Рядом с картинами Эль Греко другие полотна кажутся словно потускневшими. Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4, 8x3, 6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто. Направление, в котором работал Эль Греко современные исследователи относят к маньеризму, хотя жанровой классификации его картины поддаются плохо, сочетая в себе влияние византийской иконописи, классицизма и испанских мастеров.
Благодаря включению в картину Эль Греко изображений множества библейских личностей, а также известных людей, картина сразу после появления приобрела всеобщее внимание. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Эль Греко. Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет его панорамное изображение – «Вид и план Толедо» или «Толедо в грозу». «вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко.
В кафедральном соборе Толедо много картин Эль Греко. Картина «Мальчик, раздувающий лучину» демонстрирует характерную для Эль Греко тщательную проработку рефлексов. Несмотря не то, что Эль Греко не всегда был популярным, этой картиной всегда восхищались критики и считали ее примером гениального композиционного воображения.
Пейзаж в картинах Эль Греко, как правило, обозначен условно или отсутствует вовсе. В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св. В Венеции Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. На фоне общей сумрачно сизой тональности ярко горят крупные пятна красного, синего, желтого, зеленого. фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Приметы реальности здесь сохраняются в некоторых деталях и прежде всего в образе самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Художник и сам полюбил этот город. Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком.
— Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего». «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.
В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна.
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. «можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть. 1600). С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру (H.
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо.
Но многие приемы абсолютно необычны. Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Стефан и Св.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения».
Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. В 1907—09 гг.
Зеничев). Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция).
данным – ок. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Фигуры земного мира статичны их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо).
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. 1572).
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. В 1907 – 09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
В 1576 году художник отправился в Испанию. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. 1.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Композиция резко делится на две части.
Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов – его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. На левом берегу— замок Сан Сервандо.
В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Искусство Эль Греко можно назвать вневременным, поскольку языком живописи он рассказывал о ценностях, выше которых нет ничего на свете: о любви, милосердии, прощении. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
Августин и св. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету. Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого».
Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Но все неузнаваемо преображено художником. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати».
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. К концу жизни художник был практически разорен. Огромное пятно винно.
В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют.
Все сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко покоем и вместе с тем острым, почти щемящим чувством хрупкой, почти неземной красоты. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Как пишет Т. П. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию.
Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). следы полотна теряются.
В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых.
Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо.
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. В его работах нет тщательно выписанных деталей. Терезы и других испанских мистиков XVI века.
Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Его греческое имя— Доменико Теотокопули— было непроизносимым для испанцев, вот таким образом его звали Доменико Грек или просто Эль Греко.
Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики – они приобрели важное значение в его поздних работах.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок.
«Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным.
В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. 1576) и др. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц.
В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. В центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, окруженная плотным кольцом людей, тесно заполняющих полотно. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.
Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. На левом берегу – замок Сан Сервандо. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку.
По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Художник использует эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельном пространстве.
В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Здесь, кроме определенной самоуверенности художника, очевидно, проявились и его глубинные вкусовые пристрастия.
Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Крит в те времена был владением Венеции. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века.
После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Популярность в Толедо была приятна, но для удовлетворения амбиций художника явно недостаточна— он все-таки хотел, чтобы его признали Мадрид и король. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку.
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Здесь Эль Греко обрел признание, славу избранный круг друзей, дом с ценнейшей библиотекой и семью. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых.
Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями». Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега.
Они не предназначены для поклонения. одухотворения и оцепенелости. Он не воспринимал манеру римско. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков.
Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.