Караваджо был мастером итальянской живописи, отцом стиля барокко, вёл бурный и опасный образ жизни, в следствии оказавшийся фатальным для художника.
Признавая необходимым подражание классическим образцам, они большое внимание уделяли изучению натуры. Тосканец Орацио Джентилески (1565—1639) также исходил от раннего Караваджо, тяготея, однако, к более идиллической передаче образов и к более холодному, высветленному колориту. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Первое время Караваджо сильно нуждался. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Эта подчеркнутая предметность, натюрмортность присуща большинству его ранних картин. Самый прославленный автор таких работ -- Д. А. Каналетто. Отвергая академизм как эстетическую доктрину, не следует забывать его значение как большой школы профессионального мастерства.
семейство», ГМИИ им. В Венеции работал и Ян Лисе (ок. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Жанрово-реалистические искания получили наиболее отчетливое выражение в творчестве Доменико Фетти (1589—1623), работавшего в Риме, Мантуе (с 1613 г. ), где он сменил в роли придворного живописца Рубенса и в Венеции (с 1622 г. ). Скупыми живописными средствами художник сумел создать тонкий психологический образ. Задачу обновления живописи взяли на себя болонские художники Лодовико Карраччи (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 начала 17 в. (маньеризму и академизму). В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. Художник любуется лукавой кухаркой, видом битой дичи и утвари. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии.
Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. За исключением «Исповеди», все остальные картины составляют целостный цикл, эмоциональное единство которого подчеркивается кажущимся однообразием приглушенного коричневато-золотистого колорита. С 1621 г. он жил в Венеции, где сблизился с Фетти. Караваджо понимает «натуру» как объект непосредственного отображения в искусстве. 1616), а около 1619 г. появился в Италии. Род существует до сих пор.
1593, там же), «Вакх» (ок. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Но полуобнаженную натуру часто рисовали художники в те времена и когда хотели выгодно продать картины с изображением юношей, образ дополняли посохом скитальца и шкурами овнов. В 1607 году перебрался на остров Мальта. Другие, наоборот, свидетельствуют об увлечении караваджизмом.
Подобная художественная организация не была новостью. Он стал первым, кто в точности скопировал изображения, увиденные на улицах Рима. Начав с жанровых сцен из жизни крестьян («Ссора игроков» Нюрнберг), Лисе затем переходит к мифологической и религиозной тематике («Наказание Марсия» Москва, Музей изобразительных искусств им. Живописное творчество Роза очень неровно и противоречиво. Мантуанец Бартоломео Манфреди (ок.
Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). В глубокой задумчивости стоит у изголовья Марии молодой Иоанн.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Иеронима» (ок. Эти мастера-жанристы, среди которых большинство составляли голландцы, но встречались и итальянцы (Микеланджело Черквоцци, 1602—1660 Вивиано Кодацци, 1611—1672), в своих маленьких картинах изображали непритязательные уличные сценки, быт городской и деревенской бедноты. Для караваджизма характерен интерес к точной передаче особенностей натуры, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию.
Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Героиня еще не видит их.
Сам Фетти проявил себя превосходным колористом. Стиль религиозно-мифологической декоративной живописи выступает окончательно сложившимся в творчестве живописца и архитектора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669) игравшего в живописи примерно ту же роль, что и Бернини в скульптуре. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками.
1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. А. С. Пушкина «Нахождение Кира», Генуя). Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии.
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Но зачастую в его картинах, особенно тех, что написаны после переезда в Англию (1626), сильны тенденции к манерной идеализации образов. Светотень не имеет караваджистской конкретности иногда кажется, что одежда и лица людей сами излучают свет. Сходное место в итальянской живописи 17 в. занимает генуэзец Бернардо Строцци (1581—1644), с 1630 г. переселившийся в Венецию. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.
Образцом для барочных алтарных образов послужила его картина «Видение св.
Там, в среде приезжих голландских художников, зародилось целое течение жанровой живописи, представители которого назывались «бамбоччанти» по имени работавшего в Риме (с 1625 по 1639) гарлемского художника Питера ван Лара, прозванного в Италии Бамбоччо. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Это стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века.
Фигуры у Караваджо изображены таким образом, что у зрителя возникает ощущение необыкновенной реалистичности. Почти одновременно с «Рынком» Креспи пишет «Избиение младенцев» (Уффици), напоминающее своей нервозной драматичностью работы Маньяско. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Особенным успехом пользовалась его контрастная сумрачная светотень. Декоративная система фресок Карраччи тяготеет к одному центру, которым является композиция «Триумф Вакха и Ариадны», а их восприятие строится на контрасте иллюзорной пространственности еще разобщенных живописных композиций и обрамления имитирующего скульптуру. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян.
Некоторая натюрмортность, обычно обедняющая образы Строцци, здесь как нельзя кстати. Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт. Сакки, как и его соперник Пьетро да Кортоыа, писал преимущественно декоративные плафоны («Божественная мудрость» в палаццо Барберини, ок.
Особое место в итальянской станковой живописи 17 в. занимают жанры идиллической пасторали и романтического пейзажа, получившие позднее такое большое значение в европейском искусстве. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Самым значительным из них был огромный плафон римской церкви Сант Иньяцио (1691—1694).
1597 — ок. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600 г. ), «Положение во гроб» (1602-1603 г. ), «Обращение Савла» (1600-1601 г. ), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. Как мрачный эпилог, неизбежно завершающий жизнь человека с ее радостями и печалями, показан последний обряд — «Соборование».
Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики.
Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Многочисленная школа Караваджо в Италии в основном характеризуется внешним подражанием сюжетам, типажу и стилю мастера.
Позднее огромное значение приобретает у него контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции. С именем неаполитанца Сальватора Роза (1615—1673) обычно связывают представление о так называемом романтическом пейзаже и вообще о своеобразном «романтическом» направлении в живописи 17 века. Смерть Марии, ок. Однако Гверчино так и не стал последовательным сторонником Караваджо. В образе мертвого Христа Караваджо стремился воплотить идею героической смерти. Большинство итальянских караваджистов—художники, жившие отблеском славы великого мастера. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Если в Риме после Караваджо почти безраздельно господствовало барочно-академическое направление, то в других центрах Италии (Мантуе, Генуе, Венеции, Неаполе) в первой половине 17 столетия возникают течения, представители которых пытаются примирить барочную живопись с караваджизмом. Религиозный сюжет служит ему лишь предлогом для нагромождения живописных анималистических натюрмортов, для изображения в одной картине всевозможных животных («Изгнание торгующих из храма», Лувр «Ной, созывающий зверей» в Дрездене и Генуе). Образы своих пасторалей Кастильоне повторял в мастерски выполненных офортах, рисунках и монотипиях (он был изобретателем техники монотипии). В 1591 г. он вынужден был бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Точной причины драки так никто и не узнал.
Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. Судьба Караваджо была поистине непростой. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. 1605-1606 гг. ). Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии.
«Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника.
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Родился 28 сентября 1573 года. От Ланфранко идут все другие художники-декораторы римского барокко.
Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. Апостол — мужественный старик с плебейской физиономией. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Большую художественную активность имеют также кажущаяся свобода и случайность в композиционном построении картины, сознательно противопоставленные культу красивого «сочинения» у эпигонов ренессансного искусства.
Около 1603 г. он вместе с учениками выполнил несколько картин, в которых пейзаж полностью господствует над фигурами («Бегство в Египет» и другие Рим, галлерея ДориаПамфили). Из всего этого, однако, не следует, что Караваджо слепо копировал натуру. Ее прошлое изорванными украшениями валяется на полу, а будущее только приходит к ней.
В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Учился в Милане у С. Петерцано. Караваджо был простым каменщиком.
Луки, созданная в 1593 г. известным маньеристом Федериго Цуккари. Трагическая тема «Положение во гроб» решена мастером с большой силой и благородной сдержанностью. Несмотря на то, что караваджизм не сумел сохранить свои позиции и был сравнительно скоро оттеснен на задний план художественной жизни Италии, возбужденный им интерес к «низменному» жанру сохранялся даже в самом Риме, где с 1630-х годов, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко. Одновременно в их искусстве складывается новый тип алтарной картины, лучшие из которых принадлежат Аннибале («Вознесение Марии», 1587, Дрезден «Мадонна со св.
Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Идейное одиночество, постоянные столкновения с церковными заказчиками, житейские невзгоды резко усиливают трагические интонации в позднем творчестве Караваджо. Полотно Джампетрино меньше всего напоминает изображение раскаявшейся грешницы. Суровый реализм творчества Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624). Гверчино — один из самых блестящих рисовальщиков своей эпохи. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто работал в Германии. Современники Караваджо, приверженцы «высокого» искусства, единодушно негодовали против его реализма.
На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете.
Его «Портрет музыканта» (Дрезден, Картинная галлерея) скорбной проникновенностью образа решительно выделяется на фоне всех официальных произведений мастера. Сюда стягивались отбросы общества со всей Европы, мечтавшие поймать удачу за хвост. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Жизнь рисуется ему в виде прекрасной идиллии на лоне природы («Вакханалия», Эрмитаж «Пастораль», ГМИИ им.
Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба.
Через этап караваджизма прошли П. П. В молодости Гверчино испытал сильнейшее влияние Караваджо. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
Проблема светотени у Караваджо неразрывно связана с его дальнейшими поисками колористического и тонального объединения всех частей картины. «Призвание апостола Матфея» (Сан Луиджи деи Франчези), одна из лучших работ Караваджо, задумана наподобие жанровой сцены. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним.
Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Вся его короткая жизнь прошла в скитаниях и лишениях. И тогда вместе с «Успением Марии» возникают «Мадонна пилигримов» (ок.
Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Особенно выразительно движение безжизненно свисающей руки Христа, повторенное позднее Давидом в его «Марате». А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе.
Серодине пишет сильными пастозными мазками, стремительное движение которых придает его образам драматическую напряженность свет и цвет образуют у него органическое живописное единство («Портрет отца», 1628 Лугано, Музей). Основоположниками стиля считаются Караваджо и его последователи. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь.
В надежде на прощение папы он отправился морем в Рим. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Иисус называл его величайшим из пророков.
Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Черты классицизма полнее сказываются в творчестве другого представителя болонского академизма — Доменико Цампьери, прозванного Доменикино (1581 — 1641) недаром он был учителем и любимым мастером Пуссена. При всей своей эмоциональности пейзажи Маньяско далеки от реальной природы. 17 в. на почве академической живописи складывается стиль зрелого барокко.
Эта картина существует в трёх вариантах. На его счету убийства, грабежи изнасилования, пьяные драки, но его картины при этом украшают стены лучших музеев мира.
Превосходный рисовальщик, он чувствовал себя в рисунке свободнее от созданных им самим условных художественных канонов: недаром с его именем связано возобновление (после Леонардо да Винчи) такого жанра, как карикатура. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании. На этой здоровой почве сложился его живописный стиль. В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-1606 г. ). Художественная революция, произведенная Караваджо, касалась не только манеры письма, но и самого объекта живописи.
Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции.
Он несколько раз попадал в тюрьму. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. Но и тут Караваджо сопутствовала удача.
28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма.
Рыцари официально исключили художника из ордена. Нет, это наоборот наслаждение красотой молодого тела. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие).
1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Другой вариант однофигурной жанровой композиции Строцци представляет дрезденская «Музыкантша».
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Сицилианец Орацио Борджанни (ок. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Нет, так проститутки не раскаиваются в грехах, так они набирают новых клиентов. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе.
Матфей, видимо, не совсем понимает, чего от него хотят, двое юношей в щегольских куртках и шляпах с удивлением и любопытством разглядывают незнакомцев, двое других даже не подняли головы, занятые подсчетом денег (по преданию, Матфей был сборщиком податей). Монументально-декоративные росписи занимают ведущее место в живописи барокко. Он отучился в художественной школе в Милане. Многие его произведения находятся в прямой зависимости от академического искусства. За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. В его «Распятии Петра» нет ничего героического. Помимо Генуи Кастильоне долго работал при мантуанском дворе и в других городах Италии.
Для караваджизма характерны демократизм художественного идеала, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения интерес к непосредственному воспроизведению натуры, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Шкрета в Чехии и др. ). Лишь те картины, в которых большое место отводится пейзажу, не лишены поэтической свежести и оригинальности, например «Охота Дианы» (1618 Рим, галлерея Боргезе) или «Последнее причащение св.
Николая Толентинского)- типичный пример барочного алтарного образа. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. 1630).
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. В результате его арестовали. Питер Пауль Рубенс (1577—1640).
Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. В 1580—1590-е гг. Однако за грубое оскорбление одного из руководителей ордена Караваджо был брошен в тюрьму, бежал из нее и некоторое время работал в городах Сицилии и снова в Неаполе (1608—1609). Фигуры, представленные в резких ракурсах, снизу вверх, кажутся парящими в прорыве купола.
Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Очутившись в Неаполе, он оттуда в поисках работы переправился на Мальту, где, пробыв год (1607—1608), был принят в члены ордена благодаря покровительству гроссмейстера, портрет которого он написал. Эрмитаж), в которой изображен коленопреклоненный пастух рядом с коровой и овцами. К 1610 г. Гвидо Рени — ведущая фигура академического направления в Риме. Локальный колорит, плоская барельефность и ясная уравновешенность композиции «Авроры» говорят о зарождении элементов классицизма в русле академического направления.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». 1605 Рим, церковь Сант Агостино), «Мадонна с четками» (1605 Вена, Художественно-исторический музей), а позднее, незадолго до смерти, — трогательное «Поклонение пастухов» (1609 Мессина, Национальный музей). Три года, проведенные в Риме (1621—1623), были самыми плодотворными в его деятельности.
«Успение Марии» дается как правдивая жизненная драма. Им написаны также «Экстаз св. Уже ранние работы, первой половины 1590-х гг., свидетельствуют об остром интересе юного мастера к реальному человеку, к окружающему его миру неодушевленных вещей (так называемый «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов» в галлерее Боргезе, Рим «Мальчик, укушенный ящерицей» в собрании Р. Лонги во Флоренции и «Вакх» в Уффици). По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре. 1595 Лувр). Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). В начале 1590-х г. переехал в Рим, где создал большинство своих работ. В своих лучших вещах, согретых теплым лиризмом («Лютнистка», Вена, галлерея Лихтенштейн «Отдых на пути в Египет», ок. В них много чисто декоративной эффектности идущей не от жизни, а от манеры художника.
Поворотным моментом в судьбе живописца стало его знакомство с кардиналом дель Монте, который не только предоставил Караваджо кров и стол, но и помог ему получить первый серьезный заказ. Пейзаж в картинах Фетти (например, «Товий исцеляющий отца», начало 1620-х гг. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти.
Эрмитаж). В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии.
В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, Тициану, Веронезе, Веласкесу и Рембрандту. Очень сильное влияние римских работ Караваджо испытали два других утрехтских мастера — Хендрик Тербрюгген (в Риме с 1604 по 1614) и уже упоминавшийся Хонтхорст (в Риме с 1610 по 1621). Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Но, в отличие от академистов, Роза вносит в пейзаж элементы живого, эмоционального восприятия природы, передавая ее обычно как мрачную и взволнованную стихию («Пейзаж с мостом», Флоренция, галлерея Питти «Прощание Астарты с пастухами», Вена, Художественно-исторический музей).
Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
Художник изобразил себя с карандашом в руке, его голова небрежно повязана платком. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест.
Милан всегда был центром торговли в северной Италии. Их возродил Романтизм: открытие неидеализированной природы возрождает интерес к произведениям Караваджо после его полного заката на протяжении почти всего Сеттеченто (единственным исключением в это время был англичанин Райт из Дерби – редкий и счастливый пример подражания стилю Караваджо). Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения и Меризи пришлось покинуть борт без багажа.
1625 Неаполь, музей Каподимонте) блещет холодной красотой обнаженных тел изысканной игрой линий и ритмов. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». Он внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта. Однако бурный темперамент художника Караваджо, его дерзость и несдержанность постоянно становились причиной больших неприятностей. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. 1700 Эрмитаж). Особенно характерны его пейзажи с фигурами солдат или бандитов («Трубящий солдат», Рим, галлерея Дориа-Памфили «Солдаты играющие в кости», ГМИИ им. «Романтический» пейзаж Роза вырос на основе академического, с которым его сближают общие приемы композиционного и колористического построения картины (эта близость особенно заметна в многочисленных «Гаванях»).
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Он пишет большие религиозные композиции («Смерть Иосифа», Эрмитаж «Св. «Романтические» наклонности Роза проявились в его сражениях, сценках военного быта и пейзажах. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.
Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). В убийстве был обвинён Караваджо. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх.
1635 Эрмитаж). От Караваджо он явно позаимствовал свою сочную светотень и склонность к реалистическому типажу под влиянием караваджистского «тенеброзо» выработал он и свой колорит с его тяготением к монохромным серебристо-серым и золотистокоричневым тонам. Это важный шаг на пути развития реалистического метода. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. А корабль, тем временем, продолжал свой путь.
Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Они считали его произведения грубыми, лишенными возвышенной идеи изящества, а самого художника называли «разрушителем искусства». Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). 1578—1616) побывал в молодости в Испании и создавал произведения, проникнутые горячим религиозным чувством он был вполне самостоятельным мастером и лишь отчасти соприкасался с художественными принципами караваджизма, увлекаясь сочной светотенью, более живописной, чем у других римских художников. Третья картина— «Св.
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. 1626, Лувр), Джентилески рисуется весьма незаурядным мастером. В их представлении «натура» слишком груба и требует обязательной переработки и облагораживания в соответствии с каноническими понятиями идеальной красоты и изящества.
А. С. Пушкина — обе ок. Фетти отдал дань и караваджизму и барочной живописи в его искусстве можно заметить следы влияния венецианцев Тинторетто и Бассано, Рубенса и Эльсгеймера (в пейзаже), способствовавших сложению его живописной манеры. С первых же шагов своего творчества Караваджо обращается к изображению бытовых сцен. Микеланджело Меризи (1571--1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи.
1600—1660), работавшего в Виченце. Эрмитаж) имеет важное значение. Произведения Маффеи, как и близкого к нему флорентийца Себастьяно Мацпони (1611—1678), работавшего в Венеции, лучше всего представляют то своеобразное направление барочной живописи, отмеченное высокой колористической экспрессией, которое к середине 17 в. сложилось в Северной Италии, точнее — в Венеции и Генуе — и которое явилось переходным этапом от искусства Фетти, Строцци и Лисса к искусству художников 18 столетия. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610 г. ) Итальянский художник. В «Усекновении главы Иоанна Крестителя» (1608 Мальта, Ла Валетта, собор), в «Погребении св. Первым представителем зрелого барокко был Джованни Ланфранко (1582—1647), уроженец Пармы, ученик Агостино и Аннибале Карраччи.
В фреске «Аллегория божественного провидения» (1633—1639) в палаццо Барберини потоки человеческих фигур распространяются во все стороны за пределы плафона, соединяясь с другими частями декоративной росписи зала. К числу лучших произведений Креспи принадлежит его «Автопортрет» (ок. Он уверенно провозглашает свое право на изображение жизни такой, как он ее видит.
Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо». Алтарный образ Гверчино «Погребение и взятие на небо св. Примечательно, что Аннибале Карраччи, столь последовательно выступавший как создатель нового, «возвышенного» стиля известен также как автор жанровых композиций, написанных просто и с большой живописной непринужденностью. Тесно связанный с искусством болонцев, Ланфранко в своей росписи «Вознесение Марии» в куполе церкви Сант Андреа делла Балле (1625—1628) дает решение, отличное от декоративной системы росписей академистов.
Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия. Все герои картины, кроме Христа и апостола Петра, одеты в современные для Караваджо костюмы. Для достоверности на полотнах изображали посох и шкуры овнов – атрибуты скитальца и аскета. Но самым интересным мастером среди римских караваджистов был Джованни Серодине (1600—1630). Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. Из жанровых произведений Строцци выделяется его «Кухарка» (Генуя, палаццо Россо), во многом близкая к работам нидерландцев Артсена и Бейкелара. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед.
Пространство мнимое и реальное, живописные и скульптурные фигуры, фантастический свет и реальное освещение — все это сливается в одно динамическое иррациональное целое. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур.
Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Уроженец маленького ломбардского городка Караваджо, сын местного архитектора, он еще мальчиком (1584—1588) прошел обучение в мастерской незначительного миланского маньериста Симоне Петерцано. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Такова картина «Блудный сын» (между 1639 и 1649 гг. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине. Один из них находится в Эрмитаже. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St.
Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. А. С. Пушкина).
Она застыла между двумя реальностями. В XIX веке снова появляются отсылки к Караваджо исчезнувшие было в предыдущем веке.
Наемники, проститутки, воры, убийцы — их девизом была фраза «Нет надежды — нет страха». Бассано, Тинторетто, Веронезе) и воспринявшего нечто от капризной произвольности графики маньеристов (Пармиджанино, Белланж), заметно отличается от холодной и сухой манеры римских художников. Рени и др. Он должен был стать одним из главных орудий пропаганды католической церкви.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо. 1628 Венеция, церковь св.
Люди составляют лишь частицу этой стихии, растворяются в ней. Тогда же мать отдала его в мастерскую ученика Тициана Петерцано. Итальянский художник. Его позднее «Видение св.
Творчество Караваджо оказало большое влияние на сложение реалистических течений во многих европейских художественных школах XVII в. (см. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Примерно к 30-м гг. Ромуальда», ок.
1580—1620), первоначально находившийся под сильным влиянием Адама Эльстгеймера, от которого он унаследовал свою манеру письма мелкими мазочками, любовь к картинам маленького формата и мастерство живого повествования, проявил себя затем как оригинальный истолкователь идей римского караваджизма в области пейзажной живописи («Падение Икара» и «Погребение Икара Дедалом» в неаполитанском музее Каподимонте). Через Гверчино дошли до Креспи отголоски реалистического искусства Караваджо. Своими пейзажами (например, «Пейзаж с переправой» Рим, галлерея Дориа-Памфили) Доменикино подготовляет почву для классицистического пейзажа Пуссена и Клода Лоррена. Высокомерие Караваджо в контексте его открытия послужило причиной отрицательной реакции художественных учреждений. Среди зрелых произведений мастера его «Атаданта и Гиппомен» (ок.
Караваджизм). К этому популярному сюжету живописи эпохи Возрождения обращалось немало мастеров. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко.
Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество так называемых утрехтских караваджистов в Голландии (Х. Филиппо I Колонна. Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Среди работ Фетти особняком стоит прекрасный портрет актера Габриэли (начало 1620-х гг. они совместно украшают фресками ряд дворцов Болоньи. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Поначалу он бедствовал, работал по найму. Портрету присущ налет загадочной романтичности и непринужденного артистизма. Перед нами мрачная комната. Он видел красоту там, где ее по всем канонам не могло быть. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 в. и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652).
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. Итальянский художник.
Обе эти тенденции уже в развитом виде мы позднее встретим у пейзажистов 18 века. Истоки этого жанра восходят к венецианцу Якопо Бассано. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Маргариты Кортонской» (Флоренция, галлерея Питти), которая прямо предвосхищает «Экстаз св. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Караваджо несколько раз изображал эту историю и этот вариант наиболее реалистичен, более известен как композиция с лошадью.
Но больше всего у Маньяско монахов. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Но не эти подражатели определили судьбу европейского караваджизма. Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к чистому натюрморту и авантюрному жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Образумился ли юный художник. Ранние и поздние произведения мастера теснее связаны с академизмом. 1594 г. «Гадание», 1594-1595 г. ).
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Им написаны также «Экстаз св.
Терезы» Бернини. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Как и Фетти, Строцци испытал благотворное влияние Караваджо, Рубенса и венецианцев. В церкви Сайта Мария ин Валличелла в обрамлении позолоченной лепнины, покрывающей стены и своды, представлены Экстатически жестикулирующие святые, сцены чудес, летящие ангелы (1647—1651).
В действительности же болонский академизм при всех его отрицательных сторонах, унаследованных позднейшим академизмом имел одну положительную — обобщение художественного опыта прошлого и закрепление его в рациональной педагогической системе. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». В жанровой картине «Рынок в Поджо-а-Кайано» (1708 – 1709 Уффици) передано праздничное оживление деревенского рынка. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц.
Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Караваджо отлично усвоил этот урок. Перебравшись около 1590 г. в Рим (есть предположение, что он уже побывал там раньше), Караваджо вначале влачил нищенское существование живописца-ремесленника, помогая в работе другим мастерам.
Освещенные мерцающим серебристым светом спокойные фигуры мягко выступают из окружающего их полумрака. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
Петрониллы» (1621 Рим, Капитолийский музей), несмотря на типично академическое деление композиции на «земную» и «небесную» части исполнен большой силы и простоты. Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 г. так называемую «Академию направленных на истинный путь» («Academia degli Incamminati»), явившуюся прообразом позднейших художественных академий. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606).
John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Поняв бесплодность маньеристического эпигонства, они хотели создать более творческую и жизненную систему. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Но некоторые из них заслуживают специального внимания. Лукой», 1592, Лувр).
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Они прорываются то в нарочитой жестокости «Бичевания Христа» (1607 Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), то в преувеличенной хаотичности композиции «Семи деяний милосердия» (1607 Неаполь, церковь Пио Монте делла Мизерикордиа), где движения фигур, подобно более раннему «Мученичеству апостола Матфея» из Сан Луиджи деи Франчези, стремительно направляются из центра во все стороны за пределы картины. Некоторые фламандские художники, такие как Герард Сегенс, обращаются к караваджизму, чтобы потом, после 1630 года, приблизиться к стилю Рубенса, который также был поклонником творчества Караваджо другие – как Яан Янссенс из Ганда или Теодор Ромбоутс из Антверпена, остаются верными натурализму Меризи на протяжении всей своей художественной деятельности. Северных караваджистов не стоит путать с итальянизированными – художниками, которые приехали в Рим, но не поддались влиянию Караваджо. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
1629— 1633) и алтарные картины («Видение св. Творческое воображение Строцци не отличается богатством или поэтической тонкостью. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Оно соответствует всем идеалам эпохи Возрождения. В мучительном исступлении, похожем на горячку, провела Магдалина всю ночь.
«Глаз Караваджо» (Caravaggios Eye) Кловиса Уайтфилда (Clovis Whitfield) перечеркивает портрет Караваджо, как уличного дебошира с гомосексуальными наклонностями. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Свои небольшие холсты, написанные с любовной тщательностью и почти осязаемой достоверностью деталей, он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее — двумя-тремя), вызывающе придвигая ее к зрителю и заставляя разглядывать ее пристально и неторопливо. Новое веяние широко захватило многих живописцев, зачастую никогда не бывавших в Италии. Здесь более всего сказалась преемственная связь с идеями болонского академизма и выработанными им формами «большого стиля». Эстетика Возрождения, воплощенная в совершенстве Рафаэля или Леонардо да Винчи, ставила своей целью прежде всего изображение грации и баланса. Позднее эти тенденции усиливаются.
Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Тяжеловесные фигуры располагаются красивыми группами, каждое движение и жест, складки плащей строго рассчитаны, приведены в соответствие с канонами «классической» красоты. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. 1600—1665).
«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Однако оба мастера представляют интерес прежде всего как портретисты.
Потом отношение к ним изменилось и их третировали как жалких эклектиков. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. (маньеризм и академизм). Очень выразительны головы мальчиков слева, представляющие великолепный этюд с натуры. Лючии» (1608 Сиракузы, церковь Санта Лючия), в «Воскрешении Лазаря» (1609 Мессина, Национальный музей) художник отказывается от всякой сколько-нибудь нарочитой построенности. Фреска Гверчино «Аврора» (между 1621 и 1623) в римском Казино Людовизи завершает линию академической монументально-декоративной живописи, во многом предвосхищая стиль зрелого барокко. В его портретах представители провинциальной знати изображены в окружении аллегорических фигур, всякого рода «Слав» и «Добродетелей», невольно вызывая в памяти композиции барочных надгробий.
Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр – лишь голова и рука ярко выделены на тёмном фоне. 1712) или маленькие мифологические картины, несколько напоминающие работы Альбани («Амуры, обезоруженные нимфами», ГМИИ им. Караваджо Микеланджело (Caravaggio) (1573–1610). Композиция картины строится на последовательном развертывании ритмов склоняющихся фигур. Венецианец Карло Сарачени (ок. От «героического» пейзажа академистов его отличают черты интимности и поэтичности, которые позднее развились в так называемом романтическом пейзаже.
А теперь обо всем по порядку. Этим приемом Караваджо замечательно передает драматическое напряжение сцены. Иеронима» (1614 Ватиканская пинакотека) с прекрасно написанным вечерним пейзажем. Так простонародные образы Караваджо заговорили возвышенным языком больших человеческих чувств и переживаний.
Уроженец Ольденбурга (северная Германия), он учился в Гарлеме (ок. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Фактически Академия братьев Карраччи была весьма далека от того, что принято нами понимать под этим словом. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Живописная манера раннего Караваджо отличается твердостью контуров, отчеканенностью объемов, резким сопоставлением различных цветов, темных и светлых пятен. Его готовы были взять под опеку самые влиятельные люди своего времени. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Смог ли обуздать свой характер. Маньяско, с одной стороны, тяготеет к эмоционально субъективному осмыслению пейзажа, а с другой – к изображению пейзажа как декоративного панно («Светская компания в саду» Генуя, палаццо Бьянко). Один из критиков того времени назвал их художниками «раскрытого окна». Художники изощряются в писании картин с острыми эффектами ночного освещения один из живших в Италии голландских караваджистов, Герард Хонтхорст, получил даже прозвище Герардо делле Нотти («Герардо ночной»).
Огромные фигуры заполняют собой весь холст. А. С. Пушкина). Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Недаром он был создателем одного из первых натюрмортов в европейской живописи («Корзина с фруктами», 1596 Милан, Амброзиана).
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560--1609) или Гвидо Рени (1575--1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Карраччи считали, что «хорошая» живопись (или, как тогда говорили, «большой стиль») должна основываться на заимствовании лучших качеств у выдающихся мастеров Возрождения. А. С. Пушкина). На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Сквозь иллюзионистический прорыв свода этот свет льется в интерьер церкви. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Иллюзионистическими средствами Гверчино добивается необычайной зрительной убедительности, того эффекта обманчивого «правдоподобия», которым так увлекались все монументалисты 17 века.
Ошибочно арестованный испанской пограничной стражей, ограбленный перевозчиками, художник заболевает малярией и умирает в Порто Эрколе в 1610 г., тридцати шести лет от роду. В этом столько показного, столько кокетства и желания привлечь мужское внимание. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Центральная работа Рени — плафонная фреска «Аврора» (1613) в Казино Роспильози в Риме.
События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. в Италии) и барокко (К. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Работая в Риме, он не захотел примириться с художественной диктатурой Бернини, которого осмеивал в стихах и с театральных подмостков из-за чего был даже вынужден на некоторое время покинуть город. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта.
Сопоставление «Рынка в Поджо-а-Кайано» и «Избиения младенцев» говорит о тех крайних колебаниях от реалистического жанра к религиозной Экспрессии, в которых раскрывается вся противоречивость художественного мировоззрения Креспи. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Лучии, 1608 г. ). Но, получив прощение и сев на корабль, художник заразился малярией и умер в возрасте тридцати семи лет. Чтобы лучше понять творчество Караваджо нужно побывать в Италии.
И настало утро. Грязные пятки блудного сына, торчащие на переднем плане, живо напоминают приемы Караваджо. Сальватор Роза и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Большинство его произведений мало выделяется на общем фоне работ других академических художников.
В алтарных картинах «Мученичество св. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин.
Яркий свет неравномерно выхватывает из темноты отдельные части фигур, лиц, предметов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии. Для своих картин он выбирает простонародный типаж, решая религиозную тематику в чисто жанровом плане («Товий исцеляющий отца», ок. Еще необычнее композиция «Обращение Павла». Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
Лишь патетический жест вскинутых рук Магдалины нарушает скорбное безмолвие группы. Немногочисленные сведения о жизни Караваджо рисуют его человеком бурного темперамента, грубым, смелым и независимым. Так рассказывает биограф (Беллори) о написанной Караваджо «Гадалке» (ок. Он культивирует тип свободного эскизного рисунка.
Целью его творчества было отображение реальности.