Художники барокко стремились передать движение в своих картинах. На картинах крупнейшего представителя барокко П. П. Яркие примеры картин эпохи барокко можно наблюдать в творчестве Рубенса («Распятие», «Страшный суд», «Битва греков с амазонками») и Караваджо («Больной Вакх», «Отдых на пути в Египет», «Призвание апостола Матфея»).
Многие художники барокко осознавали время и использовали его в своих картинах, чтобы передать силу природы.
Художник пользовался покровительством кардинала дель Монте. Он также испытывает влияние Тинторетто и Веронезе. Жизнь персонажей Шардена размерена, спокойна, небогата событиями. В Италии, на родине барокко, в XVII в. переживала расцвет фресковая живопись.
Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм. Художника привлекают образы бродячих музыкантов, солдат, цыган, комедиантов.
В 1596 г. художник исполнил одну из первых в истории европейской живописи композиций в этом жанре — «Корзину с фруктами». В завершение он прописывал холст тончайшими лессировками, объединяющими изображение в едином гармоничном колорите. Шарден постоянно совершенствовал свое мастерство, ни на мгновение не останавливаясь на достигнутом. Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи».
Успех Розы был огромным. Таковы герои его ранних работ («Маленький больной Вакх», ок. От этого ещё острее чувствуется его беспомощность. Двусмысленность в толковании образа возникает за счет особого сочетания и расположения на полотне света и тени. С другой – это старший сын, в котором воплощается совесть.
Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. ". Учился в Милане (1584--88) у С. Петерцано.
что ты гонишь Меня. Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи. Нравы стали откровенно нестрогими, вкусы – прихотливыми, формы – легкими и капризными. Они, видимо, заблудились в незнакомом для них месте. Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию.
Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). Создавая свой вымышленный мир мечты, Ватто, однако, никогда не терял связи с реальностью. В 1717 году картина была представлена Ватто в Академию.
Впоследствии (в 1614 г. ) план собора был удлинен пристройкой и был сооружён новый фасад, выполненный в патетических барочных формах. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили для передачи движения. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. 2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо.
Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Ватто никогда не волновало, будут ли куплены его работы. Нарастало недовольство народных масс своим положением. Титанизм проявляется (как уже отмечалось) в страстном порыве к самоутверждению личности.
Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. В 1595 г. Аннибале, считавшийся наиболее талантливым из братьев, переезжает в Рим, где расписывает плафон галереи в Палаццо Фарнезе (1597-1604 гг. ). Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. ), Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. ). Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ).
Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг. ) голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. В переводе с итальянского языка, barocco — «странный, удивительный, причудливый». Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джептилески, К. Сарачени, Дж. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
На загорелых ногах набрякли вены. Все эти образы позднее найдут полное отражение в картинах Сальватора Розы. Он стал законодателем моды и самым престижным художником середины века. В барочных скульптурах мы видим подчинение материала художественной идее.
Тяжело переживая это новое горе, художник, чтобы как-то заглушить боль, глубоко погружается в пучину дипломатической деятельности. Другая типичная черта – противопоставление освещенных и теневых планов картины (часто общей темной тональности противопоставляются резко освещенные детали). Из нежных, сероватых и цвета привядших роз тонов Буше виртуозно составлял характерные для рококо цветовые созвучия, которые обозначались такими экстравагантными терминами, как голубиная шейка, резвая пастушка, цвет бедра взволнованной нимфы. Буше умел сочетать развлечения с напряженным трудом.
Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»). Франциска». Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592--93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи -- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Последнее было важным, обновившим язык французской живописи открытием. Став национальны в Испании и Португалии стиль «платереско» распространился и в архитектуре Латинской Америки, находившейся под испанским и португальским владычеством.
Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Ведущая роль в борьбе за новое искусство принадлежала выдающемуся французскому мыслителю, ученому, художественному критику Дени Дидро. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Личность активна, как никогда раньше.
Барокко потребовало качественно иных принципов мировосприятия. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Не случайно принято говорить о титанах и титанизме Возрождения. В 1570 г. художник прибыл в Рим, а в 1576 г. переселился в Испанию. В 1608-1609 гг. В XVIII в. в постройках круга Х. Б. де Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в ультрабарокко стран Латинской Америки).
Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599—1641). Это высокая прическа из множества локонов. Предвосхищая живописцев ХIХ века, Шарден использовал свойство положенных на холст раздельных мазков чистого цвета сливаться на расстоянии в глазу зрителя и создавать легкий воздушный, богатый тончайшими цветовыми нюансами тон. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы и Барокко искусство скоро распространилось за пределы вечного города.
Особенно характерно решение человеческого тела. Это было в духе времени. Все это должно было выделить аристократию из окружающих ее людей.
Это время абсолютизма. — шлак). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Другим стало торжество естественных наук, техники и светской жизни. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. Родился в 1573 г. в Ломбардии.
Недовольство старым режимом охватило решительно все слои общества. Вся поверхность охвачена опалово- сероватой лазурью. Карнавальное действо проходило на Пьяцца Навона. Фигуры у Караваджо изображены таким образом, что у зрителя возникает ощущение необыкновенной реалистичности.
Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Мода эпохи барокко ввела новые материалы и украшения, общий вид костюма стал иным.
Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. повсеместно вытесняется классицизмом. Барокко были свойственны также динамичность, контрастность, что сильно отличало его от ренессансной гармонии. Если говорить об эпохе и людях, живших в это время, то можно увидеть особое увлечение развлечениями, карточными играми именно в это время стали популярны маскарады, фейерверки, вычурные женские причёски, корсеты, неестественно расширенные юбки на каркасах, а у мужчин – напудренные парики, бритое лицо и т. д.
В 1605 г. художник впал в депрессию и последние годы работал мало. Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной.
Принятие барокко потребовало перемен в нормах поведения и во внешнем виде аристократии. Сальватор Роза является создателем и такого вида пейзажа, как философский. Творчество Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606-1669) содержит несвойственную барокко тенденцию к философскому самовыражению художника вне привычного для барокко чувственного, телесного начал. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).
Колорит великого мастера оказал на него сильное влияние. Создается впечатление, будто бы природа лишь заснула на какой-то миг. И здесь Буше почти не было равных. Часто использует художник эффект зеркала, создавая композицию в композиции, сцену в сцене, расширяя пространство изображаемого («Менины», «Венера перед зеркалом»). Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи.
Они не знали, что он воскреснет на третий день, прощались с ним навсегда. При этом особенно ценятся художественный вкус и чувство меры. Только на подъеме неостывшего чувства художнику могла прийти гениальная в свей простоте и смелости идея – сохранить реальную ситуацию, образ, еще стоявший перед его глазами: Марат в ванне, отвечающий на письмо Шарлотты Корде (оно у него в руках) и предательски ею убитый. К середине 1789 года Париж напоминал военный лагерь. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
Все, напоминающее о ее художественных вкусах, стало одиозным: Буше презирали, Фрагонара кое-как терпели, к Грезу с его проповедью семейных добродетелей относились в лучшем случае снисходительно, зато с новой яркостью вспыхнула звезда Пуссена и воцарился новый классицизм революционной буржуазии, взявшей напрокат тоги и котурны античных героев. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Назвали его Сальватором. Сооружение ансамбля было начато в 1563 г., велось под личным присмотром короля.
В картине «Блудным сын» сюжет, по сравнению с евангельской притчей, оказывается несколько упрощенным и приземленным. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем итальянского. Их основная тема -- изображение персонажей Священного Писания, сцен чудес и мученичества.
В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура – это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему. Портрет бандита оказывается сложнее открытого и несколько романтично настроенного юноши с полотна «Автопортрет». Кроме кружев, на одежде было много бантов. В Картине «Мученичество Святого Стефана» (Рис. 5) художник сузил и затенил пространство, в котором заключены персонажи картины, чтобы создать удушающую атмосферу. Драпировки были также и по краю декольте.
Наглядным примером в этом отношении может служить полотно Рафаэля «Афинская школа». Парижская публика увидела Брута через месяц после взятия Бастилии. В том же ключе созданы и известные сатиры Розы, среди который особое место занимают «Поэзия», «Музыка», «Зависть», «Война», «Живопись», ставшая своего рода гимном молодого литератора и художника. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. В конце 1680-х годов в стране разразился финансовый кризис. Каковы бы они ни были.
Одновременно она ощущает внутренний надлом, постоянную неудовлетворенность. Петра в Риме. Таков был Леонардо -- один из величайших деятелей Возрождения. Динамика пространства подчёркивается распределением светотени. Он был низок ростом, вот таким образом носил высокие каблуки. Необычайная экспрессия выражена гнущимися под ветром могучими деревьями, стремительно движущимися вперед тучами, почти полностью закрывшими прозрачное небо, жестикулирующими людьми, пытающимися что-то доказать друг другу.
Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В центре группы -- Платон и Аристотель.
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Эпоха Возрождения подошла к концу. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы игры и беседы.
Пространства в барокко имеют сложные построения. В пейзажах Розы заключена огромная сила, особая экспрессия. Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв.
В ней нет ни одной незначительной детали. Процесс разложения французской монархии стремительно продолжался и при новом правителе, с той только разницей, что атмосфера удручающей скованности версальского двора сменилась разгулом, оргиями и полным падением нравов при парижском дворе регента. Если Людовик ХIV говорил: Государство – это я, то Людовику ХV принадлежит не менее выразительная сентенция: После нас – хоть потоп. Живописным завещанием художника и эпилогом его творческих исканий стало хранящееся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) полотно «Возвращение блудного сына». Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца.
Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Его кредо было — постоянная работа, совершенствование техники. Его стихи энергичны, порывисты, эмоциональны и в некоторых местах чересчур грубы и резки. Смысловые центры его картин ярко и отчетливо выступают из глубины темного заднего фона.
Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма. В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. Иногда особую прелесть получают у него случайные элементы.
Роль геометрических построений приводит к новому подходу к пространству изображения.
От высоких, благородных чувств сострадания (в группе Христа) до откровенного безразличия и озлобления (в группе фарисеев). Напротив, каждая деталь углубляет общую мысль. Глубокий, предельно эмоциональный характер выражения скорби обретают образы персонажей в полотне «Положение во гроб» (Рис. 1). В 1715 году после более чем полувекового царствования умер Людовик ХIV. Возрождение исключительно богато творческими личностями.
Молодая женщина вскинула руки вверх. Он превыше всего ценил свою творческую независимость и презрительно относился к деньгам. В протестантской Голландии, которая после буржуазной революции 16в. занимает Караваджо и караваджизм.
В природной стихии как будто растворяются гротескные человеческие фигуры, придающие ландшафтам фантастический вид («Пейзаж с прачками» «Горный пейзаж», 1720-е «Проповедь св.
Так, герой представлен как простой неаполитанский крестьянин. В барокко, ставшем излюбленным и как бы каноническим стилем католических храмов не только 17 в., но и в последующее время, средства архитектуры были направлены на то, чтобы ошеломить зрителя, произвести на него впечатление. Солнце зашло за облако.
Особенно популярно изображение Богородицы с младенцем (Христом). Созданный ими стиль вошел в моду при дворах европейских монархов. Эта среда была рассадником стиля рококо. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Старый мир с его естественностью и простотой объявлялся миром грубости и примитива, а задача человека в новом мире – освободиться от природных оков и «облагородить» естественное начало. Вся система по ведения стала подчиняться жесткому церемониалу. Золотой век испанской живописи, ознаменованный такими именами, как Диего Веласкес, Хусепе Рибера и Франсиско Сурбаран, также прошел под знаком барокко. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию.
В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в XVIII в. Барокко в одеждеЖенское платье было на подкладке из китового уса. Гравюры произведения раскупались нарасхват. Еще много трогательных и поучительных историй расскажет нам Грез и в каждой из них он будет стремиться преподать урок нравоучительной морали. Такая претендующая на воспитание добродетельных чувств трактовка образов могла бы позволить увидеть в произведениях Греза образец исправляющей нравы живописи, о которой говорили просветители. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Так, на мощных контрастах свете и тени основала творческая манера итальянского художника Микеланджело Караваджо (1571-1610). Они наиболее ярко выразились в неповторимо своеобразном творчестве великих мастеров (Д. Интерес к натюрморту заметен во многих работах Караваджо. Юноша торопливо похищает поцелуй у прелестной девицы.
Но достаточно назвать около трехсот картин и несметное множество рисунков, которые в последнее время приписываются Ватто, чтобы представить себе неизбывную творческую энергию, поразительную трудоспособность и продуктивность мастера, прожившего столь короткую жизнь (Ватто болел туберкулезом). Поражает новизна, самобытность, широкий диапазон образных, эмоциональных и живописных решений, большое разнообразие сюжетов. В колорите преобладают золотисто-бурые тона. Стены ее украшали авторские работы живописца. Приехав в Париж в 1750 году, Грез через пять лет стал уже известным художником. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск.
Себастьян»). Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея:". В этих странах на протяжении 13-15 вв. После ссоры с одним из представителей местной знати ему пришлось уехать на Сицилию.
Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение». Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой. Обычная, ничем не примечательная жизнь монастыря превращается у Маньяско в мрачную комедию. Жилло писал эскизы театральных декораций.
Спаренные пристенные колонны создают напряжённый ритм. Веласкес умирает в возрасте 61 года в 1660 г. Он работал над монументальным циклом картин, посвященных Генриху IV, создал ряд алтарных картин, среди которых «Святой Рох» для церкви св. Особняком в испанском барокко стоит творчество некоего Доменика Теотокопулоса, вошедшего в историю как Эль Греко: будучи православным греком и по «первому образованию» иконописцем (на Крите имеется икона византийского стиля, подписанная его именем), он создавал картины преимущественно на религиозные темы, отмеченные влиянием византийской иконописи между тем он создал свою собственную технику письма, которая так и осталась оригинальной – последователей и подражателей у Эль Греко не было. Далеко отстоит оно и от атеизма и от культа научного разума, свойственных последующему времени западноевропейской культуры. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе.
Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце» искусный наездник, танцор, стрелок. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Рубенс умер 30 мая 1640 г. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571- 1610, Италия) один из крупнейших мастеров маньеризма и барокко, считающийся основоположником реализма. Собор св. На Веласкеса оказывает влияние общение с Рубенсом, который был в Испании в 1628 г. Во время пребывания в Италии, куда художник был послан, чтобы пополнить дворцовую коллекцию картин, он пишет «Кузницу Вулкана», которая демонстрирует свободу письма и богатство цветовой палитры. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. Он скорбит об утраченной молодости и сожалеет о невозможности изменить текущие дни.
Одна из любимых тем художника – тема вакхическая («Вакх», «Вакх и Ариадна», «Союз земли и воды»), демонстрирующая откровенно телесное восприятие жизни, в своей основе и языческое и театрально-карнавальное. Например, невысокие потолки и низкие дверные притолоки диктовались соображениями экономии тепла. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Христос же ответил: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». В своих картинах он стремился к правде, какой бы некрасивой она не была.
Зрелые произведения К. (1599--1606) -- это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Расцвет живописи в Испании предвосхищает творчество Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541- 1614), родившегося на Крите. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. В эпоху Возрождения, европейские художники осознали важность формы и анатомии в представлении человеческих фигур реалистично.
Типичная такая парсуна – портрет князя В. В. Голицына. Здесь Питер Пауль с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников.
Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Б. Тьеполо. Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи — Доменико Фетти.
Данное полотно явилось результатом сомнений и мучительных переживаний зрелого автора. П. П. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. Двое мужчин держат тело Иисуса. Краски жизни сошли с него и остались резкие рельефно вылепленные формы. Шедевры мастера вывели искусство его страны и в целом барокко к новым рубежам.
Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием «Математические начала натуральной философии», а также открывает «Закон всемирного тяготения». занимает творчество Микеланджело да Караваджо.
Мастера гордятся своим умением уподобить скульптуру живописи. В известном смысле творческий гений художника ставится выше чисто природной красоты. Костюм был подчинен этикету.
Большое внимание уделялось головным уборам и парикам. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья.
В настоящее время Аннибале Карраччи ставят в один ряд с его великим современником Караваджо. В нем нет помпезности, чрезмерной яркости, нарочитой телесности. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Творцы в стиле барокко преуспели в реалистичной передаче изображений людей – их портреты стали более вычурными, яркими, эмоциональными.
Поселился в Риме в начале 1590-х гг. Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, художник Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья архиткторов Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Но то, что писал Ватто, решительно отличалось от бездумных сюжетов его современников.
В 1609 г. Рубенс стал придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы испанских регентов в Нидерландах. К. свойственны демократизм художественного идеала интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Ко всему моралист подавлял в Грезе живописца. Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Главными мастерами испанской живописи считаются серьезный и мистически настроенный Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682), художник видений, небесного мира и правдивый Диего Веласкес (1599—1660), который как портретист принадлежал к первоклассным художникам.
Имя художника популярным сделали полотно «Урок анатомии доктора Тульпа», вызвавшая множество споров картина «Ночной дозор» и др. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Она была связана с манерами, которые все больше и больше становились рафинированными. Все соединено в сложном, как бы случайном ансамбле -- порождении природной стихии. Тонким психологом предстает Ремьрандт в картинах на библейский и евангельские сюжеты («Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», «Отречение апостола Петра», «Поклонение волхвов», «Вирсавия», «Святое семейство», «Видение Иезекиля» и др. ). Они были прообразом дворянского бала.
Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. Все трое Карраччи известны как блестящие рисовальщики. Интерьер бароккоВ интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены, позолота. Два путника едут по дороге. Не пришедшись ко двору в Мадриде, Эль Греко обосновывается в Толедо.
Заметно здесь и сходство главного героя картины с самим автором. Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой. Живопись Диего Веласкеса отличалась сдержанностью и скупостью, в нём также было заметно влияние Караваджо (контраст полумрака и освещённой сцены на первом плане).
Можно ли говорить о барокко в допетровской России и Украине. Богатым фасадам барочных храмов соответствовали ещё более роскошные интерьеры. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Рядом с ней, чуть ближе к зрителям -- Магдалина.
Наиболее заметно это в картинах с морскими пейзажами. Человек из разъяренной толпы готов ударить его по голове огромной глыбой.
Действующие лица в его картинах – это простые люди из народа. Величайшим мастером голландской живописи является Рембрандт Ван Рейн (1606—1669), первоклассный художник, сочетающий необычайную духовную глубину и мощную индивидуальность со смелым идеализмом. Особое место в развитии живописи XVII-XVIII вв.
В чем здесь дело. Первоначально психологический момент живописных персонажей выражен не очень ярко. Барокко (итал.
Трудно представить художника более обаятельного в своей неподдельной грациозности, чем Ватто. В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской совершенной монархии, приходится на первую половину XVIII в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Эскориал расположен у подножия амфитеатра гранитных серо-стальных скал.
Драматический дар художника проявился в его последних работах — «Избиении младенцев», «Несении креста» и «Стигматизации св. Изображение святого не идеализировано, а грубо реалистично. До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами.
Знаменосцем искусства Революции стал Луи Давид (1758-1825). Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Ватто снова, как и в случае с театральными сюжетами, не был оригинален в выборе жанра. Его определяет широкая шкала эмоций и настроений. После переезда братьев в Рим Лодовико Карраччи возглавил академию в Болонье.
Переходом к зрелой фазе творчества художника стал цикл картин «Жизнь Марии Медичи» для Люксембургского дворца во Франции (1622-1625). Новым исканиям искусства соответствовали новые композиционные приемы. В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския.
Оно доносит до нас мысль о всесилии человеческой любви, о красоте всепрощения. В странах Пиренейского полуострова пышность и богатство декоративной пластики предвосхищает общеевропейский стиль барокко ещё в период ренессанса. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Образ Жиля не имеет аналогий в живописи ХVIII века.
В то же время барокко подняло искусство минувших эпох на новую ступень. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий— «Вакх»— откровенно телесное восприятие жизни. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления) Ньютон открыл универсальный закон тяготения. Динамика и особая эмоциональность заданы в картине резкой сменой светлым и темным пятен. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Стремясь к достоверности, Караваджо всегда изображает в своих произведениях реальную жизнь, какой бы грубой и беспощадной она ни была («Жертвоприношение Авраама», 1594-1596 «Юдифь и Олоферн», 1595-1596).
barocco, букв. Данью новым вкусам был и условный, но удивительно легкий и светлый колорит художника. В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы. Старый отец принимает и прощает блудного сына, невзирая на его ошибки. У другой девицы, разметавшейся на ложе, проказник Амур похищает ее рубашку.
Но писал он их ярко, с убедительной силой, страстью и реализмом. Этому эффекту помогают световые блики играющие на поверхности скульптур. На необычном для Ватто большом холсте (почти два метра в высоту) написан в полный рост популярный персонаж итальянской комедии масок – наивный, доверчивый неудачник Жиль.
В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Спрашивают дорогу у какого-то оборванца. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм). Она проходит в повседневном труде, заботах о доме и самых прозаических занятиях (Прачка, Ленинград, Эрмитаж Молитва перед обедом, Ленинград, Эрмитаж). Именно в этот период им была написана большая часть пейзажей.
В картине «Ужин в Эммаусе» (Рис. 2) Караваджо изображает кульминационный эпизод сюжета о явлении Христа ученикам на третий день после Распятия. » «Теперь, — добавлял в том же письме художник, — я спокойно живу с моей женой и детьми. Полотно под названием «Ложь» является хорошей иллюстрацией к стихотворению «С лица снимаю своего румяна я и краски». Картины театральны, манера письма выразительна, непринужденно свободна.
В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни. Художники идут по пути формальных приемов достижения этих целей. Наиболее значительной фигурой является Веласкес (1599-1660).
Наиболее интересна композиция "Призвание апостола Матфея" (1599-1600 гг. ). Однако Возрождение прямо или косвенно подготовляет последующую эпоху. Все лучшее, чем был отмечен реалистический талант Ватто, соединилось в его последней картине Вывеска Жерсена. Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто.
Наступил XVII в., ставший новым этапом в истории западноевропейского искусства. В композициях «Возрождение креста», «Снятие с креста» художник использует резкие ракурсы, беспокойные пятна света и тени. Возвращается обратно лишь в 1639 г. Летом этого года в Риме проводили карнавал, на котором Роза выступил в роли странствующего актера под маской Ковиелло (плебея, не смирившегося со своей судьбой).
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии «Система природы». «Небесный мир» и «земной мир», «рай» и «ад», «грехопадение», «искушение», «воскресение духа и тела» -- эти и иные категории зримо и незримо присутствуют в картинах Возрождения.
Антония Брешианского» «Морской пейзаж», 1730-е). Стиль эпохи порождается не каким-то отдельным, однозначным фактором. По своему предназначению барочная скульптура разделяется на культовую и светскую. Петродворец), Царского Села (см. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск.
Отныне стремление идти от реального жизненного мотива, от конкретной жизненной ситуации никогда не оставит художника. В 1728 году на Выставке молодых среди множества выставленных живописных работ резко выделялись два написанных непривычно просто и материально натюрморта Шардена – Скат (Париж, Лувр) и Буфет (Париж, Лувр). В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Будучи придворным художником Филиппа IV. Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение.
Пустоту серой монастырской действительности подчеркивает колорит, выдержанный в темно-коричневых и зеленоватых оттенках. Единственным в то время художником, которому суждено было подняться выше образного языка своей эпохи и возродить французскую живопись в годы застоя, был Антуан Ватто (1584-1721). Одним из самых ярких примеров такой личности был выдающийся художник века Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779).
XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. В первую минуту она кажется спокойнее других, но сколько жуткого горя в этом спокойствии.
В архитектуре стиль, называемый «украинским», «московским» или «нарышкинским» барокко, признан большинством искусствоведов. Он перестал писать, зато стал хранителем Лувра. Эскориал был сооружен в 45 км от Мадрида у скалистых отрогов Сьеры-де-Гвадаррамы.
В итоге голландцы создают в XVII веке самостоятельный, национальный стиль, первым представителем которого можно назвать Франса Галъса (1585—1666) из Гарлема. В середине 30-х гг. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Грез был забыт и умер в полной нищете и одиночестве. Яркий след в живописи Франции второй половины ХVIII века оставил художник необычайно разностороннего дарования Оноре Фрагонар (1732-1806). Открытость композиции, особая чувственность тел характерна для Рубенса интерпретирующего греческие и римские легенды: «Похищение дочерей Левкиппа», «Вакханалия», «Персей и Андромеда». Одним из таких титанов был, несомненно, Леонардо да Винчи (1452--1519).
Нарышкинский стиль). В возрасте 14-15 лет он попал в Венецию и там обучался в мастерской Тициана. Перед ней свирепая толпа бросает камни в несчастную жертву, Св. Под кафтан надевали камзол без рукавов. Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве.
Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Там же, в Абруццких горах и Калабрии, молодой художник встретил бродяг-разбойников, среди которых находились и те, кто был изгнан из общества «добропорядочным» людей за свободолюбивые, смелые мысли.
Жиль у Ватто беззащитен и бесконечно одинок.
И еще одно женское лицо -- мать Спасителя. Художник изображает мрачные руины, темные лесные чаши и морские бури. Б. Караччоло. В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру.
Происходили изменения и в облике человека. Оба натюрморта были замечены в академических кругах. Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы. В странах с развитой промышленностью и торговлей (Англия и Голландия) буржуазные революции завершились победой нового общественного строя.
Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ).
Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем -- в Неаполе (1607 и 1609--10), на острове Мальта и в Сицилии (1608--09). Возрождение не ставит этих задач.
Ярким примером служит знаменитым «Лесной пейзаж с тремя философами». Из окон ветхой усадьбы Казаччио открывался чудесным вид на Неаполь и вулкан Везувий. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Как уже отмечалось, в стиле барокко отразились различные общественные настроения сказались в нём и особенности жизнерадостной, темпераментной народной культуры Италии. Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии. Таковым является «Мужской портрет» («Портрет бандита»), на котором перед нами предстает человек с острым, пронизывающим, проницательным взглядом и застывшей на губах язвительной улыбкой.
К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий) и получило наибольшее распространение в странах, где особенно активную роль играла феодально-католическая реакция. Придя в Эммаус, ученики пригласили Иисуса поужинать.
Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. В такой обстановке рушились надменные идеалы уходящего в прошлое царствования.
Этот образ нельзя назвать определенно однозначным. В "Успении Богоматери" (1605-1606 гг. ) для алтаря церкви Санта-Мария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. В ХVII веке Версальский двор гремел, был эталоном роскоши и вкуса во свей Европе. Все это создает эмоциональную силу воздействия композиции.
Рембрандт прославился ташке как великий мастер гравюры (рисунок делается гравировальной иглой на медной пластинке и затем углубляется с помощью вытравления) в гравюрах он с наибольшей непосредственностью выразил свои богатые художественные идеи. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. В 1750-е годы, когда Шарден достиг уже вершины мастерства, начинал свой путь к признанию Жан Батист Грез (1725-1805). Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз. События происходят обычно в полутьме, прорезанной наискось лучом света (такое освещение называют подвальным). Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм.
Стержень их композиционного замысла -- движение воды. Народная среда еще очень долгое время жила по традиционным нормам и представлениям. Русская аристократия оказалась втянутой в быстроизменяющиеся (по сравнению с традициями) художественные стили, которые находили свое выражение в требованиях моды и этикета. Все вместе дает ощущение неукротимой жизни природы. Во-первых, это изменение мировоззренческих представлений о мироздании и человеке, связанных с эпохальными научными открытиями того времени.
Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В это время он приобрел замок Стен близ Малина, где подолгу жил.
Стиль Розы в поэзии, равно как и в живописи, проявился во всей его полноте. Давида привлек моральный аспект этого предания.
Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс. Одну из комнат своего дома Сальватор Роза превратил в мастерскую. Скульптура и вода образуют одно целое.
В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606--10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Его называют реформатором европейской живописи XVII века, внесшим много нового в господствовавший до этого стиль. В этом нас убеждает одна из самых известных галантных композиций мастера – Паломничество на остров Цитера (Париж, Лувр).
Ему не было в то время равных не только по сложности эмоционального состояния образа, но и по крайне неординарному живописному решению. Среди известных работ художника – «Гадалка», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист», «Положение во гроб». Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья.
1591 «Вакх», 1592-1593), в которым слащаво-красивые герои академического искусства уступают место образам простых итальянцев с характерными чертами лица (миндалевидным разрез глаз, полные губы, темные шелковистые кудри).
А вот в живописи ничего подобного не наблюдалось. Голландское барокко не похоже на фламанское. И здесь вкусы учителя и ученика, очевидно, совпали. Барокко сменилось более спокойным палладианством.
В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо— «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Стиль Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. Вдали за скалой скрываются две фигуры. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа.
Внимание начали уделять любому жесту, позе, даже, благозвучию голоса. Особой утонченностью передачи сокровенных душевных состояний отмечен признанный шедевр мастера – Жиль (Париж, Лувр). Особенно интересна и показательна работа Розы под названием «Пейзаж с мостом», хранящаяся в настоящее время в галерее Питти во Флоренции. Молодому живописцу вскоре была предоставлена возможность организовать индивидуальный показ работ для членов Королевской Академии.
Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость – ведь, закончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Простота и естественность стали отличительной манерой мастера (Портрет супругов Лавуазье, 1788, Нью-Йорк, Метрополитен музей Портрет госпожи Пекуль, 1784 Портрет Лазаря Гоша, 1793, Киевский музей западного и восточного искусства Зеленщица, 1795). Давид видел героев в Робеспьере и Марате, но вскоре после падения якобинской диктатуры он так же искренно предался душой Наполеону. Симон осудил Христа за то, что он разрешил грешнице осквернить себя прикосновением. Причем фрагменты стиля могут проявляться на всех ступенях социальной лестницы и на всех уровнях вкуса – и во дворцах и в хижинах. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс.
1530-1597). Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Манера стоять, сидеть, ходить и т. д. За портреты, написанные в Риме, художник избирается в члены Академии святого Луки. До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты).
Можно сказать, что «Возвращение блудного сына» это иллюстрация того, как в одном человеке в конце его жизни происходит объединение внутреннего, духовного и внешнего, подверженного страстям мира. В творчестве Х. Риберы (1591-1652) отчетлив интерес к ярко индивидуальному, конкретному, пусть даже уродливому.
Они призваны показать, что глубины библейского сюжета вполне доступны всякому человеку. Во всех видах искусств стиль барокко слилось с более легковесным стилем рококо. С точки зрения Возрождения в этом не было бы ничего привлекательного. Внешний вид обязан был подчеркивать высокий статус человека.
В такие минуты юноши превращаются в мужей. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне». Это жест, раздираемый криком. По сторонам юбку украшали драпировки. Нет здесь и пышного окружения: блудным сын обращается к Богу в окружении баранов и коровы. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Но это ещё сравнительно простая и чёткая форма часто конфигурация плана очеречена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, границы между ними неуловимы.
Тон всему произведению задают необычные переходы света в тень и использование красок определенного цвета (темно-коричневым фон, желтоватые одежды актера символизируют ложь и обман). Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Развитие ее в отдельных странах далеко не одинаково.
В итальянской архитектуре стиль барокко самым видным представителем Барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Пока что это реализуется по преимуществу в художественно-эстетической форме последующая эпоха Нового времени будет утверждать индивидуального и коллективного субъекта через научно-технический прогресс речь пойдет о практическом преобразовании природы. В эпоху средневековья достоинством считалась сила, в предыдущие времена – богатство, оно вызывало чувство почтения, понималось как величие. Эти средства с той же целью использовала и католическая церковь. Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи».
Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник.
Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. В написанных в Испании картинах Эль Греко проявляет свою индивидуальность: отказываясь от законов перспективы, он строит пространство произвольно иррационально, смещает земные и небесные планы.
Этим термином пользуются историки искусства для характеристики художественного стиля, одобренного Петром I и широко использованного для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. Художник пишет много прекрасных заказных портретов, но наиболее интересными являются автопортреты, отражающие изменение его душевного состояния, а также автопортрет с первой женой, Саскией. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла (Бавария, Австрия, Польша, Прибалтика) дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства.
Прием этот возведён мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Среди них -- знаменитые работы Бернини -- фонтан «Тритон» на площади Барберини в Риме, фонтан «Четырех рек» на площади Навона и др.
Мода эпохи стиля барокко тяготела к большой стилизации и искусственности. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной).
освободилась от испанского владычества, архитектура отличается сдержанность и простотой. Он заставлял обожествлять правителя или дворянина, т. к. Позже они стали намного пышнее. Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками.
Театр военным действий у Сальватора Розы необымайно выразителен и, как правило, располагается до самого горизонта на фоне разрушенных, застывших в молчании архитектурных построек (башен, дворцов, храмов) и прозрачно-голубого неба, местами закрытого еле заметными для глаз белыми облаками. Колорит очень мрачен, почти меланхоличен. Главой школы стал великий мастер европейского барокко Питер Пауль Рубенс (1577-1640).
Во время ужина «Он был узнан ими в преломлении хлеба» но в этот момент Христос стал невидимым. Но наиболее талантливым и признанным среди них был Франсуа Буше (1703-1770). Тем не менее, художники предпочитают писать образы Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя, апостолов или изображать эпизоды евангельской истории (например, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи). Всего за несколько дней создал смертельно больной художник этот бесспорный шедевр реалистической живописи ХVIII века. Бунтарский дух Караваджо проявился и в его творчестве.
Вся знаковая система, сложившаяся во время господства стиля барокко, должна была подчеркивать отличия аристократической среды, усиливать абсолютную власть, четко ставить границы в системе дисциплинарных пространств. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Он был учеником Буше и Шардена и в своем творчестве осуществил альянс этих разных течений. Так появилась знаменитая «Гадалка» (1595).
Регентом при пятилетнем наследнике престола был назначен Филипп Орлеанский. Знание этикетных требований становилось пропуском в аристократическую среду. Этикет неразрывными узами был связан с модой. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Но, по существу, этот стиль во Франции не привился. Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. К концу 1590-х гг.
Теперь модницы хотели походить на древнюю статую. В качестве самого яркого образца можно привести пример скульптурной композиции Джованни Бернини «Экстаз святой Терезы». Ее слез не видно, лицо полузакрыто платком. Достижением художественной культуры Ренессанса является также правильная геометрическая конструкция картины: изображение в буквальном смысле строится (а не рисуется) при помощи тщательно разработанных точных приемов.
напрямую стала связываться с господствующими ценностными системами. Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность яркий пример — Рубенс, Караваджо. Костюм был подчинен этикету. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ).
Изящество манер воспринималось источником немалого эстетического удовольствия. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Единственным наставником художника оставалось его богатое воображение. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св.
Тело Христа бескровно. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал.
Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Архитектуру барокко невозможно представить себе без скульптурного оформления. На полотне художник представил себя пишущим портрет Кого.
Христос заинтересовался их беседой. Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи— Доменико Фетти. Молодой Иоанн всматривается в его лицо. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599--1600, церковь Сан – Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600--01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603--06, церковь Сант-Агостино, -- все в Риме «Положение во гроб», 1602--04 (см. Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ).
Патриотические мотивы ощутимы в картине «Сдача Бреды», также крайне насыщенной и по смыслу и с точки зрения композиции. Караваджо скрывался от наемных убийц в Сицилии и Южной Италии. Их лица, выражения и позы демонстрируют целую гамму эмоций. Положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (Рис. 4) евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров. Для оформления королевского дворца вблизи Мадрида Веласкес пишет «Сдачу Бреды» — первую историческую картину, в которой нет аллегорий, ложной драматизации событий и в которой отдается уважение мужеству проигравших сражение.
Мышцы этого мужчины, вздулись. Своей светотенью он производит сильнейшее впечатление. Художественное образование получил в Милане. Караваджо (Caravaggio собственно Мерзи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28. 9. 1573, Караваджо, Ломбардия, -- 18. 7. 1610, Порто-Эрколе, Тоскана) итальянский художник. Картина «Возвращение блудного сына» (Рис. 6) основывается на Библейском сюжете и является воплощением духовного и плотского, небесного и земного начал.
Одной из центральных в искусстве барокко быта идея «учить зрителя или читателя ненавязчиво, поучать посредством прекрасного». Единственный из всех, Никодим, смотрит вниз, в яму. В Неаполе художнику не удалось избежать нападения, во время которого он был ранен.
Голицынское барокко имело сходство с итальянскими и австрийскими образцами. К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. Стиль Барокко сменился более спокойным палладианством. Но это только один из источников барочного искусства. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.
Изменениям подверглось всё – архитектура и интерьер домов и дворцов, городская и сельская планировка, армейская дисциплина и военное дело На место средневекового замка пришёл дворец, предназначавшийся для отдыха, увеселений и мирного труда (к примеру, административного), вот таким образом отпала необходимость в крепостных стенах, громоздких башнях с бойницами. Однако молодой художник идет дальше учителя. Заботливый отец объясняет детям только что прочитанную страницу из Библии.
илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 1605--06, Лувр, Париж). Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра" (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. В разное время в термин барокко вкладывалось разное содержание.
То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик. Они горюют из-за разбитого кувшина, оплакивают умершую птичку или молятся, воздев к небу затуманенный слезой взор (Девочка с деревянной куклой, Разбитый кувшин, Мертвая птичка, Утренняя молитва). Изо рта вырывается вопль, она на грани обморока. В каждой стране стиль Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
Здесь задавались празднества и балы неслыханного великолепия. Он напряжен, на лбу собрались морщины.
Человек как будто пытается спрятать свои мысли от товарища. Именно барокко открыло пейзажную, парковую эру светской скульптуры. В эти дни Давид заканчивал грандиознейшее, едва уместившееся в его мастерской полотно Ликторы приносят Бруту тела его казненных сыновей (1789, Париж, Лувр).
«Мрак окутал этих пятерых людей и они опускали шестого во тьму. Такого драматического накала голландское искусство после Рембрандта уже не достигало. В 1703 году, уже в Париже, Ватто перешел к своему первому столичному учителю – Клоду Жилло. Но в соседней Бельгии, где было сильно влияние католицизма, строились иезуитские барочные церкви. В Германии политическая реакция, наступившая после первых попыток добиться буржуазно-демократических свобод, привела к усилению власти феодалов и клерикалов. Фактически, это первый в России учебник этикета. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ).
Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя от фигуры Савла. Характерным для испанского искусства становится резко выраженный, почти грубый реализм, заимствующий свои сюжеты непосредственно из народной жизни и воплощающий их с подкупающей правдивостью. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века. Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (архитекторы М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский, С. И. Чевакинский) изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптура Б. К. Растрелли и др. ). Выставленная в Салоне в 1781 году картина произвела огромное впечатление на публику. Определившие тему и содержание Велизария черты получили развитие в знаменитой Клятве Горациев (1784, Париж, Лувр).
Форме одежды (свободная, декоративная) стали соответствовать манеры, жесты (медленные, плавные). От спокойной ясности ренессанса не осталось и следа. Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена). Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти. Первую известность принесла ему картина Чтение Библии.
Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Святого Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI века новый стиль в живописи. Большое место в живописи мастера занимает пейзаж.
Лодовико Карраччи и его двоюродные братья Аннибале и Агостино Карраччи основали в 1585 г. в Болонье мастерскую-академию, где проводили обучение молодых художников по собственной программе, которая была направлена на создание монументально-торжественного искусства. В 1658 году он пишет свою знаменитую картину «Менины» («Фрейлины»), несколько лет спустя «Миф об Арахне», в которой демонстрирует построение одного пространства в другом. Агостино Карраччи известен как преподаватель и гравёр.
В эпоху Ренессанса живопись тяготела к скульптурным принципам, в эпоху барокко скульптура стремится к живописности. Во время странствий он делал множество зарисовок с видами итальянской природы. Фигуры вытягиваются, части тела деформируются. Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которые произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания.
Самый прославленный автор таких работ— Д. А. Каналетто. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Талия — узкая, под платьем носили корсет. В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, а позже в моду вошла прическа фонтанж.
Мастера барокко использовали в своих произведениях в основном теплые оттенки и плавные цветовые переходы, умело применяли светотеневые эффекты и контрасты светлых и темных тонов. Однако природа здесь представлена не в своём естественном виде, а искусственно создана согласно вкусам эпохи. Особое внимание художник уделяет передаче освещения.
Организация пространства картины призвана особым образом воздействовать на зрителя. Необычайно яркая выразительность портрета достигается мастерским владением живописной техники и использованием контрастным красок (темная шляпа и светлый фон, белая сорочка и черная шуба). В поэзии – вычурность использование сложных метафор. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. Вся композиция построена на контрастах, заострена. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков».
Родился в семье мельника в Лейдене, где работал примерно до 1632 г., после чего переехал в Амстердам. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи.
Личность соизмеряет себя с творческими силами Космоса. Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового пятна. В сапогах ходили даже на балах. Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I, чтобы «облагородить» русское общество того времени. Большой интерес представляет цикл картин на тему монастырской жизни («Трапеза монахинь», «Похороны монаха»).
Точно так же выявляется пропорциональная закономерность человеческого лица и тела. Возглавил строительство комплекса Хуан дс Эррера (ок. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета -- непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). формировался собственный архитектурный стиль – своеобразная экспансивная пластика. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах.
Петра (Ватикан)И. Кроме всего прочего, получил музыкальное образование, научился играть на арфе, флейте, гитаре и даже пробовал сочинять небольшие музыкальные произведения (известны написанные им серенады-донцеллы). Так, «Морской порт» написан в лучших традициях К. Лоррена. Расслабленному гедонизму рококо Давид противопоставил культ античного героя, пафос гражданского подвига – то, что было необходимо гладиаторам буржуазного общества. Уже в первом крупном произведении Давид заговорил о долге перед родиной, о тех жертвах, которых часто требует исполнение этого долга (Велизарий, Лилль, Музей изобразительного искусства). вытесняется классицизмом. На картине удивительным образом передана динамика движения. (маньеризму и академизму).
В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса).
Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в картине "Обращение Савла", повествующей о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: "Савл, Савл. При взгляде на его усилия чувствуешь, насколько мертвая плоть тяжелее живой». Новаторскими являлись практически все работы Рембрандта. Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». К политической власти рвалась крепнущая буржуазия. Перенесенные затем на картины, эти ландшафты необычайно реалистичны, живы, естественны.
Фигуры людей на них выступают из тёмного фона, а их плоскостный облик, не лишённый условностей, отличается некоторой «театральностью» поз. Головы людей приобретают эллиптическую форму. Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями.
и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни». Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом.
Здесь автор говорит о том, что художники, являясь служителями одной из сестер искусства — художественно-изобразительного творчества, должны хорошо разбираться в истории, этнографии, точных науках. Те новые черты, которые художник привнес в портретную живопись в сконцентрированном виде, раскрылись в двух лучших портретах мастера – Портрет жены художника (1775, пастель, Париж, Лувр) и в Автопортрете с зеленым козырьком (1775, пастель, Париж, Лувр). При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое.
Ученики не узнали его, рассказали ему все события последних дней. Давида встречали как живого героя.