Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Но давайте попробуем. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Такие подарки были в то время обычным явлением. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Движение в картине устремлено справа – налево. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. О том, как весной расцветает природа.
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Мы проживаем вместе с Зефиром и Хлоридой их страстную любовную связь, буквально кожей ощущая, что только подобное сексуальное влечение способно разомкнуть замкнутый круг Граций и высвободить наслаждение из нарциссической западни.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Зефиром.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
Композиционно полотно делится на три части. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева.
Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Она показана простой, тихой и скромной.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Она стала богиней в пышном одеянии. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Сандро Боттичелли.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. От его полета согнулись стволы деревьев.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Это – гимн и природе и человечеству.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Она не просто богиня любви и красоты. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Всё изменила вечная весна. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Данная картина является одним из первых известных произведений изображающихбогов и богинь в натуральную величину и практически голыми. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Сколь приятна для любования. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Движение в картине устремлено справа налево. Неудивительно, что есть множество трактовок картины.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Хотя, как видно по слегка увеличеннымживотам и удлиненным торсам, они были переработаны исходя из современных представлений флорентийской эстетики. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано.
Месяц считался концом весны и началом лета. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Каково же содержание картины.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
На самом деле это несколько противоречит истине. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Но, это неединственноеповторение в картине. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Картина висела над софой, называемой летуччо. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Три правые фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В правой части картины мы видим два события одномоментно: похищение Зефиром нимфы Хлориды и ее последующее превращение в богиню Флору, которая символизирует весну.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Меркурий (слева) нарциссически красив. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем – жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Жест заботливый, опекающий. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Над богиней парит Амур. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. обе выполнены с грацией и выразительностью». Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Возможно, близостью адресата картины объясняется необъяснимое спокойствие изображения, скрытая философия персонажей и теплота казалось бы холодных тонов. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). И как поэтично показано превращение.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. И, конечно, это породило особое искусство.
От его полета согнулись стволы деревьев. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Исследователи предложили несколько толкований. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. А с правого края художник изобразил и себя.
Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Но это не единственное повторение в картине. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Фигуры расположены волнообразно. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.