И которая во многом определила основную тему картин Витторе Карпаччо. Для Скуолы Сан-Джорджо дельи Скьявони Карпаччо пишет цикл картин из жизни святых Георгия, Трифона и Иеронима — покровителей этой скуолы. У Карпаччо есть картина, в которой его интерес к бытовому жанру воплотился в полной мере.
Картины Витторе Карпаччо не всегда входили в циклы.
Первой значительной работой Карпаччо является цикл «История Святой Урсулы» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии), написанный для Скуола ди СантОрсола (итальянская форма имени Урсула), располагавшей несколькими помещениями при церкви Санти Джованни э Паоло. И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников. Иеронима («Св. Все эти детали отвечают царящему в картине состоянию покоя и искреннего чувства. Иеронима», «Видение св. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.
Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка» -тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими. Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Итальянский художник венецианской школы эпохи Раннего Возрождения. В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город— сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают Не подобен ли он созданию кисти. ». Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577.
1494–1500, Венеция, музей Коррер). Сюжет Истории Святой Урсулы был заимствован из книги Якопо да Вораджине Золотая легенда (середина XIII века). Вспоминается и «Св. Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал. Среди других известных работ мастера – Чудо святого Креста (1494, Венеция, галерея Академии) Дамы на балконе (ок. Карпаччо привлекает не столько торжественность церемоний, сколько облик прекрасного города, похожего на Венецию, с его дворцами и портиками, обширными площадями, водными просторами, облик участников и зрителей торжественных церемоний, колоритность персонажей, такие живые детали, как тени, падающие на плиты ярко освещенного солнцем портика, беседующие под его арками юноши, одинокая гондола, увозящая путника, подобный белому крылу парус скользящей по воде барки.
В отличие от личной биографии, творческая жизнь художника прослеживается намного лучше. Родился в Венеции. Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное.
Вы присутствуете на дипломатических аудиенциях, смотрите на море, на волнах которого качаются гондолы и корабли, расцвеченные флагами, видите полувосточные-полуклассические здания с террасами, а на ступенях празднично разодетую толпу, гордых сенаторов, элегантных юношей, прекрасных женщин, музыкантов играющих на духовых инструментах, пестрые знамена, развевающиеся на ветру. Иероним в келье» следует гуманистическим идеалам своего времени. Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке. Креста» (1494, Венеция, гал. Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем.
О том, что изображенные на картине женщины – куртизанки, говорили, казалось, и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица и записочка (конечно же, от клиента), которую прижимает лапой большая собака. В этом смысле замечательна картина «Видение св.
Витторе Карпаччо изображает не зрелого мужчину, аюношу. Идея карпаччо появилась спонтанно. Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью. В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490 – 1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте. Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции». В сцене «Триумфа св.
Первым из циклов работ Витторе Карпаччо стал цикл «Святая Урсула», включающей в себя признанный шедевр «Сон святой Урсулы» (1495). Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). В «Битве Георгия» святой представлен прекрасным белокурым рыцарем, бесстрашно поражающим копьем сказочного дракона. Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского.
Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. 1502).
Урсулы в Кёльн». Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне». Две женщины, молодая (поспорим с Вайлем, несправедливо назвавшим ее «теткой») ипожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев. У юного Витторе сложились теплые отношения с наставником и его семьей. Августина») св.
Они воспроизводят сцены из жизни святых Иеронима и Георгия. Речь идет окартине «Послы возвращаются канглийскому двору» (фото 11) из Цикла Святой Урсулы. Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира.
Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок». Мало того, что парень сочетает всвоем костюме несочетаемые, по мнению многих, цвета – красный изеленый, так он еще носит круглые шоссы идемонстрирует всем свои брэ. Августина. Шоссы он, по-видимому, считал одной из самых важных частей мужского костюма.
За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Вот таким образом на картине изображены ноты. Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо. Георгия с драконом», «Триумф св.
В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Георгия, св. В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (15011507) художник создал серию сцен из жизни св. За исключением лишь одной композиции — «Сон Святой Урсулы» (ок.
Он удалился на кухню, где в морозильной камере был припасен кусок говяжьего филе. На окнах цветы в больших красивых вазах, в углу – столик с книгами. Одна из главных работ Карпаччо – картина «Видение Святого Августина (1502 г. ).
Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже). Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка.
Замечательная картина «Чудо св. Одним из лучших его произведений является цикл, посвященный жизни св. Августина».
Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Предполагают, что между 1493 и 1495 годами, когда работа над циклом была приостановлена, Карпаччо мог совершить поездку в Рим и познакомиться с росписями Боттичелли, Гирландайо и Перуджино этим можно объяснить те разительные изменения в стиле и искусстве компоновать многофигурные сцены, которые отличают первые картины цикла от пяти последних великолепных полотен. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»4. Венецианский художник эпохи Возрождения. гал.
Если приглядеться внимательно, причина неприязни художника становится очевидна. Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре2, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»3. Сотни других художников изображали этот сюжет, однако ни одна работа не проникнута в такой степени духом романтизма. 1495, Венеция, Галерея Академии) — эти композиции, посвященные переговорам послов о заключении брачного союза между бретонской принцессой и английским королевичем и торжественной встрече нареченных, решены как великолепные праздничные церемонии, разыгрывающиеся то в дворцовом интерьере, то на площадях прекрасного приморского города, напоминающего своим обликом Венецию.
Иеронима. Отрезав несколько полупрозрачных ломтиков, он сбрызнул их свежеприготовленным соусом. Августин изображен в своей келье. Всоответствии сэстетикой эпохи Возрождения уюноши правильные пропорции, он молод икрасив.
Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. Он стоит на среднем плане вгруппе мужчин, одетых втемное. Августин в келье» — картина, на которой нагромождены такие милые предметы: книжный шкаф с вертящейся подставкой, наполненный книгами с искусными миниатюрами, красивые стулья, фолианты, переплетенные в кожаный переплет, всевозможные безделушки. В трех эпизодах сватовства — Прибытие английских послов в Бретань, Отъезд английских послов из Бретани, Возвращение послов к английскому двору (все — 1495, Венеция, Галерея Академии), есть не только привычная для венецианских многофигурных композиций праздничность, но и живость интонаций, очарование полного динамики ритма реальной жизни. Августина с отсылкой к иконографии св. Герой представлен в окружении природы на фоне замка.
На обратном пути, в Кёльне, они были остановлены и безжалостно убиты гуннами. Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах, первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину. А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. Урсулы».
Св. Иеронима и св. Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь.
Иеронима. Георгия» героя приветствует на городской площади яркая восточная толпа в пестрых костюмах. Это вызывает общую панику и монахи в страхе разбегаются. Пожалуй, нет.
Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. Наиболее поэтичная из них – «Сон св. Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах.
Дальнейшее творчество Карпаччо развивалось очень неровно: в своих поздних циклах он часто повторяется, становится все более архаичным, в его стиле преобладает описательное начало. Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. Урсулы» (Венеция, Академия).
Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы». Справа от алтаря — композиция Святой Трифон исцеляет дочь императора Гордиана. Лежащие повсюду, на полках и в шкафчиках, книги говорят о сосредоточенной уединенной жизни Иеронима. В то же время, он лишен стилистического единства, присущего Истории Святой Урсулы. Карпаччо родился в Венеции ок.
Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам, Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально». Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо, разъединив расписные створки и распилив одну из них. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. Его распущенные волосы отливают золотом, одежда дорогая.
Комната, в которой изображен святой, напоминает не келью, а скорее кабинет ученого. Георгия («Битва св. В пяти больших полотнах, посвященных начальным эпизодам истории Святой Урсулы и написанных через пять лет после начала работы над циклом, его дарование раскрывается во всем своем очаровании и великолепии. Он получал заказы от религиозных обществ Венеции, работал на именитых жителей города.
На Картине Карпаччо «Послы возвращаются канглийскому двору» нет прекрасного златокудрого юноши вкрасных шоссах. Трифона в Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони (1502–1507). На ней колористическая композиция костюма идущего посла (фото 12) состоит из оттенков черного икрасного цветов. Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии.
традиционная фресковая живопись в условиях влажного климата Венеции быстро разрушалась. Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте». Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493). В основном работал по заказу религиозных организаций – скоул.
Работал главным образом в Венеции. Однако художник не ограничивается простым описательством. Внее также входят небольшие участки белого цвета. Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал. Особое место среди полотен Скуола ди Сан Джорджо занимает «Видение Святого Августина» (ок. Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. Оставим специалистов спорить о том, охотятся или рыбачат персонажи картины ипосмотрим на обратную сторону доски, на которой было написано это некогда единоепроизведение.
Ярким примером тому служит одно из ранних произведений мастера – созданный в 1490-е годы цикл «Жизнь св. Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста.
Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. Беллини даже выбрал его себе в помощники, когда работал над полотнами для венецианского Дворца Дожей. Но как мастер ренессансной эпохи Карпаччо в композиции «Св. Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована.
Одновременно с ними Витторе Карпаччо принимает участие в создании цикла «История реликвий», для которого он создает полотно «Чудо с реликвией» (1494). Яркий свет, льющийся из окон, символизирует сияние души Иеронима. Августина, св. Свои работы художник писал по специально загрунтованному холсту, т. к. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов.
Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки» с «записочками». Он прославился как автор больших циклов для венецианских скуол. Так и случилось.
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Оставалось придумать название для этих ломтиков говядины. На картине «Солдаты имужчины ввосточных одеждах» юноша представлен копейщиком (фото2). Талант Карпаччо не остался незамеченным его современниками. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса).
Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Действие персонажей он переносит в Венецию. Первая из картин цикла «Прибытие в Кёльн» (1490, Венеция, Галерея Академии) еще далека от совершенства. Митра, пасторский посох и морская раковина — атрибуты св.
На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза. Карпаччо изобразил св. Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианскиекуртизанки.
По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века. Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Сцены из жизни св. Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии).
Трифона и св. По одной из версий, Амалия, будучи большим знатоком живописи, сравнила алые кусочки мяса под белым соусом с цветовой палитрой Витторе Карпаччо, венецианского живописца эпохи Возрождения, чьи работы как раз экспонировались в это время в одном из музеев. Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины. Георгия»).
Он был автором первого христианского трактата о музыке — «De musica», написанного как раз в год его крещения.