Картина Эль Греко Благовещение: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Эль Греко «Благовещение» написана в 1576 году и стала своеобразным итогом его учебы в Риме. Картина испанского живописца Эль Греко "Благовещение", была написана в 1596-1600 годах. Картина испанского живописца Эль Греко Благовещение, была написана в 1596-1600 годах.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). При этом он был человеком Ренессанса. И, пожалуй, символично, что на этих холстах изображены люди, посвятившие себя проповеди Христа. Вероятно, центральной композицией нижнего яруса алтаря было Благовещение (315х174). Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Но самое реальное в картине — образ самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки, которая развела руки в стороны жестом одновременно и изысканным (как все жесты персонажей Эль Греко) и полным внутренней непосредственности.
Ей одной дано сокровеннее и глубже всех почувствовать величие происходящего. А чистилища нет, есть только Рай и Ад, и уже сейчас мы или там или там пребываем. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Особое место здесь принадлежит циклу картин для коллегии «обутых» августинцев в Мадриде, основанной придворной дамой Марией де Арагон. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость иточность ликов, что тоже перекликается скритской традицией. Однако на Крите он провел только часть жизни. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени.
Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. И отошел от Нее Ангел Евангелие от Луки 1:26-38. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами— он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Все они лезли поближе к Лобному месту. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Что, вобщем-то, справедливо. А я была в храме на Божественной Литургии, по окончании нам раздали освященные вербы и пальмы (теперь и пальмовые ветви часто приносят в храм), это из украшения вчерашнего, огромный такой чан был с вербами, пальмовыми ветвями и красными цветами, так что утешение такое вот), пост закончился, впереди страстная седмица, сейчас делаю пост на эту тему и до Пасхи попрощаюсь с вами со всеми, на модерации ещё много моих тем, есть и обещанная лично для Вас, может и выпустят их все скоро. Спасибо за поздравление. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему». Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона и некоторые другие редкие подробности.
Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
«можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Кажется, что произведения Эль Греко являются художественным воплощением идеи Святого Иоанна Креста о возвышенном союзе с Богом и о преображении души. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Верба была во всех домах, во всех углах. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия. Образование он начал получать на Крите, продолжил вВенеции, позднее переехал вРим.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. И, кажется, одним из первых осознал, что это невозможно сделать обычными изобразительными средствами. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Именно вот таким образом день Благовещения является одним из главных православных праздников.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю. Однако вряд ли это справедливо. одухотворения и оцепенелости. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». И девам — Ликование и матерем — Отрадо, Радуйся, Невесто неневестная. Итальянцы и испанцы называли Доменикоса Теотокопулоса, живописца греческого происхождения, Греком.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Пчёлка Майя, С вербным вас поздравляю. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними.
Превысшая Небесных Сил, Нетварное Сияние. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90.
Он свободно владел четырьмя языками— греческим, латынью итальянским, позднее ииспанским. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. По словам Дж.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Сейчас он находится вТоледо. В своих поздних работах Эль Греко демонстрировал характерную тенденцию драматизировать, а не описывать4. Слава Богу, что так. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4.
Господь с Тобою благословенна Ты между женами. данным – ок. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. В этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта— и как светского портретиста и как мастера религиозных полотен.
В Евангелии от Луки (Лк. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Прекрасный юноша-всадник словно вознесен над далеким Толедо, рядом стоит нагой нищий, которому святой отдает половину своего плаща. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Работы его итальянского периода написаны под влиянием стиля венецианского Ренессанса— удлиненные фигуры, напоминающие о работах Тинторетто и красочная хроматическая гамма, объединяющая его с Тицианом4. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. В "вербное воскресенье" на Красную площадь стекалась вся тогдашняя Москва.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. И вместе с тем, устремленное ввысь, оно возносится над городом с его призрачной жизнью. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65.
Предлагаем взглянуть на полотна вместе с Натальей Летниковой. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). В юности изучал иконопись, в возрасте 26 лет отправился в Венецию, как и многие греческие художники3.
На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Но многие приемы абсолютно необычны. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Приметы реальности сохраняются здесь в некоторых деталях — высоком аналое с лежащей на нем книгой, ступеньке лестницы (с подписью художника) и традиционной корзинке для рукоделия, превращенной Эль Греко в магическое хранилище таинственного горящего кустика ежевики, символа библейской идеи Искупления.
Взгляд коня полон человеческой выразительности. Французские искусствоведы Захария Аструк и Поль Лефорт способствовали широкому возрождению интереса к его картинам. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Приклони ко мне милосердие Божественнаго Сына, Радуйся, Невесто неневестная.
Он обращается к новому для себя сюжету. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности.
Но участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду, происходящему ночью, в неясной таинственной обстановке, где нет внешних примет действия. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Как и у Эль Греко, накидка Марии удивительно прозрачна и невесома.
26, 5 x 19, 5 смПрадо, Мадрид, ИспанияМанера исполнения «Благовещения» близка к Венецианской художественной школе. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. i.
Британский историк искусства Дэвид Дэвис прослеживает корни стиля Эль Греко в его греческом христианском образовании и воспоминаниях о литургических и церемониальных аспектах православной церкви. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Но все неузнаваемо преображено художником. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Но воздействие на художника магии искусства этого гения эпохи Возрождения было, безусловно, значительным, даже несмотря на проявленное им скептическое отношение к его творчеству. Пасхи.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. e. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Филипп проявлял пристальный интерес к выполнению своих художественных заказов и обладал взыскательным вкусом давно ожидаемое распятие работы Бенвенуто Челлини также не удовлетворило короля и было отправлено в менее заметное место. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. В том же собрании находится другая композиция для алтаря Сан Хосе — Святой Мартин и нищий (1597) поэтический шедевр мастера. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Цвета картины – яркие, нарядные, по-южному щедрые. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь изображенную на правом столбе. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников— знатных жителей Толедо века XVI.
Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
На задний план, в арочный проем, уходит перспектива мощеной плитами дороги. Как это возможно. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Основные цвета картины: синий, золотисто-желтый, красный и белый.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Точно так же вXIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
Царице Мати Дево, Руно всепокрывающее, Радуйся, Невесто неневестная. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики.
Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего». Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. l. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). В 1585 году Эль Греко нанял помощника Франсиско Пребосте и основал мастерскую, в которой помимо картин, можно изготавливать алтарные рамы и статуи42. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Все сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко покоем и вместе с тем острым, почти щемящим чувством хрупкой, почти неземной красоты. Ильдефонсо4.
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. f. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Все торговые палатки закрывались.
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Почему так произошло. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня да будет Мне по слову твоему. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
Свет и цвет неразделимы, ведь свет также, как и вся картина создан цветом. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, что принес благую весть о будущем рождении Христа, — один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох.
Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Эта картина, одна из экстатических в творчестве Эль Греко, предвосхищает его самые поздние работы, в которых мир воспринимается как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Колорит напоминает краски стеклянных витражей. Глаза его закрыты, но кажется, что он смотрит на грешную землю. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
К концу жизни художник был практически разорен. Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Приверженность Эль Греко к исключительно длинным и тонким фигурам, а также к удлиненным композициям, служившая и его целям выражения и эстетическим принципам, привела его к отбрасыванию законов природы и ещё большему удлинению композиций, особенно когда они были предназначены для украшения алтаря55.
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу именем Иосифу из дома Давидова имя же Деве: Мария. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были внего заложены на Крите. Небес Честная Сило и Свете паче все светов, Радуйся, Невесто неневестная.
Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Удивительно прозрачной изображена кружевная накидка Марии: она струится. В его работах нет тщательно выписанных деталей. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14.
Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету.
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Ааронов Жезле Прозябший, Сосуде тихой радости, Радуйся, Невесто неневестная.
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
Михаил, неплохо бы возобновить такой обычай. Ходатайце спасения, припадая взываю Ти:Радуйся, Невесто неневестная. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Исследователи пытались мысленно восстановить его состав из огромных шести полотен, пять из которых в настоящее время находятся в Прадо (Благовещение, Крещение Христа, Распятие, Воскресение Христа, Сошествие Святого Духа).
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. В центре композиции фигура Марии, которая обратила молодое округлое лицо к небу и молитвенно сложила ладони. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику абсолютного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает». Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Пропорции фигур вытянуты, они приобретают повышенную динамику, хотя сами по себе не наделены активным действием. Стефан и Св.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. С течением времени многие из алтарных циклов оказались разрозненными.
Доминирующие – красный и синий. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.
Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. В филиале музея Casn del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Все необычайно сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко ощущением покоя.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников».
Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Сейчас он находится вТоледо.
Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Покрове, ширший облака и страждущих Пристанище, Радуйся, Невесто неневестная. Что, вобщем-то, справедливо. Не осталось унего иучеников. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
Парадокс— критикуя и осуждая Микеланджело, Эль Греко обнаружил, что не может избежать его влияния26. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Средневековая легенда о погребении именно в этой церкви благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес Святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Город оказал на него огромное воздействие. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Будучи чужестранцем, Эль Греко остро почувствовал характерный тип толедцев и их манеру держаться.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Эль Греко был полон решимости оставить свой собственный след в Риме, отстаивая свои художественные взгляды идеи и стиль22. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. 1.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Он всегда жил не по средствам, на широкую ногу, устраивал пиры, приглашал музыкантов и т. д. Известно, что к 1607 году его долговые обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества. Ликов девичьих Радосте и Ангелов Превысшая, Радуйся, Невесто неневестная. Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями». Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Картина рождает острое, почти щемящее чувство хрупкой неземной красоты. За благочиние и порядок отвечали в то время земские ярыжки.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. Как это возможно.
Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
— Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. В подвизех Ты — Помоще, Кивоте Бога Слова, Радуйся, Невесто неневестная. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко.
Здесь нет привычных эффектных мотивов. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Крит вто время принадлежал Венецианской республике.
Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Неизвестно, проживал ли он вместе со своей испанской подругой, Херонимой де Лас Куэвас, с которой они не были женаты, хотя она родила ему его единственного сына.
Единственно, чем разрешалось торговать на площади-вербою. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. 1600). Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Они не предназначены для поклонения. «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23.
Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя.
Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Священная и Непорочная, Владычице Всепетая, Радуйся, Невесто неневестная. В Греции есть замечательный гимн Пресвятой Богородице (Агни Парфене), который по преданию слышал святитель Нектарий Эгинский от самих Ангелов.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
Со временем он внутренне разошелся сТицианом. c. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.
Радуйся, Невесто неневестная. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех – Помоще, Радуйся, Невесто неневестная. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. От этого события иотсчитали время его появления на свет, но проверить данный факт уже вряд ли возможно. Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Несмотря на помпезность, чувствуется доброе отношение автора к своим персонажам: немного пухлые руки архангела и Марии написаны теплым цветом их лица покрывает легкий розовый румянец. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Тому есть несколько причин. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Каждая его работа на рынке— событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция история написания, провенанс и пр. В центре, по-видимому, находилось не столько трагическое, сколько необычайно величественное Распятие (312х169) на фоне почти черного бездонного неба, освещенного вспышками молний. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. К 1943 году Поллок выполнил шестьдесят рисунков работ Эль Греко, а в его библиотеке имелось три книги, посвященные критскому мастеру101. Облака также созданы как бы из блестящего, подсвеченного изнутри вещества. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Можно сказать, что цель художника – создание идеального образа – полностью достигнута.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Эль Греко «Благовещение» (1576) Панель, темпера. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы.
.