«вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко. И для Эль Греко им стала картина Вид Толедо, который художник считал родным и не раз рисовал его, стремясь довести изображение до абсолютного совершенства. Vista de Toledo) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай».
Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Но и при смене общего плана на крупный все остается как было во времена Эль Греко. Когда на «роковом рубеже испанской судьбы» (Ортега) Филипп II перенес столицу на 71 километр к северу, в Толедо пошел процесс консервации. Рисуя картину, он параллельно писал и её маленькую копию. Приехав в Испанию он, едва ли не в первую очередь, рисует довольно льстивую и сияющую золотом аллегорию Священной Лиги (союза, заключенного в 1571 году между Испанией, Папой, Венецией и многими другими итальянскими государствами), которая сейчас известна как «Сон Филиппа II».
На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Потому, вероятно, его так любили импрессионисты. Хочется самобытности, пропахшей хамоном и ахо — так приятно произносить эти по-русски звучащие слова: ветчина и чеснок. Мне, во всяком случае, удавалось. Но сейчас все специалисты сходятся на том, что это самостоятельная, оригинальная картина. Что он нарушил.
На левом берегу — замок Сан Сервандо. Скорее я хотела почувствовать эпоху «кастилианства», центром которой, как костяком, всегда было для меня Толедо. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства.
И это закостенелое католичество отражалось в картине все того же Эль Греко – «Погребение графа Оргаса». «Вид Толедо» – один из первых пейзажей в европейском искусстве. Севильский Веласкес довольно сильно отличается от мадридского, но, как это бывает с гениями (Моцарт), он очень рано запрограммировал в себе весь будущий путь. В конце 16 века пейзаж ещё не был самостоятельным жанром.
Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением. Да и что делать испанской провинциалке на мадридской Пласа-де-Торос, где разносят по трибунам шотландское виски «Катти Сарк», справа сидят две японки, следящие за ареной через объективы своих «минольт», а в спину тычутся колени кровожадной немки, ничего не понимающей и недовольной, похоже, тем, что в корриде применяется только холодное оружие. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Отныне он – не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии.
Тот — холерик, этот — флегматик. Эль Греко, возможно, был греком и — совершенно точно — был критянином. На левом берегу— замок Сан Сервандо. Вот кто выпадает из производства толедских клише — автор Дон Кихота.
Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Вступаешь в разговор на трибуне стадиона «Бернабеу» со своей убогой сотней испанских слов и неуклюжей жестикуляцией как равный — так как можешь назвать линию нападения мадридского «Реала» конца 50-х годов. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). следы полотна теряются. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Даже на картине «Вид и план Толедо» Эль Греко играет с реальностью: он переставляет дома на карте и дает этому объяснение. Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. Он как будто использовал сразу две точки зрения на ночной город. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
Жаль, нет больше вееров (о нивелировке и торжестве «обыкновенной общеевропейской рационалистической пошлости» см. Мало пил. Оказалось, что это здание Госпиталя Тавера. Вот таким образом полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства. В бодегах было меньше алюминия и больше чеснока.
Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху. Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». А роскошь требовала денег. Хотя мы даже не всегда знаем, где копия, а где оригинал.
Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил. Только в таком, сервантесовском, видении города коренится увлечение им блистательными испанцами XX столетия. И Доменикос Теотокопулос (таким было настоящее имя художника) вполне мог происходить из смешанного семейства или семейства пришлецов. И то, что он происходил из богатой фамилии, делает подобное предположение ещё более вероятным. Даже скорее литературоведам. 1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море).
Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Анналы бунюэлевской затеи показывают, что Дали был понижен в звании. К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения.
следы полотна теряются. Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Пламенная готика Эль Греко к концу его жизни — а «Вид Толедо» как раз из поздних работ — доходит до условности: в «Снятии пятой печати» явственно просматривается декоративность Матисса. Так веер, что ли, символ Мадрида: ветреный, неуловимый, порхающий мимо сути.
Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко.
А потом с этой маленькой копии — делал копии побольше, которые выставлял на продажу. (Кстати, тут у Пушкина неточность: Инезилья не ласкательное от Инессы, а пренебрежительное, что-то вроде Инески. ) Лично мне очень жалко корриду, о любви к которой стесняюсь упомянуть в разговоре со своими интеллигентными знакомыми в Испании. На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город.
Бенедикта и Св. Таков Мадрид. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера. А как не помнить ту грандиозную команду, когда это были первые иностранные имена, которые воспринял в таком обилии и помнишь до сих пор: Копа, Дель Соль, ди Стефано, Пушкаш, Хенто. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe».
Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. Такова была интерпретация великого мастера. Встречное движение тут несомненно и когда современный автор называет Толедо «возвышенным, красивым, суровым, печальным и несколько бескровным» — все это принятые эпитеты для персонажей Эль Греко. Даже если обладатель умственного взора не был ни там, ни там. Хотя, может и не был. В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», сам назначив себя гроссмейстером, сделав Лорку, Альберти, Дали и других рыцарями.
Ни один, кроме Мадрида — с чем не согласится ни один испанец, в том числе и мадриленьо. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Такой подход к реальности подчеркивает магическую суть «Виде Толедо» – это город как будто узнаваемый, настоящий, но и в то же время – фантастический, нереальный. Но сейчас Мадрид уже — блестящая столица: шумная, суетливая, деловая, веселая.
Столь же по-столичному серьезно отношение к спорту. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Что до обеда — он есть и самый вкусный в стране, один из вкуснейших в Европе. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. На переднем плане расположен мост Алькантра.
Рано ложился. И заряжаешься злобой Константина Леонтьева: «Всеобщая истинно проклятая жизнь пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака». Наряду со «Звёздной ночью» ван Гога и пейзажами Уильяма Тёрнера, эта картина входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи. Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»). И из пяти обязательных достопримечательностей Толедо, перечисленных в «Высокородной судомойке», лишь одно имеет отношение к церкви — современный гид предложит обратную пропорцию, настаивая на «заповеднике монастырей». Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году. На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. Возможно оно, является одним из двух пейзажей, перечисленных сыном мастера Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца.
На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, абсолютному во имя веры. Взаимоотношения России и Испании — тема особая и увлекательная, но в XVII веке испанцы и русские друг друга знали слабо и в Прадо по сей день значится на табличке под портретом работы Карреньо де Миранды: «Иванович, посол России». Мы обедали в симпатичной мадридской семье, за тортильей (омлет с картошкой) и паэльей (родственница плова), как вдруг выяснилось, что сидевшая за столом провинциальная племянница из Валенсии ни разу в жизни не была на корриде. Часто именно такие копии становятся мишенью для критики. Тот, кто предпочитает ложиться рано, становится в лучшем случае офицером Ордена». Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши".
Работа написана стиле маньеризма, приближающегося к барокко. Разное у них все. Каждая — в своей особой раме, оттого поданная с самостоятельной важностью.
Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор.
Города стильные либо музеевеют, либо коробят эстетическое чувство (что бы мы ни понимали под этим) позднейшими добавками с претензией на современность. То и другое не понравилось королю по двум причинам: из-за композиционной свободы и мистического проникновения в его личные притязания. Продолжая поиски Испании «настоящей» — от собора до обеда — и, описывая спираль от Толедо через полуафриканские города Андалусии во главе с несравненной европейской Севильей, через отрывающуюся центробежными силами этнополитики Каталонию с вечно оторванной Барселоной, через Страну басков с не понятным никому языком и обожаемой всем миром бухтой Сан-Себастьяна, через дикую зеленую Галисию с истинным оплотом католицизма в Сантьяго-де-Компостела, через розовые миражи Саламанки и Сеговии с населением из туристов, — оказываешься в 71 километре от Толедо. В 1907—09 гг. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев.
Зритель смотрит на город снизу, это позволило поднять линию горизонта и вертикально вытянуть пропорции, что вообще характерно для творчества Эль Греко. В Испанской империи куда раньше, чем в Британской, никогда не заходило солнце. Полную неразбериху.
куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Что угодно может считать закомплексованная (на ленинградский манер) Барселона, но главный — не просто административно столичный, а главный по всем статьям и по сути — город Испании, конечно, Мадрид. Как парадные портреты Веласкеса. До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен». Выручает Толедо.
Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. И не только мне и не только сейчас. Когда Веласкес устраивает игру зеркал, то попадаешь в некий живописный «Расемон» — это не эстетское самоценное упражнение, не поиск двойного видения ради пущего объективизма, а наглядное свидетельство его невозможности: точки зрения не совмещаются, а сосуществуют.
Однако творение художника и не имеет отношения к реальному населенному пункту. Знаменитые слова «Нет больше Пиренеев. » триста лет назад были произнесены преждевременно — Пиренеи срыты только после Франко. Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид).
Для него злой рок всегда живой. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен. Но чужаку иностранцу, разрешена некая безответственность, на которую не решится абориген. Как и в изображении святых, Эль Греко передавал дух, а не букву. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. Таковы Нью-Йорк или Москва. В XVI веке в европейском искусстве пейзаж не рассматривался как отдельный жанр, вот таким образом изображение природы считалось исключительно фоном для доминирующей композиции.
А эклектические гиганты легко переносят любые удары судьбы, по принципу «молодца и сопли красят» — и за ними будущее. На протяжении столетий тут было принято ругать все: грязь, шум, жителей, климат («Воздух Мадрита так сух и резок, что большая часть здешних жителей умирает от болезни легких» — это фантастическое наблюдение принадлежит автору «Писем об Испании» В. Боткину: к вопросу о бездумности использования стереотипов). «Музей ветчины» оказался закусочной, не лучше и не хуже других, но вывеска была богаче и изобретательней. Испания переместилась сюда, на плато у подножия Гуадаррамы — в Мадрид. Она по сути – вид снизу и вот таким образом пропорции вытянуты к небу.
Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Его использовали преимущественно как фон для мифологического или религиозного сюжета. «Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn") Одна из "ночных" картин Эль Греко. Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев.
Первое, что я увидел, впервые попав в Мадрид и выйдя на центральную площадь Пуэрта-дель-Соль, — «Museo de Jamon». Так что некоторых его картин сохранилось штук по десять-пятнадцать.
По данным хроник, самая сердцевина Толедо заморозилась еще после Реконкисты (отвоевания Испании у арабов) и в центре города действительно заблудиться сейчас так же легко, как в каком-нибудь марокканском лабиринте. Тот — эмигрант с репутацией скандалиста и сибарита, с внебрачным сыном и туманной связью с помощником-итальянцем этот — приличнейший семьянин и придворный карьерист, позаботившийся пририсовать себе в «Менинах» рыцарский крест, полученный через три года после написания картины. Использован фантасмагорический свет. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Августин и св. Русские были, по понятным причинам, снисходительнее — посол Алексея Михайловича П. И. Потемкин удовлетворенно отметил: «Во нравах своеобычны, высоки, неупьянчивы В шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись или идучи по улице, напився пьяны, кричали».
Со страниц его «Назидательных новелл» встает совсем иное место — разгульное, жизнерадостное, полнокровное. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», назначив себя гроссмейстером, а Лорку, Альберти и Дали — рыцарями. «Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. И поиск пейзажного сходства в «Виде Толедо» так же безнадежен, как поиск сходства портретного в «Вознесении». Слева можно увидеть замок Сан Сервандо.
На левом берегу— замок Сан Сервандо. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи.
Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577 – 1579) Это его первые заказы в Толедо. На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор.
Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо». На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места. Тем более, что у хитрого грека был наготове запасной план.
Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Толедо Эль Греко рисовал не однажды и всегда вольно подходил к натуре. Художник развернулся во всю ширь своих дарований и потребностей.
Моденский триптих (ок. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Франко удержал страну в стороне не только от мировой войны, но и от мировой цивилизации. Рыцари должны были пить гулять и веселиться без устали и сохранности здоровья. Дело в том, что Крит тогда принадлежал Венеции и кроме коренных жителей и греков «с материка» остров населяли многочисленные выходцы из Италии, Далмации, Арагона и Испании.
Эль Греко часто изображал Толедо на заднем плане своих работ, вот таким образом картину «Вид Толедо» тоже считали фрагментом неизвестного полотна художника. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. А далее начинается игра воображения автора, который на первый план выдвинул разворачивающуюся драму между небом и землей. Что на самом деле не правда.
1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай». Сейчас это очевидно, но только сейчас. В 1907—09 гг. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.
Они зачастую представляют Эль Греко эдаким мрачным, страстным и печальным мистиком. Может быть, впечатление от этого неба легло и на картину «Звездная ночь» Ван Гога. К счастью именно в нью-йоркском Метрополитен-музее находится эль-грековский «Вид Толедо» и я провел перед картиной в общей сложности больше времени, чем перед любой другой. Члены Ордена обедали в «Посада-де-ла-Сангре» — таверне, описанной Сервантесом и мало изменившейся за четыре столетия, но разрушенной в гражданскую войну.
На переднем плане расположен мост Алькантра. Вот таким образом почти каждый заказ заканчивался судебным процессом «Эль Греко против заказчика имярек» по поводу неудовлетворенности художника полученной оплатой. Но точно мы об его этническом происхождении ничего не знаем. На нем клочья облаков подсвечены неестественно ярко, оно доминирует на картине. Место для них было подготовлено Диего Веласкесом — первым столичным жителем Мадрида.
Использован фантасмагорический свет. И небо наползает и небо землю заливает, но не светом, а тьмой. Ничего не поделаешь: все самое хорошее и самое плохое содержится в слове «общее».
Еще в середине 70-х считалось, что здесь, кроме визита в Прадо, нечего делать. Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил. В пользу последнего говорит и царящее над городом феерическое небо. Дали вскоре основал свой «орден», Лорку убили на рассвете, а основатель ордена – Луис Бунюэль снял в Толедо свою знаменитую «Тристану». Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Однако если учесть, что даже в нынешней Испании андалусцев могут вслух назвать «эмигрантами» — не только в снобистской Барселоне, но и на севере и даже в Кастилии, — то понятно, что «правильная», «образцовая» Испания — это Толедо.
Итак, подводя итоги, что мы имеем. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Но Эль Греко был оригиналом. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. следы полотна теряются. Типичным для творчества Эль Греко является вид грозового неба, акцентированного в «Виде Толедо».
Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Так и на этой картине. На левом берегу— замок Сан Сервандо. Художник здесь довольно свободно обращается с натурой. Сизое небо в «Виде», черные одежды грандов, стоящих у одра графа, рисовали в мозгу картину мрачную, почти угрожающую.
Много денег. «Успение Богородицы» (ок. Может оригиналы — это искусствоведы и интерпретаторы его творчества.
На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Но уже в 1936 году Казандзакис увидел солдат из «Эсполио» и «Святого Мартина» в солдатах Франко, выживших после осады толедского Алькасара: «Я чувствовал себя блуждающим внутри эль-грековской картины». Этот пейзаж часто называют духовным портретом Толедо. Знаем, что он получил прекрасное образование в Кандии (нынешний Ираклион) предположительно, там же он обучился и ремеслу художникаоколо 1567 года он объявился в Венеции, где продолжал совершенствоваться в своем ремесле (есть версия, что он учился у Тициана) после Венеции он отправился в Рим.
Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586 – 1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Экзистенциальным жестом самого Веласкеса было отсутствие жеста. Но правда ито, что потомки поместят меня среди величайших гениев испанской живописи»- сказал он после суда (проигранного) по поводу «Погребения графа Оргаса». В 1907—09 гг. Главное изумление: сколь же могуществен может быть столь нецивилизованный народ. Художник здесь довольно свободно обращается с натурой. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, но и какими-то «нервными судорогами».
Госпиталь по своему предназначению уже давно не служит, а работает музеем. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. Но живописная суть сюжета, виртуозно выписанный первый план в «Марфе и Марии» — кулинарная коллизия: старая кухарка дает совет молодой. Слева можно увидеть замок Сан Сервандо. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. Большого парада в Мадриде эпохи Веласкеса не наблюдалось.
Они — мадриленьос, причем даже такие, которые еще только будут, появятся через триста с лишним лет после смерти художника, чтобы населить живейшую столицу Европы. Или это суть и есть. Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. Если произнести «Испания», перед умственным взором практически непременно встанет одно из двух, впрочем, скорее и то и другое —Севилья и Толедо. Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо».