Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.
Имеется там и речка Смородинка, упоминаемая в былине. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей.
Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины.
Выехал Илья Муромец в чистое поле и увидел попрыски (следы) богатырские и по них поехал и приехал на те леса Брынские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Противоположный подход был у Николая Рериха. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. С Рерихом все поменялось.
Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня.
Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. К востоку от города Карачева (Брянская обл. ) лежит село с былинным названием Девять Дубов, что в лесах Брынских. Романтическая тоска тут остается разве что в пасмурном небе, сулящем трем богатырям опасные испытания.
Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно.