Одна из самых известных, если не самая известная картина в мире – это «Джоконда» Леонардо да Винчи. Ученые собираются сделать анализ ДНК из фамильного склепа Франческо дель Джокондо и найти останки той самой мадонны Лизы, чтобы понять, действительно ли она изображена на картине да Винчи. Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
До сих пор идут споры, кто же изображен на картине Леонардо да Винчи «Джоконда».
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Не было ее и у реставраторов. Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную тайну тому, кто принесет «Джоконду». В своих поисках Леонардо да Винчи вплотную подошёл к «Золотому сечению или Божественной пропорции», которые были известны ещё во времена Древнего Египта, Греции и широко использовались в различных произведениях искусства. Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост.
В последнее время было выдвинуто множество версий, но ни одна из них до конца так и не смогла объяснить, почему «Мона Лиза», даже спустя 500 лет, всё ещё не спешит раскрывать свои тайны. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Что вы видите перед собой.
В этой последовательности каждое новое число равняется сумме 2-х предыдущих. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Возможно именно вот таким образом при взгляде на полотно некоторые люди видят радостную улыбку, другие снисходительную, а третьи насмешку. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Леонард был арестован. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. ВандализмВ 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Итак, перед нами образ Богородицы.
Шедевр Леонардо. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Доска (тополь), масло.
Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, вот таким образом получил основательное образование в чтении, письме и счете. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Портрет прекрасной Джоконды и её улыбка включают целую серию золотых сечений. До него никто не видел в ней никакой тайны.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию.
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Горный пейзаж – символ горнего мира. Среди работников Лувра началось смятение.
Похоже, что эта притягательность будет вечной. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Так, есть версии, что на картине могут быть изображены дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца, Изабелла Арагонская, девушка с портрета да Винчи «Дама с горностаем», герцогиня Констанца дАвалос по прозвищу Gioconda, то есть Веселая, мать кардинала Ипполито Медичи, мать самого художника или просто идеальный образ женщины. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
На зрителя льются золотистый теплый свет итальянского вечера и колдовское очарование живописи Леонардо да Винчи. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Возрождение. То, что написал художник, далеко выходит за рамки простого портрета. Были допрошены сотни людей.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. золотых экю. Художник присутствовал при этом свидании.
Ещё один проходит по правой кисти до левого локтя и касается головы женщины. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Посетителям было объявлено, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Только чувство утраты рождает любовь. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Однако такая техника чрезвычайно трудоёмка – нанеся всего несколько штрихов, мастер откладывал работу на довольно долгое время, давая краскам просохнуть. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки мастера, а на самом деле бесконечно от них далеки. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Негативным изменениям поспособствовали и многочисленные реставрации, повредившие поверхность холста. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Однако теория о том, что Мона Лиза – это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Существует версия, что Леонардо достиг духовного просветления, благодаря чему смог выйти за пределы физической материальной среды и ему открылось будущее. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени. () Джоконда— не портрет.
В ХХ ст. Почему. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом.
Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Сама же картина — прямоугольник размером 54х79 сантиметров — исчезла бесследно.
На эскизе оказалась всем известная женщина, по обеим сторонам от которой расположились греческие колонны. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. «Утрата «Джоконды» — это национальное бедствие, — писал французский журнал «Иллюстрасьон», — так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Название «Мона» – это производная слова Мадонна, что в переводе звучит как my lady. Для начала парень заявил, что готов вернуть картину в обмен на некоторую сумму денег. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
«Джоконда» – не портрет. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Произведение это известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда». Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. «Джокондомания» охватила Америку. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Эта загадка практически решена.
Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Начиная с XVI века, которым датируется полотно, никто не сомневался, что картина — это портрет мадонны (моны) Лизы, жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Они, конечно же, согласились и тогда Тогда обитатель убогой темной комнатушки достал из под кровати древний облезлый чемодан и открыл его крышку.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Учёные всего мира до сих пор ломают головы над тем, что скрывается за улыбкой Джоконды. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Мона Лиза» (1503-1519).
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». И подобных примеров великое множество.
«Джоконда» впала в полное забвение. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Существует версия, что картины на самом деле две. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Vincenzo Peruggia). Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы — ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд излучающий ум и волю и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, — эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды.
Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. 76х53 см.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи.
– с сыновним почтением предложил художнику поселиться во Франции, в небольшом замке рядом с королевским дворцом на Луаре, обещав, что там ему будут созданы прекрасные условия для изысканий и творчества. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Грустит она или улыбается. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Голова слегка повёрнута10. Ученым удалось разгадать эту загадку. Все это время портрет прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герои», в котором жили итальянские рабочие-сезонники. Ей посвящена огромная литература, большая часть которой далека от объективной оценки леонардовского создания. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Потом разошлись по всему миру. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесет «Джоконду» в редакцию журнала. Родился в семье нотариуса. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. С того времени произведение пребывало в замке Фонтебло, пока Людовик XIV не перевёз его в Версальский дворец.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели.
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Скептики утверждают, что уникальную славу Джоконда завоевала не красивыми глазами и загадочной улыбкой. Так же, как с каждой новой находкой появляется всё больше желающих расшифровать загадку «Моны Лизы», так и в каждом веке интерес к личности художника с годами не угасает, а, напротив, возгорается с новой силой.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Время шло – картина не появлялась. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Только вот женщин там вы не найдете. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». К тому же он доверял профессионалам.
Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Париж. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Леонардо да Винчи написал ее вопреки самому понятию «портрет», которое предполагает изображение реального лица, сходного с оригиналом и с характеризующими его (хотя бы косвенно) атрибутами. Ибо это полотно — творение поистине божественной, а не человеческой руки.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Художник работал над полотном 15 лет, не расставаясь с ним даже во время путешествий. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Ещё одно название картины – «Джоконда» – происходит от фамилии мужа главной героини полотна – Francesco Gioсondo, богатого торговца шелками, хотя эта версия и является официальной, но не имеет под собой никаких доказательств. Некоторые исследователи видят в картине самого Леонардо изобразившего себя в женской ипостаси.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Разразился страшный скандал. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.
В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Знаменитая на весь мир картина «Мона Лиза», вышедшая из-под кисти Леонардо да Винчи, больше пяти веков хранит тайну своего происхождения. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. А. С. Пушкина в Москве. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Глядя на приглушенную, темноватую гамму изображения, сложно представить, что когда-то оно сияло насыщенными коричневыми, зелёными, золотистыми красками. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Все выходы из Лувра были закрыты, музей стали обыскивать.
Ею вдохновлялись Каземир Малевич, Марсель Дюшан, Энди Уорхол, Сальвадор Дали. Создание шедевра относится к 1514 – 1515 гг. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Безмятежное лицо выражает уверенность женщины в том, что она всегда будет привлекательной». А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Явился префект полиции с отрядом инспекторов. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. 22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда».
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). 45 000 тому, кто вернет «Джоконду» до 1 сентября». Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Пристально, все понимая, смотрит на мир и людей «Джоконда». Бельгиец Пьере был его секретарем. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). О матери Леонардо почти ничего не известно. 77 x 53 см. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Самыми серьезными коллекционерами XVI века были короли именно их внимание необходимо было завоевать произведению, чтобы вырваться из тесного круга уважения у художников. Сыщики, подгоняемые возмущенной общественностью, лезли из кожи вон, но ничего, кроме издевок и насмешек, не добились. Как все изменилось в его родном городе.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Где-то между 1503 и 1506-м.
Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Никто не знает, кто обрезал картину. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Но самое интересное, что по мере удаления от начала, при делении двух последующих чисел (55/34 или 89/55) их значения будут приближаться к цифре золотого сечения 1. 618. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания».
Нужно опасаться, что он, в страхе быть пойманным, может уничтожить это хрупкое произведение». Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Художник любил наблюдать за окружающей действительностью. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. По такому же принципу были написаны многие картины Леонардо да Винчи. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. На раме он заметил отпечаток пальца.
Дети смеялись. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Эти числа обладают особым значением, вот таким образом ими пронизана вся вселенная. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча.
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ).
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Так в сознании читающей Европы возник любовный треугольник – молодой красавец художник, старый муж-купец и прекрасная Джоконда. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
А великий замысел состоит в том, чтобы показать двойственность мира и средством для этого служит образ Моны Лизы, в которой сочетается божественная и земная красота. Потом прошло еще несколько месяцев, год, два. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Однако к концу дня полиции все же удалось обнаружить на площадке маленькой служебной лестницы застекленный корпус и раму от «Моны Лизы». Но никто не пришел.
ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Так к художнику все и относились. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Но затворницей Мона Лиза не была. Если говорить о причинах появления мифа Моны Лизы, версия, что прославленная картина – автопортрет самого художника, может быть очень близка к истине.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. До него никто не видел в ней никакой тайны. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. То есть разобраться в этом механизме. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. А еще – техника. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Кстати именно такие прямоугольники и треугольники были использованы Леонардо в таких известных полотнах, как «Тайная Вечеря», «Мужчина в Действии», «Мона Лиза» и другие.
Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев 15 века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Удивительно то, что эти числа очень часто встречаются в природе. Проходил месяц за месяцем.
И Франциск – король-победитель. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Мона Лиза стала своеобразным воплощением этих поисков.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Леонардо да Винчи (1452-1519) – один из самых загадочных художников и учёных. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Кроме того, портрет так и не стал собственностью семьи Джокондо – Леонардо да Винчи постоянно держал его у себя. Ее перевели в покои министров. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Они избрали ее объектом своих экспериментов. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года Краков, Национальный музей) изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро и портрет музыканта (около 1485 года Милан, Амброзианская библиотека). Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. одна сторона прямоугольника должна быть длиннее другой на 61. 8.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Есть два вида зрения: прямое и периферическое.
Италия. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Об этом сообщает Джорджо Вазари, биограф и почти что современник Леонардо да Винчи. Картина находилась при художнике до самой его смерти.
Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Пабло Пикассо также находился под подозрением. придумал загадочную улыбку Джоконды.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda).
Так он и спал на картине больше двух лет. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Он никогда не расставался с блокнотом, в котором отмечал всё, что было достойно внимания.
В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Где любовь, там и ревность. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Там их встретил молодой человек, он провел своих гостей в тускло освещенную комнату. 20 000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. До охраны наконец дошло, что картину украли. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо.
Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Художник работал над картиной на протяжении 15 лет, не расставаясь с ней ни на миг. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Он достаточно точно и в красках описал картину и то, в каких условиях художник ее писал. Назревала большая европейская война.
Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Мона Лиза или Джоконда – полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день.
Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени». В целом, «Мона Лиза» – наивысшее достижение, своеобразный пик в карьере Леонардо, как живописца. Лувр. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Первое сентября прошло, но картины не было. Леонардо да Винчи был не только живописцем, но и математиком. Папа разгневался. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Немецкие газеты платили той же монетой. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Дерево, масло.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Но она ли на картине.