По возвращении из этой поездки в картинах Карпаччо появляются черты, указывающие на знакомство художника с фресками Сикстинской капеллы. Никаких точных данных об этом моменте нет, но принято считать, что художник умер в Венеции в 1525 году, по крайней мере, достоверно известно, что в 1526 году в письме его сына о Витторе Карпаччо упоминалось в прошедшем времени.
Вероятные даты ок. Выход из казалось бы безвыходной ситуации был найден – мясо решено было подавать сырым. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса).
В отличие от личной биографии, творческая жизнь художника прослеживается намного лучше. Творчество художника занимает важное место в истории венецианской живописи XV в. Исследователи еще не пришли к единому мнению относительно истоков его творчества. Есть предположение, что в мастерской Беллини Витторе познакомился с одним из самых известных художников Ренессанса Альбрехтом Дюрером.
К раннему периоду творчества Карпаччо относят картину «Христос среди апостолов» (прежде – собрание Контини-Бонакоси), которая по трактовке объемов напоминает работы Антонелло, алтарь «Мадонна с четырьмя святыми», в котором чувствуется влияние Монтаньи (Виченца, музей), а также еще строгий по стилю полиптих из собора в Дзаре, созданный в последнее десятилетие XV в. В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490-1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте. Креста» (1494, Венеция, гал. гал. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции).
В ходе работы над «славянским» циклом Карпаччо получил также заказ от вечных соперников далматинцев, албанцев. Иеронима. И это весьма странно: ведь художник был известен всей Венеции. Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка» -тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими. Витторе Карпаччо изображает не зрелого мужчину, аюношу. В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона.
На Картине Карпаччо «Послы возвращаются канглийскому двору» нет прекрасного златокудрого юноши вкрасных шоссах. Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины. По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века.
Эти мотивы увидены художником не только в их поэтической сущности, но и с новым для итальянской живописи оттенком непосредственной причастности зрителя к лирической атмосфере картины, состоянию молчаливого раздумья и тишины. Родился в Венеции. Все это, видимо, осознавал и сам мастер. Его «постоянными клиентками» были религиозные общества (или. А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. А в «Видении святого Августина» художник столь достоверно воспроизвел обстановку кабинета венецианского ученого-гуманиста, что становится абсолютно ясно: в таких кабинетах он сиживал не раз.
Вот таким образом на картине изображены ноты. как называли их тогда, «братства») Венеции — скуолы.
Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. Композиция Карпаччо уже нуждается в зрителе, который бы общался с ней наедине, постепенно проникаясь её настроением. Учился и работал у Джентиле Беллини в Венеции.
На ней колористическая композиция костюма идущего посла (фото 12) состоит из оттенков черного икрасного цветов. У Витторе Карпаччо сложились очень теплые отношения с семейством Беллини. Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал. Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. Вероятно, в 1492 году Карпаччо совершил путешествие в Рим.
Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Внимание Карпаччо к быту и интерьеру выдает в нем последователя нидерландского искусства. Действие персонажей он переносит в Венецию. Три известнейших библейских цикла Карпаччо были написаны именно для них.
музеи), Битве св. Давно установлено, например, что он имел свободный доступ к альбомам рисунков Якопо Беллини (отца Джованни и Джентиле Беллини). Последнее документальное упоминание о нем относится к 28 октября 1525 года. За исключением лишь одной композиции — «Сон Святой Урсулы» (ок. Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577.
И, видимо именно Эрмолао Барбаро «подвигнул» его к поездке в Рим. Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы». Венецианская живопись сосредоточила в себе все особенности жизненного уклада города. Августина». Предполагают, что между 1493 и 1495 годами, когда работа над циклом была приостановлена, Карпаччо мог совершить поездку в Рим и познакомиться с росписями Боттичелли, Гирландайо и Перуджино этим можно объяснить те разительные изменения в стиле и искусстве компоновать многофигурные сцены, которые отличают первые картины цикла от пяти последних великолепных полотен. На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Герой представлен в окружении природы на фоне замка.
Картина «Рождество Марии» происходит из Скуолы дельи Альбанези, религиозно-благотворительного братства, объединявшего выходцев из Иллирии. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). 1510г. )– редкий пример обращения Карпаччо к жанру портрета.
Особенно удалось художнику его, выражающие высокие мысли, лицо. Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки» с «записочками». Шоссы он, по-видимому, считал одной из самых важных частей мужского костюма. И, наконец, третий, «Историю святого Стефана», он написал по просьбе Скуола ди Сан-Стефано, объединявшей венецианцев-шерстяников, в 1511—20 годах. Августина») св.
Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. Карпаччо – мастер повествования, с собственным четко выраженным стилем. Иеронима», «Видение св. Спасаясь от турок, они переселялись в Венецию. Карпаччо наряду с Джентиле Беллини и другими художниками принял участие в создании пятого из сохранившихся венецианских живописных циклов — История реликвии (Чудо с исцелением бесноватого, 1494, Венеция, галереи Академии).
Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. Первый из них — «История святой Урсулы» — был заказан ему в 1488 году представителями Скуола ди Сант-Орсола. Три известнейших его цикла были написаны именно для них. Согласно легенде, Урсула была дочерью бретанского короля Маура, славилась красотой и умом.
Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии). Да и вообще Джентиле Беллини очевиднейшим образом покровительствовал Карпаччо. Он был своим человеком в мастерской Джованни Беллини, еще ближе знал его брата, Джентиле. Первым из циклов работ Витторе Карпаччо стал цикл «Святая Урсула», включающей в себя признанный шедевр «Сон святой Урсулы» (1495).
Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. Две женщины, молодая (поспорим с Вайлем, несправедливо назвавшим ее «теткой») ипожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев. Витторе Карпаччо (Vittore Carpaccio, 1450-1525) — итальянский художник венецианской школы. Картина «Лев святого Марка», написанная художником уже в преклонном возрасте, по сути является гимном Венеции. Георгия»). Августина с отсылкой к иконографии св. Его распущенные волосы отливают золотом, одежда дорогая.
Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город— сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают Не подобен ли он созданию кисти. ». Тем не менее, даже о Джорджоне (хотя он умер совсем молодым) известно больше, чем о Карпаччо.
Так, большинство исследователей полагает, что Карпаччо учился у Джентиле Беллини. Кстати, для ресторатора давать своим блюдам имена живописцев не впервой – когда-то он же придумал винно-персиковый коктейль Беллини, впоследствии ставший легендарным. Кроме того, можно считать доказанным тот факт, что Карпаччо неплохо знал одного из виднейших венецианских гуманистов — Эрмолао Барбаро (его портрет есть в одной из композиций мастера).
Преемственность между мастерами очевидна. Гораздо больше его привлекала городская жизнь и место человека в ней— по современным понятиям, художник был урбанистом. На картине «Солдаты имужчины ввосточных одеждах» юноша представлен копейщиком (фото2). Мы видим море, освещённое золотисто-зеленоватым цветом, столь характерным для Венеции, многочисленные гондолы, барки, лодки. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Скуола была основана в 1442 году, а в 1504 году Витторе Карпаччо получает заказ написать серию композиций на тему «Истории Девы Марии». Семействе с двумя донаторами (1505, Лиссабон, Нац.
Слева от Иеронима сидит небольшая собачка, словно ожидающая внимания со стороны хозяина. Историки искусства считают, что ее следует относить к 1492 году (самое позднее — к началу 1493 года). Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493). Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок».
Об этом можно говорить только предположительно. 1502). Однако ни того из какого рода происходила его жена (можно лишь предполагать, что она была дочерью одного из венецианских живописцев — «внутрицеховые» браки в Венеции совершались чаще, чем какие-либо другие), ни даты бракосочетания художника мы не знаем.
Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам, Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально». Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо, разъединив расписные створки и распилив одну из них. Августина») св. Что касается материальной стороны существования Карпаччо, то его жизнь, как кажется, была «обставлена» очень и очень неплохо.
Отрезав несколько полупрозрачных ломтиков, он сбрызнул их свежеприготовленным соусом. Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже).
Авторитет Августина в области музыки оставался необычайно высоким на протяжении всего Средневековья и эпохи Возрождения. Трифона в Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони (1502–1507). Перечислить всех его знакомых мы, разумеется, не сможем (да это и не надо), однако важно отметить, что Карпаччо был не только мастеровитым и талантливым живописцем, но и весьма недурно образованным человеком. И именно его в следующем году назначил председателем комиссии, долженствовавший определить сумму вознаграждения Джорджоне за выполненные им фрески Немецкого подворья. В мировом искусстве она стала синонимом колористических исканий.
Ок. музеи Париж, Лувр Штутгарт, Гос. Восхищаясь этимфрагментом как полноценным произведением, видя в нем эстетически законченное целое, Рёскин проявил особую прозорливость и тонкий вкус. Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста.
Георгия («Битва св. По крайней мере именно он назван его учителем у старых авторов. Учился у Виварини и Джентиле Беллини. Вот о последней картине мы сейчас и ведем речь.
Первая из картин цикла «Прибытие в Кёльн» (1490, Венеция, Галерея Академии) еще далека от совершенства. Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне». Урсулы (1490—1495/1498, Венеция, галереи Академии), История св. Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке.
В начале следующего столетия среди Скарпацца уже нет рыбаков. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Словом, с семейством Беллини у Карпаччо складывались отношения очень теплые (это дает основания предполагать, что в 1505—06 годах он мог познакомиться с Альбрехтом Дюрером, который жил в то время в Венеции и часто посещал мастерскую Джованни Беллини). Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского.
Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью. Августин — именно тот святой, для которого символизировать светское и религиозное начало посредством музыки представляется в высшей степени уместным. Его работы пользовались известностью уже тогда, когда Джорджоне и Тициан только-только начинали свой творческий путь. А «Лев святого Марка», написанный художником уже в преклонном возрасте, — это одновременно и гимн Венеции и признание ей в своих нежных чувствах. 1510, Берлин, Гос.
В 1502—1507 годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал. Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой.
Пожалуй, нет. Августина. Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии. Особенно показательно в этом отношении «Чудо с реликвией», где перед нами предстает захватывающая дух панорама города. Замечательная картина «Чудо св. 1460—1465, Венеция — ок.
Родился в семье меховщика в Венеции. Ранее так никто не делал, по крайней мере, в том виде, в каком придумал Киприани. О семье Карпаччо сказать что-либо определенное сложно. Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке.
Иеронима и св. Карпаччо Витторе (Carpaccio) Время его рождения и смерти не известны с точностью. Георгия с драконом (1516, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) и др.
Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо. Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493). Иеронима («Св.
1526, Венеция. На обратном пути, в Кёльне, они были остановлены и безжалостно убиты гуннами. Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь. Карпаччо родился в Венеции ок.
Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью. Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира. Замечательная картина «Чудо св.
В этом смысле замечательна картина «Св. Георгия с драконом», «Триумф св. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики.
1502—1507, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), Жизнь Девы Марии, включающая 6 небольших картин, написанных в 1504—1508 для албанского братства скуолы дельи Альанези (ныне — Бергамо, галерея Академии Каррара Милан, галерея Брера Венеция, галерея Франкетти Венеция, Музей Коррер) История св. На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем.
Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение — «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Но творчество Витторе Карпаччо связано, в первую очередь, с именем старшего брата— Джентиле, автора специфических жанровых картин. Однако те ранние работы Карпаччо, что дошли до нас, опровергают это утверждение и позволяют предположить, что он постигал азы ремесла в мастерской какого-либо второстепенного живописца (таких было в Венеции предостаточно), а в мастерскую Джентиле Беллини пришел уже не учеником, а младшим товарищем и коллегой. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов.
Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции». У кого получил художественное образование. Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах, первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину.
1494–1500, Венеция, музей Коррер). Но творчество Витторе Карпаччо связано, в первую очередь, с именем старшего брата – Джентиле, автора специфических жанровых картин. Интересная история связана с происхождением названия блюда. Новые оттенки — движение, живость интонаций вносит Карпаччо в традиционно торжественный жанр алтарной картины (Принесение во храм, 1510, Венеция, галереи Академии). Чтобы побаловать свою посетительницу и хоть как-то поднять ей настроение, Джузеппе решился на смелый эксперимент.
Иероним в келье». Цикл «славянской» школы посвящен деяниям покровителей Далмации (нынешней Хорватии) — Георгия, Трифона и Иеронима. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. В его лице Венеция 1400-х годов приобрела своего самого верного и страстного воздыхателя.
Беллини и всю жизнь работал в Венеции. Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианскиекуртизанки. Так ли было на самом деле, остается только гадать, но искусствоведы склонны утверждать, что в палитре художника действительно превалируют алый и белый цвета.
Глядя на «Св. Карпаччо изобразил св. В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (1501-1507) художник создал серию сцен из жизни св. Тогда представители этой фамилии зарабатывали на жизнь «апостольскими трудами» — ловили рыбу вблизи одного из островков Венецианского залива.
Как он воспитывался. В Прибытии в Кёльн (1490, цикл История св. Ведь уже абсолютно в ином стиле пишут свои картины венецианцы Джорджоне и Тициан.
Всоответствии сэстетикой эпохи Возрождения уюноши правильные пропорции, он молод икрасив. Так карпаччо и получило свое название. Сложная композиция представляет сцены в очень широкой перспективе, а архитектура, вызывающая ассоциации с Востоком, напоминает ломбардскую школу.
Сцены из жизни св. Венецианский художник эпохи Возрождения. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики.
Действие происходит в Ливии, которую художник передает в меру своей фантизии, за пределы Венеции Карпаччо почти не выезжал. В этой поздней, во многом загадочной работе Карпаччо вновь воскресает поэтическое очарование его искусства.
Трифона и св. Он был автором первого христианского трактата о музыке — «De musica», написанного как раз в год его крещения. Среди других известных работ мастера – Чудо святого Креста (1494, Венеция, галерея Академии) Дамы на балконе (ок. Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал. Сцены из жизни св.
Действие персонажей он переносит в Венецию. В 1493 году он умер. В этом смысле замечательна картина «Св. 1460 — ок. 1526. Даже о месте его рождения спорят – Венеция это была или Истрия. Георгия («Битва св. Шосса левой ноги включает всебя все три цвета иукрашена роскошной вышивкой серебряными нитками, повторяющейся на полах накидки.
Митра, пасторский посох и морская раковина — атрибуты св. Картины, написанные после 1519 года, не сохранились. Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). Карпаччо Витторе (Carpaccio Vittore) (около 1455 или 1456 – около 1526). Трифона и св.
Георгия с драконом», «Триумф св. Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем. Легендарные священные события Карпаччо трактовал как реальные сцены, развернутые в пространстве современной ему Венеции, включал в них городские пейзажи и интерьеры, многочисленные жанровые детали, ярко воссоздающие быт горожан (циклы картин из жизни святой Урсулы, 1490-1495, Галерея Академии, Венеция, а также святых Георгия и Иеронима, 1502-1507, Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони, Венеция). Непонятно также, пережила ли она своего мужа или он остался вдовцом.
Особенно удалось художнику его, выражающие высокие мысли, лицо. Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. В пяти больших полотнах, посвященных начальным эпизодам истории Святой Урсулы и написанных через пять лет после начала работы над циклом, его дарование раскрывается во всем своем очаровании и великолепии. На обратном пути в Кёльне Урсула и её спутницы, а также сопровождавшие их Папа Римский Кириак и кардиналы претерпели мученическую смерть за христианскую веру от рук захвативших город гуннов. Вспоминается и «Св. Первые упоминания о предках художника, носивших фамилию Скарпацца, относятся к XIII веку.
Иеронима», «Видение св. Но чувствуется явный упадок творческих сил. Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Справа от алтаря — композиция Святой Трифон исцеляет дочь императора Гордиана. Второй (единственный, по сию пору находящийся на своем «исконном месте») заказала ему Скуола ди Сан-Джорджо в 1502 году. Мастер венецианской школы. Яркий свет, льющийся из окон, символизирует сияние души Иеронима. Венеция любила Карпаччо (хотя, может и не так баловала его, как Тициана) и он платил ей взаимностью.
То, что он был женат, — не подлежит сомнению ибо известно, что два его — законных — сына (Пьетро и Бенедетто) также стали художниками. Следовательно, мы располагаем отрезком времени весьма непродолжительным.
Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. Так и случилось. Итальянский художник, представитель венецианской школы. Герой представлен в окружении природы на фоне замка.
Среди них возвышаются красивые венецианские палаццо или церкви, всем своим обликом напоминающие реальные постройки. В 1491 году он только-только «поступил на место» и вряд ли стал бы приглашать кого-то, не осмотревшись. Значительное место в нем занимают алтарные произведения. Августина, 1502, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони).
В этом смысле замечательна картина «Видение св. Если приглядеться внимательно, причина неприязни художника становится очевидна. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса). Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах. Урсулы в Кёльн».
Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. Он получал заказы от религиозных обществ Венеции, работал на именитых жителей города. В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза. В каждой стране возымела популярность своя разновидность карпаччо. Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо.
Слева от Иеронима сидит небольшая собачка, словно ожидающая внимания со стороны хозяина. Сложные, зашифрованные в мотивах пейзажа, символике изображений животных и растений связи человека и мира природы определяют образный строй одной из самых загадочных и изысканных картин Карпаччо — Портрета рыцаря (1510, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), первого в истории европейской живописи портрета в рост в натуральную величину. Иеронима, Георгия и Трифона (ок. Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира. Особое место среди полотен Скуола ди Сан Джорджо занимает «Видение Святого Августина» (ок. В глубине, рядом с дверью, ведущей в небольшую комнату, ниша с алтарём, на котором статуя благословляющего Христа и митра с посохом, символизирующими епископский сан.
Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована. Он удалился на кухню, где в морозильной камере был припасен кусок говяжьего филе. Простодушное восхищение пестрой, праздничной картиной изображаемого мира, разнообразием одежд, колоритностью, характерностью облика персонажей соединяется у Карпаччо с чувством ритма современной ему жизни, талант рассказчика — с поэтичностью, бытовая достоверность деталей — с умением видеть музыку линий, движение света и теней, мелькание цветовых пятен, подробность повествования — с лирической сосредоточенностью, созерцательной самоуглубленностью. И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников. Талант Карпаччо не остался незамеченным его современниками.
Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии. Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии). «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре2, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»3.
Св. Урсулы и История св. Георгия»). Вероятно, Карпаччо был учеником Дж. В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490 – 1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте.
Собеседовании (ок. Слева от Иеронима сидит небольшая собачка, словно ожидающая внимания со стороны хозяина. В трех эпизодах сватовства — Прибытие английских послов в Бретань, Отъезд английских послов из Бретани, Возвращение послов к английскому двору (все — 1495, Венеция, Галерея Академии), есть не только привычная для венецианских многофигурных композиций праздничность, но и живость интонаций, очарование полного динамики ритма реальной жизни. На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного.
гал. Очертания зданий, корабля повторяют силуэты людей. Георгия, св. Урсулы), Св. Герой представлен на лугу у замка из ворот которого выезжает всадник в латах.
Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (15011507) художник создал серию сцен из жизни св. Внее также входят небольшие участки белого цвета.
Он стоит на среднем плане вгруппе мужчин, одетых втемное. Более того, невозможно даже установить точную дату смерти самого Карпаччо. Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577.
Вдоль стен на полках стоят книги и различные атрибуты научных занятий, переданные художником с необычайной достоверностью и пластической осязаемостью. Одним из лучших его произведений является цикл, посвященный жизни св. Речь идет окартине «Послы возвращаются канглийскому двору» (фото 11) из Цикла Святой Урсулы.
Карпаччо не просто перечисляет предметы, свидетельствующие о научных интересах Августина — а среди них книги, стоящие на полке и лежащие на полу, приборы для астрономических наблюдений, висящая у окна армиллярная сфера и укрывшиеся в глубине ниши квадранты и секстанты. Иероним в келье». По-видимому, учился у Джентиле Беллини. Надо полагать, что простому знакомцу этих альбомов не показали бы. Итальянский художник.
Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. Особенно удалось художнику его выражающие высокие мысли лицо. Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Так и случилось.
музей старого искусства), Оплакивание Христа (ок. Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже).
По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим. Основная идея картины выражена в подписи-девизе справа: «Лучше умереть, чем потерять свою честь». Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени.
Идея карпаччо появилась спонтанно. художественная галерея). Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Герой представлен в окружении природы на фоне замка.
В то же время, он лишен стилистического единства, присущего Истории Святой Урсулы. Мастер никогда не оставался без заказов (даже и тогда, когда на небосклоне Венеции уже в полную силу светила яркая звезда Тициана, для Карпаччо все равно находилась работа). Первой значительной работой Карпаччо является цикл «История Святой Урсулы» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии), написанный для Скуола ди СантОрсола (итальянская форма имени Урсула), располагавшей несколькими помещениями при церкви Санти Джованни э Паоло.
В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка.
Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). Иеронима («Св. В полотнах Карпаччо создает целостный, упорядоченный четкостью композиционного строя образ события. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»4. Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орcола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии).
О том, что изображенные на картине женщины – куртизанки, говорили, казалось, и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица и записочка (конечно же, от клиента), которую прижимает лапой большая собака. Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. Начавший свой творческий путь в конце 1480-х, Карпаччо сформировался в атмосфере расцвета венецианской живописной школы XV в. имел возможность опереться на накопленные ею традиции — от рисунков Якопо Беллини (мотивы которых повторяются в ряде работ Карпаччо) и исторических повествовательных композиций Джентиле Беллини до живописных завоеваний Джованни Беллини. 1500, Кан, Музей изящных искусств), Св. Картина «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» (ок. Августин изображен в своей келье. Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте». Вершиной творчества Карпаччо являются живописные циклы История св.
Августина, св. Итальянский художник Раннего Возрождения.
У юного Витторе сложились теплые отношения с наставником и его семьей. Креста» (1494, Венеция, гал. Помимо того, Карпаччо вместе с Джентиле Беллини и другими живописцами участвовал в создании цикла «История реликвии» и регулярно «подрабатывал» во Дворце Дожей, что тоже обеспечивало неплохой доход (впервые он участвовал в его украшении в 1501 году).
Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное. Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал.
Работал главным образом в Венеции. Урсулы, 1495, Венеция, галереи Академии Видение св. Сюжет Истории Святой Урсулы был заимствован из книги Якопо да Вораджине Золотая легенда (середина XIII века). Он прославился как автор больших циклов для венецианских скуол. Цикл из девяти картин «История святой Урсулы» (1490-1494), созданный для капеллы Скуола ди Санта Орсола, можно увидеть в Галерее Академии.
Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована. Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Одновременно с ними Витторе Карпаччо принимает участие в создании цикла «История реликвий», для которого он создает полотно «Чудо с реликвией» (1494). Оставалось придумать название для этих ломтиков говядины. Иеронима, Георгия и Трифона.