Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст. Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей.
Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов. Обмениваясь шёпотом мнениями, они не отрывали глаз от происходящего на полотне, точка зрения которого расположена на уровне глаз человека и как бы становились его соучастниками, живо и заинтересованно обсуждая между собой происходящее на их глазах. (одна из них погибла в 1945 г. ).
«Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне». При этом перед нами не школьный урок, а таинственное событие, свидетельство чему – прежде всего выражение лица апостола, в котором прочитывается смесь благоговения, потрясения изумления и радости. Казнь была назначена на пятницу 17 февраля. В изумлении, он вопросительно указывает на себя, ожидая подтверждения. Впрочем, сама лошадь, осторожно поднявшая над упавшим ногу, словно прислушивается вместе со слугой к происходящему таинству.
Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда. Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём.
А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет». Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту. Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Но счастливый владелец никому её так и не уступил.
Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу. Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека. Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться.
Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. Стало быть, не напрасны были его муки и старания. В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь. И он встал и последовал за Ним. Хотя в детстве Караваджо изучал в приходской школе катехизис, при работе над картинами библейского содержания полученных в школе знаний было явно недостаточно.
Это сам Караваджо. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался.
Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Как несколько патетически выразился Пьетро Беллори историк искусства, живший в XVII веке и много писавший о мастере, «рождением своим он удвоил славу Караваджо, благородной ломбардской местности» 1.
С того памятного дня Караваджо больше не появлялся во дворце Мадама, хотя связей с кардиналом дель Монте не прерывал. Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс. Но здесь еще есть намек на возможное спасение.
Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека. Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане.
Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей. Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» 3. Во второй, показанной на выставке в ГМИИ, внешняя динамика сведена к минимуму, в образах исполненных особой глубины, воплощены психологическое состояние героев и чисто духовный аспект евангельского события. За наемником и Матфеем виден алтарь. Композиция исполнена проникающего динамизма.
Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Матфея. Работа великолепна и по композиции и по исполнению. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом.
Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Со всех сторон посыпались заказы. Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз. Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия».
Перепуганные ребята побежали утром за Манчини. На коленях у него лежит раскрытая рукопись, а рядом стоит женоподобный ангел, который направляет движение его пишущей руки, словно евангелист не знает грамоты. Пышное венчание было омрачено разразившейся над Римом грозой, а проливной дождь разогнал заполнившие улицы и площади толпы народа, которые должны были приветствовать свадебный кортеж и карету молодожёнов по пути следования от церкви Сан-Джованни ин Латерано, где состоялось венчание, до дворца Фарнезе.
Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа. Освещение двух центральных фигур подчеркивает мощный контраст мускулистого тела палача и беспомощно распластанного на земле старца в одежде священника. Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону.
Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства). Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви.
Неожиданно, прорвав оцепление, какая-то бесноватая женщина в лохмотьях пустилась в пляс вокруг эшафота и стала подбрасывать охапки хвороста в костёр — дикое зрелище. Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты. Хочется бежать от этой картины как можно дальше. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур».
для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези вРиме. Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях».
В одном исподнем его повели на эшафот. Иисус появился лишь на мгновение его босые ноги повёрнуты к выходу. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой. В «Призвании св.
Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги). И он встал и последовал за ним». В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари дАрпино (Cavalier dArpino), бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Здесь (в Порто Эрколе.
Видно, как тяжело дается ему процесс писания. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. Перед нами убогая обстановка.
Здесь о страданиях не говорит вообще ничего. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего.
Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу.
Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия. Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением. Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи.
Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав. Матфея (1602). Для достоверности на полотнах изображали посох и шкуры овнов – атрибуты скитальца и аскета.
Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Вон на стене висит его карандашный рисунок.
Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой». К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези. А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. В числе последних – приехавший из Неаполя Чезаре д39Арпино, в мастерской которого Караваджо некоторое время совершенствуется в изображении цветов и плодов. В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих.
Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Иисус появился лишь на мгновение – его босые ноги повёрнуты к выходу.
Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок. Vocazione di san Matteo) – картина Караваджо, выполненная им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году. По завещанию богатого строительного подрядчика Матьё Контреля (Маттео Кантарелли) капелла в честь евангелиста Матфея в церкви французской общины Сан-Луиджи-деи-Франчези должна была быть оформлена фресковыми росписями. В тот же вечер он слёг в горячке. Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве.
Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Вот когда для римлян открылась заманчивая возможность сравнить эти фресковые росписи с картиной Караваджо в Сан-Луиджи деи Франчези.
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней.
Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ». При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» 6. В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом. Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме.
Вокруг полутьма. Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея». Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше. 306. ). Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой.
В конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает в Рим, который в эти годы вновь стал, как в начале века, средоточием духовной и художественной жизни Италии. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати.
Через пару дней неожиданно пришла помощь. А теперь прежняя неприязнь ещё более усилилась, что вполне объяснимо не только большой разницей лет, но и непримиримостью во взглядах на искусство. К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида». А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова.
Наиболее удаленные от него сидящие слева старик и юноша целиком поглощены подсчетом собранных денег. Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста.
Все движение на полотне направлено от центра к краям. Молодой человек играет на лютне и, вероятно, поет любовный мадригал расположенные рядом цветы и плоды говорят о других ощущениях, дополняющих слух, а порванная струна скрипки и слегка измятые нотные листы – о преходящем характере земных радостей. Произведение Караваджо считается одной из самых значительных картин на редко встречающийся в изобразительном искусстве евангельский сюжет о призвании Матфея. Согласно Евангелию, Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение – Мф. Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась.
В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века.
Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности. В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер. На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. — Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль».
Да так как праведники не нужны Спасителю. И только Матфей понимает, что сейчас произошло. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
Художник не ошибся в выборе. «Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке.
Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. Увы, всему приходит конец. Католицизм празднует победу над Реформацией. Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача.
Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. Все предельно реалистично.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы. Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении.
Несмотря на уникальный стиль и реализм в работах, некоторые консервативные церковнослужители считали ряд картин вульгарными, несмотря на их спрос. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ». Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. Его влияние испытают практически все выдающиеся мастера ХТ1 века – от Рубенса, Веласкеса и Сурбарана до Жоржа де Латура, Бернини и Вермеера. Одно из лучших творений мастера было продано за долги из частной коллекции его учителя живописи в Риме Кавальер дАрпино, было конфисковано и попало в коллекцию Шипионе Боргезе, племянника папы римского. Ценителей искусства живописи восхищает не только страдальческий лик полуобнаженного юноши, но и мастерское изображение кистей бело-розового и черного винограда.
Настал день расставания с дворцом Мадата. Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна». «Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке).
Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343). Через мгновение оторопевший мытарь поднимется из-за стола и, оставив все собранные подати, направится вослед, к своему великому мученическому призванию.
Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан. «Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Иисус появился лишь на мгновение— его босые ноги повёрнуты к выходу. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. Лишь бы это пошло ему на пользу.
Свое имя Микеланджело Меризи да Караваджо получил в честь архангела Михаила, в день которого появился на свет (по новейшим изысканиям, в конце 1570 или в 1571 году), прозвище – по месту рождения. (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183).
Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Это Эразм Роттердамский и Джулио Чезаре Ванини, Аонио Палеарио и Мигель Сервет, Джон Уиклиф и Ян Гус. Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня. В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола.
В переполненной церкви находился и Караваджо. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании. Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось. Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно.
Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно. В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама».
Иисус на минуту зашёл в помещение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» 2. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна.
Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Караваджо трактовал сюжет как сцену из современной жизни.
Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. «Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. И каждое из полотен вызывает в обществе скандал.
Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. Матфей здесь — продажный чиновник, плут. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. (Так, прототипом св. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ).
Запахло гарью и палёным мясом. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари дАрпино (Cavalier dArpino), бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.
Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне. А смысловым центом картины становится яркий луч света, бьющий из открытого окна и вырывающий из тьмы на лицо Матфея.
Прототипом лютниста, по мнению исследователей, являлся один из переодетых девушками мальчиков – участников театральных и музыкальных представлений, которые устраивал в своем дворце кардинал дель Монте. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел». По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку.
Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним.
К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал.
Справедливости ради следует признать, что, несмотря на яркий колорит и тщательную прорисовку каждой детали — например, жилистые руки апостола или морщины у него на лбу, — центральная картина триады явно уступает двум боковым полотнам в силу вынужденных уступок условности и придирок церковного причта. Он умер так же нелепо, как и жил» 5. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. Ждать пришлось недолго. Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство. Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно.
Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Да, он знал как выглядит насильственная смерть, какой ужас охватывает невольных свидетелей. Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли. Еще более непримиримую позицию занимал работавший при испанском дворе флорентийский художник Винченцо Кардуччо, который в риторических пассажах именовал Караваджо «гениальным чудовищем» и даже «антихристом». Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке.
». Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично. Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным.
Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. Но его мнением Караваджо пренебрёг. В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. На ней был представлен св.
И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.
«Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах. Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Почему к нему.
Вскоре подошёл и Манчини. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св. Римляне ещё долго потешались, вспоминая, как при спуске с холма головные кареты свадебного кортежа увязли близ Колизея в непролазной грязи. Неожиданно возникла проблема с натурщиком. Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа.
Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен. Эта бытийственность, внутренняя значимость и монументальность всего, что изображал ломбардский мастер, коренились, в конечном счете, в его глубоком религиозном чувстве, вере в высшее происхождение простых вещей, над которыми как будто простерта благословляющая рука Христа, как в двух композициях на тему трапезы в Эммаусе. «Призвание апостола Матфея» (итал. Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия.
Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо.
Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. Что же не устроило в картине церковный клир. Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог.
Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св.
На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. Петра. С замечательной картиной произошло непредвиденное. Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. Иисус называл его величайшим из пророков.
Всё было готово. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание. Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный. У апостола голова Сократа и облик человека из народа.
В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости. Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг. Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. Им был понятен драматический пафос нового произведения.
Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так.
Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. Стоя на лестнице с палитрой перед огромным холстом, он чувствовал порой, как в мастерскую неслышно заходил кардинал, но не мог понять, каково его отношение к картине. Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо. Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо. За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства.
Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо.
В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела.
Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности.