«вавилонская башня» (нидерл. De Toren van Babel)— известная картина художника Питера Брейгеля. «вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. Картина Питера Брейгеля-Старшего «Вавилонская башня» не единственная в своем роде. «вавилонская башня»— известная картина художника Питера Брейгеля.
Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля Старшего, стала одним из самых ярких и запоминающихся образов за всю историю изобразительных искусств. Многими исследователями древней истории было замечено, что Вавилонская башня, картина Питера Брейгеля, во многом навеяна реальной архитектурой Месопотамии. Картина «Вавилонская башня» наполнена десятками важных исторических фрагментов, которые лаконично изобразил Питер Брейгель-Старший.
Описание картины «Вавилонская башня» скрывает множество секретов и тайн, которые может увидеть только искусствовед или поклонник Брейгеля. «вавилонская башня» – картина Брейгеля-Старшего содержит интересные факты, которые удивляют многих искусствоведов и историков. «вавилонская башня» – картина Брейгеля-Старшего, созданная в середине XVI века.
Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Вавилонская башня – один из самых популярных библейских образов в искусстве. Так существовала ли в действительности Вавилонская башня.
Брейгель же Колизеем считал империю Габсбургов, где насаждалось католичество и жестоко преследовались протестанты, сторонником которым был сам художник. Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы.
Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню – ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Вспомним библейское сказание. Брейгель же был не так прост. 2. Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т. е.
Для того, чтобы досконально рассмотреть и изучить все детали на картине Брейгеля «Вавилонская башня», зрителю потребуется не один час. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. Однако после 1500 года ситуа ция изменилась.
Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. Именно её у искусствоведов принято считать первым из двух авторских вариантов этой работы.
Зиккурат Этеменанки. В 16-ом веке Антверпен был частью Нидерландов и являл собой крупный торговый порт, куда приходили корабли, гружённые заморскими товарами со всего света и куда стекался многоликий разноязычный люд, - чем не «вавилонское смешение языков и народов». Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла.
И рассеял их Господь оттуда по всей земле и они перестали строить город» (Быт. 11, 4-8). «Вавилонская башня» — известная картина художника Питера Брейгеля. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Нимрод был жесток и горд. А сколько времени уйдёт на осмысление увиденного, каждый должен решить для себя сам. Вокруг Вавилонской башни расположен целый город с многочисленными домами (одно- и двухэтажными), реками, мостами и огромными полями, площадями. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера.
Однако в 1556 году Карл отрекся и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). И сказал Господь: сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого. Реальность происходящего подчёркивают люди, работающие на строительстве. Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню – ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки.
3. Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного». Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий и среди них – зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Маленькие рабочие, которые трудятся на постройке, больше похожи на муравьёв, которые вознамерились построить самый большой в мире муравейник и не для того, чтобы в нём жить, а для того, чтобы потешить собственную гордыню и показать своё исключительное превосходство.
Но они расположены в той же самой местности, что описана в Ветхом завете. Контекст Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Купцы со всего света совершали в Антверпене свои сделки, приносившие значительный доход в городскую казну. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Согласно легенде, все люди, спасшиеся во время Всемирного потопа, вскоре вновь стали осваиваться на земле. Полотно было написано в 1563 году (дерево, масло).
Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась. Теперь величественная башня уже не подавляет людей – строителей, снующих по ступеням. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни.
Чувство суеты, незащищенности и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Башня построена уже так высоко, что достигает облаков.
Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта. Это совпадение не может быть случайным. Кстати, образ Колизея использован не случайно. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт.
Кроме того, он имеет более тёмную цветовую гамму, на нём изображено меньше действующих лиц. В центре картины – все тот же ступенчатый конус со множеством входов. В качестве фона художник явно изобразил свою родную Голландию. Картина «Вавилонская башня» отображает бурлящую жизнь тех времен.
Она имела мистический смысл и ритуальное значение – по ней люди поднимались к небесам. Несмотря на то, что подробный анализ обоснования действий отдельных персонажей еще не проведен, гротескная неадекватность средств, траты ресурсов и общее безрассудство предприятия очевидны. У кого-то разбиты огороды, кто-то вспахивает землю, а кто-то занимается детьми. С первого взгляда оценить масштаб города – невозможно.
У подножия башни расположился город с оживлённым портом. Для этого они изготовили кирпичи, обожгли их и приступили к осуществлению своего дерзкого намерения. Вавилонская башня демонстрирует невероятно скрупулезную работу, показывая множество мелких деталей. Конечно же, чёткое толкование своих творений может дать только сам художник, но предполагается, что Брейгель в «Вавилонской башне» проводит параллель с современным ему обществом, воплотив в башне символ империи Габсбургов, в которую в то время входили земли Австрии, Германии, Чехии, Италии, Испании и Нидерландов.
Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания. По мнению Марины Аграновской искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд. » Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены или уже рушатся, а само здание кренится. Сохранилось две его картины на эту тему – малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идет речь в этом тексте, хранится в Вене). «Трудолюбивые муравьи» вступают в гонку со временем, возводя новые и новые уровни, в то время как нижние этажи уже начинают подвергаться разрушению. «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Обратимся теперь к большой «Вавилонской башне». Со временем человеческий род увеличивался, приобретал знания, умения и навыки. 4.
Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. 6 в. до н. э. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале. ), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Таким образом, картина Вавилонская башня отражает архитектурные образы двух древних цивилизаций – Рима и Месопотамии. лет назад. Гармония нарушилась.
Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Но нет гармонии и в самой башне. Обратите внимание на то, как композиционно расположены мастеровые: на переднем плане – ручной труд, далее – использование длинных жердей для перемещения каменных плит, на уровне первого этажа – применение блока, далее – все более мощные краны. Мало того, что бог устроил языковой хаос, он еще и рассеял людей по миру. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно).
Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. При Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением.
Например, Антверпен (который изображен на полотне Брейгеля) был наводнен иностранцами. В строениях и пейзаже угадываются современные художнику Нидерланды. Украшением Антверпена были многочисленные церкви с колокольнями и монастыри. У подножия башни расположился город с оживлённым портом.
В основу этой картины был заложен сюжет из книги, как вы уже, наверное, догадались – Моисея, где рассказывается о строительстве Вавилонской башни. В настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене. Да и даже не одна.
По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники. Второй вариант почти вдвое меньше первого. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.
Разгадка в том, что в образе Вавилонской башни Брейгель представлял судьбу империи католических королей из династии Габсбургов. 1. Вся скрупулёзная проработка мельчайших деталей строго подчинена общему замыслу. Изначально он был символом гонений на христианство, ведь именно там казнили первых последователей Иисуса. Да и даже не одна. Самая ранняя из них не сохранилась.
Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки. А на заоблачной вершине царит полный хаос. Идея эта подкрепляется еще одним образом – замком Святого Ангела в Риме. К их вершине ведёт такая же спиральная эстакада вдоль внешней стены. Ее эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов.
Но нет гармонии и в самой башне. Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Рядом раскинулся город, а на строительстве работает большое количество людей. Возгордившись, люди решили построить башню «до самых небес», приблизившись таким образом к самому Господу. Картина очень реалистична и повествовательна.
Судя по картине, такой «забор» не менее 3 – 5 метров высоту, может и больше. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. В искусстве этого живописца существует большое количество шедевров мирового значения, но вот «Вавилонская башня» пользуется особым почётом.
Реконструкция. Сколько же времени ушло у Брейгеля на такое кропотливо им созданное произведение. До XVI века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Тем самым Брейгель показывает, считает Кирилл Чупрак, «не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку», уподобляя работу архитекторов работе политиков. Как тут не вспомнить библейский сюжет.
Но не тут-то было. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. В образе Вавилонской башни он зашифровал свое представление о судьбе Габсбургов. В зрелой юности его буквально огорошил Босх.
Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. 1563Дерево, Масло. Принцип их построения идентичен башне с картины Брейгеля. Однако после 1500 года ситуация изменилась.
Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). В его «Вавилонской башне» легко узнаваем римский Колизей с его типичными чертами римской архитектуры: выступающими колоннами, горизонтальными ярусами и двойными арками. Башня окружена большим и массивным каменным ограждением. Семь этажей башни уже так или иначе построены, возводится восьмой этаж. Сама башня уже достала облака – того и гляди заденет бога за пятку.
Вавилонская башня (столп) считается олицетворением гордыни, а ее строительство — столпотворение — символом многолюдия и хаоса. Картина Брейгеля вместе с тем в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни. Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Они все говорили на одном языке.
Картина Питера Брейгеля Старшего в полной мере охватывает грандиозность задумки человека. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Башня выглядит огромной до неприличия.
С истории этой книги, вы знаете, что люди, тогда еще говорили на одном языке и хотели построить башню, чтобы достичь самой вершины неба. 114 155 смМузей истории искусств, ВенаВ основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая была замыслена людьми, чтобы достичь своей вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Низкий, на восточный манер поклон каменотёсов Нимроду — дань происхождению притчи. Представляется интересным, что по мнению Брейгеля в неудаче, постигшей столь «масштабный проект», повинны не внезапно возникшие языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства.
Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима». Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной.
Оба варианта произведения были написаны масляными красками на деревянной основе. Одна из возможных причин – экономический расцвет Голландии и урбанизация. Равнина, море, постройки вокруг башни напоминают больше его родные Нидерланды. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем – городом, гаванью, холмами – представляется какой-то кощунственно огромной.
Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет. Питер Брейгель СтаршийВавилонская башня (Вена). «Вавилонская башня» – одна из самых знаменитых картин великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569). Так существовала ли в действительности Вавилонская башня. Художник намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена или большая (114х155см), самая знаменитая из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене.