа религиозно-философского кружка: С. Н. Булгаков, отец Павел Флоренский, В. А. Кожевников, М. А. Новоселов, кн.
Нестеров согласился. Нестеровым Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей. Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. Такой увидел ее художник. Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа.
В деле веры, религии это необходимо. Василий Иванович Нестеров, его отец, был человеком прямым с независимым характером. Но красиво очень, слов нет – и очень волшебно и символично, но и не верится. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси».
Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Главный труд своей жизни «Видение отроку Варфоломею» он сравнивал с самим с собой. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах.
«Нестеров, – писал он, — только отчасти подходил к Левитану, Серову и Коровину. В Кисловодске он встретился с девушкой – она была певицей и выступала с гастролями в местной опере – и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. Почти восторженно отзывался Бенуа о «Варфоломее», называя его «одной из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века». Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Картину объявили неудачей.
Приведенное высказывание Волошина показывает, что «Святая Русь» подвергалась нападкам не только за серьезные промахи в художественно-стилистическом плане, к этому неизбежно присоединялась в свете послереволюционных событий 190Б года критика социальная. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова. Негативная оценка, которую он им давал, объяснялась тем, что в росписях Бенуа видел «лишь отголосок салонного академизма», «фальшивость и поверхностность».
Лицо горит. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. По свидетельству родных, Нестеров с самого начала писал эту картину как бы для самого себя, а не для публики.
Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию. Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896).
Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры. В этом совпадали позиции священника П. А. Флоренского, назвавшего росписи Владимирского собора «лжесвидетельствами» и А. Н. Бенуа, одного из немногих критиков, подходивших к рассмотрению этих росписей с художественными критериями. Это историческое событие оказалось для Нестерова своего рода чертой. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин). За что Михаил Васильевич Нестеров был очень благодарен своему отцу. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу.
Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. В революционные годы Нестеров снова вернулся к портретной живописи. Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы. Был арестован еще один зять художника Виктор Шретер, муж Ольги.
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Картины «Христова невеста», «Царица» иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе. Таинственный свет белой ночи.
Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа».
Задача была не из легких. Место его рождения – город Уфа. Булгакова и П. А.
Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина».
Абсолютно иначе оценивали картину художники. Слева, как бы в зеркальном отражении, — фигура женщины в белом платке, тоже со свечей. Но Третьяков от покупки картины не отказался. В тот же день Ильина судила «чрезвычайка».
Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. «Сватать» ему кого бы то ни было (разумеется из людей, ему хорошо знакомых) было очень трудно. Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты.
Нестеров справедливо считал, что именно "Видением отроку Варфоломею" он останется в памяти поколений. К главной своей теме «Святая Русь» художника привели немалые душевные муки. В отличие от «Святой Руси» эта картина была принята в русском обществе с пониманием и сочувствием. В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения.
Эти критики сходились на том, что: «В целом картину можно принять за какую- то неподобающую политическую пародию, точно художник хочет сказать своей верующей и страдающей Святой Руси: «смотрите, какому Христу – театральному и бездушному – несете вы свои скорби, ему не нужно веры вашей». Иэту неброскую, лиричную, ноглубокую красоту Нестеров видел вовсем: вгероях, вокружающей ихприроде, которая накартинах мастера превращалась взнаменитый «нестеровский пейзаж». В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать. Он счастлив, так как все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна.
Он воскликнул: «Стой, не двигайся, вот так тебя и напишу». Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест". Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев.
И снова все забывал в своем творческом порыве». Светлая голубовато-зеленая гамма красок подчеркнута единственным ярким пятном – алой шапочкой царевича. Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом. Больной художник уже не вставал, лежал в постели в шапочке, в перчатках, мерз и страдал – из-за собственного горя и горя своей страны. Булгаков, перешедший к православному богословию от марксизма, в 1923 году эмигрировал во Францию. В портретах С. Н. В ней Нестерову удалось достичь большей стилевой цельности и смысловой значимости.
Стасов, художник-передвижник Г. Г. Но старцу все нипочем. Таково было распоряжение отца. Иную точку зрения несколько лет спустя высказал другой авторитетный критик И. Э. Грабарь. Нестеров вспоминал о том, как он, будучи совсем маленьким, чуть было не умер. Первая крупная работа живописца.
Написал он пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой. Автор избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. В композиции трапезной Марфо – Мариинской обители, названной им «Путь к Христу» (1911), Нестеров стремился «как-то восполнить то, что не сумел передать в своей «Святой Руси». Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало.
Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ.
Вот она эта самая "Святая Русь". Порыв веры, подвигов, равно заблуждений проходит перед лицом времен. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв.
Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Зато образ о. Павла оказался сразу найденным.
Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Во многом с этим было связано настойчиво вводимое в творческое мышление понятие «национального стиля», который рассматривался как некое условие, способное объединить разных художников для достижения общей цели.
Художник был восхищен древними "высокохудожественными", как он говорил, храмами и той исторической атмосферой, которую они сохраняли. Как мира. Здесь его руководителем становится В. Г. Перов. В1886году, спустя год после свадьбы, вовремя родов скончалась его жена Мария. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится". Видный юрист, профессор Московского университета, он был обвинен в шпионаже и через год расстрелян (стоит ли говорить, что в 1950-х годах его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления).
Григорович и издатель А. С. Вечереет. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Это смысловой центр картины.
Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Чтобы понять причину расхождения во мнениях относительно церковных росписей Нестерова, а заодно и противоречивость оценок большой программной картины художника «Святая Русь» (190Б, ГРМ), необходимо подробней остановиться на краеугольном вопросе рубежа XIX – начала XX веков: «искусство и религия». Чего-чего я не передумал в те дни, недели, месяцы".
Но отец Владимир так и сгинул где-то в лагерях в 1940-е годы. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М.
С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Нестеров пытался изжить горе, воскрешая любимые черты на бумаге и холсте. Говоря о стиле, Грабарь обнаруживал его в творчестве Борисова-Мусатова и решительно отказывал в этом Нестерову: «У него – не стиль, а стилизация, то неприятное выжимание из себя всяких наивно- стей, которое все мы лет десять тому назад еще принимали за подлинное выражение эмоций только потому, что слишком мало было еще сделано и трудно было разбираться».
Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. Исчерпал себя и миф о Святой Руси.
Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Высокими достижениями раннего творчества Нестеров прочно занял место среди художников нового направления в русской живописи «рубежного» времени. Залив у подножия Рапирной горы.
В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. Его семья была купеческой, родители— хорошо образованными людьми широких взглядов. Беляев отправился в лагеря. Первоначально он написал картину Святая Русь. По этим полотнам его узнавали и отличали от других художников-современников. На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых.
Впереди этой людской лавины тихо, без колебаний и сомнений, ступает мальчик. За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова. Горожане его почитали. Во всяком случае, так раскрывает содержание картины один из ее прототипов — С. Н, Булгаков. Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры.
Краски на нем и без того неяркие, почернели белый флердоранж потускнел. Но в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь. П. П. Гнедич, А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь не были единодушны в оценках его творчества. Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ. Вся природа была для них святым храмом.
Нестеров писал портрет Ильина два года. без "Христовой невесты" не было бы того художника имя которому Нестеров". На его большом полотне «Святая Русь» это сказалось с необыкновенною яркостью», – отмечал Розанов. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой.
Но вскоре случилось страшное – одна из воспитанниц после каникул занесла в институт скарлатину и Ольга тяжело заболела. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. На Передвижной выставке картина встретилась с весьма благосклонным приёмом и решила об избрании Нестерова в члены Товарищества передвижников. Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. И находили его, справедливо выделяя из «композиций и икон. Все картину хвалили, прочили ей успех.
Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Причем определением «мистический» активно оперировали как поклонники, так и противники Нестерова, произнося это слово то явно с порицанием, то как синоним подлинной художественной ценности. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другое же к побежденному свершению, которое ныне созерцаем Он обрел себе свое место успокоения». Здесь необходимо отметить, что восторженность по поводу «возрождения» русской монументальной живописи в 1890-е годы в начале XX века постепенно уступает место разочарованию и критике. Мастер верил в то, что он будет жить после его смерти, если «Отрок Варфоломей» через тридцать и пятьдесят лет еще будет что-то говорить людям. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых. Автор избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины.
Портрет строится на контрасте статики и динамики. Каждый влагал в нее свое понимание, давал ей свое наименование искал подходящий текст для эпиграфа», – сообщал художник. А он принимал не всех.
Интересным на этот счет было высказывание В. Дедлова (В. Ближайшая к Христу фигура справа — коленопреклоненный Гоголь со свечей в руках. Вечереет. Руки чешутся пописать еще». Таинственный свет белой ночи.
«Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Педагогами Михаила Нестерова были Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости.
Художник Нестеров и его картины, объединяемые этой темой, неразделимы. С другой стороны – славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся с Запада угрозы, экспансии западных ценностей. Он писал и рисовал портреты жены и ему казалось, что она продолжает быть с ним. Нестеров особенно почитал Достоевского. Идея для русской живописи того времени имела смелое композиционное и живописное решение, пейзаж был не похож на пейзажи передвижников, лиричная одухотворенность мотива и невиданная доселе сопричастность к изображаемому. внизу с левой стороны картины.
Но семья жила дружно, гостеприимно (друзья вспоминали, что всех пришедших сразу приглашали к столу, даже если при послереволюционной скудости гостям можно было подать только чай с сухарями). Л. Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». В 1890 году выходец из Уфы Михаил Нестеров ворвался в художественную жизнь Москвы, представив на 18-й передвижной выставке в Петербурге свой шедевр «Видение отроку Варфоломею». По традиции, незадолго до открытия выставки перед картиной собираются строгие передвижники, «таран русской критики» В. В. Их образы эмоциональны, просты и в то же время идеализированы.
Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Идеализация заметна в том, какой фон художник выбирает для портретируемого. Пейзаж, удавшийся художнику, не стал, однако же, как ему хотелось, олицетворением всея Руси, не приобрел, как в Видении отроку Варфоломею исторический характер.
Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти».
Ну, ну, еще несколько минут, сейчас кончу». «У «Святой Руси», по воспоминаниям Нестерова, впервые пожали друг другу руки лютые враги – передвижники (Маковский) и мирискусники (Бенуа)», пришедшие к общему неприятию картины. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Но лицо не утратило своей тихой прелести и светлой лукавости.
Создана она была после глубокой личной трагедии, постигшей художника. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Без сомнения, церковный заказ мешал художнику в выражении своего религиозного чувства, но в тех случаях, когда этот «одаренный истинно мистической душой художник» (А. В портрете С. Н.
В 1929 году беда коснулась уже и семьи художника. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Румянец волнения окрасил ее щеки. Задача была не из легких. Неубедительность предложенного Нестеровым выхода из кризисной ситуации, в которой находилась Россия, как одна из основных причин неудачи «Святой Руси», общей мыслью проходила в журнальных и газетных рецензиях на выставку художника.
Толстой помещен стоящим вне толпы и как бы находящимся в сомнении – стоит ли присоединяться. А церковь в начале 1930-х, в период массового сноса церковных зданий, была уничтожена. В 1938 году арестовали и Ольгу, уже немолодую и с ранней юности нездоровую женщину. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. В 1874 году Михаил Нестеров переезжает в Москву для поступления в техническое училище.
Выделяя в нестеровском творчестве именно эти черты, Бенуа шел дальше и утверждал, что «несколько нестеровских картин по существу и значительности превосходят даже творчество Васнецова». Еще не окончен был другой, как он думал уже о третьем. Они искали в росписях то отрадное и тихое религиозное чувство, которое когда-то подарил им создатель «Видения отроку Варфоломею».
Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Залив у подножия Рапирной горы. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. В ней не было места Сергию Радонежскому. Краски портрета строги.
«Религиозный феномен» в искусстве волновал в те годы многих представителей русской культуры, о нем размышляли и русские философы начала XX века и художники. Но как бы ни разнились эстетические программы и цели многих художественных объединений и направлений, почти всем в той или иной мере оказался близким взгляд на Россию, «Святую Русь» как на спасительницу всего православного мира, подлинную преемницу и хранительницу восточно-христианской традиции идущей из Византии. В те годы пользовались большим успехом романы П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам.