За исключением лишь одной композиции — «Сон Святой Урсулы» (ок. Пожалуй, нет. Родился в Венеции.
А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. Он удалился на кухню, где в морозильной камере был припасен кусок говяжьего филе. Среди других известных работ мастера – Чудо святого Креста (1494, Венеция, галерея Академии) Дамы на балконе (ок.
Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины. Последней работой художника стала роспись органа в Каподистрии в 1523 году. Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже).
Он то и дело разбрасывает резкие, разнонаправленные штрихи, усиливая восприятие формы. Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста. Иеронима («Св. Августина». Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне». Креста» (1494, Венеция, гал. Первым из циклов работ Витторе Карпаччо стал цикл «Святая Урсула», включающей в себя признанный шедевр «Сон святой Урсулы» (1495).
Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Георгия»). Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Внее также входят небольшие участки белого цвета. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени.
Карпаччо Витторе (Carpaccio) Время его рождения и смерти не известны с точностью. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы».
1502). В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город— сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают Не подобен ли он созданию кисти. ». Одновременно с ними Витторе Карпаччо принимает участие в создании цикла «История реликвий», для которого он создает полотно «Чудо с реликвией» (1494). 1. Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью.
Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте». гал. Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. 1460 — ок. 1526. Даже о месте его рождения спорят – Венеция это была или Истрия.
Беллини даже выбрал его себе в помощники, когда работал над полотнами для венецианского Дворца Дожей. Августина, св. Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения». Иеронима. Вероятные даты ок. Первая из картин цикла «Прибытие в Кёльн» (1490, Венеция, Галерея Академии) еще далека от совершенства.
В мировом искусстве она стала синонимом колористических исканий. Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка. На каждой картине он находится на переднем плане, стоя спиной или боком кзрителю идемонстрируя красоту своей фигуры ниже пояса.
Августина. Георгия с драконом», «Триумф св. Работал главным образом в Венеции. Предполагают, что между 1493 и 1495 годами, когда работа над циклом была приостановлена, Карпаччо мог совершить поездку в Рим и познакомиться с росписями Боттичелли, Гирландайо и Перуджино этим можно объяснить те разительные изменения в стиле и искусстве компоновать многофигурные сцены, которые отличают первые картины цикла от пяти последних великолепных полотен.
На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Шоссы он, по-видимому, считал одной из самых важных частей мужского костюма. Митра, пасторский посох и морская раковина — атрибуты св. Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах. В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона.
Первой значительной работой Карпаччо является цикл «История Святой Урсулы» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии), написанный для Скуола ди СантОрсола (итальянская форма имени Урсула), располагавшей несколькими помещениями при церкви Санти Джованни э Паоло. Картина «Лев святого Марка», написанная художником уже в преклонном возрасте, по сути является гимном Венеции. Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). В Венеции сохранились два самых знаменитых цикла картин Карпаччо, которые наиболее полно отражают особенности его стиля: один в здание скуолы Сан-Джорджо-дельи-Скьявони, другой в Академии. Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью.
Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции». На ней колористическая композиция костюма идущего посла (фото 12) состоит из оттенков черного икрасного цветов. Августина») св. Цикл из девяти картин «История святой Урсулы» (1490-1494), созданный для капеллы Скуола ди Санта Орсола, можно увидеть в Галерее Академии. Яркий свет, льющийся из окон, символизирует сияние души Иеронима.
Витторе Карпаччо изображает не зрелого мужчину, аюношу. Академии), в которой отразились глубокие размышления над пластическими открытиями Джованни Беллини. Сложная композиция представляет сцены в очень широкой перспективе, а архитектура, вызывающая ассоциации с Востоком, напоминает ломбардскую школу. Тонкими штрихами белого мела, отражающими свет, выделены детали одежды, лица и прически. Иеронима и св. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней.
Цикл «славянской» школы посвящен деяниям покровителей Далмации (нынешней Хорватии) — Георгия, Трифона и Иеронима. Идея карпаччо появилась спонтанно.
Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Мы видим море, освещённое золотисто-зеленоватым цветом, столь характерным для Венеции, многочисленные гондолы, барки, лодки. Его распущенные волосы отливают золотом, одежда дорогая. Но не только одних красавцев-юношей, выезжающих на арену турнира в честь хорошенькой принцессы изображает Карпаччо. Карпаччо изобразил св.
Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение – «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована. Речь идет окартине «Послы возвращаются канглийскому двору» (фото 11) из Цикла Святой Урсулы.
Георгия («Битва св. На обратном пути в Кёльне Урсула и её спутницы, а также сопровождавшие их Папа Римский Кириак и кардиналы претерпели мученическую смерть за христианскую веру от рук захвативших город гуннов. Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов.
Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493).
В картине изображен момент, когда Августин, писавший послание своему другу Святому Иерониму, был внезапно ослеплен проникшим через окно лучом света и голос Иеронима возвестил, что последнего уже нет в живых. Авторитет Августина в области музыки оставался необычайно высоким на протяжении всего Средневековья и эпохи Возрождения. Очертания зданий, корабля повторяют силуэты людей. В трех эпизодах сватовства — Прибытие английских послов в Бретань, Отъезд английских послов из Бретани, Возвращение послов к английскому двору (все — 1495, Венеция, Галерея Академии), есть не только привычная для венецианских многофигурных композиций праздничность, но и живость интонаций, очарование полного динамики ритма реальной жизни.
Он получал заказы от религиозных обществ Венеции, работал на именитых жителей города. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Августина».
Но из роскошных дворцов, живописных костюмов и блестящих морских волн строит он сказочное царство. Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Справа от алтаря — композиция Святой Трифон исцеляет дочь императора Гордиана. Урсулы в Кёльн».
Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения». Одним из лучших его произведений является цикл, посвященный жизни св. Иеронима», «Видение св.
В последние годы жизни Карпаччо работал очень мало. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490 – 1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте.
Фигура неловкоссутулившейся женщины, в позе которой столько естественности и правды, перенеслась из правогонижнего угла композиции на передний план, стала главной. Карпаччо – мастер повествования, с собственным четко выраженным стилем. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики.
За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. На Картине Карпаччо «Послы возвращаются канглийскому двору» нет прекрасного златокудрого юноши вкрасных шоссах. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского.
Иеронима. Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка» -тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне». В то же время, он лишен стилистического единства, присущего Истории Святой Урсулы. Трифона и св. В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза.
Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира. По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века. Отрезав несколько полупрозрачных ломтиков, он сбрызнул их свежеприготовленным соусом. Августин изображен в своей келье. Он был автором первого христианского трактата о музыке — «De musica», написанного как раз в год его крещения.
Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах, первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину. 1494–1500, Венеция, музей Коррер). Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490 – 1495, Венеция, Галерея Академии). Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»4. Всоответствии сэстетикой эпохи Возрождения уюноши правильные пропорции, он молод икрасив.
Св. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени.
Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). Венецианская живопись сосредоточила в себе все особенности жизненного уклада города. Так и случилось.
В ходе работы над «славянским» циклом Карпаччо получил также заказ от вечных соперников далматинцев, албанцев. Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь. Учился у Виварини и Джентиле Беллини.
В глубине, рядом с дверью, ведущей в небольшую комнату, ниша с алтарём, на котором статуя благословляющего Христа и митра с посохом, символизирующими епископский сан. Сюжет Истории Святой Урсулы был заимствован из книги Якопо да Вораджине Золотая легенда (середина XIII века). Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки» с «записочками».
Кажется, что они принадлежат кисти нидерландского живописца— столь трепетно и с такой точностью воспроизведена каждая деталь изображения. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. Августина с отсылкой к иконографии св. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне». Карпаччо изобразил св. Карпаччо родился в Венеции ок.
Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре2, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»3. Мало того, что парень сочетает всвоем костюме несочетаемые, по мнению многих, цвета – красный изеленый, так он еще носит круглые шоссы идемонстрирует всем свои брэ. После 1520 года он не создал ни одной значительной картины.
Августина с отсылкой к иконографии св. Примечание. Сцены из жизни св. В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город – сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают Не подобен ли он созданию кисти. ». Не было даже попытки соединить эти штрихи. Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577. Действие персонажей он переносит в Венецию.
Однако ни один художник не писал стакой любовью шоссы ине уделял столько внимания их декору, как Витторе Карпаччо. Венецианская живопись сосредоточила в себе все особенности жизненного уклада города.
Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок». В 1502 – 1507 годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса).
Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. Действие персонажей он переносит в Венецию. На картине «Солдаты имужчины ввосточных одеждах» юноша представлен копейщиком (фото2). В отличие от личной биографии, творческая жизнь художника прослеживается намного лучше. Георгия, св. Действие этой части картины развивается плавно слева направо, усиливаясь в центре, где стоит мужчина в черном, держащий свиток, он выделяется среди остальных персонажей, ему отвечает массивное здание храма, расположенное за его спиной. В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (15011507) художник создал серию сцен из жизни св.
Английский король просил её руки для своего сына, однако отец Урсулы, христианин, не хотел отдавать свою дочь за язычника. И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников. Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам, Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально». Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо, разъединив расписные створки и распилив одну из них. Талант Карпаччо не остался незамеченным его современниками. В мировом искусстве она стала синонимом колористических исканий.
Он стоит на среднем плане вгруппе мужчин, одетых втемное. Он прославился как автор больших циклов для венецианских скуол. На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. О том, что изображенные на картине женщины – куртизанки, говорили, казалось, и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица и записочка (конечно же, от клиента), которую прижимает лапой большая собака. В его лице Венеция 1400-х годов приобрела своего самого верного и страстного воздыхателя. Особое место среди полотен Скуола ди Сан Джорджо занимает «Видение Святого Августина» (ок. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней.
Паломники и папа Кириак, 1492Сон святой Урсулы, 1495Святой Георгий, поражающий дракона, 1516 Прибытие святой Урсулы и паломников в Кельн, 1490Капелла Сан Джорджио Маджоре, ВенецияРаспятие и умерщвление десяти тысяч, 1515 Две венецианские дамы, 1510Проповедь святого Стефана, 1514Портрет женщины 1498Мадонна с младенцем И святые, 1500-еСпаситель и четыре апостола, 1480 Последнее документальное упоминание о художнике Витторе Карпаччо относится к 28 октября 1525 года. Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное. У юного Витторе сложились теплые отношения с наставником и его семьей. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.
Замечательная картина «Чудо св. Он поистине великолепен, этот девственный юноша, готовящийся к битве и потом, краснея, протыкающий копьем голову глупому дракону. Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии.
Более того, невозможно даже установить точную дату смерти самого Карпаччо. В распоряжении искусствоведов остались более 30 работ, подписанных самим Витторе Карпаччо и на которых стоит дата. Венецианский художник эпохи Возрождения. В этом смысле замечательна картина «Видение св. И благодаря этому основным мотивомкартины стал щемящий контраст расцветающей молодости и увядающей зрелости. Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо.
Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал. На обратном пути, в Кёльне, они были остановлены и безжалостно убиты гуннами.
Оставалось придумать название для этих ломтиков говядины. Но если была одна складная дверца или створка, от которой осталась половина, то, возможно, существовала и вторая, симметричная. Есть предположение, что в мастерской Беллини Витторе познакомился с одним из самых известных художников Ренессанса Альбрехтом Дюрером. Если приглядеться внимательно, причина неприязни художника становится очевидна.
Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии). Трифона в Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони (1502–1507). Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Так и случилось.
И всё же для Карпаччо мир природы не открывал особых глубин природу он наделял в первую очередь символическим и даже геральдическим смыслом. Вспоминается и «Св. Вот таким образом на картине изображены ноты.
Так ли было на самом деле, остается только гадать, но искусствоведы склонны утверждать, что в палитре художника действительно превалируют алый и белый цвета. В этом смысле замечательна картина «Видение св.