Картина Бориса Кустодиева Баня: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. С удовольствием он согласился делать декорации и костюмы. Все по сравнению с ней мелко, незначительно.
В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». При этом портятся здоровье, кожа, характер. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны.
Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Работа была заказной. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Портрет так понравился Шаляпину, что он взял и эскизы к нему. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку».
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.
Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Будто впервые. По данным аукционного дома Christies, картина находилась в частной коллекции российского эмигранта Лео Масковского до 1989 года, когда она была выставлена его вдовой на аукцион, продана, а затем пропала из виду до новой продажи, то есть до 2005 года5657. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.
Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Шаляпин что-то говорил о мерзнущих, вероятно, пальцах, а Кустодиев не мог оторвать глаз от румяного лица, от его богатой, живописной шубы. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Увидел художника в тесной мастерской, одновременно служившей и спальней, в кресле-каталке, полулежавшего под нависшим над ним мольбертом и «жалостливая грусть» пронзила сердце великого певца.
Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно.
Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Я. Билибин, 1901).
В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Истинно русская женщина. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности.
Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник. Они просто иные. После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). Вот кого рисовать-то. Одна из главных тем — шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Вместе с семьей отправляется в Париж. Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой.
Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Еще ценилась толстая, в руку, коса.
В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Чертовски трудно. Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась.
Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. К этому времени у них уже родился сын. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу.
Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214.
Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. В технике литографии летом и осенью 1921 года Борис Кустодиев создаёт в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу альбома «Шестнадцать автолитографий», выпущенного Комитетом популяризации художественных изданий. Я. Билибин, 1901). Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться.
Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины». Этот новый для себя вид искусства Кустодиев начинает осваивать в последние годы жизни. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года10.
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. А расчет на деле оказался изумительным. Затащил мужика с базара — и писал при народе. К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь.
Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Только щеки да нос краснеют».
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург). Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Позировала, как и для многих других полотен, дочь.
Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Пышнотелая барышня искрящаяся здоровьем, блеском, чистотой свежевымытой кожи. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
Зашел с мороза прямо в шубе. Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты приобретал особую монументальность в гиперболизированных формах, сочетавшую в себе одновременно восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел453. Интересна история создания одной из последних работ Кустодиева Русская Венера. Вот к такому выводу приходишь, когда смотришь на красавиц, которых навсегда запечатлел на своих полотнах Б. М. Кустодиев. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». В контрасте с фоном холодных голубых, лазоревых, бирюзовых и сапфировых оттенков обоев с букетами и гирляндами роз тяжёлый комод и довольно неуклюжий сундук разукрашены Кустодиевым по-сказочному, по-былинному, под стать оперению жар-птицы: кумачовыми, пурпурными, коралловыми, багряными, рубиновыми, алыми, в общем, всевозможными оттенками красного и розового цветов. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь.
Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Какова шуба на нем. Федор Иванович Шаляпин задумал поставить на сцене Мариинского театра оперу А. Серова «Вражья сила». «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Да, «кустодиевские женщины» именно такие.
Он твердо решил стать художником. Картина эта, к сожалению, завершена не была. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина.
Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.
Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Сотрудничество с первыми советскими издательствами у Б. М. Кустодиева началось с произведений Александра Сергеевича Пушкина. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Просто московский трактир, где купцы дуют чай.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». После премьеры, состоявшейся 3 декабря, Кустодиев зашёл в актёрскую гримёрку и на скромную просьбу позировать ему Шевченко ответила согласием. Обложка выполненная легким, узорчатым штрихом, была помещена в причудливую декоративную рамку со стилизованным растительным орнаментом. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Шаляпин вспоминал: «Он поразил меня своей духовной бодростью. А шуба. Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Он писал портрет участками, не видя целого.
Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. В создании полотна участвовала семья. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Но только в первые несколько минут. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Вот такие они – «кустодиевские красавицы». Это последняя большая картина великого русского художника. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Она смотрит на зрителя с загадочным выражением лица, нисколько не смущаясь своей наготы, с некоторой безмятежностью, но одновременно и сладостным ожиданием кого-то или чего-то.
В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы.
Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу – Кустодиев выбрал Париж. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность.
Отца своего он почти совсем не помнил. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Это позволяет нам не углубляться в биографические тонкости, а кратко обозначить канву жизненного пути художника все же необходимо. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза. Со школьных лет нам знакомы написанные им портреты Рериха, Волошина, Шаляпина, картины «Купчиха за чаем», грандиозное полотно «Большевик». А чем же хуже «кустодиевские женщины». Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Искусство требует всей жизни. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций.
Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Болезнь не сломила Бориса Михайловича. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). Примерка будет продолжаться.
Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа.
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. И. Шаляпин». Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
А может быть именно вот таким образом и стоило. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические.
А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. А в чем состояло понятие красоты у русского народа. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Врачи долго гадали о причинах острой боли в правой руке, мешавшей художнику и работать и спать. Ничем. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924).
Правда, некоторые листы основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 и «Архиерей», 1917). Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Портрет получился огромный — более двух метров в высоту. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617.