Предлагаем рассмотреть новую технологию исполнения модульной картины Египетская царица – Печать гель. На этой картине царица сильно помолодела, а ее костюм стал по-настоящему царским: блестит драгоценная брошь, а парча шубы отливает золотом. Приобретая модульную картину Египетская царица по стомости 3350 руб. Картина Конрада Вица Царица Савская перед царем Соломоном : описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Одна из его иллюстраций к сказке А. С. Пушкина о царе Салтане – картина Гвидон и царица.
Знаменитый исследователь Аравии Г. Сент Джон Филби (H. St. John Philby) также полагал, что царица Савская происходила не из Южной Аравии, а из Северной и легенды о ней в какой-то момент смешались с историями о Зенобии, воинственной царице Пальмиры (современный Тадмор, Сирия), жившей в III веке н. э. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684-1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. И причину их грусти можно увидеть здесь же, на полотне. В европейской христианской иконографии ноги превратились в перепончатые гусиные77— как предполагают, возможно благодаря заимствованию атрибутов у языческой богини германцев Перхты, Берхты (Perchta), обладавшей гусиными ногами.
(Это божество в века христианства интегрировалось в образ святой Берты, а также, вероятно, послужило одним из истоков появления в европейском фольклоре Матушки Гусыни. ) Согласно другой версии, на образ рассказчицы сказок Матушки Гусыни повлияла непосредственно царица Савская-сивилла78. Ведомо тебе, что Господь царём-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне. также двойной витраж с аналогичным сочетанием114. Гораздо более типичной является не употреблённая Франческо иконография «Встреча Соломона и царицы Савской» с израильским царём, сидящим на троне, царицей, преклонившей колени перед ним и пышной свитой. При надобности мы можем отвезти взятую у нас модуль-картину в любой регион России. Величественная и гордая, она стоит с высоко поднятой головой, демонстрируя свое благородное происхождение. Это была эпоха столетия ее царствования. Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «под царицей южной разумей, пожалуй и всякую душу, сильную и постоянную в добре»6.
Он отражал в своих иллюстрациях необычную красоту Родины. Этот портрет, бесспорно, одна из самых больших удач в галерее официальных образов государыни. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. Согласно мусульманской традиции Соломон узнаёт от птицы худ-худ (удода), о существовании царицы Балкис— правительницы сказочно богатой страны Саба, восседающей на троне из золота, украшенном драгоценными камнями и поклоняющейся солнцу. Тем не менее, в некоторых арабских легендах (возникших, возможно, ещё до записи Корана и повлиявших на мнение комментаторов), фигурируют настоящие козлиные ноги, заканчивающиеся копытцами, что, вероятно, является отголоском мифа о зооморфном божестве луны Южной Аравии5— Альмаки, близкой к Астарте (Ilumquh, Almaqah, Amm, Ilmuqah, Sin, Syn, Wadd). 73 Святилища этого лунного божества до сих пор местное население называет Махрам Билкис («женский дом Билкис»). 3 В 1950-е годы этот храм раскапывает Уэндель Филлипс. 74 Он имеет 350м в окружности, а также многочисленные окна.
Тяжелые бусы на груди и венец из самоцветов на голове дополняют образ хранительницы подземного клада. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Леонардо первый покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии.
история Юдифи и Олоферна). Кафтан с орнаментом и кушак на Гвидоне – синий, как небушко. Восемь и шестьдесят четыре— это числа небесной богини Венеры. Так, например, рассказывается (одним из биографов Мухаммеда), что именно в Пальмире, в VIIIвеке во время правления халифа Валида I, был найден саркофаг с надписью: «Здесь похоронена благочестивая Билкис, супруга Соломона». В 1950-е годы Вендел Филипс (Wendell Philips) произвёл раскопки храма богини Балкис в Марибе87.
Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. На ней — непривычная для того времени «галантная» деталь: Апраксина держит на руках маленькую собачку. На картине мы видим град, который находится вдалеке и окружён водой. Лиц героев зритель не видит. И ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833-1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. В их руках можно увидеть и веревку и нож, которым она была обрезана.
Его автор Михаил Микешин (1835-1896) уже один раз изобразил великую императрицу- на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Художник показал нам, что погода в данном сюжета солнечная. Изнеженные травы теплы. Золотые купола церква сияют. рисунок Эрте в стиле ар-деко118. царица наконец приобретает образ, более ассоциирующийся с восприятием Востока сегодня.
Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Три девушки, сияющие ослепительной красотой лица и нарядов и стали главными персонажами картины. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. раздел Отношения с царём Соломоном). Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. В Новом Завете). создал произведение под названием «Химьяритская книга царей», которая являлась романизированной генеалогией савейских царей.
Сохранились их портреты кисти одного из первых настоящих русских живописцев Ивана Никитина – и на них виден контраст между этими женщинами нового времени и остальными обитательницами царских теремов. Историограф ас-Салаби в «Истории пророков» рассказывает о настоящем заговоре, привёдшем к испытанию царицы стеклянным полом: двое злых джиннов испугавшись, что Соломон может жениться на Билкис, решили очернить перед ним её доброе имя, рассказав царю: «Билкис, правда, разумна, но у неё вместо стоп ослиные копыта, а также волосатые икры, так как её мать происходила из джиннов». Более неестественное изображение и представить себе сложно.
А на рисунке Валентина Серова (1865-1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729-1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716-1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году.
Мир да пребудет с тем, кто следует по пути истины. Не восставайте на меня, но придите и предайтесь мне». Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно и это объединение исполнено чарующей гармонии ибо даже взгляд ангела, обращенный не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции.
Потомком Билкис является царь Асад36. и принявшей иудаизм92. Согласно «Кебра Негаст», Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма Ковчег Завета, который по утверждениям эфиопов, до сих пор находится в Аксуме в соборе Святейшей Девы Марии Сиона. 30 После возвращения сына царица Макеба отказалась от престола в его пользу и тот устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии и отказавшись от наследования по женской линии, а уставив патриархат. 23 До настоящего времени в Эфиопии сохранилась община «фалашей»— эфиопских евреев, которые считают себя потомками иудейской знати, переселившейся в Эфиопию вместе с Байна-Лекхемом. 31 «Кебра Негаст» утверждает, что Менелик был первенцем Соломона, его старшим сыном и вот таким образом Ковчег (и благодать, прежде пребывавшую над народом Израильским) увёз по праву первородства. Кто повредит эти стены или унесет скульптуры, тот погибнет сам, а его род будет проклят». Необычные ноги— признак хтоничности, древности этого персонажа. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы.
Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так – по-европейски. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х.
Там правительница зовётся Билкис и имеет своё собственное место в родословном древе— её мужем является савейский князь Ду Таба (другое имя Манхен-эль), а отец носит имя Хадхад и является потомком дома царей Тобба, воплощавших героическую эпоху савейской истории (его предшественники дошли до Индии и Китая с отрядами солдат-савейцев, от которых, по преданию, произошли тибетцы). Ее заключили в Успенский монастырь в Александровской слободе. «серебро во дни Соломона вменялось ни во что» (2Пар. 9:20) и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью» (2Пар. 9:22).
ниже). На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Письмо передаёт царице та же птица, что рассказала Соломону о её царстве.
Он пишет ей письмо со словами: «От слуги Бога, Соломона, сына Давида, (к) Балкис, Царице Шебы. Это была эпоха столетия ее царствования. И посылал он ей пищу для трапезы утренный и вечерней», а однажды «возлегли они вместе» и «спустя девять месяцев и пять дней как разлучилась она с Царём Соломоном детородные муки объяли её и породила дитя она мужеска пола». 27 Причём в рассказе присутствует мотив сексуального злоупотребления— царь гарантирует ей, что не возьмет её силой, в обмен на обещание не забирать ничего из его имущества, однако вызывает у неё жажду солеными кушаньями и царица выпивает воды, после чего Соломон обвиняет её в нарушении клятвы и также нарушает свою. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. В ряду других североаравийских племён сабейцы упоминаются на стеле Тиглатпаласара III.
Голову ее покрывает платок, весь узорах. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). Кроме того, можно предположить, что названия «Савея» (на иврите Шева) и «Фивы»— столица Египта в период правления Хатшепсут (др. -греч. Неожиданно царица Савская встала в один ряд с Далилой, Саломеей и Клеопатрой, превратившись в одну из художественных икон ориентализма, экзотики и чувственности. 117 См.
Эти северные сабейцы по ряду признаков могут быть ассоциированы с сабейцами (савеянами), упоминаемыми в книге Иова (Иов. 1:15), Савой из книги пророка Иезекииля (Иез. 27:22), а также с внуком Авраама Шевой (Быт. 25:3, ср. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев — супруг болел и скоро умер.
Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Историю царицы можно разделить на три части— первые две: «о послании к царице и удоде» и «о стеклянном поле и голенях царицы» в большинстве деталей совпадают с рассказом Корана (VII век) третья развивает тему встречи Соломона с царицей Савской и её загадок из лаконичного упоминания Библии в обширный и детализированный рассказ. Имя «Балкис», возможно, является искажением варианта «Ильмука»3. Как выяснилось, резиденцией савских царей был город Мариб (современный Йемен), что подтверждает традиционную версию происхождения царицы с юга Аравийского полуострова. Другое дело, что далеко не всем она шла.
Новозаветные волхвы также преподнесли младенцу Иисусу ладан, золото и мирру. После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В XII веке арабский летописец Нашван аль-Химьяри (англ. )русск. А. Монтгомери предположил, что в X веке дон. э. Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. Это трактовка во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исайи о поднесении даров Мессии, где он также упоминает страну Сава и сообщает о дарах, аналогичных преподнесённым царицей Соломону: «Множество верблюдов покроет тебя— дромадеры из Мадиама и Ефы все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (Ис. 60:6).
Около – матушка. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность.
Мораль сочинения— получение спасения после исповеди. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) и Владимир Боровиковский (1757-1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы.
Писали художники не только царских жен, но и царских сестер. (X век), рассказывает, что её отец был князем, а мать— пери. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712-1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Историк Дж.
Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна.
В центре изображена царевна Драгоценный камней. Прекрасные царевны опечалены. Позже, этот рассказ был также помещён во Вторую книгу Паралипоменон (II Хроник), написанную уже в послепленную эпоху7980.
Это целое, т. е. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Любопытно, что на стенах зала, где разворачивается торжество, Якоби «развесил» картины екатерининского времени, в том числе аллегорические портреты императрицы кисти Торелли (в образе Минервы) и Левицкого (в образе жрицы богини Правосудия), хотя ни того, ни другого портрета в 1765 году еще не существовало.
В процессе работы он обращался к известным портретам этих деятелей, а его Екатерина словно бы сошла с парадного профильного полотна Федора Рокотова. Встреча Соломона и царицы Савской описывается в аггадическом мидраше «Таргум Шени» к «Книге Эсфирь» (к. VII— нач. VIIIвеков), экзегетическом «Мидраше Мишлей» к «Книге Притчей Соломоновых»18 (ок. IX века)19, содержание которого повторяется в сборнике мидрашей «Ялкут Шимони» к «Паралипоменон» (Хроникам) (XIII век)20, а также йеменском манускрипте «Мидраш Ха-хефец» (XV век). сабейцы жили в Северной Аравии, хотя и контролировали торговые пути с юга91. Царица возлежит на блестящей траве среди скромных цветов. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия.
известен как связанное с луной божество, чьё имя переводится как «горный козел», а мать прямо является газелью-оборотнем37. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. В 2005 году американские археологи обнаружили в Сане руины храма около дворца библейской царицы Савской в Марибе (к северу от Саны).
Превосходство ниневитян и царицы Савской над неуверовавшими современниками Христа подчёркивает и Иоанн Златоуст в своих «Беседах на книгу Матфея»: «так как они поверили меньшему, а иудеи не поверили и большему»9. Как отмечал Великовский, в Дейр эль-Бахри (Верхний Египет) царица построила для себя погребальный храм по образцу храма в земле Пунт, где имеется серия барельефов, подробно изображающих экспедицию царицы в таинственную страну, которую она называет «Божественной» или, по другому переводу, «Божьей Землёй»96. Град окружён белокаменными стенами, но к нему есть подход, это маленькая тропа, которую мы видим на картине. Практикуем оплату купленных изделий при их получении. В народном романе «Семь тронов» персидского писателя Джами в главе «Salaman va Absal» присутствует небольшое эссе на тему неверности женщин и царица Савская признается в свободном взгляде на половые отношения: «Никогда, ни ночью, ни днём, не пройдёт мимо меня юноша, кому бы я вслед страстно не посмотрела». 38 А Низами осуждает дурные привычки Сулеймана и Билкис, рассказывая об их женитьбе и рождении парализованного ребёнка, который мог быть исцелён лишь при условии, что царственная чета откроет Аллаху свои тайные желания. Многие исследователи считают, однако, что рассказ из Третьей книги Царств в его современном виде был составлен во время так называемой второй девтерономической редакции (Dtr2), произведённой в эпоху Вавилонского плена (около 550 года дон. э. ). На годы ее царствования пришелся «Золотой век» грузинской истории, а о самой Великой Царице слагались легенды, восхвалявшие ее красоту, мудрость, скромность, трудолюбие, религиозность.
piede dauca, «воронья лапа»), причём то, что речь шла именно о царице Савской, уже было предано забвению. В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила». Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. Газель превратилась в дочь царя, Харуру и вышла замуж за Хадхада. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина).
Подобная иконография встречается как в средневековых иллюминированных манускриптах, так и в живописи Нового Времени, в частности у Тинторетто, Рубенса101 и в росписях лоджии Рафаэля. 102 Мотив встречи этих двух правителей иногда служил примером изображения встреч других ветхозаветных персонажей, например, Эсфири и Артаксеркса (иногда даже может возникать сложность в атрибуции сюжета) или даже короля Карла I с супругой. 103 Ряд барочных изображений царицы можно встретить в комплексе росписей Эскориала, в котором прослеживалась тема уподобления этого дворца Храму, а в находящейся там картине Лукаса ван Хеере «Встреча» царь Соломон изображён с чертами лица заказчика— испанского короля Филиппа II. 104 Но по большей части её изображения можно найти лишь у малоизвестных художников105106107108109110111112. В центре картины Гвидон и царица (это иллюстрацию к Сказке о царе Салтане) – молодой князь. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Исследователи отмечают связь персонажей этого сюжета с доисламскими звериными культами Аравии: отец царицы Хадхад близок к птице удоду (Худхуду), дед Талаб— с IIIв. Торелли же создавал в основном аллегорические полотна с изображениями Екатерины, канонизировав образ императрицы в виде Минервы, а на парадных портретах его кисти, отметим, государыня выглядит более живо, чем на картинах Эриксена. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия.
Иначе образы получатся неуклюжими, лишенными прелести, деревянными. В свите царя Соломона присутствуют только мужчины – суровые и осанистые. Это приближение к историческому натуроподобию обязано своим возникновением подъёму романтизма с его восхищением ориентализирующей тематикой, вызванной археологическими находками на Ближнем Востоке, включая Йемен.
Это сходство ощущалось и порой подчёркивалось и самими художниками. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Так, в картине Босха «Поклонение волхвов» нагрудник второго волхва украшен резным изображением посещения царя Соломона царицей Савской, а ренессансный иллюстратор Джулио Кловио поместил оба этих сюжета на двух страницах одного разворота своего «Часослова Фарнезе». 113 См.
дон. э. Во Имя Бога всемилостивого. До Леонардо очертания предметов приобретали в картине решающее значение. Гвидон стоит и внимательно следит за городом. В толкованиях на библейскую «Песню песней» типологическая христианская экзегеза традиционно рассматривает Соломона и его прославленную возлюбленную Суламиту как образы жениха-Христа и невесты-Церкви.
По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна.
В данном тексте прослеживается ностальгия по величию прошлого, а также интонация тщеты всего сущего. Екатерина II восседает на троне со скипетром в протянутой руке, мягкие черты лица делают ее профиль одухотворенным, а сама принятая ею поза скорее легкая, нежели тяжеловесная, – благодаря всему этому и создается ощущение некоего порыва, обращенности вперед, не вполне ожидаемое от парадного портрета. раздел В изобразительном искусстве). С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так — по-европейски.
Сами герои находятся в тени, а город залит солнцем. В Мидраше упоминаются, а в Коране подразумеваются волосатые ноги царицы (у комментаторов Корана существует версия, что такое описание тела царицы было выражением её демонической природы15). Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. Справа – продолжение все той же истории о посещении царицей Савской царя Соломона. Уже в «Беседах на Песнь Песней» Оригена они тесно переплетены, а чернота Суламиты (Песн. 1:4, 5) названа «эфиопской красотой». 51 Это сближение получает развитие в средневековых комментариях к «Песни Песней», в частности, у Бернара Клервосского и Гонория Августодунского.
Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер.
По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Платье – синее.
Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск).
Также мы видим множество золотых куполов. Указывают, что значение этой фразы таково— в Судный день царица (вместе с упомянутыми ниже у Луки язычниками-ниневитянами, уверовавшими благодаря Ионе) восстанет и осудит иудеев эпохи Иисуса, так как они имели такие возможности и привилегии, которых не имели эти уверовавшие язычники, но отказались принять их7. Кроме того, стоит отметить родство подобного поклонения царицы Савской теме «Поклонения волхвов» благодаря богословской трактовке (см. Данный художник проиллюстрировал многие сказки и сказочные произведения. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота (2Пар. 9:13).
Кроме того, в определённых арабских текстах прямо употребляется вариант Балмака («в честь Алмаки»), который некоторые учёные считают исходным для предположительно искажённого позже Билкис75. Композиция этой фрески четко разделена мастером на две половины.
дон. э. ), которым этот источник был переработан и помещён в Писание в составе книг, образующих так называемую девтерономическую историю. Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735-1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783).
История царицы в арабской литературе обрастает деталями. Абу Али Балами, визирь сасанидского султана Мансура (англ. )русск. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Но их позы говорят о том, что они поглощены мыслью о будущем вверенной им страны.
На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играёт одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831-1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же -в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Со временем эта ветвь выросла в большое дерево.
В свите царицы Савской – только стройные молодые женщины. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Наконец, та же Анна Розина де Гаек написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-па-жом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Церковь по традиции считается символом Руси, местом, где живет русская душа.
Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Горделиво улыбающаяся императрица возвышается как скала, окруженная поясом своих соратников.
В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. И назвал этот переворот в живописи пропаданием очертаний. Иван Билибин любил Русь былинную, сказочную, древнюю.
ниже). Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Наложение этого толкования на евангельскую притчу (см. Страна раскололась на два лагеря, а конкурент со временем показал себя тираном.
Этот портрет, как и другие изображения Романовых, в последующие века копировался для украшения императорских резиденций, причем художники нового поколения «улучшали» его по своему вкусу. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям.
На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707 – 1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. В иудейской традиции существует немалое количество легенд на эту тему. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. — Теваи98)— однозначны.
Залы дворцов требовалось заполнять портретными галереями предков и если было неизвестно, как выглядел умерший прародитель (или его портрет казался некрасивым), художник попросту выдумывал его облик с нуля. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами.
А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Царица кланяется Соломону, а он благосклонно держит ее за руку. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Это аллегорическое полотно: Софья изображена в медальоне на груди двуглавого орла. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Также существует ряд гравюр на эту тему, возникающих начиная с XV века. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы.
С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. Картина была написана в 1861 году по академической программе, а за ее эскиз автор был удостоен большой серебряной медали. Датировка повествования о царице Савской точно не выяснена. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено.
Все они находились внутри развалин, прислоненные к камням. Значительная часть филологов-библеистов полагает, что ранний вариант истории о царице Савской возник до предполагаемой даты написания Второзакония анонимным автором, традиционно обозначаемым как Девтерономист (Deuteronomist, Dtr1) (640—609 гг.
Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Более неестественное изображение и представить себе сложно. Она – олицетворение мира и тишины. В этой же главе описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Это открытие Леонардо имело для всей последующей живописи огромное значение.
А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами.
известны аравийские царицы в более северных областях Аравии. Последний прямо называет царицу Савскую возлюбленной Христовой. 52 В средневековых латинских Библиях инициал C на первой странице «Песни Песней» (лат. Canticum Canticorum) часто включал изображение Соломона и царицы Савской. Этот демонизированный образ опосредованно проникает и в христианскую традицию.
Мотив противостояния царя-мужчины и царицы-женщины практически отсутствует. Примечательно, что после этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону (2Пар. 9:23).
Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) -1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. также Быт. 10:7, Быт. 10:28) (упоминаемое рядом имя брата Шевы, Дедана, граничит с оазисом Эль-Ула к северу от Медины). Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время).
В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722 – 1782).