«царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля1, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова. «царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).
Уникальная особенность работ Врубеля, отраженная в том числе и на картине "Царевна Лебедь", – насыщенность переливающимися цветами, придающими изображаемым фигурам полумистический характер. Статья содержит факты биографии художника М. А. Врубеля и описание картины «Царевна-Лебедь». Глядя на его полотна, понимаешь – сказка может оживать, о чем свидетельствует картина Царевна Лебедь Врубеля. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель.
Под впечатлением оперы Врубель пишет картину «Царевна-Лебедь» – сценический портрет Надежды Забелы-Врубель. Картина Михаила Врубеля "Царевна -лебедь" написана в 1900 году и посвящена героине оперы Н. А. Римского-Корсакого "Сказка о царе Салтане". Мне понравилась картина Михаила Врубеля "Царевна-лебедь", особенно запомнились глаза царевны, таинственный взгляд и ее наряд – сказочный головной убор с драгоценными камнями.
Это неслучайно. Контраст цветов подчёркивает красоту девушки. На темно-синем фоне изображена высокая, стройная и статная девушка в белом одеянии. Крылья подчеркивают невинную красоту девушки. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу.
На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона. Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь.
После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе. Творческая манера Михаила отличается декоративностью и богатством цвета. На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник.
Символ образуется на остове многочисленных смыслов, так он углубляет свое содержание и так он несет в себе не только идею одного произведения, но и всего творчества. «Царевна-Лебедь» опера Римского-Корсакова. Созданные им работы, которые радуют зрителей, отличаются красотой и гармонией. Цветовая гамма на основе девственно белого, поражает многообразием тончайших оттенков. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков.
Но это неправда. Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя. На алых губах нет и тени улыбки. Мне очень нравится любоваться работами художников, которые написаны по мотивам сказок. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников. Сказочную атмосферу, которая ощущается в каждом моменте картины, создает трепет зари, мерцание драгоценных камней и жемчугов, блики пламени.
Художнику удалось передать самый чудесный момент – превращение. Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Царит полный покой, все как – будто заколдовано. Художник наделяет свой образ демоническими чертами.
«Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Врубель был в состоянии оценить природную красоту, так как был весьма талантлив.
Так оно и есть. Царевна легко удерживает ее возле сердца, выражая чувство тревоги. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Шикарен перьевой наряд Царевны.
Эта птица в мировосприятии символизма олицетворяет вдохновение, способное прорвать рациональный мир и унестись мечтой в иные сферы. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Не может или не хочет, мы этого никогда не узнаем, а может, я ошибаюсь в своих мыслях. О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Драгоценные украшения напоминают нам, что перед нами принцесса.
Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния. Символ образуется на остове многочисленных смыслов, так он углубляет свое содержание и так он несет в себе не только идею одного произведения, но и всего творчества. "Царевна-Лебедь" опера Римского-Корсакова. Все очарование родного края, нежная и гордая душа мифической девушки-птицы, находит место на картине.
Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».
На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя. Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. С тонких плечей спадает, легкая, как пух вуаль. На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова.
Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Художник получил прекрасное образование. Это неслучайно. Для модерна характерно использование таких образов, которые существуют в культуре как символы, обозначая какие-либо «вечные» идеи. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.
Образы Врубеля находятся всегда на грани реального мира и фантастики, как это было и с внутренним миром художника. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни. Но, обладая могучим даром истинного таланта, он не замыкался в область мистических, потусторонних символов, как многие его современники. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу.
Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты». Полотно просто удивительно. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Соболиные брови придают взгляду особую выразительность.
Художник и певица обвенчались в том же году. Сама дева-птица изображена посреди этого сумрачного и тёмного бескрайнего моря, она словно появляется из воды, соприкасается с ней.
Для модерна характерно использование таких образов, которые существуют в культуре как символы, обозначая какие-либо вечные идеи. Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини. Печать можно заказать одним кликом или телефонным звонком. На лице можно прочесть грусть и одиночество.
Вся картина окутана сказкой, спокойное море и серое предрассветное небо. Зритель увлекается как многочисленными деталями, так и общим сюжетом. За спиной девушки расположились огромные белые крылья. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Его отец был офицером, а затем стал военным юристом. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом.
В неё ощущается слияние двух стихий – воздуха, в который она может вот-вот подняться на своих огромных белоснежных крыльях и воды – морской пучины, которая скрывает в своих недрах удивительные тайны и может быть страшной и суровой, гневаясь и вздымая волны до небес. Судьба Врубеля была очень не простой. Ее наряд больше похож на свадебный. Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Художник наделяет свой образ демоническими чертами.
У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. С головы принцессы падает на плечи легкая прозрачная, как бы сотканная из воздуха, вуаль. После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины.
Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
Волшебная кисть художника остановила девушку в пути и заставила оглянуться. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Это полотно никого не оставит равнодушным, кто хоть раз на него смотрел. С ранних лет мальчик учился живописи в частной школе. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию.
На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. Это не могло не ранить сорокалетнего художника. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. И какой облик. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание. Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту.
Чувствуется, что на душе героини неспокойно. Подобно большинству писателей, поэтов, художников, творивших на рубеже XIX-XX веков, Врубель стремился отобразить в своем творчестве особый мир, далекий от неприглядной и пошлой обыденности. Образ изображённой им «Царевны» – хрупкий, зыбкий, воздушный, будто сновидение. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Очень многие захотели попробовать себятворцами своегомира: обустраивали свои дома изобретали себе наряды. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет».
Юный художник вскоре проявил склонность к рисованию. Это неслучайно. Под фатой виднеется темная густая коса. Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». С картины на нас смотрит красивая девушка с прекрасным, но печальным лицом. Данное полотно называется «Царевна-Лебедь». Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни.