Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи. Начиная свой творческий путь с бедствования в Риме: случайных заработков и дописывания картин признанных мастеров, Караваджо достиг престижного положения и добился однозначного одобрения своих работ при жизни, с чем не всегда везло многим талантливым мастерам. Тонкая работа со светом и тенью, предложенная Караваджо и перенятая его последователями, помогла оживить итальянскую живопись. Караваджо окружен славой, он начинает работать для самых важных церквей Рима: Кьеза Нова, Сант39Агостино, Сан-Луиджи дети Франчези, Санта Мария дель Попполо.
В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». Творчество Караваджо оказало большое влияние на современное ему искусство не только Италии, но и Европы в целом, затронув большинство работавших тогда художников (смотри Караваджизм). – Современная наука во многом помогла понять метод, разработанный Караваджо и служащий ключевым фактором в определении оригинальных работ. Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.
Первые миланские работы Караваджо не сохранились. В 1591 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет. Работы Караваджо не были приняты в контексте современных ему научных открытий, возможно, потому что его зритель был из мира искусства, – утверждает Уайтфилд. Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием Леонардо да Винчи и Тициана.
Часть работ художника безвозвратно утрачены и тем не менее вРиме осталось множество картин Караваджо, лицезреть которые можно бесплатно в церквях и платно в музеях и частных коллекциях. Характерные для работ Микеладжело Караваджо черты – это реализм иногда доходящий до крайней натуралистичности, лаконичная композиция игра света и тени использование сдержанной цветовой гаммы.
Ярко освещенный передний план оттенялся фоном, что создавало оптический эффект приближения происходящего на картине действия к зрителю. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Многие факты биографии Караваджо известны лишь приблизительно, на основании более поздних описаний биографов художника.
Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Он славился непростым характером, слолжностью восприятия, необузданными эмоциями. В переводе на русский означает: «Смирение убивает гордость».
Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан).
Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Точной причины драки так никто и не узнал. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы (Лютнист, около 1595 Игроки, 1594-1595). К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием.
Он также является новатором в рисовании с натуры. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены). Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». Итальянский художник. КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна.
В результате его арестовали. Но он сломлен, повержен. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана).
Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Он внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта. Однако бурный темперамент художника Караваджо, его дерзость и несдержанность постоянно становились причиной больших неприятностей. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Им написаны также «Экстаз св.
Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт. И вот она. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века.
Иисус называл его величайшим из пророков. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В алтарных картинах «Мученичество св. Эта картина, конечно же, повергла в шок не только заказчиков, но и всю общественность. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. (Вакх, 1592-93) и жанровых картин (Лютнист, 1595).
Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. Он не жилец. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Он отучился в художественной школе в Милане. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века— Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. Или может он желает смерти.
(маньеризм и академизм). Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы. Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями.
Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Ни один крупный художник того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Он злодей. Первой из числа величественных алтарных композиций нового типа явилось ватиканское «Положение во гроб» 1602-1604 годов, предназначавшееся для одного из новейших барочных храмов Рима – церкви Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза Нуова). Физически, да.
А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков. Лучии, 1608 г. ). Основоположник реалистического. Свет – главный участник его картин. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало.
1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Караваджо (Caravaggio) (настоящая фамилия – Меризи Merisi) Микеланджело да (1573-1610) итальянский художник.
В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624). Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа.
А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея и говорит ему: следуй за Мною.
В Неаполе Караваджо ищет утешение в живописи, много работает и создает около десяти полотен из которых сохранились лишь некоторые: Экстаз Магдалины (1606), Распятие апостола Андрея (1607), Давид с головой Голиафа (1607), Мадонна Розария (Мадонна с чётками) (1607), Коронование терновым венцом (1607), Бичевание Христа (1607), Христос у колонны (1607), Саломея с головой Иоанна Крестителя (1607), а также гигантскую алтарную картину Семь дел Милосердия для церкви Пио Монте дела Мизерикордия. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Караваджо уделял особое внимание тому как свет освещает что бы то ни было, какие эффекты он оказывает.
Ранний этап его искусства вот таким образом в наибольшей мере насыщен противоречивыми устремлениями. Это произведение следует расценить как первую попытку объединить присущее Караваджо чувство реальности с торжественной представительностью, своего рода «репрезентативным драматизмом», столь характерным для сложившейся в этом столетии концепции алтарной картины. Род существует до сих пор.
Он отвртителен сам себе. Родился 28 сентября 1573 года. Картина называлась «Смерть Марии».
Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. С ним рука об руку шли драки, разбой, жестокость, скандалы и даже тюремное заключение.
Но и тут Караваджо сопутствовала удача. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
1593, там же), «Вакх» (ок. Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии. В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана.
Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Сложное и безвыходное психическое состояние Караваджо на лицо. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа.
Личность самого художника была такая же яркая, харизматичная и агрессивная. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).
Давид и Голиаф. Эта картина существует в трёх вариантах.
Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Для картины «Смерть Марии» он взял труп утопленницы и изобразил на картине мертвую Деву Марию так, как выглядит труп в реальной жизни, хотя по всем канонам Возрождения он должен был изобразить девушку, которая просто спит. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Манера письма живописца узнаваема по непревзойденному мастерству изображения обнаженных юношей, ярко очерченных светом.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени.
«Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Глядя на его работы даже сложно вообразить, что переживал художник. Он заключает контракт на первую публичную работу в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ).
Для зрелого творчества мастера характерны монументальность, величественность композиций, скульптурность формы, классическая ясность рисунка. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652).
Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599—1600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600—01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603—06, церковь Сант-Агостино, — все в Риме «Положение во гроб», 1602—04 (см. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592—93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи —- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Вместо двойной системы образных соответствий, которую мы могли наблюдать в «Вакхе», в созданиях этой линии возникает синтез более однородного порядка. Караваджо был простым каменщиком. 1605-1606 гг. ). Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, данный его покровителями.
Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Эта картина просто впечатывается в сознание.
После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. И вот, происходит крутой поворот в жизни мастера. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба».
Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Первое время Караваджо сильно нуждался. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения.
Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 1605—06, Лувр, Париж). Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю.
Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. К концу 1590-х гг. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика.
Б. Караччоло. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени.
Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца.
Зрелые произведения К. (1599—1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.
За ним охотятся. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете.
Рисовал с натуры без эскизов. Уникальна и неповторима. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
Филиппо I Колонна. Романино, Л. Лотто). Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. 2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. Он её заслужил. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. Все чаще возникают проблемы с полицией, все чаще он вовлечен в скандалы и драки.
Вместе с тем градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы – тоньше, пространство – воздушнее (Успение Марии, 1606. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно. Но Караваджо это не устраивало, он рисовал людей, реальных людей, реальную жизнь. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д. ) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов.
Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Пройдя за неполных четыре года путь от «Юноши с корзиной фруктов» до «Игроков в карты», художник словно бы исчерпывает ресурсы жанровой картины, отпущенные ей в этой фазе эволюции. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм). направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм).
Тогда его обвинили в убийстве. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. В убийстве был обвинён Караваджо.
Один из них находится в Эрмитаже. Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций (Положение во гроб, ок.
Они сидят за столом в полутемной харчевне, куда входят Иисус и Апостол Петр. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Ведь это автопортрет.
В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией.
А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом. Искусство Караваджо – очень сложный комплекс творческих тенденций и результатов.
«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Смерть Марии, ок. Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Она никого не может оставить равнодушным.
«Глаз Караваджо» (Caravaggios Eye) Кловиса Уайтфилда (Clovis Whitfield) перечеркивает портрет Караваджо, как уличного дебошира с гомосексуальными наклонностями. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Но тем самым Караваджо неизбежно сближается с традиционной, органической поэтикой мифа в живописи, с издавна устоявшимися приемами образного воплощения.
События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Флоренция). К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. 1) система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней».
Долгое время после смерти Микеланджело в Европе существовало особое художественное явление — Караваджизм. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Его хотят убить. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим).
Его характер очень хорошо отражен в его картинах. Вызвала неоднозначные эмоции и даже пошатнула репутацию Караваджо. Но он был на хорошем счету, вот таким образом ему многое сходило с рук. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста.
Судьба Караваджо была поистине непростой. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Объявлена награда за голову Караваджо.
Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Он стал первым, кто в точности скопировал изображения, увиденные на улицах Рима. В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Его терзает мучение, совесть.
Рыцари официально исключили художника из ордена. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Первой появилась на свет картина Призвание святого Матфея (1600).
Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни – свет от страниц нотной тетради. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св.
1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Савольдо, А. Моретто, Дж. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. И на всех картинах в образе Голиафа – сам Караваджо. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. А жив ли он сейчас. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины.
Она потрясает, она ужасает, она невероятно проникновенна, она глубока и страшна. Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). Прямое, непосредственное видение «куска действительности» с сильнейшим акцентом на его живой достоверности не могло не вступить в противоречие с обязательным прежде облечением образов в мифологическую форму, поскольку такая мифологизация уже изначально несла в себе признаки тематического обобщения, возвышения образа над единичным и преходящим. Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль.
Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Микеланджело обвиняли в убийстве. Из Неаполя он перебрался на Мальту, где был сначала посвящен в рыцари, а потом после очередной бурной ссоры опять посажен в тюрьму.
Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны (Положение во гроб, 1602). Но нет, не Караваджо, он реалист и рисует смерть такой какая она есть, без прикрас. Мастер должен написать два полотна с историями святого Матфея для капеллы Контарелли. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя.
Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Он несколько раз был арестован, вел себя эксцентрично и вызывающе. Этот период являетсяпереломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции.
В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). В 1607 году перебрался на остров Мальта. Голиаф – великан и безбожник, Давид – царь иудеев. На мече есть сокращенная надпись — «H-AS OS» на латинском языке «Humilitas occidit superbiam». Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом.
Художник изображает мытаря Левия в окружении друзей. И на ней сам Караваджо, но не в образе победителя Давида, а в образе побежденного Голиафа. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света.
В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Но в общей перспективе эпохи травестийный подход к мифологической теме был важным открытием: здесь положено начало одной из важных образных линий в мифологической поэтике Веласкеса, давшей себя знать в целой череде его прославленных созданий, от «Вакха» до «Венеры с зеркалом». Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Чтобы придать значимость своим работам, художники давали своим работам имя Иоанна Крестителя.
Шире стал образный диапазон его решений, разнохарактернее их стилистика, разнообразнее типологические формы и сама проходящая сквозь его искусство проблема «миф – реальность», хотя и разрешается в направлениях, предуказанных главными тенденциями его творчества прошлых лет, предстает теперь в большем числе образных вариантов. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). Свидетельством переживаемого мастером творческого подъема помимо высоких художественных достоинств его работ может служить его неистовая работоспособность, сделавшая возможным одновременное возникновение капитальнейших полотен для двух циклов – Контарелли и Черази (включая дополнительные варианты взамен непринятых картин) – и других выдающихся произведений.
Он обвиняется за нанесение оскорбления в виде обидных стишков в адрес живописца Бальони (именно Бальони впоследствии станет первым биографом Караваджо и кто знает, сколько в этом жизнеописании правды и лжи. ). Разгульная и беспорядочная жизнь совсем расстроила нервную систему мастера. А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж.
Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Третья картина— «Св.
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ).
1602-04), мифологич. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так.
Он несколько раз попадал в тюрьму. Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века— Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать.