одухотворения и оцепенелости. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Тому есть несколько причин. Тяжбу художник выиграл.
И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Связь между «Авиньонскими девицами» и «Открытием пятой печати» была выявлена в начале.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Как писал Павел: помните, мы куплены дорогой ценой. Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. И это тоже передано, в том числе, через одежду.
Произведением глубокого философского смысла предстает знаменитый Вид Толедо. Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная. Сам же он чудесным образом обращается ко Христу. Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер – как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая.
Оба мира разделены очень чётко. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Снятие пятой печати (1608–1614, холст, масло, 225 193 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Его решение многопланово и все построено на контрастном сопоставлении движения и застылости, оцепенения и одухотворения, беспредельности и замкнутости.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Сказываются вдобавок социальные и политические факторы.
Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Среди мира теней на переднем плане до грандиозных размеров вырастает фигура коленопреклоненного Иоанна Евангелиста, воздевающего к небу руки в страстном пророческом экстазе. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. И в Западной и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Апостол Павел обличил его: сказал, что Петр сделал это из лицемерия. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь – уже явлено.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. В тот же период, другими исследователями были предложены альтернативные, более радикальные теории. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление».
Город оказал на него огромное воздействие. И этим апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия».
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. В то время как историк искусства Хосе Камон Аснар приписывает критскому мастеру от 787 до 829 картин, Уэтей сократил их число до 285 подлинных произведений, а немецкий исследователь испанского искусства Хальдор Синер признал только 137109. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Не осталось унего иучеников. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. – Сюжет он выбрал неслучайно. даже в современной фотографии Толедо сразу узнаешь картину Грека. Как Понтий Пилат, который спрашивал, что есть истина, втот момент, когда Истина влице Христа стояла перед ним. Иоанн и св. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97.
Петр в одной руке держит ключ – часть его видна зрителю, а вторая рука развернута к Павлу. Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня.
Кроме популярных (то есть, часто изображаемых) библейских сюжетов, Эль. e. Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле.
Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Звучание этого тона, сияющего ярче золота, приобретает повышенно-драматический оттенок. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Некоторым людям нравится видеть предельно точное отражение объекта, подобно фотографии.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Они укутываются или наоборот, сбрасывают с себя покрывало. 224 x 194 см Metropolitan Museum of Art, New York, USA Поздние работы Эль Греко, такие как «Снятие пятой печати» и «Лаокоон», в которых воображение художника принимает причудливые ирреальные формы, переносит в мир мистических видений, не были поняты современниками.
У них и день церковной памяти совпадает – 12 июля по новому стилю. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление. Вполне справедливо будет сказать, что он действительно потрудился более других апостолов. Это поможет читателю скоординировать сведения о конкретном периоде и представить его себе в целостности. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. При этом тот факт, что Петр и Павел два очень разных не только по возрасту, но и по характеру человека, тоже очевиден. СНЯТИЕ ПЯТОЙ ПЕЧАТИ. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Сейчас он находится вТоледо.
Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»). Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Тем не менее образам Эль Греко присуща высокая мера духовной красоты и порой их странная привлекательность достигает редкой волнующей силы». Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Да, характеры и темперамент у всех различны, служение может быть разным.
До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма). Взоры их сосредоточены, уста сомкнуты, они молятся. 1600). На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). Так мог окончательно оформиться его ярко индивидуальный стиль. Позже Эль Греко освоил технику итальянских мастеров. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Он говорит: Симон, ты – Петр, то есть камень и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Эль ГРЕКО.
Первым художником, который, похоже, заметил структурный код в морфологии позднего Эль Греко, был Поль Сезанн, один из предшественников кубизма77. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги. А прорывались тревога и предупреждение.
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Франциск Ассизский. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Средневековая легенда о погребении именно в этой церкви благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес Святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати». художник приобрел широкую известность. В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»).
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины. И вот это «Снятие 5 печати», она абсолютно фантастическая работа.
Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века. «Картина излучающая сверкающее сияние красок, действует буквально гипнотически. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Эль Греко – Снятие пятой печати.
«Картина излучающая сверкающее сияние красок, действует буквально гипнотически. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Всё остальное – космологическая тревога и смятение. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Свободно владел четырьмя языками – греческим, латынью итальянским, позднее и испанским.
Трудно сказать, чем объясняется смелое новаторство Эль Греко. Сегодня я вполне определённо могу сказать, что всё творчество великого живописца пронизано духом ожидания метафизической грозы грядущего Апокалипсиса, представленной в этой картине экспрессивным символическим образом. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна.
Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса».
В искусстве он пошел своим самобытным путем. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество.
Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. «Портреты» апостолов существенно отличаются от портретов современников Эль Греко, которых он также написал немало. Я поклялся себе не поддаваться соблазну оригинальности персонального выбора, за исключением тех случаев, когда общепризнанные шедевры входят в круг моих личных предпочтений. Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба. В молодости Греко писал иконы на Крите. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Таким образом, в самом главном апостолы все же едины.
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Ведь иные фотографии улавливают очень характерную ситуацию или. Эта теория пользовалась удивительной популярностью в первые годы XX века и ей противостоял немецкий психолог Дэвид Кунц127.
Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя.
Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы. Природа и город лишены ощущения устойчивой опоры, земной тверди. Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, – прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим). К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти.
Стал узнаваем. В Италии он попал в пространство духовного свободомыслия, а в Испании оказался в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища. Снятие пятой печати. Город зубцами своих крепостных башен бежит по тянущимся вдаль холмам, туда, где горят фосфоресцирующие зеленоватые отблески зарниц, дороги вьются в гору, контраст яркой зелени лугов и более темных деревьев отражает тень и свет от несущихся облаков, растительность напоминает разметанный ветром веерообразный ковыль.
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость иточность ликов, что тоже перекликается скритской традицией. Однако на Крите он провел только часть жизни. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Тело графа опускают в могилу не его современники, а св.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Для православного грека, попавшего в пространство католической инквизиции Испании, грядущий Апокалипсис – не надежда на рай, преображение и Царство Божие, а ужас и страх перед вечной карой небесной. По словам Дж. В 1570 году Эль Греко уехал в Рим, где написал несколько работ, в которых ярко проявилось его ученичество в Венеции16.
Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Резкие световые контрасты изломанные линии, удлиненные тела, отсутствие деталировки и ярких красок придают его картинам суровую сосредоточенность (заставляющую вспомнить и экзальтацию святых пустынников и жестокость инквизиции). Похожая на ствол обрубленного дерева с тянущимися вверх ветвями рук непомерно высокая фигура (ведь пророк стоит на коленях), окутанная громоздящимися складками одежды, она показалась бы даже пугающей, если бы не цветовое звучание этой одежды. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. В поздний период творчества все острее.
Художник с пугающей мощью передал ощущение невероятной духовной силы и святости пророка. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Третье правило также потребовало некоторого самоотречения. Чтобы развиваться как художник, он в 1567 году переехал в Венецию.
К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Оцепенелая земля получает этот динамический заряд и ловит отсвет жизни неба. Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно. Тот Апокалипсис, о котором художественно достаточно беспомощно кричит практически всё искусство XX – начала XXI вв. 4, Эль Греко ощутил ещё в конце XVI в. и громогласно протрубил о нём исключительно живописными средствами. А если нет Что же, в этом случае Эль Греко через своих «Петра и Павла» задает каждому из нас высокую, но необходимую планку.
Они простирают руки к небесам, требуя отмщения за свои страдания. Апостол Павел здесь никого не обличает. «Снятие пятой печати» или «Видение Святого Иоанна Богослова» (1608-1614) Холст, масло.
При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. В Толедо Эль Греко выполнил несколько крупных заказов и написал свои наиболее известные работы. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. Эль Греко был художником, посвятившим себя сугубо религиозной.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ). Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Он был дружен с некоторыми крупными представителя испанской духовной интеллигенции, поэтами, художниками. В лице Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, остров Крит вторично со времен. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5.
При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. И всё это каким-то чудесным и уникальным образом сплавилось в его сознании в нечто целостное и выразилось в живописи. Однако на Крите он пробыл только часть жизни. Художественное образование получил у местных иконописцев старой византийской школы.
Ильдефонсо4. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. И дело не только в содержании, скажем, картины, но и в стиле художника. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
Маврикия». произведениях мастера (Снятие пятой печати, Лаокоон, 1610-1614 гг. ). Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо.
Потом переселился в Венецию, где и научился хорошо рисовать у старого Тициана. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Апостол Петр искренне раскаялся и осознал свою вину.
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Эль Греко отошел использовал для своей картины нетрадиционный сюжет – из Книги Откровения, написанного Апостолом Иоанном на острове Патмос. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике.
Его изображения апостолов (серии так называемых апостоладос, 1605-1610, в сакристии собора в. Эль греко Доменико («Снятие пятой печати»). С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. – Обычно считается, что это Евангелие. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
Восприятие произведений искусства всегда индивидуально. Зритель, даже не зная ни названия картины, ни ее автора, не улавливая до конца смысла изображенного, сразу же захвачен ее необычайной силой. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Никос Хаджиниколау высказывает точку зрения, что «с 1570 года работы Эль Греко принадлежат не византийской или пост-византийской традиции, но западной-европейской.
Стефан и Св. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары. Если соотнести эти работы, то будет очевидно: Петр и Павел стоят там же, у Распятия.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Отсюда их внимание ко Кресту. Но созданный им пейзаж обладает величием почти космического характера. Эль Греко.
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Он всё умел. Доменикос Теотокопулос (греч. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ.
Научная статья на тему Метафизический смысл искусства Эль Греко. Звучание этого тона, сияющего ярче золота, приобретает повышенно-драматический оттенок. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы. Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах.
Эль Греко удалось отобразить мистическое видение Апокалипсиса в цвете, свете и движении. ЭЛЬ ГРЕКО Автопортрет. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. c.
За это он и получил своё прозвище — ЭЛЬ ГРЕКО. По рождению (т. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Однако вряд ли это справедливо.
И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Дэвис полагает, что религиозная среда Контрреформации и эстетика маньеризма стали толчком, приведшим к появлению индивидуального стиля Эль Греко. Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см.
Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)пространственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении – между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. И выражен он только и исключительно живописными средствами. И когда Он снял шестую печать, я взглянул и вот, произошло великое землетрясение и солнце стало мрачно как власяница и луна сделалась как кровь.
Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Каждый образ здесь словно раскрывает в цвете свою внутреннюю тему. l.
Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»). Эль Греко был выдающимся портретистом. У Бога ничего случайного не бывает. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Да его никто в этом и не обвинял.
– Его путь ко Христу был очень своеобразным. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561). Снятие пятой печати – Эль Греко.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Например, произведение Эль Греко «Снятие Пятой печати» послужило. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Петр же находится как бы в глубине и его лицо и правда кажется немного виноватым. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые – цветные – пятна первого плана картины) с лица земли. Внешние приметы правдоподобия не исключают, однако, оттенка ирреального.
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Прежде всего, перегруженность неба, т. е. образа духовной сферы бытия излишне материализованными, нередко тяжеловатыми, предельно деформированными иногда даже как-то неумело или небрежно написанными фигурами. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Во-вторых из-за своих независимых взглядов он так ине стал придворным художником короля Филиппа II, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. СНЯТИЕ ПЯТОЙ ПЕЧАТИ Печати пятой расшифрован код, И сорвана она и оной под.
Исследователи творчества Эль Греко особенно подчёркивают влияние на него Тинторетто и Микеланджело. Главное здесь — свет и цвет. С 1570 г. работал в Риме. Но все неузнаваемо преображено художником.
При этом он был человеком Ренессанса. Красота души не столь зрима, как телесная. И мост и ворота Сан. с «Лаокооном» Эль Греко пишет «Снятие пятой печати» – то есть молитву. Ее пронзительный светлый голубовато-серо-стальной тон — воплощение почти астрального холода, чистоты, необычайной одухотворенности.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно. Например, в Большой Советской энциклопедии 1952 года Эль Греко посвящена небольшая статья, где сказано: «Первые написанные в Испании картины Греко еще обладали жизненными чертами, свойственными его работам итальянского периода (Снятие одежд с Христа, 1579 и др. ).
А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами. Откровение 6:9-17. Размер картины 222 x 193 см, холст, масло. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Сегодня, внимательно изучив основные алтарные картины Эль Греко, я понимаю, что на них представлены не единожды произошедшие значительные эпизоды Священной Истории, но вечно длящиеся события, ознаменованные этими историческими эпизодами. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. по обе стороны от него тоже поясные изображения двенадцати апостолов в достаточно. Думаю, оно свойственно не только апостолам, но и каждому христианину.
Холст, масло. Петр трижды отвечает утвердительно. Александр Таиров. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Оригинал взят у bolivars в Эль Греко.
Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма современного мышления. После 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Взгляд обращен к другой точке или же внутрь себя.
Петр сначала соглашается с Павлом, что нужно и необрезанных язычников обращать ко Христу и не требовать от них исполнения Моисеева Закона. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника.
Справедливости ради надо сказать, что многие искусствоведы с вами согласились бы. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих. Что это значит. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). из самых смелых картин Эль Греко «Снятие пятой печати», написанной между.
Да и когда читаешь книгу Деяний апостольских, очевидно, что это в основном деяния Павла: он повсюду перемещается, везде основывает общины. Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. Напротив, фигуры мучеников — мужчин и женщин, которые, согласно Апокалипсису, в день Страшного суда встают из разверзшихся могил, хотя и призрачны, но в цвете более телесны, как бы вырастают из тона коричневато-розовой почвы. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Там сосуществовали две общины – католическая и православная. В 1604 году у Хорхе Мануэля и Альфонсы де Лос Моралес родился сын, внук Эль Греко, его крестным стал Грегорио Ангуло, губернатор Толедо и друг Эль Греко45. Почему так произошло. Хотя и не все представленные здесь произведения соответствуют наивысшим критериям художественного качества, каждое из них обладает своими особыми достоинствами.
Картина испанского живописца Эль Греко «Снятие пятой печати». Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св. В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614). Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной.
Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. В 1563 году, в возрасте 22 лет, Эль Греко уже был мастером местной художественной гильдии, предположительно во главе собственной мастерской15.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Его изображение, одновременно вдохновенное и нелепое, удивительно даже для Эль Греко. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. Работы шли нарасхват.
Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле. Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. 1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П. Что, вобщем-то, справедливо.
Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Руки Петра находятся на том же уровне. Апостолы прекрасно это понимают. Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать.
Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. проблема изображения различных источников света (возможно.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Д. Ю.
Родился он на острове в 1541 году и настоящее имя его было Доменико Теотопули. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Августин и св.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. заданный автором Аркадий абдуллаев лучший ответ это На Вашем фото – картина Эль Греко "Моление о чаше". Эль Греко (собственно Доменико Теотокопули) родился в 1541 г. в Канди, столице острова Крит, входившего в те времена в венецианские владения. 226 x 200 см. Создается впечатление, что краски на картине светятся.
Доменикос Теотокопулус (именно таким было настоящее имя Эль Греко) родился на Крите в 1541 году, затем переехал в Италию, потом— в Мадрид, пока не остановился в Толедо, где и жил до своей смерти в 1614 году. Но многие приемы абсолютно необычны. С риском наскучить читателю я все же настойчиво отсылаю его к более ранним образцам, дабы в сравнении обозначилась дистанция, отделяющая данного художника от его предшественников. Фото:, фото Яна Прохазки.
Именно этому человеку суждено было впервые принести мировую славу Испании. Уже само по себе поразительно изображение пророка Иоанна-евангелиста.
1 Биография. Звучность и красота красок превосходит возможности масляной живописи. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Эль Греко.
Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело – когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Вытянутые обнаженные фигуры мечутся, словно язычки пламени. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (1608 – 1614).
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. «Снятие пятой печати» / Доменико Эль Греко или Доменико Теотокопули испанский художник, грек по происхождению один из своеобразнейших. Но это только на первый взгляд. Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта – из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах».
Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
– В 1587 году (а закончил в 1592-м). Отсюда, по-моему и двойственное воздействие на моё (думаю, что не только) эстетическое чувство. Он вырос в среде римо-католиков и ему равно близки были и иконопись и западная живопись. Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой. – Крит в то время принадлежал Венецианской республике. 2 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи. И как сильны в художественном отношении, выразительны и символичны (в смысле чисто художественной символизации) эти полотна. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Вряд ли вообще думал о чём-то. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии».
Эль Греко вообще считал, что чувства можно передавать не только через выражение лиц, но и через колорит, свет, детали, предметы. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». И пытался ли сделать это Эль Греко. Как всегда в творчестве Эль Греко, в нерасторжимом единстве звучат тема земли и тема неба. А в старинном испанском городе Толедо он словно вспомнил свои детские и юношеские впечатления от икон, обогатив эту манеру художественными достижениями новой эпохи. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати».
Это случилось по дороге в Дамаск. У Эль Греко это показано, например, через цвет одежды. Апокалиптичная. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
К концу жизни художник был практически разорен. Был достигнут консенсус в отношении того, что триптих действительно был ранней работой Эль Греко и вот таким образом публикация Паллучини стала критерием для атрибуции работ художника108. Кровь плоти, что почти окаменела, Взывающие мощно голоса – Эль Греко (дословно «Грек», Теотокопули Доменико) (Greco, El (Kyriakos. Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо. Итальянцы и испанцы называли Доменикоса Теотокопулоса, живописца греческого происхождения, Греком. Мазки положены так легко, что видны нити холста. Так или иначе, недовольство Филиппа положило конец всем надеждам Эль Греко на королевское покровительство29. Речь идет о снятии Агнцем Божьим, т. е.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Несколько месяцев спустя, 18 сентября 1572 года Эль Греко уплатил членский взнос в римскую гильдию Святого Луки как художник-миниатюрист29. Положение их рук образует как бы золотое сечение, они почти в центре картины. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Тематически она. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
1541 – 7 апреля 1614), более. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре).
Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Пятая Печать или Доменик Грек. Каждый образ здесь словно раскрывает в цвете свою внутреннюю тему. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Ирреальность изображенного, резкое искажение форм интенсивность колорита, тревожное движение скользящего света, то загорающегося вспышками и обесцвечивающего краски добела, то сгущающего их в тени до сумрачной темноты, — все подчинено созданию незабываемого исполненного страстного внутреннего напряжения художественного образа. Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук).
Эль Греко знают все, даже люди, никогда не бывавшие в музеях. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса.
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Такие «совпадения» подчеркивают, как мне кажется, духовное единство двух апостолов.
В одной из своих последних статей Г. Уэтей пересмотрел свою предыдущую оценку и согласился, что Эль Греко покинул Крит в 1567 году112. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Он.
Уже само по себе поразительно изображение пророка Иоанна-евангелиста. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. 1608-1614. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана и др. ). Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 г. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» – неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Апоколиптическое полотно «Снятие пятой печати» было заказано художнику в 1608 году для госпиталя Сан Хуан де Баутиста (госпиталя Тавера) в Толедо. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней – до 1614 – он прожил в Толедо. – и Павел вдруг видит Самого Бога. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Не зря Николай Бердяев называет его религиозным гением. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо – и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо – а вот это на рациональном уровне понять очень трудно). Но несмотря на то, что Павел был призван позже всех, потрудился он, пожалуй, более всех. Картины того периода он писал писал в духе итальянского стиля. Иисусом Христом пятой из семи печатей.
В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». f. Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Причины недовольства короля остались неизвестны. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения.
Этот фрагмент можно интерпретировать как гармонию и внутреннее единство в служении Церкви. Облик Толедо запечатлен Эль Греко с большой точностью. что биография этого художника связала узлом несколько европейских тенденций. В XX веке была высказана «медицинская» версия особенностей манеры художника: усиливавшийся с возрастом дефект зрения искажавший (якобы) пропорции фигур и цветовую гамму.
На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен. Слава Богу, что так.
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Как это возможно. Однако вряд ли это справедливо.
Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24.
В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже – противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Собственно, как и глаза апостола Петра. Маврикия».
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). – В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого.
И как. Среди этого мира теней на переднем плане до грандиозных размеров вырастает фигура коленопреклоненного евангелиста, который воздевает руки к небу в страстном пророческом экстазе. Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Но цель его одна – проповедь Христа, призвание людей в лоно Церкви.
В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2. Он достиг в них огромной впечатляющей образной силы. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Слева группа из четырех фигур (вероятно, две мужские и две женские) написана на фоне желтого полотна.
В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Однако события эти представлены на полотнах Эль Греко отнюдь не благостно, как того казалось бы требуют данные сюжеты, но драматично и даже трагично.
Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. данным – ок. В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом. i.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. И нужно ли.
Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей, ведущие к концу света. ЭЛЬ ГРЕКО Снятие пятой печати (Видение Иоанна Богослова). Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Эль Греко, к примеру, как вам. Нельзя согласиться с мнением некоторых исследователей, что субъективизм его творчеств вел лишь к мистическим «прозрениям» души. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).
Не осталось у него и учеников. Они у подножия Креста. Однако все они отличались особым мастерством и имели индивидуальную особенность. Не добившись расположения короля, Эль Греко был вынужден остаться в Толедо, где был принят как великий художник40. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними.
Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4.