Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Без огонька. Каждая черточка на картине незаметно для себя бросает вызов испанской инквизиции.
Внимание. На холсте Магдалина изображена в необычном ракурсе, на берегу моря. В правом верхнем углу мы видим ветку с листьями. А теперь, товарищи, давайте получим удовольствие от этой картины. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
Оказывается, она откровенно кается. Но все их Магдалины каялись как-то неубедительно. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Но все неузнаваемо преображено художником. "И как это меня угораздило.
Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Перенеслись. Пятнадцать. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.
Листьев ровно пятнадцать. Отвернись, тебе еще рано смотреть такие вещи. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Пропорции фигур вытянуты, они приобретают повышенную динамику, хотя сами по себе не наделены активным действием.
Так. И ей как бы веришь. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Но правая рука уже полностью прикрывает трепетную грудь.
Художники с давних пор обращались к образу прекрасной грешницы. В те годы на кострах горело немало способной молодежи. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.
Распущенные как попало волосы говорят нам о распущенности Марии в прошлом. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). В центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, окруженная плотным кольцом людей, тесно заполняющих полотно. " -- как бы говорит Мария. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции.
А теперь перенесемся в левый верхний угол. Тринадцать. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
Она здесь откровенно кается. Невольно возникает вопрос: что она здесь делает в такое позднее время. Эль Греко умышленно расположил Марию смотрящей в сторону. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Нет.
Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света.
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Ну. Ей стыдно.
Сразу видно, что она глубоко раскаивается в содеянном. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Прибежал к ним и Эль Греко. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. В его первых «испанских» картинах ещё можно заметить влияние Тициана, но «Кающаяся Мария Магдалина» стала первой картиной, где великий художник заявил о себе в полный голос.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.
Встаньте пошире, чтобы всем было видно. Она не может смотреть людям в глаза. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Ясно видно, что женщина глубоко раскаивается.
Там сразу в глаза бросаются три птички. То у Эль Греко совсем другое дело. Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко. Значит, в Магдалине заговорила-таки совесть. Совсем в другой, оригинальной манере кается Мария Магдалина у Эль Греко. Вот таким образом никто не смел открыто думать, рисовать, лепить.
одухотворения и оцепенелости. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание – «равноапостольная». Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной.
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Известно, что Эль Греко рисовал в ужасные времена господства испанской инквизиции. Экстатические образы похожи на бесплотные тени.
И большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). И наконец, в центре кульминационное пятно картины -- сама Магдалина.
Тебе сколько лет, мальчик. Особенно это касается владения цветом, в котором мастер добился подлинного совершенства. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась.
Вот таким образом она вынуждена смотреть влево. Именно ей была оказана великая честь донести эту радостную весть до скорбящих апостолов и учеников Господа. Картины Эль Греко, написанные почти исключительно на религиозные сюжеты, не похожи на традиционные произведения церковной живописи. Вот народ. Но многие приемы абсолютно необычны.
Вчера еще было пятнадцать. Я начинаю. Желающие могут меня проверить.
Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. С этим образом связано множество легенд и преданий. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня».