Вслух. Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. Но «любители мудрости» объединены и общим настроением: все они, каждый по-своему ищут истину, которая должна торжествовать в человеческой жизни так же, как легкие своды храма философии и голубое небо возвышаются над головами мыслителей. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Напротив – уединенный мечтатель.
За синьором Буонаротти стоит Парменид. Ни одно из сочинений Диогена не сохранилось, но выводы о сути его учения можно сделать на основании более поздних сообщений. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу».
И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. На этой фреске можно найти и другие портреты современников художника: Платон напоминаетЛеонардо да Винчи, а Гераклит – Микеланджело, причем они написаны в манере каждого из этих мастеров. 3.
Его фрески— это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа»— философия, «Диспута»— богословие, «Мудрость, умеренность и сила»— правосудие, «Парнас»— поэзия. Поверьте, в устах Микеланджело это было самой настоящей похвалой. «Истина рождается в споре» сказал древнегреческий философ Сократ. Петра авторства Браманте.
Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. В живописи он – великий идеалист и великий реалист одновременно. Несмотря на то что «Афинская школа» – это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти.
Работая над «Афинской школой» – фреской на тему философии. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых, по его убеждению, должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Личностей-титанов, личностей, равных Богу, согласно мировоззрениям эпохи Возрождения. А справа — группируются «физики». Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Рафаэль изобразил фантастический храм, главный неф которого уходит в голубую даль рядом сводчатых арок и поместил в его пространство древних философов и ученых. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм: «Я — гражданин мира». А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов.
В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет. Напротив – уединенный мечтатель. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Во время выполнения «Афинской школы», Рафаэль был очень уверен в себе и в своей работе и решил, что он все-таки скромно нарисует себя за работой. Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила».
Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Говорили что учение его — самый кратчайший путь к добродетели. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу.
В этих жестах сконцентрированы и философские идеи – абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Учитель Рафаэля Пьетро Перуджино использовал классический городской пейзаж в качестве фона при написании картины для Сикстинской капеллы «Христос вручает ключи апостолу Петру» точно так же, как делает это Сандро Боттичелли в своем «Поклонении волхвов».
Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда вСикстинской капеллесоздавалМикеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. Рафаэль Санти «Афинская школа» (Станца делла Сеньятура) (1511). Фреска. О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор. Что есть истина. Хотя интересно, что художник сказал по этому поводу папе Юлию. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи.
Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 – 347 гг до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384 – 322 гг до н. э. ) легко узнать по названиям книг в их руках. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события.
Ниже – Эпикур в венке, советовавший получать удовольствие от жизни и Зенон – философ противоположных взглядов, а рядом – фигура Пифагора. Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. Платон описывает «идеи», как суть вещи, её первозамысел и всякая вещь стремится быть похожими на «идеи».
Так складывается великая симфония человеческого познания. Всего на фреске изображено свыше 50 фигур. Называть фреску «Афинской школой» начали намного позже её создания.
Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» – один из шедевров ренессансного искусства. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Похож же он настолько, что кажется живым. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита (4).
1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Платон открыл мир идей. Ближе к нам, с пером и книгой, сидит Пифагор подглядывают у него из-за спины Боэций (по другим версиям Анаксимандр или Эмпедокл) и араб Аверроэс (он же ибн-Рушд). Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души и эта идея подробно изложена им в трактате «Тимей», с которым он и изображен на фреске. Справа Евклид, склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж.
С прекрасными декоративными деталями — и в «Афинской школе» он не забыл установить статуи Аполлона и Афины, покровительствовавших мудрости, философии, наукам и искусствам. Рядом с Парменидом — таинственная фигура в белом. На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник изображающий пса. Платон показывает пальцем на небо: мол идея.
Иное название фрески – «Философские беседы», чем как раз и заняты Платон и Аристотель. На первом плане художник разместил две симметричные группы: слева – с книгой в руках Пифагор, окруженный многочисленными учениками справа – Эвклид, решающий на грифельной доске геометрическую задачу. Аристотель называет 4 причины бытия: 1.
ление и принудят погибнуть. Цель — благо. Напротив – уединенный мечтатель. Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий земной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба).
За свое бесстыдство он был прозван собакой. Материя — такова возможность сущности. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. Аристотель и Платон стоят рядом на верхней ступени лестницы.
Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Сначала была расписана средняя из трёх станц – «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, так как здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы.
580-ок. Петра. Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед) низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. На переднем плане — Евклид измеряющий что-то циркулем перед компанией молодежи. Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал). Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности.
«Невыразимо и благообразие в головах и фигурах евангелистов, ликам которых он придал внимательность и сосредоточенность, в высшей степени естественные, особенно для людей пишущих. Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников.
Перед нами Пифагор, который как и великие деятели итальянского Возрождения сочетал в себе множество талантов, за что был особенно ими почитаем. Проектировал собор св. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. «Хорошо, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпу этих болтунов» — проворчал он. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески.
Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Так он изобразил св.
В центре фрески разместились Аристотель и Платон. до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным. Перед Диогеном, опираясь на мраморный куб, что-то пишет многомудрый Гераклит с головой Микеланджело. Пифагор жил в Древней Греции, в 570-490 гг.
Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Со временем Рафаэль доказал своё мастерство. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. Главный в ней — Сократ, настойчиво что-то объясняющий внимательным слушателям. Того самого, который спроектировал и начал строить собор Св. Всего на картине изображено более полусотни фигур.
На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина. «Афинская школа» – самая известная из фресок, созданных Рафаэлем в папских покоях Ватикана. Трудно поверить, что 25-летний представитель Умбрийской живописной школы с преобладанием принципов раннего ренессанса смог выполнить столь глобальную работу.
Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Мир материальный — не идеальный, мир идей — совершенен. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Земная деятельность человека, гармония физического тела и духовного содержания на помпезных архитектурных фонах дворца, безупречное чувство ритма и пропорций. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля – вниз, раскрытой ладонью к земле.
В своих работах Пифагор (ок. Три свода, следующие один за другим, обрамляют их. Кастильоне", 1514-15). Он разделил философов на несколько обособленных групп. Это Эпикур в венке из плюща (каковой венок был символом Вакха) и Зенон Китийский, стоик.
В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и её фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Философы увлечены спором. 25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Различные варианты доставки и удобство оплаты сделают покупку быстрой и удобной.
Украсить свой дом, офис или любое другой помещение шедевром Высокого Возрождения можете и вы, заказав печать фрески «Афинская школа». 2. Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением.
Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур (6).
Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Этот человек находится в левом нижнем углу фрески. Папа Юлий II был поражен. На переднем плане – одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. В этом споре не может быть победителя ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос и родная Земля, познание которых будет длиться вечно. Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Философы на фреске тоже спорят, но без обозначения победителя.
И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Сложно сказать. Аристотель же простер руку над землёй — нет, материя, природа изучение, классификация. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Вероятно, благодаря покровительству Браманте, папского архитектора.
Несмотря на обилие персонажей, к тому же разбитых на группы, «Афинская школа» производит впечатление единства изображенного. Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности. Самый внимательный из слушателей – молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Дальше, слева — обосновалась исключительно теплая компания.
Он никак не ожидал картины такого масштаба от столь молодого мастера. Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Справа Евклид (9), склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. 770 х 500 смАпостолический дворец Ватикан До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску Афинскую школу (1509-1511), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса.
В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц — так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи — здесь скреплялись печатью папские указы). Помните, я упоминал об Рафаэлевом чувстве юмора. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. В центре композиции представлены фигуры Аристотеля и Платона.
Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев». Таким образом, Рафаэльсловно подмигнул своему вечному сопернику, лишний раз подчеркнув, насколько сильно мировое братство художников.
Он похож на библейского пророка. За ними – Зороастр и Птолемей, оба держат в руках глобусы. Молодой еще, крепкий, Аристотель – прекраснейшее творение земли. Основатель школы циников изображен свободно расположившимся на ступенях в центре группы. Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей.
«Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна и указать наипростейший путь жизни». Дальше (если двигаться по часовой стрелке) заметная группка из шести человек. до н. э. ) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита.
Работая над«Афинской школой»- фреской на тему философии. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. На ней изображена академия, созданная Платоном. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Часто действуют акции, позволяющие сэкономить дополнительные средства.
Станца делла Сеньятура была первой из станц, расписанных Рафаэлем (1508—1511гг. ). Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Автору было известно, что занятия в ней проходили на улице, в оливковой роще.
По-видимому, в составлении программы ее росписи участвовал кто-либо из группировавшихся вокруг папского двора представителей гуманистической мысли. 500 гг. Но зачем сам Рафаэль в этом сонме мудрецов.
Тема росписи — четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». Всего на фреске изображено свыше 50 фигур. Форма — сущность бытия, это уже не возможность, а действительность. Начало движения 4.
Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. На фреске – обширный портик в стиле ренессанс. Снизу, на ступеньках, которые также символизируют ступени познания, расположился Диоген (ок. Так или иначе, но «Афинскую школу» он рисовал, обладая определённой свободой действий. Именно в материи Аристотель рассматривал возможность существования всего сущего.
Через несколько лет он показал шедевр. Его деятельность— поворотный момент античной философии. Это Платон и Аристотель. Но об этом как-то в другой раз. Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой и физикой или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит.
Эти четыре фресковые картины названы: первая – «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья – состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». Живопись является философией, - говорил Леонардо да Винчи. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени.
Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Потому так равноправно шествуют в Афинской школе Платон и Аристотель. В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников. В противоположном нефе в стенной нише стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений. Так складывается великая симфония человеческого познания.
Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен. Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Эта фреска считается одним из лучших произведений Рафаэля. Даже похвалил его. Используя все средства живописи своего времени, Рафаэль преодолел трудности колорита и наложения фресковых красок, благодаря чему достиг наиболее полного воздействия на зрителя.
Лично мне интересно, почему Рафаэль обрядил Буонаротти в«варварские» сапоги вместо классических и приличных сандалий. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Так он изобразил св. Начнем с центральных фигур. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной.
В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи.
Слева, у подножия лестницы, Пифагор (2), в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. За его спиной расположилось ещё несколько фигур, которые образуют единый образ в картине. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродны». Справа от него находится Евклид, который что-то измеряет на геометрическом чертеже с помощью циркуля. Именно вот таким образом Аристотель Рафаэля указывает на мир земной.
В 1508 году по поручению папы Юлия II Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Чуть ниже — в голубом хитоне — полулежит на лестнице Диоген. Так складывается великая симфония человеческого познания. Впоследствии основал собственную школу, названную Ликеем. Евклида изображаетБраманте. Аристотель также был древнегреческим философом (384 — 322 гг.
Петра). Мир неосязаемый, но от этого он не становится менее реальным. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Фреска «Афинская школа» по замыслу Рафаэля отображает философию. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится.
На лестничных ступенях восседает Диоген. Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают). Августина в общем, теология в те времена — это вам не философия, а тоже точная наука :). Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания.
Существуют следующие версии: сам Рафаэль (боюсь, что даже для него два автопортрета на одной картине — это слишком) Франческо делла Ровере, аристократ и кондотьер (об особой дружбе его с Рафаэлем ничего не известно, мало того, есть намеки на то, что у Рафаэля были к нему серьезные кровные претензии) Маргарита Лути, Форнарина (Булочница), любовница Рафаэля — думаю этот вариант самый вероятный. до н. э., был философом, математиком и стал основоположником собственной школы, названной «школа пифагорейцев». Он разделил философов на несколько обособленных групп. Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой.
Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Говорят, что изображенная на фреске постройка очень похожа на проект собора Св. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах.
Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). Сократ 469 – 399 гг. до н. э. 323 до н. э. ) — древнегреческий философ и основатель школы киников. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. (Говорят, что от Платона произошли гуманитарии, а от Аристотеля — технари).
И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона.
И помимо тонких наблюдений, которых в этой композиции немало, в построении ее столько порядка и меры и Рафаэль дал в ней такой образец своего мастерства, что он этим как бы объявил о своем решении занять неоспоримое первенство среди всех, кто бы ни брался за кисть. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. На своей фреске Рафаэль Санти объединил всех известных в то время философов и мыслителей, начиная от Диогена, Гераклита и Эпикура и заканчивая учениками Платона и Сократа. Перстом указывая на небо, он вещает о мире идей. Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур.
А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. И здесь Диоген символично изображён растянувшимся на лестнице, в вальяжной позе, в одиночестве, в отличие от всех других изображенных на картине, возможно чтобы никто «не заслонял ему солнца». до н. э. ). На ступеньках лестницы расположился Диоген (3). От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Рафаэль Санти Рафаэль Санти – представитель Высокого Возрождения.
Правда, чтобы после смерти придворного зодчего его закончить, пришлось выгонятьещё трех архитекторов (включая Рафаэля) и подряжать Микеланджело, который (страшно ругаясь) всё-таки воплотил великий замысел в реальность. Прототипом для «Афинской школы» послужила Академия, созданная Платоном в Афинах в IV веке до н. э., ученики которой проводили свои диспуты под открытым небом в оливковой роще. Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей.
Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Одним из них был «Запрестольный образ Монтефельтро» работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода.
Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. 400-325 гг. Хоть и со значительными коррективами. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали). Вверху слева от Платона – Сократ. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески.
Для Рафаэля живопись была философией красоты. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. «Афинская школа» – одна из четырех великих фресок написанная итальянским художником Рафаэлем, для парадных залов (станцев) Ватиканского дворца в 1508 – 1511 г. Эти фрески были аллегорическими изображениями человеческой деятельности. (Птолемей жил во II веке до н. э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной. ) Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Зороастру. Над Зороастром в гордом одиночестве возвышается Плотин (с головой Донателло). Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, вот таким образом «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра.
Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Они – центр композиции.
412 – ок. У Аристотеля возникает идея последовательных переходов от материи к форме и наоборот. Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему).