Сообщается, что картина по-прежнему помещена в простую раму, которую создал для нее сам Эдвард Мунк. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик». Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.
Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. «крик» — группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.
Эдвард Мунк, которому жизнь доставляла мало радости, любил ее такой любовью, что в конце концов хотел слиться воедино со своими картинами, в них продолжить жизнь и существовать. Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Что-то мне показалось в этой картине знакомым, поэтому было решено с помощью нейросети наложить на рисунок всем известное произведение Эдварда Мунка Крик.
«без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.
Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Он казался странным.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Ребенком он пережил и смерть матери. Предельно упрощенные формы, преувеличенная эмоциональность, напряженная цветовая гамма в работах этой серии явились предвестием нового направления в искусстве — экспрессионизма. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций.
Но практически тоже самое случается и с посетителями. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
Фигура мужчины – в самом углу картины. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.
Так появилось самое знаменитое произведение Мунка — «Крик», которое принесло своему автору длительное и болезненное беспокойство с отчаянием, так как он был не в состоянии изобразить этот кровавый закат над фьордом таким, каким он перед ним предстал. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Один из первых представителей экспрессионизма. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. В общем, вспомнил, что есть картины по номерам, т. е.
Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Останавливался, думая о чем-то.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Ей 26 лет и она замужем.
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Выбрал Мунка, т. к. эта работа в свое время сильно запала в душу.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Родив пятеро детей в течение семи лет, она умерла от туберкулеза, когда ей исполнилось только 30 лет. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Все они основаны на личных переживаниях художника. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти.
Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Холст, масло. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь.
Эдвард Мунк «Пепел» (1894). В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов28. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Пшибышевский писал о картине «Крик»: «Невозможно даже дать представление об этой картине, – все ее неслыханное могущество в колорите.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Роман продлится около шести лет и разрыв с ней принес первое душевное расстройство художника. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. На его фоне изображены мужчина и женщина. Оборачивался, как бы ища другой дороги.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В конце 1880-1900-х гг. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Только созерцать и получать удовольствие. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. Эдвард Мунк «Крик» (1893).
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Что же случалось. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия».
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». И нельзя точно утверждать, являются ли эти эмоции причиной или следствием крика, ведь в позе персонажа отчетливо видна напряженность, с которой он закрывает свои уши стараясь спрятаться от своего же крика.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Осенью он едет в Париж. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Хрен редьки не слаще. Создана картина в Берлине. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. Однако не исключена возможность, что эти расстройства не были оформлены в виде приступов, а существовали на протяжении всей жизни больного.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием.
Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки – любимая тема критиков и экспертов.
Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Этот человек — сам художник. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина.
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Это всё конечно не пошло на пользу полотну.
Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ».
Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. А каляки-баляки этим условиям не отвечают. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Изначально она называлась Отчаяние. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Это было для него открытием.
Вот оригинал, один из (есть 4 версии (вроде) эта наиболее известная). Сестра матери, к которой был очень привязан Эдвард, заметила способности мальчика к рисованию и способствовала поступлению его в школу живописи, о чем он мечтал. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Он описал ее так: «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Как. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка. Фигура мужчины, напротив, размещена в самом углу и, по сравнению с фигурой женщины, едва намечена: он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо от наблюдателя.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Изначально, художник назвал картину «Крик природы».
В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Женщина изображенная на картине рядом с девушкой – тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти.
Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. De gustibus non est disputandum. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». В коридорах дома штабелями стояли картины Мунка, периодически он звонил своим друзьям и говорил о том, что та или иная картина пропала, а когда она обнаруживалась, подозревал, что ее вернули. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
Ни пользу. Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом27.
В нем многое привлекало внимание. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890).
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Довольно долгое время она привлекала Мунка. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым.
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Разве нельзя допустить, что именного этого и хотел художник-экспрессионист – бередить, а не успокаивать души обывателей. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
Многие учёные давно утверждают что полотна, созданные при сильнейшем психическом расстройстве художника способны навредить энергетической ценности здорового человека, то есть простого посетителя. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось.
Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. 91 73, 5 см.
После этой трагедии отец, очень привязанный к детям, читавший им сказки и саги и игравший с ними, впал в унылое христианство, постоянно читал Библию, почти не обращал внимания на своих отпрысков. 120, 5 141 см. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). На ней мы видим человека с перекошенным подобием лица. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо.
Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Эдвард Мунк страдал галлюцинациями, которые не оставляли его до конца жизни. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Его поза выражает подавленность или отчаяние. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире.
Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Он оставил после себя огромный архив. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
Всего он провёл там более полугода. Здесь Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Доведенный почти до умопомешательства, он видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. В 1897 году начинается его роман с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании. Можно конечно многое приписать к случайным совпадениям, но полотно не раз приносило несчастье тем, кто имел более или менее тесный контакт непосредственно с изображением. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Она входит в раздел «Страх жизни». Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Любовников как будто скрывает мгла. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Вначале это был рисунок, позднее гравюра и, наконец, картина, написанная пастелью. Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка.
Достоевского «Преступление и наказание».
Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». «Крик» стал воплощением его собственной изоляции, отчаянного одиночества и потери смысла жизни. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Драматизм сцене придавал напряженный контраст между фигурой на первом плане и чужими, занятыми самими собой людьми в отдалении. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Одна из них посетила норвежского художника на мосту через фьорд в Христиании.
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Холст, масло. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека.
Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Мунк вырос в очень религиозной семье. Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Польский критик Ст. После обучения в Государственной академии искусств у Эдварда Мунка появилась возможность поехать в Париж. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. 119, 5 118, 5 см.
Скажите проклятье. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Значение же Мунка для искусства модерна состоит в том, что созданные им образы объединяют синтетизм и смелый колорит с графической условностью плоскостного решения. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Несчастья. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Образ продается и покупается до сих пор. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24.
С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Шел он не как все. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского.
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она – средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Холст, масло. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника. Правы все. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Картон, масло, темпера, пастель. Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз19, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу20. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Его портреты превосходно отражали характер человека. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». 64, 5 54 см. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее.
Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). К несчастью, ярко выраженных талантов к искусствам я не имею.
Делал несколько шагов. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом.
Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.