А профессиональные художницы появились только в конце века. Их немного: М. Башкирцева, Е. Поленова, М. Воспитательница имела в семье и обществе неясное положение. Если нянек всегда обожали, то бедных гувернанток любили довольно редко. Может быть оттого, что няни выбирали свою судьбу добровольно и оставались с семьей до конца своих дней, а гувернантками всегда становились по воле обстоятельств. В эту профессию чаще всего были вынуждены идти работать образованные девушки из среднего класса, дочери безденежных профессоров и клерков, чтобы помочь разорившейся семье и заработать себе на приданое. Иногда гувернантками были вынуждены становиться и дочери аристократов, потерявших свое состояние. В петровское время в почете были немецкие учителя. Но и ровней хозяевам гувернантка не была: ведь благородная дама не должна работать.
Однако примером для подражания оставался образ английской леди: эталонами считались героини из романов Джейн Остин, Сэмуэла Ричарсона, сестер Бронте. Их немного: М. Башкирцева, Е. Поленова, М. Им досталось больше извест-ности и даже славы, чем Э. Шанкс. В картине Эмилии Яковлевны «Наем гувернантки» противопоставлены две женщины – состоятельная дама и девушка из интеллигентной среды, очевидно курсистка, «бестужевка», как называли тех, кто учился на Высших женских бестужевских курсах. С 1891 г. – экспонент Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1894 г. за полотно «Чернильное пятно» была включена в члены Товарищества и стала первой из двух женщин-живописцев, удостоенной этой чести. В «Сборнике на помощь учащимся женщинам» изданном в 1901 г. в Петербурге, о Шанкс дана короткая биографиче-ская справка из которой узнаем, что она родилась в Москве, окончила училище живописи, ваяния и зодчества, была экспонентом выставок товарищества передвижников. В ее послужном списке немного картин и выставок. Участвовала во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, выставках Московского общества любителей художеств (1900-1901), в галерее Лемерсье (1909-1912) в Москве.
Ее автор Эмилия Яковлевна Шанкс (1857 – 1936). Якунчикова, З. Серебрякова. В ее послужном списке немного картин и выставок. За полотно «Чернильное пятно» была включена в члены товарищества и стала первой женщиной, удостоенной этой чести. В XIX веке барышни «из общества», получая образование в пансионе или дома, обязательно имели уроки рисунка и музыки.
Одна из учениц начальных классов прямо утверждает, что «Наем губернаторки» (так она прочла незнакомое слово) – лучшая картина во всем музее. Часто гувернантки-англичанки жили в России с раннего детства. Окончила училище в 1890 г. с присвоением звания классного художника. А профессиональные художницы появились только в конце века. Однако и выказывать пренебрежение было дурным тоном.
Одна из учениц начальных классов прямо утверждает, что «Наем губернаторки» (так она прочла незнакомое слово) — лучшая картина во всем музее. Точность типов, обстоятельность действия делают эту «картину-рассказ» доступной для любой категории зрителей, вот таким образом она многим нравится.
Воспитывать детей многие дворяне также стали на иностранный манер. Им начали выдавать небольшие пенсии, а при Министерстве народного просвещения организовали «капитал для дряхлых и больных». После переезда в Лондон в 1913 г. выставляла свои работы в Лондонской Королевской Академии художеств (1916, 1918). Сейчас эта работа уже в Третьяковской галерее.
Часто слуги презирали воспитательниц за то, что они получают высокое жалованье и «мнят себя леди». В начале XIX века в семьях появились английские гувернантки. Ее увидят на выставке «Врата Сибири». Об Э. Шанкс сведений очень мало. Награждена большой серебряной медалью МУЖВЗ за картину «Письмо няни». С одной стороны, она была образованной и свободной женщиной и не считалась прислугой.
Ее имени и репродукций картин нет даже в толстых фолиантах о творчестве передвижников. Они были воплощением строгости и благопристойности. Если гувернантка-«нелегал» продолжала работать и об этом становилось известно, хозяина судили, а иностранку высылали на родину. Эту картину очень любят зрители. Им досталось больше извест-ности и даже славы, чем Э. Шанкс. В картине Эмилии Яковлевны «Наем гувернантки» противопоставлены две женщины — состоятельная дама и девушка из интеллигентной среды, очевидно курсистка, «бестужевка», как называли тех, кто учился на Высших женских бестужевских курсах. За полотно «Чернильное пятно» была включена в члены товарищества и стала первой женщиной, удостоенной этой чести. В XIX веке барышни «из общества», получая образование в пансионе или дома, обязательно имели уроки рисунка и музыки.
Третьяков. Картину «Новенькая в школе» приобрел у автора для своей коллекции в 1892 г. П. М. Европейское образование историк и философ Борис Чичерин называл «лучшим украшением всякого русского человека и самым надежным орудием для служения России». Ее увидят на выставке «Врата Сибири». Об Э. Шанкс сведений очень мало. В «Сборнике на помощь учащимся женщинам» изданном в 1901 г. в Петербурге, о Шанкс дана короткая биографиче-ская справка из которой узнаем, что она родилась в Москве, окончила училище живописи, ваяния и зодчества, была экспонентом выставок товарищества передвижников.
Точность типов, обстоятельность действия делают эту «картину-рассказ» доступной для любой категории зрителей, вот таким образом она многим нравится. Якунчикова, З. Серебрякова. В «Барышне-крестьянке» Александр Пушкин создал собирательный образ английской гувернантки — типичной фигуры в русских дворянских домах: «Резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам — мисс Жаксон, сорокалетнюю чопорную девицу, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России». Богатая, но пестрая и безвкусно обставленная гостиная говорит о том, что героиня в кружевном пеньюаре, томно раскинувшаяся на канапе, не принадлежит к аристократии. Няня, приведшая мальчика в матроске и девочку в розовом платьице, уже им не нужна — дети подросли. Отличительная черта жанровой живописи – обязательное присутствие на полотнах детей: «Старший брат», «Трудная задача», «Любимая кукла», «Наем гувернантки», «Мыльные пузыри», «Гостья в институте». Сейчас эта работа уже в Третьяковской галерее.
Появилась нужда в заграничных педагогах — гувернерах и гувернантках. С 1853 года гувернанток стало поддерживать правительство.