Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. А с правого края художник изобразил и себя.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Такие подарки были в то время обычным явлением1. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску «Благовещение» (Флоренция, Уффици). обе выполнены с грацией и выразительностью». «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. На переднем плане изображены три убегающих в панике беса. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Получается копирую. Сложная работа.
Фигуры ангелов на крыше хлева могут быть соотнесены с Верой, Надеждой и Любовью. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Всё изменила вечная весна. Жест заботливый, опекающий. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
От его полета согнулись стволы деревьев. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В этой картине всё направлено на движение. Многоинтересных особенностей. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Этот крохотный младенец знает своё дело и целится своими верноразящими стрелами любви в трёх граций, подруг прекрасной Венеры, которые танцуют рондо. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Они провозглашают Мир на Земле и во человецех благоволение и Слава в Вышних Богу. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Но, это неединственноеповторение в картине.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Но это не единственное повторение в картине. Движение в картине устремлено справа – налево.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Каково же содержание картины. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ «Смерть Марии». Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). В волшебной приветливости Весны – очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих. современников.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Я переношу только текст.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Она не просто богиня любви и красоты.
И, конечно, это породило особое искусство. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Исследователи предложили несколько толкований.
Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Справа на картине – апельсиновые деревья в цвету (апельсин – символ божественного происхождения Венеры и цветок брака). Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
На картине еще один атрибут Венеры – бледно-розовые цветы, которые летят по ветру. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Свитки, которые несут ангелы, покрыты письменами. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада.
Воссоединение с Небом символизируют обнимающиеся фигуры людей и ангелов на переднем плане. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Это – гимн и природе и человечеству.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Философские версии связаны с неоплатонизмом. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение.
Заново его творчество стали открывать аж в середине 19-го столетия, когда писатели создали образ творца в романтико-трагических оттенках. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Но давайте попробуем.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). Такие подарки были в то время обычным явлением.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Возбужденный красотой Хлориды, бог насильно делает ее своей супругой, но в дальнейшем раскаивается, преобразуя несчастную в Флору, богиню цветов и весны.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. На нее смотришь с удовольствием и наслаждаешься. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Меркурий (слева) нарциссически красив. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Композиционно полотно делится на три части. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. А обсуждения и старые статьи остаются в блоге. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин «Святой Себастьян» (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей.
И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Зиновия». Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Месяц считался концом весны и началом лета.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Правда, современники не особенно прониклись новым более аскетичным и морализаторским стилем Боттичелли. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Ведь Весна хочет прикрыть Венеру красивой тканью. Движение в картине устремлено справа налево.
Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской.
Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Над богиней парит Амур.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Зефиром. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение.
Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Сколь приятна для любования.
Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами.
Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Она показана простой, тихой и скромной.
Эта интересная картина, называется Клевета. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Его чисто личное искусство отразило лицо века. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Хотя, как видно по слегка увеличеннымживотам и удлиненным торсам, они были переработаны исходя из современных представлений флорентийской эстетики.
Ангелы несут оливковые ветви, празднуя избавление человека от первородного греха. Расцвет творчества Сандро Боттичелли приходится на период его службы при дворе Лоренцо Медичи – некоронованного правителя Флоренции. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». На самом деле это несколько противоречит истине. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Возможно и хулиганистым, но это не мешало творчеству.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно итальянская богиня Весна Боттичелли. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Хотя картина и называется традиционно Рождение Венеры, самого рождения она не показывает.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Картина написана на основе древнеримской мифологии. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
От его полета согнулись стволы деревьев. А между тем просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. И как поэтично показано превращение.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере).
Их фигуры символизируют окончание царства сатаны на Земле. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия— вверх. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). О том, как весной расцветает природа. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Фигуры расположены волнообразно. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Она стала богиней в пышном одеянии.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
По прошествии этого срока он будет скован и повержен. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.