Нравилось им, что я казак и не курю. Однако Морозова была не рядовая ослушница. (8). Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур.
Очень трудно ее лицо было найти. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Морозову подвергли пытке. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Однако творимое им благословение показывает, что он правильно понимает происходящее, а следовательно имеет здравый ум.
«Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Впереди на коленях старая нищенка. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Все лицо мелко было. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры.
Каменный храм построили в 1703 году. Она к старой вере стала склонятся. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества.
Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. (1) Феодосия Морозова. Впрочем, чего гадать. Все в рефлексах, лиловых и розовых.
Люди потянулись к ней взорами. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Образы его одновременно статичны и находятся в движении. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Единственный музыкальный инструмент-колокол, призыв в церковь, глас Божий. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Но боярыня отказалась.
Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Вместе они ходили по тюрьмам и разносили милостыню, ежедневно поклонялись московским святыням. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением.
Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Морозова отвергает новые обряды. Это то, где черты лица сгармонированы.
Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Вот пять женщин в правой части картины. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
В 1662-м году приезжают из Киева монахи, которые привозят первые образцы песнопений. Они поселились в одном из монастырей в Замоскворечье. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет.
Суриков неоднократно удлинял холст. Чуть меньше расстояние — сани стоят. В банях тело свое не парила, ризы же ноша с заплатами и вшами, нитки делая.
Во время пути сани поравнялись с Чудовым монастырем, Боярыня Морозова подняла свою правую руку и ясно изобразила сложенный перст над людьми. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание».
Ноги у нее скованы цепью. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Алексей Михайлович тоже стал тяготиться покровительством патриарха. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Двери ее дома открываются для всех гонимых, нищих, юродивых, а также раскольников.
Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. В художественном воплощении огромной силы человеческого духа – весь пафос картины и смысл образа Морозовой. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей.
Никон также активно вмешивался в политические дела, особенно во время войны с Польшей (1654-1667 гг. ) и длительного отсутствия царя. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Церковный раскол, который произошел в XVII веке, также во многом связан с музыкой.
Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Бунту Морозовой противопоставляется смирение странника с посохом, расположенного у правой границы полотна. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова. После долгих поисков художник, наконец, увидел лицо одной уральской старообрядки, приехавшей в Москву: Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. (8) Церковь. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. В девичестве она была Соковнина. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке.
Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Контурная линия неоднозначна. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.
Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Никон был прекрасным оратором и любил произносить поучения собственного сочинения.
А справа и слева возникают новые диагонали, ритмически соединенные с главной, — второй саноотвод, линия крыш, борозды, проложенной на снегу полозьями и т. д. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Но они часто истолковывались неправильно, так как давали повод предполагать не только наличие, но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Не случайно, что подобных попыток Суриков больше не предпринимал. Таким образом, художник, даже не подозревая о будущих изысканиях психолога, только с помощью одной интуиции принимает верное решение, которые наиболее точно отражает его отношение к героине и к историческим событиям. В ходе небольшого исследования можно увидеть, что и другие картины В. И. Сурикова вполне укладываются в схему Тарабукина.
Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим.
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Очень трудно ее лицо было найти. Это по большей части подростки. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней.
Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы». Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Появившаяся Мусикийская грамматика Дилецкого способствовала перевороту в церковной музыке.
Лицо ее представлено в виде строгого профиля. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения.
Но Суриков мучается: Не то, не то. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. В это же время Феодосия захотела принять иночество – великий ангельский образ. Изучая литературу о Сурикове, я заметила, что никто из исследователей не обращает внимания на чернобородого человека рядом с княжной Урусовой.
В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. С увлечением работал художник над пейзажем картины. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Жадно изучая натуру, Суриков никогда не становился ее рабом.
На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Ее глаза полны слез. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Это и отразил художник на картине.
Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиреной послушницей. Древнее пение было мужским, одноголосным. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал».
Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Все лицо мелко было. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы., они уже видят эту большую картину. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Сурикова.
Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Левая рука боярыни поднята в энергичном проповедническом жесте и тяжелая железная цепь тянется, как бы перерезая фигуру пополам. Приблизительно к XV-XVI векам сложились такие дивные напевы, как большой знаменный распев.
По центру полотна изображена боярыня Морозова. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.
Это Феодосия Морозова. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Художник изобразил себя в толпе – в роли старого странника с длинным посохом, глядящего с большим сочувствием в сторону увозимой боярыне Морозовой. На шапку накинут платок. (16) Икона «Богоматерь Умиление». А церковная музыка – это церковное пение.
События происходят в 17 веке. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Сам дух истории живет в его картинах. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.
Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Каменный храм построили в 1703 году. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Это сама героиня и юродивый. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.
Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Она стоит в глубокой скорби, в позе, напоминающей склоненного стрельца первой суриковской картины и подобно последнему невольно вызывает ассоциации с образами древнерусской живописи. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной.
Это единство поддерживается в частности тем, что женские лица в народной толпе родственны по типу лица самой Морозовой. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. На ее лице глубокая скорбь. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. И вот однажды В. И.
Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). А через двадцать лет с небольшим после смерти Морозовой, когда русским царем стал сын Алексея Михайловича, Петр Первый, стрельцы не захотели признать новые порядки в стране, поднялись за старину и были беспощадно казнены. Сам художник вспоминал: Как увидел: ворону, сидящую черным пятном на снегу с отставленным в сторону крылом, так и не смог этого пятна много лет забыть. Тогда правительству пришлось направить армию против собственных городов.
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. «Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В толпе терялось. Морозова была ближайшей его последовательницей.
В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.
Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Это привело к большому недовольству бояр, которые восстановили царя против Никона. Там в Преображенском все меня знали.
Приглядел для работы соседний переулок. Очень трудно ее лицо было найти.
Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в этом, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокофьевну иначе, чем она изображена на его картине.
(3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов».
Энергия раскольницы преображает, расслаивает, раскалывает людей. Профессор Красноярского Государственного университета Владимир Ильич Жуковский в своей статье, посвященной Сурикову, обращает внимание не исследования Николая Михайловича Тарабукина, который выделил четыре основных вида диагональных направлений в произведениях изобразительного искусства. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Не смею, - отвечал стрелец.
Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. В толпе терялось. Она к старой вере стала склоняться. Морозову окружает атмосфера народной любви. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. В толпе терялось. Картина ожила. Однако.
Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Протопоп Аввакум был сожжен с товарищами за великие на царский дом хулы. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. «Не идет у меня лошадь, да и только. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно.
И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. И как вставил ее в картину — она всех победила». Это настоящая математика. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт.
Своей властью он разослал церквам указ, сколько класть земных поклонов при чтении молитв, а также креститься тремя перстами. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали.
(8) Церковь. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Богатое наследие, жизнь со вкусом, казалось бы ничего плохого не должно было происходить в ее биографии боярской жизни. Знаете, что значит симпатичное лицо. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.
Картина ожила. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Все на картине будто напряглось.
(1) Феодосия Морозова. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». И вот приехала к ним начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие.
Это математика. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след.
Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины.
Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.
Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. А потом начнешь колею писать. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.
Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру.
Нравилось им, что я казак и не курю. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей.
Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место». К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой».
Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. До возвращения в Москву из первой сибирской ссылки протопопа Аввакума нет свидетельств о приверженности боярыни Морозовой к староверию. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита.
Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк тишайшего царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу в отцово место. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины.
В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Без устали работал Суриков на натуре. Инокиня Мелания наставляла боярыню сотворить всякое богоугодное дело.
Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Современники вспоминали, что она выезжала в карете позолоченной, которую везли 6—12 лучших лошадей, а позади бежали человек 300 слуг. Она сидит в розвальнях, на соломе.
Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя».
Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию и по созданным художником образам и по раскрытым здесь характерам и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение.
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Но смеялись немногие. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». (12) Колорит картины. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».
Художественная концепция Сурикова в полной мере проявилась в «Боярыне Морозовой», произведении периода его творческой зрелости, наивысшего расцвета творческих сил. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Бледное и худое лицо Авдотьи Васильевны в сознании мальчика сливалось с образом боярыни Морозовой.
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). И чувствуешь здесь всю бедность красок». Его бег поможет поехать дровням.
Греческую красоту можно и в остяке найти». Героический порыв Морозовой захватывает и потрясает толпу, но не подавляет ее, а, напротив, рождает в ней ответное движение, которое становится для Сурикова не менее значительным, чем переживания главной героини. И как вставил ее в картину – она всех победила. А потом их на Преображенское кладбище выселили.
Где пьем и едим, тут, прости Бога ради, ладно испражняем. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации.
Боярыня Морозова – картина, представляющая не только эмоциональную толпу, но и как будто специально выделенных двух сидящих человек. Первый эскиз ее был сделан в 1881 году, но к настоящей работе Суриков приступил только в 1884 году. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. И как вставил ее в картину- она всех победила.
Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме.
Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. (2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Портретный этюд был написан всего за два часа. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Эти слова заслуживают самого пристального внимания.
Его лица не видно. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. 1669 год — царица скончалась. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон — от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой., они уже видят эту большую картину. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. «Персты твои тонкостны. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.
Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей.
Написана с храма Николы Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Мечтал о том, чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Они в Медвежьем переулке жили — у них молитвенный дом там был. Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна из старообрядок.
По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Рукой она изображает два перста. Интересно, что черное и белое пятна героев композиции не только не теряются на фоне красок толпы, но, напротив, сразу привлекают к себе внимание. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение.
Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Борису Ивановичу принадлежало неслыханное по тем временам богатство – более семи тысяч дворов. Она готова принять любые муки, пойти на смерть.
Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой. Там, в Преображенском, все меня знали. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.
Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.
Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Портретный этюд был написан всего за два часа.
В этот жест несёт главный смысл в картине. Этот образ и вошел в картину. Охлаждение отношений между царем и патриархом привело Никона к самовольному сложению сана в 1658 г. Он удалился на шесть лет в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь (который сам основал в 1656 г. ). Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
В голубой дымке зимнего утра по рыхлому влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.
Ее увозили в ссылку. В цельной, уравновешенной и ритмичной организации изобразительных мотивов он видел едва ли не главное условие художественной убедительности и силы воздействия своих картин. Особенно интересно сопоставить два последних этюда – этюд Государственной Третьяковской галереи и этюд из собрания Кончаловских.
Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна.
Он писал этюд занесенного снегом московского бульвара с фигурой присевшего на скамейку человека, одетого в черное он писал темные стволы и сучья голых деревьев, которые гнутся над снежными сугробами он писал следы полозьев на чистом рыхлом снегу. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Она почти не смотрит на боярыню.
Краски русской зимы, разработанные Суриковым, придают колориту явственно выраженный и сознательно подчеркнутый национальный характер. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру». Важно найти замок, чтобы все части соединить. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни.
(14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Люди потянулись к ней взорами. Тарабукина. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.
На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Ведь сколько времени я его искал. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам.
Аввакум вспоминал уже после ее гибели: Пред очами человеческими ляжет почивать на перинах под покрывалами драгоценными, тайно на рогоже (циновке) и мало уснув, по обычаю, соблюдая правило. Безусловно, самое яркое впечатление от полотна – лицо Морозовой, суровое изможденное. Ведь сколько времени я его искал. Первое, что нарушило порядок и спокойствие, было введение новой нотации. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается.
Но враги и насмешники одиноки в толпе. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Ведь сколько времени я его искал.
Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Все на картине будто напряглось.
До стрельца вы видите светлые тона одежд. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Все лицо мелко было. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков.
Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). «На снегу писать – все иное получается. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества.
Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Потом боярыню Морозову написал. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Если Карлу II отрубили голову, то Алексей Михайлович прекрасно помнил, как восставшие ворвались в его дворец и один из них, выговаривая царю, крутил у него пуговку на кафтане и оторвал ее. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.
Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Но вскоре скончался её сын Иван.
В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого.
Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани.
Она не хотела изменять старой вере. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной.