В 1902 году Борисов-Мусатов закончил картину «Водоем», посвященную Елене Александровой (на картине она изображена в синем платье) и любимой сестре, маленькой Лене (девочке в розовом). Всю жизнь Борисов-Мусатов вдохновлялся картинами родной природы, самыми простыми, самыми бесхитростными, представляя на полотне так, что невозможно отвести глаза. Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова полна тихой задумчивости.
Вот и выходит, что удивительные, придуманные картины Борисова-Мусатова с юных лет его – это и отражение артефактов XVIII века, но и – устремлений, тоски по гармонии, вкусов и предпочтений значительной части русского просвещенного (не обязательно только дворянского) общества. После смерти художника его жена организовала посмертную выставку картин Борисова-Мусатова в 1907 году. А. русакова выстраивает ряд картин, определяющих для живописных исканий начала XX века: «Девушка с персиками» и «Девушка, освящённая солнцем» В. Серова, «Демон» М. Врубеля и «Водоём» Борисова-Мусатова.
Зрелость художественного таланта, вершину его творческого расцвета являет собой картина Борисова-Мусатова «Водоём», написанная в 1902 году. Картины Виктора Борисова-Мусатова представляются нам как некий иллюзорный мир, в который мы смотрим издалека, сквозь потемневшее стекло прошедшей эпохи. Ощущение волнующей и неизъяснимой тайны присутствует уже в ранних пленэрных картинах Борисова-Мусатова, например, в картине «Окно».
Картина «Осенняя песня» Борисова-Мусатова – загадочное полотно, поиск истинной красоты изображаемого времени года, огромная любовь к родной природе.
14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Таковы, например, «Волга. В результате травмы у него стал расти горб. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В.
Любимые женщины (сестра) позировали художнику и вдохновляли на создание истинного шедевра. Четкие горизонтали стволов контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Среди цветущих вишен, по непримятой траве и не тронутым дыханием ветра одуванчикам неслышно ступает печальная, словно призрак давно ушедших дней, девушка.
Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Красный мяч, являясь самым ярким пятном в работе, фиксирует композиционный центр холста. В период, ознаменованный созданием Водоема (1902), вся система живописных средств направлена на преображение видимой натуры. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. Позировать странному, похожему на доброго гнома художнику, хотя и сохранявшему в одежде и в облике парижскую элегантность, для многих провинциальных девиц – дело предосудительное.
И Виктор улыбался, радостно смущенный. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905).
Но он ещё молод. Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений. В 1911 году на его могиле было установлено надгробие, созданное его другом известным скульптором А. Т. И главное – Виктор вновь начал улыбаться.
Он даже срезал фигуру девушки слева краем холста, еще более подчеркнув эту разомкнутость. А вот в соотношении с проектом «От Рублёва до Врубеля.
С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика-подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. Таков Водоем. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. Она покорно позирует брату. И если трепетный мазок, фактура красочной поверхности остаются импрессионистическими, то картина в целом, с ее продуманной композицией, определенностью и равновесием цветовых плоскостей изысканностью рисунка цветущих ветвей — произведение уже иной системы — декоративной. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера.
Пример тому – полотно «Дафнис и Хлоя» (1901). Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна.
Как всегда у Борисова-Мусатова, поэзия томительной грусти о прошлом достигается приемами сугубо современными, более того, новыми для русской живописи этого времени вообще: художник отказывается от каких бы то ни было элементов иллюзорности условность колорита поддержана плоскостностью композиции, ритмичным чередованием вертикалей и горизонталей, темных и светлых пятен. И Мусатов пишет о том же, – о «весеннем аромате», о «женственном начале» бальмонтовской поэзии. В Тарусе он создал свое последнее произведение – большую акварель «Реквием», посвященную памяти безвременно умершей подруги семьи Станюкович.
Это из А. Блока: «Когда слушаешь Бальмонта, – всегда слушаешь весну». Он также оказался реквиемом самому творцу. " 21 августа 1905 года Н. IO.
Еще в 1897 у художника созрел замысел картины «Материнство», в которой, по его представлениям, должны были появиться не мать с ребенком, а немеркнущий образ вечной женственности. Картина неуловимо перекликается с произведением Ж. Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь», которое Виктор увидит только в 1890, когда уедет учиться в Москву. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Он был окружен любовью, заботой и лаской.
В глубокой задумчивости на берегу искусственного озерца в старинном имении – две девушки. и успокаивалась при нем. В 1890 поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Она помогала давать названия картинам. Реальное пространство не прямо воспроизведено в картине, а пересоздано. Станюкович. Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных.
Как отметил К. Петров-Водкин, он придал поэзии прочную живописную форму. С темой «отражение эпохи в живописи» сложнее. Ученичество позади.
«Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало.
Впрочем, конечно же и учиться. Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы. Предстающие глазу формы он хочет сделать прямым отражением неведомой, скрытой жизни. В них чувствуется несколько грустное лирическое настроение. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем).
Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья.
Своеобразное построение композиции – исключение линии горизонта их картины – важный прием. Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Затем молодой человек поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургскую Академию художеств, где его учителем был знаменитый художник, мастер исторической живописи Павел Петрович Чистяков. Это, по его словам, просто красивая эпоха. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком.
Весенний цветущий сад. А вот «Последний луг» – это и название дивной акварели Борисова-Мусатова и – стихов Бальмонта. Именно в это время он создаёт свои первые рисунки. Пытаясь хоть немного приблизиться к монументальной живописи, он стал создавать полотна в новой технике использую темперу, что, по его мнению, делало станковую живопись похожей на фрески.
Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. И потому у меня не было сомнений – картина какого русского художника должна была открывать «изобразительный» ряд ассоциативных иллюстраций к этой моей книге, – конечно же, это должна быть репродукция с одной их композиций Борисова-Мусатова. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Такая активность кажется тайной, чудом искусства. Произведения просто завораживают своей красотой.
Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Картина Изумрудное ожерелье (1903 – 1904) являет некоторые иные черты. Художественной школы в Саратове не было.
Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. Помимо интереса к импрессионизму, постимпрессионизму и символизму он поддался всеобщему увлечению японским искусством. В течение четырех лет он учится в Москве и Петербурге, возвращаясь ежегодно на лето в Саратов. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали. Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек.
Точно так же исполнены пейзажные этюды изображающие его родную Волгу. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках. Художник лирический и мечтательный, он творил отнюдь не интуитивно.
Рождаются «Дама на лестнице» («В парке»), «Девушка с розами». Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену. Яркие пятна лепестков выглядят выдавленными на палитру красками – это была первая робкая попытка Мусатова проникнуть в «душу темы», как говорил он сам, оценить значение прекрасных даров флоры. Почти сразу же после возвращения Борисова-Мусатова охватывает чувство, которое ныне получило название ностальгии конца века. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем.
Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Их волнует отнюдь не красота, т. е. Последние годы жизни М. В.
Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Станет книжным графиком. Усердно изучая Лувр и другие музеи, обрел кумиров в лице Тинторетто и Веронезе — они волновали Мусатова как истинного колориста.
Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве.
Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Мусатов четко знал то, что хотел сказать. В платьях изображенных дам присутствует одна интересная деталь – так называемая «складка Ватто», характерный защип на спине под шеей, спускающийся до подола и похожий на шлейф. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Со стороны, может быть, это и казалось компенсацией.
Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Его страстью было – возможность работать кистью на больших плоскостях. Фигуры людей и пейзаж как бы дематериализуются. Родители безумно любили своего сына.
Фиолетовое платье стоящей девушки также включается в общую цветовую структуру, вступая во взаимодействие с синим пятном на первом плане. С середины 1890-х он все больше отдавал предпочтение работе на пленэре, его привлекала возможность изобразить единение человека с природой. "Он напряг все силы, чтобы спасти ее.
В его понимании язычество — синоним пантеизма. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом. Державина, гостивших и проживавших там. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной.
Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. Ему было 35 лет. Встреченная с восторгом публикой, не несущая никакого конкретного действия, но невероятно эмоциональная картина стала свежей струёй в художественной жизни. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Художник болезненно переживал то, что общество было равнодушно к его духовным идеалам.
Находя поддержку и отклик в природе, словно эхо воспроизводящей настроение человека, он оказывается уже многократно усиленным. Однако отбрасывал конкретное историческое содержание и мысленно погружался в аромат печальной поэзии, лирических грез, образов, возникающих в старинной усадьбе, заросшей акациями и сиренью, с красивым домом и верандой, увитой виноградными лозами, с длинными анфиладами молчаливых комнат, где, как в музее, стоит старинная мебель и висят портреты бывших владельцев. Цикл эскизов под названием «Времена года» создавался для построенного в 1901-1902 архитектором Ф. О. Шехтелем особняка А. И. Дерожинской. Выполненное в том же году полотно «Девушка с агавой» (Тр) продолжает линию произведений, в основе которых лежат принципы постимпрессионизма. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем.
Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир и обратного хода нет. Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. Больная узнавала только В. Э. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Чувствуется аромат сирени. Часто его работы перекликаются со строфами Фета, затем – все чаще, – Бальмонта. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту.
Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). Любовь, по крайней мере, как говорили в старину, «сердечный интерес» возник к юной Анне Воротынской у молодого живописца ещё до отъезда во Францию. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников.
У ребенка начал расти горб. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. К этому времени, художник многому научился не только у иностранных художников, но и у Н. Ге, В. Поленова, М. Нестерова, М. Врубеля и других соотечественников. И есть чудная Зубриловка.
Герои не связаны между собой действием, каждый занят собственными мыслями. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью).
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Лишь через несколько лет, когда работа едва не погибла во время шторма при плавании по Черному морю, она, борясь за сохранность работы, передала Реквием в дар Третьяковской галерее. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться.
Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями. Стихи были впервые опубликованы в журнале «Книжки недели» в 1899 г., акварель родилась в 1901 г. И хотя «Гобелен» написан после пунктиром закончившейся драмы любви к Ольге Корнеевой, большинство историков искусства склонны связывать это полотно с окончанием цикла, посвящённого и навеянного Анной Воротынской. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. К этим эскизам фресок относятся акварели «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (все-1905, Тр).
Конечно же, он мой художник. Девочку воспитывала мать. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Он огорчён непониманием и неприятием. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Используя его, художник сознательно сближает первый и второй планы, делая полотно более плоским.
Полное соответствие настроения пейзажа чувствам девушек делает природу не просто материальным окружением человека, но эмоциональной, духовной средой. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). И есть верная сестра Лена. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами.
В том же, 1901 осенью мастер создал восхитительное полотно «Гобелен» (Тр). Как в воду глядел. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов.
По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Будет много временных несовпадений. Он не успел ее завершить. Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры.
Примеров тому много, – от Карла Брюллова до Анри Тулуз-Лотрека. В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т.
Как и всегда, он много и плодотворно работает. Колорит построен, таким образом, как созвучие близких друг другу холодных цветов. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Виктор ходил в другой комнате.
Какое уж тут отражение эпохи. Когда родился Виктор – счастью не было предела. Летние облака принимают фантастические формы. Есть поэзия, настроение, гармония, мечта.
Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Сирано де Бержерак, конечно же. Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок. Эта работа является своеобразной чертой, которой мастер подвел итог своим ранним поискам, после чего начался зрелый период его творчества.
Себя мастер изобразил справа, при этом обрезал часть своей фигуры краем холста (прием, свойственный импрессионистам). Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. Но тогда дело не зашло дальше эскизов. Художнику – 29 лет. Эта идиллическая картина – редкое отступление автора от общей тенденции его произведений.
Грустная тишина. В творчестве Мусатова они почти не разделимы. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». – прошептал кто-то тихо. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. При этом никакого портретного сходства.
Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Сам Реквием Елена Владимировна отказалась продать, везде возила его с собой в специальном чемоданчике. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. В эскизе «Молебен на станции железной дороги» (1894, Третьяковка) с тщательностью воссоздана историческая реалия той эпохи: при строительстве новых транспортных путей священники ближайших к станциям церквей служили молебен с водоосвящением и призывали прихожан усердно помолиться Богу и попросить благословения, эскиз так и остался незаконченным. Нижний Новгород» (1894, Тр), «Капуста и ветлы» (1894, Тр).
Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо.
Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем. Виктор ходил в другой комнате. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ.
Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Где я найду моих женщин прекрасных. Чтобы отвлечь зрителей от второстепенного, автор даёт картине второе название – «Изумрудное ожерелье».
Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. И Виктор улыбался, радостно смущенный». Так, например, в этюде «В лодке» (1892) он показывает пейзаж, пронизанный светом и воздухом, в котором естественно и гармонично сосуществуют плывущие в лодке героини и природа. Подобный поиск я попытался отразить в книге поэзии и прозы исторических и искусствоведческих эссе «Обретение гармонии». Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства.
Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Взял наугад 1899 – год рождения моего отца. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище.
Дамы изображенные на холсте, словно замерли под воздействием чего-то невидимого. Фигуры несколько размыты и призрачны, светопись приглушена, словно показывается медленное перемещение в потусторонний мир. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.
Доживет до 1991 года. Призраки полны скорби и печали. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Его последней картиной символично стала картина Реквием. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру. Сумерки начинают сгущаться.
Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Великолепное полотно исполненное в стиле живописи В. А. Серова и К. А. Коровина «Майские цветы» (1894, Тр) изображает беззаботную провинциальную идиллию, весенний сад, вплотную подступающий к стене дома. Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Елена сидит в спокойной расслабленной позе, положив руки на складки розового подола. Именно такой работой у Мусатова является Водоём.
Полностью отказываясь от иллюзорной передачи пространства, Борисов-Мусатов строит замкнутую в своей плоскостности композицию, сближая первый и второй планы исключая линию горизонта. Станюкович. Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Символично, но Реквием стал реквиемом не только по Н. Станюкевич и прекрасному прошлому, но и по самому художнику.
На рассвете 26 октября 1905 художник умер в 35 лет. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Обострение болезни позвоночника и сложная операция вынуждают вернуться в 1893 в Саратов (климат не подошел питерский). Сюжет очень прост. Не только в мастерской Кормона. Мусатов героически боролся за жизнь больной. Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием.
В одном из писем Борисова-Мусатова под впечатлением поставленного в городском театре спектакля «Сирано де Бержерак»: «тут так много тихой грусти поэта». Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Шевченко (1955) и др.
Художник вынужден оставить Петербург. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. Восточная живопись, возможно, положила начало его мягкой, но точно выверенной линии. Борисова-Мусатова провела в Москве. Это был молодой врач Никодим Овсянко. Она помогала давать названия картинам.
Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Все изображение решительно подчинено двухмерным категориям. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. На смену чисто зрительному восприятию здесь вводится их сознательная организация.
Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. В том же году был создан этюд «Цветы». Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». В 1898 возвращается в Саратов. Художник-романтик, тонкий изысканный мастер, создатель особого «музыкального» живописного письма, поэт красоты природы и красоты женщины, постоянно искавший гармонию в женских образах и в окружающей его русской природе. Голубые, серебристые, перламутровые отблески волжской воды изумрудная зелень и охры ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розоватых облаков в ее зыбкой глади живут так или иначе во всех картинах Мусатова. Это Автопортрет с сестрой. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием.
Её изображение мы видим на многих работах мужа. Этюд «Две сидящие дамы» (1899, Рус музей) использованный позже для написания полотна «Гармония» (1900, Тр), знаменует начало нового этапа в его творчестве. Чувствуется близость Востока, близость пустыни. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова.
Композиция его чрезвычайно проста. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Задумчиво – отрешенная, она является прообразом будущих «медитативных» женских персонажей большинства произведений Мусатова. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам.
Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Большой талант может родиться и в совершенно здоровом, сильном теле. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства.
В этой картине воплощен условный и странный мир призрачного видения. В лирическое настроение задумчивой мечтательности вторгается скрытая тревога. На переднем плане – куст орешника. Это, знаете ли, просто красивая эпоха.
Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К. Известность Борисова-Мусатова растет. Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Центральная фигура уравновешивает и объединяет (сюжетно) левую и правую части картины, внося во взаимоотношения девушек ноту спокойствия и понимания. Полотно «Изумрудное ожерелье» (1903-04, Тр) стало второй попыткой воплотить в жизнь старую идею.
Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Пронизывающие картины элегические мотивы, неопределённость изображаемого времени, зыбкие полунамёки и оставляемая зрителю возможность догадки, создают то прекрасное и романтическое состояние безвременья, в котором творили символисты Серебряного века. «Водоем» (Тр) был создан в зубриловсокм парке в самое счастливое для живописца время: Елена Владимировна Александрова наконец согласилась стать его женой спустя 7 лет после первого предложения. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна.
Самому же художнику ни ощущения себя как «странного гения», ни слава и – редко, лишь в результате славы – материальная независимость, – не казались адекватной заменой красоты, здоровья, гармоничной семейной жизни. Тогда стали спрашивать: почему на шее ожерелье жемчужное, а в названии – изумрудное. Если ранние полотна, созданные в Париже, обнаруживают связь с импрессионизмом, то спустя некоторое время он начал работать в постимпрессионистическом ключе. А как поэта и мечтателя пленили одухотворенные, покоряющие прозрачностью и чистотой живописи картины Фра Беато Анжелико. Так же размыт пейзаж. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари.
Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Пробовали даже играть на сцене университетского театра с покойным, увы, ныне другом пьесы «Два Пьеро или Белый ужин», а потом замахнулись и на «Сирано». Дерожинская не приняла эскизы. Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Для одной позировала сестра, для другой – невеста, Елена Владимировна Александрова, его, кажется, наконец-то «гармоничная муза». Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией.
«Гобелен» – надрывающая сердце нота прощания с первой неразделённой любовью. Однако из первых картин – «Окно» (1886, Третьяковка). Но где же взять натуру, где взять моделей. Но душевная гармония постепенно возвращается к шестилетнему Виктору Мусатову. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье.
Это одна из самых «тихих» картин в истории мировой живописи. Пока не пошел снег. В воде отражается холодное бледно-серое небо.
В 1899 г. художникВ. Её изображение мы видим на многих работах мужа.
Пластика человека и природы, пластика вещей и эмоции сходны. Задумчивый мотив звучит в природе. Париж – это прежде всего – Лувр, Люксембург, Монмартр. Близость к Москве была крайне важна для него.
Ритмы картины чрезвычайно продуманны. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна, которая пойдет по стопам родителей. Иногда, однако, эти качества заслоняют понимание строгой логичности живописи Борисова-Мусатова. «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. Период творческих успехов, полного расцвета таланта Борисова-Мусатова открывается 1901 годом.
Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. Отец был железнодорожником. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Центральный персонаж в работе – сестра художника, одетая в старинное платье.
В 1905 году семья Мусатовых переехала на дачу Цветаевых в Тарусе, где талантливый мастер много гулял по лесам, зарисовывал осеннюю природу, но в октябре неожиданно и скоропостижно скончался. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Сюжета нет, нет портретного сходства с «прототипами», лица одной из дам и вовсе не видно. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Новая картина оказалась решающим шагом на пути к вершинам мастерства.
С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Саратов. Влияние романтического мечтателя Борисова-Мусатова на русское искусство «серебряного века» для меня лично бесспорно, как, надеюсь и для большинства моих читателей.
Его называли певцом уходящих усадеб и живописцем зыбкого мира старых теней. На фоне парка, торца белого здания, у усадебного двора, вымощенного плитами, – в лучах закатного солнца фигуры двух женщин в «старинных платьях» с кринолинами. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе.
Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Появление на выставках Гобелена, Водоема и других картин привлекает внимание художественных кругов, хотя пресса продолжает относиться к его живописи скептически. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи.
К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. Но в письме другу уверенно заявляет: «После полюбят». Даже в Европе таких нет. Этот шедевр, который автор называл «мелодией грусти старинной» наполнен таинственностью.
Столь же гармоничны и плавные очертания обеих фигур линии одной как бы повторяются или продолжаются в повороте головы, торса, рук другой изгибах складок одежды, в округлых очертаниях пруда.
Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. Занимался у прекрасного педагога Ф. Кормона. Париж доказал – путь постижения тайн живописи впереди долог.
Получив соответствующую подготовку, вскоре уезжает в Петербург и поступает вольнослушателем в Академию художеств, а также в частную мастерскую Чистякова. Как хорошо Боже, как хорошо. Все подчинено своей логике и образ обретает черты идеального. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей.
Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. Виктор Эльпидифорович видел мир иначе, чем окружавшие его люди. К этому периоду относится этюд «Агава» (1897, Тр). На этой основе возникает взаимосвязь фигуры с пейзажем.
Его последней картиной символично стала картинаРеквием. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие.
Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.
В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Есть искусство. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. На первый взгляд, Виктор Борисов-Мусатов, при всей замечательной деликатности своего характера, уверенно и безапелляционно занял особую, «индивидуальную» нишу в русском искусстве рубежа XIX–XX веков. В акварели На балконе.
Желание уйти от грязи и скуки, от чертова болота, от духа стяжательства и пошлого быта становится у Борисова-Мусатова все настойчивее. Но ничто не помогало. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи.
За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Станюкович скончалась. «Осенняя песнь» (1905, Тр) и «Куст орешника» (1905, Тр) – пейзажи Тарусы (куда они переехали) – новый вклад символизма в искусство изображения природы. После ссылки вернулась в Москву. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Ключевой элемент колорита – сине-голубой цвет платья сидящей девушки. Ожерелье на шее – жемчужное.
Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе. По рассказу сестры художника Елены Эльпидифоровны, Мусатов усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий.
В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. А ему – то начинало казаться, что он уже кое-что понимает в искусстве. Горб Мусатова был, пожалуй, более тяжкой ношей, чем огромный нос поэта Сирано.
Стояла тишина. Этому способствовала безграничная родительская любовь. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. «Очень много поэзии, красоты, правды и простоты».
Осенью восстановился в МУЖВиЗ и доучился там до 1895. Художник никогда не писал Волгу, однако голубые, серебристые, перламутовые отблески волжской воды изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова. Державина, гостивших и проживавших там.
В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Положение ее стало ухудшаться. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. В. Э. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас.
И весенние мотивы у Бальмонта и Мусатова перекликаются. В жизни он был очень счастлив в своем ближайшем окружении, среди друзей, которые его понимали и ценили.
Музыка, живопись, поэзия. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак. Стояла тишина. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак.
Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. И постоянная, драматическая утрата ощущения этой гармонии. Борисову-Мусатову свойственны сдержанность эмоций, мечтательное созерцание. Для изучения истории архитектуры истории костюма XIX века – навряд ли.
Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией.
И, наконец, знаменитый «Водоём». Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен. Также на картине изображены образы жены и сестры. Эта поездка оказала на него огромное влияние. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы.
Ясная гармония чувственного и духовного выражается и в пластической гармонии живописи. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Пишет «Автопортрет с сестрой» (1898, Русский музей, Питер). Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины.