Среди ранних религиозных произведений Караваджо – картины Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной, Святая Екатерина Александрийская, Святая Мария Магдалина, Экстаз святого Франциска, Отдых на пути в Египет, Юдифь, Жертвоприношение Авраама.
Санта-Мария-дель-Пополо в Риме)История написанных в 2 вариантах «Обращения Савла» и «Распятия ап. Здесь, как и на последнем полотне К. «Мученичество св. Караваджо впервые разметил все семь сюжетов на одном полотне. Иероним» (ок. Так рождается новая концепция исторической картины.
Поэтический сюжет противоречит деидеализированному образу – индивидуальному, обостренно эмоциональному, «открытому» к личному контакту со зрителем. 1598 г. (Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид)Св. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. Беллори определял его раннюю композицию на тот же сюжет как «достойную восхваления за естественность колорита», а позднюю – как темную и контрастную, осуждая в обеих «простоту и грубость форм».
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Вот несколько примеров. Датировка картины остаётся предметом дискуссий. Интонация отчаяния подчеркнута явлением ангела с пальмовой ветвью, к-рое не находит отклика в окружающих. 1992. 1605–1606 гг. На полотне «Кающаяся Мария Магдалина» святая представлена как плачущая юная простолюдинка, сидящая на низком стуле в пустой комнате.
Клевете этой был тут же дан ход во враждебных художнику кругах и в доказательство приводился рисунок неизвестного художника «а-ля Джорджоне» (ныне в Уффици), злонамеренно выдаваемый за прототип произведения Караваджо. Также К. был прочно связан с итал. P. 104-105).
Считается, что во время пребывания у кавалера дАрпино К. написал картины «Маленький больной Вакх» и «Юноша с корзиной фруктов» (обе – Галерея Боргезе, Рим). 1604 г. (Пинакотека, Ватикан)Положение во гроб. 1966.
А поскольку на таможнях обменивались деньги и легко затевалась азартная игра, то вполне правдоподобно, что Христос застает Матфея и его приятелей во время этого порочного занятия (но игры не в карты, как полагал Зандрарт, а, скорее всего, в кости). P. 31-51), написанными рваными слитными мазками, напоминающими письмо полотна «Жертвоприношение Исаака» (ок. 1956.
1608 г. (собор Сан-Джованни, Валлетта)Возможно, в это время было создано (или завершено) полотно «Мадонна с четками» (Художественно-исторический музей, Вена), о к-ром известно, что оно находилось в Неаполе осенью 1607 г. Часть исследователей полагает, что картина была написана по заказу семьи Колонна и датирует ее концом пребывания К. в Риме (Marini. С кругом юношеских произведений связана, впрочем и прозрачность цвета многих частей картины: натюрморт на белой скатерти, плетенка, выступающая за край стола, отблески света в тени графина и множество других световых рефлексов, которые, впрочем, столь же присущи «Остаткам ужина» (ныне в Америке), натюрморту, написанному примерно в то же время, подлинность которого почти удостоверена небольшим клочком бумаги, наклеенным на обратной стороне, где старинным почерком заявляется о принадлежности Караваджо этой «Картины с фруктами и графином». А. Фиджино, Ф. Галиции, а также венецианцев Джорджоне и Я. Бассано (Ibid. 1596 г. К. уже работал у сицилийского худож. 28 мая 1606 г. судьба К. резко изменилась.
Лаврентия» А. Чампи (ц. Караваджо пришлось пойти на уступку и ввести некоторые исторические реалии. Там царит холодная осень, зыбкая ширь природы предстает как фон индивидуального бытия. 1998).
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма – самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Ш. Боргезе приобрел его за половину цены. 10 нояб.
Полотно, написанное не по заказу (согласно Манчини, К. отправил его на продажу в Рим), отражало новое мировоззрение художника. Иоанна Крестителя. Его слава росла, хотя далеко не все воспринимали творчество Караваджо с однозначным одобрением. Произведения художника Караваджо и в самом деле существенно отличались от общепринятых в то время образцов живописи. 1999.
Среди них выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой. «Жертвоприношение Авраама» Первый пример жестокости, который мы знаем из Библии, – это нож Авраама, занесенный над его сыном. Правда, ранний биограф, категоричный, как и всякий последовательный идеалист, утверждает, что Караваджо прибег к темным тонам «для придания рельефности телам». Он не идеализирует образы.
Дель Монте была написана 2-я картина «Медуза» (1597-1598, Галерея Уффици, Флоренция), преподнесенная им герц. «Отдых на пути в Египет». Екатерина Александрийская» (ок.
1605-1606 гг. ). персонажам (Knig. Поздний «Ужин в Эммаусе» отличается более созерцательным, углубленным видением, сосредоточенным на подлинной сути происходящего: это не момент узнавания Христа, а прощание с Ним, подобное «Тайной вечере». Свет излучаемый телом Спасителя, воплощает теологический постулат о возможности искупления грехов (даже совершенных великими злодеями, подобными мучителям Иисуса) посредством Божественной благодати исходящей от Христа. сюжетах. 1596 – нач. 1604 г. (Галерея Уфицци, Флоренция)Жертвоприношение Исаака.
образ был снят с алтаря, позднее кард. Но то, что художник, усиливая на завершающем этапе работы значение распределения по полотну света и тени, все больше сосредотачивает внимание на значимости изображаемого события, является признаком накопления нового фундаментального опыта, пришедшего на смену «зеркальному» отображению действительности. Результат показался сомнительным, наверное, даже самому художнику. 1956.
Хотя библейский образ воспет многими живописцами, не все они отражают суровый образ Предтечи, крестившего народные массы в Иордане. P. 264-266. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Руки Христа, профиль Клеопы, абрис лица хозяйки и голова служанки были отмечены графьей. В уведомлении от 24 окт.
Одна из первых картин Караваджо на библейскую тему, которая прославит художника. Бытовые детали (головная повязка хозяина таверны, натюрморт на столе) обрели у К. несвойственную им значительность. Исчезла характерная для произведений рим. Матфея». P. 163).
известно, что для него были написаны «Ужин в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Св. P. 35-119). Вероятно, К. набросал композицию и исполнил образ Христа остальные части сцены написаны др. Дж. Ок. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.
«Поэтика крика», как она проявилась в Юдифи и Жертвоприношении Авраама, свидетельствует о том, что художник не останавливается перед тем, чтобы выразить чувства персонажей во всей их драматической экспрессии. Однако в апр. -мае 1605 г. в капелле были размещены картины на холстах. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. P. 82). Картина: Отдых на пути в Египет. Что касается «Магдалины» — весьма распространенного в те времена сюжета, — то неизвестно, поддался ли мастер влиянию народных выражений («Да ты ни дать ни взять — вылитая Магдалина» или что-нибудь в этом роде) о падших, но одумавшихся девушках, но нет сомнения в том, что идея изобразить несколько сверху, через наклонное зеркало, бедную заблудшую уроженку Чочарии со слезинкой на ресницах, пользующуюся минутой бесплодного ожидания, чтобы высушить волосы на солнце, заглядывающем в пустую комнату (в то время как косая тень ползет по стене), вместо изображения роскошных куртизанок, ханжески оплакивающих свое прошлое и возведенных на пьедестал маньеристами, явилась одной из самых гениальных мыслей, озаривших молодого художника и в то же время вызвавших всеобщее недоумение. картин на религ. Полотна имели успех, художник стал получать престижные заказы. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями.
Рассмотрев, таким образом, произведения, созданные между 1592 и 1594 годами, мы неизбежно подходим к истории с двумя великими замыслами для Сан Луиджи: «Призванием» и «Мученичеством святого Матфея». 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Mil., 1995.
P. 36-37 Vodret. В «Нарциссе» — еще одном мифологическом исключении в творчестве художника, готовом, впрочем, сойти за «Юношу, отражающегося в пруду», — уставшему страннику (все еще продолжающему серию мадридского «Давида») не остается ничего другого, как созерцать свое отражение в мутной воде цвета левкоя (последний отзвук Савольдо), но невидимые лучи, льющиеся сверху, все еще ярко высвечивают цветастую камку корсета, оставляя на рукаве испещренном жемчугом, сгустки света уже во вкусе Рембрандта, в то время как состояние героя, обращенного к своему внутреннему миру, предвещает неизбежность появления растерянного игрока из «Призвания». Шли ли они от самой жизни, углублявшейся вокруг художника бедности и даже нищеты. Юдифь и Олоферн.
Лучии, 1608 г. ). 1969.
P. 312-318). Матфея. К. разделил земную и небесную сферы.
К. создал новые. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). P. 6, 32). Вот таким образом лучше всего и обратиться к самим произведениям.
Поначалу он бедствовал, работал по найму. В «Св. Свет концентрируется в смещенном центре композиции – на молодом лике Девы Марии. Петра» (1604-1605, капелла семьи Черази, ц. Санта-Мария-дель-Пополо) запутанна. Чтобы придать значимость своим работам, художники давали своим работам имя Иоанна Крестителя.
М. да Караваджо. Караваджо и в свою очередь отдых на пути в египет караваджо, Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio) (наст. 1991.
(29. 09. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим) и с живописью Венеции. Mil., 1994). Он выполнял заказы на весьма престижные работы. P. 35-42).
В общем, над этой проблемой Караваджо пришлось немало поломать голову при завершении картины, когда, отходя от первоначального замысла сцены, в которой даже выбор ярких красок выдает связь со стилевыми исканиями первых лет (сидящий фронтально юноша с перьями списан, вероятно, с того же натурщика, что и в «Гадалке»), он стал постепенно усиливать свет и тени, доводя до эффектной драматической кульминации, вызывающей в памяти поэтический образ Элиота: And we shall play a game of chess — pressing lidless eyes and waiting for a knock at the door мы будем играть в шахматы, напряженно вглядываясь и ожидая стука в дверь (англ. ) (многозначительное, хотя и случайное совпадение между художником конца XVI века и неоелизаветинским поэтом. ). "Смерть Марии", ок. В результате его арестовали.
Что касается картин венецианцев, то с лучшими из них он познакомился по их прибытии в 1599 году из Феррары, скорей всего, вместе со своим соперником дАрпино, но к этому времени он уже написал (после неоднократных переделок изменений и поправок) доски для церкви Сан Луиджи, в которых отразилось новое видение действительности. Стержнем картины является ангел, композиционно разделяющий её на две половины. Мадонна ди Лорето. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. 1601, Новый дворец, Потсдам). Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь)Программное произведение К. - большое алтарное полотно «Семь деяний милосердия» (1607, ц. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), заказанное благотворительным об-вом, состоявшим из местной знатной молодежи, проникнутой духом Контрреформации и стремящейся к воплощению идеалов христианского милосердия. Его Мадонна устала и спит. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Уже само по себе это дело выглядит несколько странным, но оно было бы совсем неясным, если бы не было установлено, что внутренняя структура обоих холстов (со множеством переделок, наслоений и поправок, о которых упоминает даже один из старинных источников) свидетельствует о невозможности выполнения художником столь огромной монументальной работы за такое короткое время.
(Лувр, Париж)Судьба крупных работ К. была непростой: заказчики отказывались от них как от нарушающих приличия. Чезари, кавалеру дАрпино. Смерть Девы Марии. P. 25). 1596 г. (Галерея Дориа-Памфили, Рим)Отдых на пути в Египет. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Темный фон служит большей наглядности «оптического эксперимента» со светом, который одновременно отстраняет персонажей друг от друга и выявляет их лица, что позволяет передать психологическую глубину, предвещающую искусство Рембрандта (Gregori.
Ее драматизм передан лучом света, озарившим пересчитывающих деньги людей. P. 29). Дата завершения картины: c. 1597. Анны имя к-рой означает «благодать».
Согласно Джулио Манчини, биографу Караваджо, «Мадонна на пути в Египет» была заказана монсеньором Фантино Петриньяни из римского прихода Сан-Сальваторе-ин-Лауро, приютившим Караваджо в начале 1594 года, когда тот покинул мастерскую Джузеппе Чезари. Караваджо Микеланджело Меризи да.
P. 191 Bellori. Св. C. 201-203v Caravaggio: Una vita dal vero. Более важный, хотя и более сдержанный спор с великими классиками ведется также в «Неверии Фомы» (исполненном для Винченцо Джустиниани), которое напоминает о Мазаччо и даже о некоторых художественных находках Рафаэля в его «Деяниях апостолов», что позволило одному другу-коллекционеру (слишком бахвалившемуся подчас своей эклектической интуицией) прийти к заключению, что его Караваджо стал отныне классиком, подобно всем другим классикам прошлого, точно так же, как позднее ими стали крупнейшие болонцы, Аннибале прежде всего.
Урсулы» (1610, собрание банка «Интеза», Неаполь), смерть героя показывает, что есть что-то более важное, чем существование, жизнь. Подобные же находки мы видим у художника, когда он приступает к изображению других моментов страстей Христа: в «Увенчании терновым венцом» (картина известная по хорошей копии из дома Чеккони, Флоренция), где контраст между тенью и косо падающим светом приводит к увеличению объема и почти расчленению груди Христа, а обе руки — типичные детали изощренно-рационального искусства — противопоставляются ей, словно два безымянных, трудноузнаваемых предмета или в повторениях «Эммауса» и «Фомы неверующего» — двух замечательных, но, к сожалению, почти невосстановимых полотнах из Мессины, в которых словно чувствуется, что фигура Христа, post mortem после смерти (лат. ) воплощающегося в простого посетителя трактира или покрытого струпьями нищего, оказывается более созвучной искреннему настрою его сокровенного религиозного чувства, лишь по необходимости приоткрываемого для обозрения и сострадания простого человека. 1605 г., когда дело было улажено при посредничестве кард. Тосканскому, а также мистико-аллегорическая композиция «Юпитер, Нептун и Плутон» (казино на вилле Лудовизи, Рим) исполненная маслом по штукатурке на своде алхимического кабинета (Zandri.
1605 – 8 апр. 1597, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Лютнист» (ок. 2001. P. 101-105).
2009. В другой картине с Иоанном Крестителем (прежде в собрании Чичестера, а теперь в Канзас-Сити) изображение тела в вертикальном положении дано уже в духе «великой манеры», возобладавшей во втором варианте «Святого Матфея» для алтаря в Сан Луиджи, а бросающаяся в глаза тень, подчеркивающая выделяющиеся ребра, «слизывающая» часть колена и заливающая глазные впадины, дает нам уже представление о зрелости художника в конце уходящего или в самом начале нового века. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
Именно в этой части рентгенографический анализ и обнаруживает наиболее сильные поправки. Никакие документальные натяжки никогда не смогут поставить под сомнение вытекающую из единства стиля очевидность того, что между «первым» и «вторым» «Святым Матфеем» из Сан Луиджи (последний, как подтверждено документами, действительно относится к тому же времени, что и два шедевра из церкви Санта Мария дель Пополо, то есть к началу нового столетия) Караваджо проходит значительную часть своего curcus здесь: творческий путь (лат. ), от юности и до зрелости, что соответствует периоду с 1592 по 1600 год. Видимо, картины на досках, написанные первыми и, по сообщению Дж. Наконец, одна из случайных дуэлей закончилась убийством и Караваджо вынужден был бежать из Рима. В новом варианте «Жертвоприношения Исаака» (до сих пор известного лишь в копиях, хранящихся в Комо и Салерно) эффекты лунного освещения в фигуре Авраама контрастируют с демонстративным показом анатомии шейных мышц Исаака. Матфея» – более зрелое произведение.
Открытия К. в ряде случаев были восприняты художниками опосредованно (Ф. Archivio di Stato. События, связанные с созданием обеих знаменитых картин, можно было бы и не разбирать во всех подробностях, столь слабо отраженных на бумаге, особенно если установлено время их создания — самая середина последнего десятилетия XVI века — и уточнена последовательность их появления — после «зеркального» этапа юности и до «прославленной индивидуальной манеры», открывающейся «вторым» «Святым Матфеем», но поскольку правильная расстановка цезур имеет огромное значение для указания необходимых пауз в развитии еще весьма молодого художника, то постараемся по возможности это сделать. О. Леони (Б-ка Маручеллиана, Флоренция)Первое упоминание о пребывании К. в Риме имеется в деле о нападении на музыканта А. Дзанкони 8 июля 1597 г. В показаниях свидетель сообщал, что «художник Микеланджело лет 28 от роду, роста среднего лицом не очень бел, но и не темен, с черной, но скудной бородой одет иногда опрятно, а иногда нет говорит, как ломбардец здесь уже год, считая с последнего Великого поста» (Roma. Точно так же и даже лучше, Караваджо продемонстрировал свое бесстрашие и гениальность из-за которой ему пришлось столь многое испытать, во «Взятии Христа под стражу в Гефсиманском саду» (картине, сразу же прославившейся в доме Маттеи, а ныне известной лишь благодаря нескольким сохранившимся копиям), где рядом с головами Христа и Иуды, образующими почти диптих благодаря плащу — античной цитате, — их окутывающему, мы видим группу людей, освещенных качающимся фонарем, которая вот-вот под воздействием ужаса ночи распадется, подобно надтреснутому бокалу из темного стекла. Филиппо I Колонна. К., не подражая, сумел предложить собственную трактовку единичной обнаженной фигуры.
С. 193-194). Музыка убаюкала младенца Христа, уснувшей кажется и сама Мадонна. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. Борджанни, О. Джентилески, К. Сарачени, Дж.
Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Storia dellarte. Трактовка картины «Положение во гроб», похожей на яркий цветной фотоснимок, переводит таинство в плоскость реальных жизненных событий.
Этот постулат был близок к антиригористической позиции ордена доминиканцев (Bologna. 1604–1605 гг. Портрет. «Отдых на пути в Египет» (1597) Холст, масло. живописи XVII в., оппозиционного маньеризму и академизму.
1955. Сложная композиция с драматичным сюжетом отражается в каждом жесте – ослепленный Савл закрыл глаза руками. Mil., 2006).
Так что, когда в конце 1597 года (то есть четыре года спустя после истечения первого договора) дАрпино вновь претендует на возвращение ему прежнего заказа с предоставлением к тому же годовой передышки, трудно не увидеть в этом отчаянной попытки помешать сопернику окончательно затмить его двумя великими замыслами, о которых в Риме давно и настолько по-разному говорили, что художественные круги разделились как бы на два противостоящих друг другу лагеря, возглавляемых обоими художниками. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан-Джованни, Валлетта). 1621 г. Худож. В его мастерской К. рисовал цветы и фрукты «столь правдоподобно, что у него учились изящной манере» (Mancini.
Дальний план с обобщенным видом римских окрестностей озарен иным, нейтральным светом. Дель Монте к музыке отражена в полотнах «Концерт» (ок. В нотах на картине записан мотив фламандского композитора Ноэля Баулдевейна со словами из Песни Песней, посвящёнными Мадонне: Quam pulchra es (Как прекрасна ты), что вполне уместно для утончённого интеллектуального вкуса кардинала и делает невозможным написание подобной картины молодым Караваджо иначе, как по заказу.
Екатерина Александрийская. P. 172). Но почему бы не признать, что сгрудившаяся вокруг Христа и внешне столь легко «пластически» воспринимаемая группа апостолов внезапно стушевывается в тени главного героя, направлением своих взглядов привлекая внимание к безжалостно обнаженным ужасным ранам, к морщинистым складкам, как на старом, потрепанном сапоге, к caperata frons нахмуренное чело (лат. ) сомневающегося апостола, не допускающего существования никакой иной истины, кроме той, которую можно ощупать руками. Колонна, К. вновь обратился к теме «Ужин в Эммаусе» (Пинакотека Брера, Милан). 1597 г. он попал в больницу для бедных Санта-Мария-делла-Консолационе (Sickel. Оно немедленно было признано шедевром (Pacelli.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. 1984). 1995.
«Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. Вот почему Караваджо продолжает (и на это уходит не один год трудов) заниматься эффектами случайного распределения света и тени. Tribunale Criminale del Governatore. Таков постоянный механизм взаимодействия между искусством и действительностью.
По-разному К. использовал освещение. 1596 г. (Галерея Дориа-Памфили, Рим)Весной-летом 1596 г. он перешел работать к преуспевающему живописцу Дж. Реализм полотна близок к оптическому обману. То, что первым и очевидным побуждением художника было представить его в виде сценки с «азартными игроками» (оставим в стороне предположения о возникновении этой картины под влиянием идей «северян из Рима», хорошо известных в Ломбардии, как, например, Ван Хемессен), является показателем почти непосредственной связи с предшествующими произведениями из повседневной жизни, в особенности с «Шулерами», в то время как признаком юношеского дерзания (или неопытности) является то, что Караваджо «замахивается» на монументальное полотно для церкви. Поцелуй Иуды.
Удивительно по своей емкости описание Беллори (1672): «Жертвоприношение Авраама, поднесшего нож к горлу сына Исаака, в то время как тот с криком падает». Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Достоверно известно лишь, что после смерти Караваджо картина стала собственностью Олимпии Альдобрандини, племянницы папы Климента VIII и второй супруги кардинала Камилло Франческо Мария Памфили6.
Наряду с уникальным талантом, помогавшим художнику создавать выдающиеся по мастерству исполнения картины, Караваджо был наделён очень вспыльчивым и сложным характером, который регулярно становился причиной многих передряг и опасностей. 2009. «Богоматерь, отнимающая младенца от груди» (Национальная галерея, Рим), выглядевшая несколько вульгарной в глазах целомудренного XIX века, как бы продолжает цикл, открытый недавно «Отдыхом на пути в Египет» и «Магдалиной», о повествовательной связи которых почему-то обычно не говорится. Отдых на пути в Египет. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Полемика достигла вершины при истолковании «Иоанна Крестителя» из дома Дориа, где одна из обнаженных фигур Микеланджело со свода Сикстинской капеллы дана в обратной перспективе, но отличается жизненностью и притягательностью, как и в оригинале, словно Караваджо признавал, что натура может предстать перед нами и в таком виде, но тут же решил, что для вящей естественности необходимо «поработать над плотью» и исчертить ее поперечными полосами тени.
Матфея. 1672. В «Экстазе святого Франциска» из Хартфорда (вещь, перешедшая из рук в руки в 1597 году, а посему, вероятно, написанная на много лет раньше) ангел серебристо-лунного цвета напоминает первые вещи художника, но туника у святого гораздо обширней затронута тенью, а руки его озарены мрачными огненными отблесками угасающего заката.
К. трактует тему как чудо, требующее соприсутствия и сопричастности зрителя. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). 29 июля 1605 г. К. ранил нотариуса Мариано Паскуалоне да Аккумуло, после чего бежал в Геную. Чудо призвания подчеркнуто контрастом между будничным, современным К. миром рим. Иконография «Мадонна с Младенцем, попирающие змея» иллюстрировала богословское заключение, утвержденное буллой папы Пия V как ответ в полемике с протестантизмом.
И биографы не преминут, хотя и с запозданием, донести до нас ее осязаемые следы. 1607 г. (ц. Б. Морони, Дж. Рибальтой, Д. Веласкесом, Ж. де Латуром). Положение во гроб. Страсть кард.
Иисус называл его величайшим из пророков. 1604 г. (Галерея Уфицци, Флоренция)В окт. Этого было, однако, достаточно для того, чтобы агрессивная, дерзкая правдивость этого тела, также контрастирующего с музыкальными инструментами, мирно поблескивающими на свету, стала вскоре захваливаться именно благодаря своим rotunditas округлостям (лат. ) и превозноситься как высшее «пластическое» достижение мастера, у которого на уме было совсем другое. Картина отмечает переход к последнему, наиболее интенсивному периоду творчества. 1600, Палаццо-Барберини, Рим), «Уверение ап.
Сан-Агостино, Рим)Мадонна ди Лорето. По совету П. П. Рубенса в февр. -марте 1607 г. картину приобрел герцог Мантуи. художественной традицией: образ Христа у К. сравним с распростертым телом Христа в картине «Положение во гроб» Рафаэля (Галерея Боргезе, Рим), с «Пьетой» Микеланджело, с картиной Тициана на тот же сюжет (Лувр, Париж) и др., а также с полотнами Аннибале Карраччи, влиянием которых Р. Лонги объяснял «классический кризис» в творчестве К. Обращение Савла. сюжеты. Лючии» (1608, ц. Санта-Лучия, Сиракузы). Сюжетом стал один из абстрактных догматов католицизма эпохи Контрреформации.
P. 226-228), принявшего новаторство К. Семь деяний милосердия. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). По мысли теологов, Богоматерь, а следов. и католич.
С. 108), расширение композиции вправо (La Flagellazione di Caravaggio. Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной книги, в которой творческие взлёты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по городам Италии в поисках приюта. 1571, Милан – 18. 07. 1610, Порто-Эрколе) итал. Тема картины – страдание и одиночество в скорби. землячеству рим. В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Св.
Молния расщепляет тополь на холме как раз в момент, когда по нему проезжает воинский отряд в ужас приходят воины, встает на дыбы конь, только что сбросивший с себя Савла, а тот, закрыв руками глаза, словно ослепленный молнией, даже не видит обращенных к нему Христа и ангела (дописанных, впрочем, на мой взгляд, несколько позднее), нисходящих из расщепленного ствола. Образная структура условна – художник показывает не подлинные чувства, а схемы аффектов (убегающий мальчик – маска ужаса, зритель со вскинутыми руками – маска вопля). Острота видения и реалистическая трактовка Ее образа не были поняты современниками. 1606). Екатерина Александрийская. Итальянский художник. Перед зрителем предстают неясные образы в темной пустоте, словно растворяющей материю.
1604 г. (Macioce. Ведь именно за апостолом Матфеем пришел сюда Иисус — и свет выхватывает из полумрака указующую на него руку Спасителя, акцентируя внимание на судьбоносном жесте. Италии и Ватикана. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. Бальоне, «не понравившиеся хозяину», были отправлены в Испанию.
1994. Портрет. Рим, Галерея Дориа-Памфили. Глубоко личностное полотно «Давид с головой Голиафа» (1609-1610, Галерея Боргезе, Рим) было преподнесено кард. На картине «Св.
Караваджо писал ее для церкви и работа произвела настолько сильно впечатление на заказчиков, что они поклялись: картина никогда не покинет главный алтарь церкви, с нее не будет сделана ни одна копия. Напротив «Призвания» в капелле Контарелли висит «Мученичество святого Матфея». Манчини сообщал, что К. написал неск. Картина производила, таким образом, желаемый эффект, поскольку публика того времени хорошо знала, что такое настоящая казнь. 2011.
Здесь трагический сюжет предъявлял требование соблюдения традиционного «пластического» центра, но, даже учитывая юный возраст художника, удивляет, почему Караваджо не отверг его и не пошел против течения. P. 205). Петра, была исполнена для Братства папских конюших (1 дек. 1608 г. (собор Сан-Джованни, Валлетта)Казнь св.
Ведь достаточно было только кинуть взор, obtorto collo здесь: мимоходом (лат. ), на какой-нибудь фрагмент произведений Микеланджело или Рафаэля или на какую-нибудь античную модель, чтобы убедиться в том, как многое уже сделано и что повторение этого не имеет смысла, приглядеться к тому, что делали дАрпино и его помощники в церкви Сан Джованни ин Латерано, чтобы загореться возмущением — тоже немаловажным двигателем в развитии художника. В нем Караваджо, несомненно, хотел иронически распрощаться с символикой, аллегориями, parafernalia атрибутами (древнегреч. ) Возрождения, но так же несомненно, что он останавливается в нерешительности перед вопросом — рассекать ли ему тенью и без того густой, этот совершенный, словно дошедший от античности торс. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Художественные особенности картины «Юноша с корзиной фруктов» получили развитие в дальнейшем творчестве К. Так, основой для создания полотна служат классические образцы, сюжет заменен свободно избранным мотивом – реалистично показанным фрагментом жизни изображение единичного и конкретного сочетается с предельной широтой обобщения, что делает образ монументальным, нейтральный фон концентрирует внимание на приближенных к зрителю фигурах, подчеркивая зрелищность и оптическую иллюзорность, свет играет роль формообразующего фактора. Пришлось выполнять заказ без натурщика и писать свое зеленоватое бледное лицо с зеркального отражения.
Таковы, например, натуралистические находки в изображении поверженных и блестящих листьев на пораженном молнией стволе искрящемся, словно огниво и особенно в верхнем фрагменте низменного далекого пейзажа с грозовыми тучами, почти что задник из картин Жерико или Курбе, но, пожалуй, звучащий еще более печально и современно. Матфей и ангел» (1602, утрачена), написанной для алтаря капеллы Контарелли и отвергнутой заказчиками, видно, что для своих картин К. использовал типажи уличной толпы. 1606 г. (ц. 2010. Матфея» и «Мученичество ап. Композиция, несколько рискованная и не без огрехов, смешение древнего и современного в одеяниях персонажей (святой в доспехах изображен еще в духе Антонио Кампи или Камилло Прокаччини) сосуществуют, однако, с очаровательными фрагментами живописи.
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Допустимо, что кризис художнических воззрений мог обостриться перед лицом драматической темы, но встает законный вопрос, не предшествовал ли первоначальный замысел этого произведения, переработанного два-три раза (как о том упоминает один биограф и как показывают недавние рентгенографические исследования), появлению «Призвания» ибо в противном случае трудно предположить, что художник не отдал бы предпочтения «проходной», «боковой», а не «центростремительной» композиции. художник, основоположник реалистического направления в европ. «Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. Он несколько раз попадал в тюрьму. Costituti.
Их действие словно разворачивается на театральных подмостках. Это проявляется то в попытках утвердить свою наивную веру в своеобразно-народном духе, то в сближении с классическим искусством чинквеченто, от которого он тут же отходит и над которым подчас подтрунивает, то в полемике с последними «анатомистами», то в более углубленном выражении своей собственной грусти в священных образах страстей и страданий. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). К. объединил иконографии «Положения во гроб» (со святыми Иосифом Аримафейским, Марией Магдалиной и Марией Клеоповой) и «Оплакивания» (изображены Богоматерь и св. Современники отметили мощные контрасты света и тени. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
1596) для Джироламо Виттриче были написаны картины «Кающаяся Мария Магдалина», «Отдых на пути в Египет» (обе – Галерея Дория-Памфили, Рим) и «Гадалка» (Лувр, Париж Капитолийские музеи, Рим), в к-рых отразился процесс становления стиля К. (Sickel. Шипиона Боргезе (Caravaggio a Roma. 1743. P. 438-448), однако закончил ее между маем 1605 и маем 1606 г. (Vodret.
Никодима (возможно, мемориальный портрет П. Виттриче) и заниженной точке зрения. Т. о., в марте – нач. Бонвичино), Дж. P. 226 Baglione.
Матфей внутренне готов к апостольству, вот таким образом жест вошедшего Христа, близкий к тому, к-рый показан Микеланджело в композиции «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, лишен властности. «Купидон или Земная любовь», приобретенный (а возможно и заказанный) Винченцо Джустиниани, самым «светским» среди римских коллекционеров того времени, является шагом художника вперед по сравнению с наивным буквализмом «Медузы», но и отступлением в полемике относительно сюжета. (ц. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). P. 234) она также символ понимания Христа как краеугольного камня, объединяющего ВЗ и НЗ, на котором основана Церковь – «тело Христово» (Calvesi.
Дж. P. 36). Фомы» (ок. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Поиски Караваджо показывают, что он шел в направлении, уводящем от юношеского «Святого Матфея», «которого он ранее исполнил для алтаря в Сан Луиджи» и где святой ошибочно представлен в виде неграмотного невежды.
Призвание ап. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме)Обращение Савла. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом.
Лик Христа был более молодым и не омраченным печалью. Художник изображает Ангела играющего на скрипке по нотам, которые держит Иосиф. 1990. 1971. Doc. Ярко освещенный передний план оттенялся фоном, что создавало оптический эффект приближения происходящего на картине действия к зрителю.
Игнатия Лойолы, его размышления о грешниках и о темной бездне греха. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Фигуры размещены очень просто, безо всякой композиционной изощренности и значительности. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, в знак благодарности художник подарил прелату картину «Св. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. 1600 г. (капелла Контарелли, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме)Призвание ап.
В нотной книге записан верхний голос мотета фламандского композитора Ноэля Болдуина «Quam pulchra es et quam decora». Он указывает собравшимся на приближающегося Христа. Лоренцо Карли, «автора неумелых картин» (Baglione. Антиакадемическое видение, отказ от канонов идеальной красоты, обращение к простонародным моделям отражают то, как К. понимал «законы церкви», влиявшие на общество и культуру Сев. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию.
М., 2011. 2009/2010. В них вновь пробуждаются воспоминания детства и никогда более, чем в «Отдыхе. », Караваджо не был ближе к Лотто с его «Рождеством» из Брешии или с его венским полотном. 1603, Галерея Уффици, Флоренция).
Ш. Боргезе вместе с мольбой о папском помиловании. При рентгенографии полотна был обнаружен первоначальный вариант композиции. 1602 г. (Национальная галерея Ирландии, Дублин)В композиции «Ап. (ц. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Обращаясь к истории искусства, отметим, что Караваджо вряд ли были неизвестны «световые палатки» Тинторетто и Эль Греко.
Мы имеем в виду главным образом картины «Отдых на пути в Египет» и «Кающаяся Магдалина». Савольдо, Дж. 1601 г. (Новый дворец, Потсдам, Германия)Для кард. 1991. 1672.
Церковь играла в уничтожении греха и ереси равную с Христом роль. 1990). 1606 г. К. бежал в Неаполь, где он «застал свое имя уже известным», так что ему поручили написать для капеллы семьи Франко в ц. Сан-Доменико-Маджоре «Бичевание Христа» (Pacelli. К. обратился к традиц.
св. 1978. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). P. 80-97). Он подписался «Брат Микеланджело» на трагическом и глубоко личном произведении «Казнь св. Фомы. 1605 г., сообщалось, что К. «заочно приговорен судом» (Venturi.
Признаки этого есть в картине, как и в некоторых копиях «Взятие под стражу Христа в Гефсиманском саду» с оливковыми зарослями, но в противовес первым пейзажам, созданным на природе, в обстановке скромного, но многообещающего plein air, Караваджо на этот раз «выстраивает», как я думаю, «лес» в углу своей мастерской с помощью поленьев и сучьев, отправленных в печь по завершении картины. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Начнем с «Призвания». В явном противоречии со всей остальной картиной этот отголосок Боттичелли, воскрешенный sur natur на природе (франц. ), словно заявляет о согласии художника с мыслью о том, что грация действительно существует, но не встречается на каждом углу, что ее можно и нужно изображать, но нельзя строить картину лишь на ней одной. Художник задумал ее как «остановку»: остановку в поле семьи плотника, когда мать и сын погружаются в дремоту под колыбельную песнь скрипки, нарушающей в руках ангела-хранителя молчание осеннего пейзажа.
1990 Iidem. 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). 2005. P. 82-83). 1608 г. просил позволения произвести его в рыцари (Macioce.
1986. P. 338-343 Calvesi. На столе стояло больше предметов. 2001.
media собрал самые знаменитые полотна Караваджо. В другой, близкой по времени, картине — «Несение креста» (из Вены) — художник изображает Христа слишком красивым, что приводит к чрезмерному контрасту с жестокостью изображенной сцены. То же случилось и с «Обращением Савла». 1608 по окт. Иосиф, старый плотник, сидит на мешке. Или возроптать вместе с Джустиниани по прибытии первых болонских холстов в Рим, а затем и самого Аннибале, признавая про себя, что лучшее в этих картинах уже встречалось раньше и в более совершенном виде и что их полуправда скорей «била в бровь», чем «в глаз», как он говорил (и как говорили другие, в чем признавался ему сам Аннибале).
P. 131) отмечали вспыльчивость К., бравшегося за любую работу и терпевшего «крайнюю нужду и бедность» (Baglione. В мглистой атмосфере, по-прежнему довлеющей над центром изображенной сцены, словно реет изборожденное тенями обнаженное тело палача (все еще перекликающегося с фигурой Моретто из «Мученичества святого Петра» в Бергамо) справа маслянистым лепестком расцветает одеяние убегающего церковного служки, лицо которого выражает мгновенную реакцию, подобно той, которую мы видим на лицах «Юноши, укушенного ящерицей», кричащего Исаака и «Медузы». Сфорца-Колонна, в дальнейшем много помогавших художнику. Караваджо (1571-1610) «Отдых на пути в Египет» (1597) деталь. Один из самых популярных сюжетов в эпоху Возрождения – бегство Святого Семейства в Египет. Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду. Ангел играет на скрипке, а уставший Иосиф держит ноты. (деталь)Праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. 2011).
Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к чистому натюрморту и авантюрному жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века. C. 84). Л. Зиккель считал, что во время проживания у Фантино Петриньяни (ок. Кард. 1607 г. (ц.
Смерть Марии, ок. Из-за столкновения различных тенденций в творчестве художника на протяжении пяти лет упорного спора с другими и с самим собой (по словам одного из наиболее ранних хронистов, по окончании затяжного кризиса Караваджо был, как никогда, суров и к самому себе) сейчас представляется возможным установить психологически и стилистически обоснованную последовательность появления того или иного произведения. Франческо Мария Дель Монте предложил К. стать его придворным живописцем. Diletant. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком. P. 226). 1584 г. мальчика отдали для обучения в мастерскую Симоне Петерцано, называвшего себя учеником Тициана, но работавшего в маньеристических традициях (Berra.
P. 78-89) 14 июля 1608 г. художник стал «рыцарем послушания». Датировка картины остаётся предметом дискуссий. Ок. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. Скрываясь во владениях кн.
1603. Свет картины передает поэтичность и покой: он выражается и в фигурах и в скромном пейзаже. Дж. Легенда переносит действие в Эфиопию (король Иртак, пристыженный апостолом за недозволенные посягательства на дочь Эгезипа, натравливает на него своих наемников, убивающих Матфея во время службы у алтаря).
Об этом полотне, созданном по заказу уроженца Ломбардии юриста Томмазо де Франкиса, писали, что «души знатоков и самих профессионалов потрясла эта новая манера, основанная на мраке с немногими светами, тонущими в тенях» (De Dominici. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Несмотря на новаторство в трактовке вылепленных светом фигур, выступающих из мрака и в их размещении в пространстве, композиция сопоставима с «Бичеванием Христа» кисти Ф. Цуккари (Ораторио-дель-Гонфалоне, Рим) в коленопреклоненной фигуре на 1-м плане повторен классический образец – статуя эпохи эллинизма, т. н. «Точильщик» или «Скиф» (Галерея Уффици, Флоренция). 2009. 1604–1605 гг.
2005 Caravaggio: La cappella Contarelli. картины затерялись). Ок. Композиционная схема и трактовка форм на картине из собрания Одескальки тесно связаны с традициями маньеризма, для которого характерны сложность прочтения композиции, веризм, родственный североитальянской традиции XVI в. Однако сценическая световая среда и энергичная динамика уже принадлежат к XVII в. Вероятно, когда строительство капеллы завершилось, стало очевидно, что картины не согласуются с ее тесным пространством и ок.
P. 355). Ок. 1604 г. (Пинакотека, Ватикан)«Призвание ап. Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Родился 28 сентября 1573 года.
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Как и в случае с брошенной девушкой из Чочарии, «притворявшейся Магдалиной», здесь с не меньшей гордостью в виде мученицы выступает у Караваджо красивая простолюдинка, прислонившаяся к огромному колесу, которое впору приладить к арбе (хотя оно и применялось для пыток). 1600 г. (капелла Контарелли, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме)Документы позволяют восстановить творческий путь К. с 1599 г. Первый публичный заказ, принесший ему славу, - оформление капеллы Контарелли в принадлежавшей франц. Спустя 8 месяцев К. ранила копытом лошадь и в кон. апр.
P. 136). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Более того, весь пейзаж с монахом в полутени возле заболоченного места, через которое переходят вброд путники, затерявшиеся за городом, погруженным в темноту, представляет собой высокое достижение в «изображении сумерек» в период, непосредственно идущий от Савольдо до Та же натурщица, что и в «Юдифи» или похожая на нее вновь, по-видимому, предстает перед нами и в «Святой Екатерине», находившейся в прошлом в доме Барберини, как если бы со взрослением художника настолько же взрослели и его натурщики. И что модели Эль Греко были восковыми фигурками, в которых бились в поэтическом безумии последние лаокооновы судороги «змеистого» рисунка. Казнь св. У него К. писал по «три головы в день» (Ibid. ). Примечательной является его поза, почти идентичная позе Порока на широко известной картине «Геркулес на распутье» Аннибале Карраччи, возможно, вдохновившей Караваджо.
1983), способствует вовлечению зрителя в сцену, превращению живописи в зрелище и драму. «Одевание нагих» проиллюстрировано сценой со св. Иоанн Креститель» (1601-1602, Капитолийские музеи, Рим), «Поцелуй Иуды» (1602, Национальная галерея Ирландии, Дублин) (Cappelletti, Testa. Это происходит тогда, когда он, видимо, вновь изображает натурщицу, послужившую прообразом «Святой Екатерины» — «простолюдинки», в новой композиции: «Магдалина, выслушивающая упреки Марфы» (оригинал также утрачен, но представление о нем дает отличная копия из Оксфорда), где перекидывается мостик или ведется исторический диалог глубоко морализующего характера между чисто «экзистенциалистским» Тицианом и глубоко «духовным» Рембрандтом. Ок.
1606 г. (ц. Наиболее престижный заказ, предложенный К., - алтарная картина «Мадонна деи Палафреньери» для капеллы св. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Ок.
2001. «Уголок леса». Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
Однако совершенно новой была мысль о том, что внутри их должна была отныне помещаться сама жизнь, застигаемая светом врасплох и где натурщики не должны более выступать в виде манекенов, усаженных в позу, необходимую для «рисунка», каким бы верным или своеобразным он ни был. 65). Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. «Гениально изображая» затем сгущающиеся над апсидой сумерки, Караваджо считает возможным задержать взгляд зрителя на фигуре обнаженного ангелочка, склоняющегося из густого облака с пальмой мученичества в руке, показать, как колышется пламя свечи на ветру, дать окинуть взором находящийся справа, в полутени, великолепный натюрморт в виде священных сосудов для мессы — еще одна реминисценция «зеркального» этапа отошедшей в прошлое юности.
1601 г. (Новый дворец, Потсдам, Германия)Уверение ап. В первом варианте «Святого Матфея» Караваджо подошел с необычайной непредубежденностью к теме, свойственной его ранним размышлениям относительно «земного и небесного» и все же требования иконографического канона в картине, наконец-то предназначенной для алтаря, вызвали одну из самых саркастичнейших полемик. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед. 1598, музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), к к-рой стилистически близки полотна «Святые Марфа и Мария Магдалина» (1598, Ин-т искусств, Детройт), «Юдифь и Олоферн» (ок.
Art e dossier. 133, 5 x 166, 5 см Галерея Боргезе, Рим, Италия «Отдых на пути в Египет» изображает сцену из Святого Писания на фоне обычного пейзажа, словно говоря, что нет разницы между чувствами реального и божественного. Свет, льющийся из невидимого источника параллельно холсту играет одухотворяющую, а не формообразующую роль он выхватывает части предметов (драпировку ангела, лики Девы Марии и Младенца) произвольно, в тенях превращая формы в силуэты. да Монте, А. и В. Кампи, Дж.
C. 188 Graeve. музеи, Берлин). Облик Богородицы имеет классический прототип, благодаря чему противопоставлен др. Она была готова к 1 сент. Сенат Сиракуз заказал К. полотно «Погребение св.
R., 1650 Bellori. P. 226). К раннему периоду творчества К. относятся картины «Вакх» (Галерея Уффици, Флоренция) и «Юноша, укушенный ящерицей» (собрание Р. Лонги, Флоренция). P. 198-199).
Может быть, от искусства. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Картина «Мученичество ап.
Биографы (Mander. P. 207-228 Sammut. Караваджо. Художник избрал оригинальную иконографию: показал трагедию концентрированно, максимально приблизив к зрителю акт убийства. По мнению ряда современных ученых, полотно близко к работе «Амур-победитель» (1601-1603, Гос.
отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Композиция объединена неярким колоритом и мягким светом полотно издалека воспринимается как образец алтарной картины «большого стиля», при приближении оно вовлекает в свой мир – зритель оказывается участником сцены и предстает перед Спасителем и Богоматерью наравне с пилигримами, к-рые олицетворяют голодную, неустроенную, социально разделенную Италию, какой ее знал К. Зрителей оскорбили новизна иконографии и «непристойные» для священного сюжета детали изображения – грязные стопы мужчины, поношенный головной убор женщины. Это возражение, возможно и подтолкнуло художника к трудным экспериментам.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, получившему широкое признание среди просвещённой публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. 1596-1597, Метрополитен-музей, Нью-Йорк ГЭ, С. -Петербург). сюжетам новое художественное воплощение. Уверение ап. Согласно Джулио Манчини, биографу Караваджо, «Мадонна на пути в Египет» была заказана монсеньором Фантино Петриньяни из римского прихода Сан-Сальваторе-ин-Лауро, приютившим Караваджо в начале 1594 года, когда тот покинул мастерскую Джузеппе Чезари3. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры.
(маньеризм и академизм). Фомы. Мартином, отрезающим полу плаща для нищего «насыщение голодных» и «посещение узников» – сценой «Caritas romana» (Милосердие римлянки) «утоление жажды» – Самсоном, пьющим из челюсти осла «предоставление крова бездомным» – образом Христа-пилигрима на пороге таверны в Эммаусе «посещение больных» – сценой погребения неизвестного бедняка.
P. 202-203). Романо в Палаццо-дель-Те близ Мантуи. На картине «Ужин в Эммаусе» показан момент узнавания воскресшего Христа учениками, а в более общем плане – соприкосновение будничности и чуда.
Тот, кто вознамерился бы перейти от этих двух полотен «переломного периода» непосредственно ко второму варианту «Святого Матфея», которым лишь позднее Караваджо решил заменить первый, устаревший уже по своему настрою, почувствовал бы почти растерянность перед произведением, в котором мастер с внезапной зрелостью пробует силы в своей, так сказать, «великой манере». Возможно, в конце периода, связанного с Сан Луиджи, Караваджо вернулся еще раз, но уже без элемента художественной полемики, к религиозной теме, к которой особенно лежало его сердце и ставшей для него почти автобиографической, — Иоанну Крестителю, святому «стороннику жизни на природе», согласно священным текстам — непокорному, дикому, чудаковатому отшельнику, постнику по призванию, но всегда жизнерадостному, ни в чем не нуждающемуся, кроме как в миске с похлебкой, камышовом крестике и ягненке, а то и козе, своих вечных атрибутах. P. 214). Он внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта. Однако бурный темперамент художника Караваджо, его дерзость и несдержанность постоянно становились причиной больших неприятностей. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Лучии, 1608 г. ). А поскольку, как уже говорилось, залежи документов проливают лишь слабый свет на обширное и неясное в своих деталях предприятие (что должно было бы заставить нас относиться к указанным фактам с крайней осторожностью), то позволительно думать, что переговоры относительно чисто художественной стороны дела происходили в другом месте и никогда не были зафиксированы на бумаге. Плохая сохранность этой и последующих картин не позволяет составить о них точное суждение. Екатерине Александрийской» очевидна инсценировка сюжета: простолюдинка, снабженная атрибутами мученицы, позирует перед зрителем. Трагическая напряженность этой сцены может сравниться лишь с отдельными строками из «Макбета», написанного несколькими годами позже. Здесь нельзя не упомянуть об опытах по живописному (читай — поэтическому) применению камеры-обскуры. Во 2-м варианте композиции (1602, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим) внешность святого была облагорожена, композиция формализована, а прежде реалистическая связь между апостолом и ангелом стала сверхъестественной.
Меч красновато-синего отлива словно рассекает картину. Они оказали заметное влияние на крупных живописцев-иностранцев (Рубенса, Йорданса, Рембрандта), а также на возникновение художественного направления караваджизма, представленного в Нидерландах Х. Тербрюггеном, Г. Хонтхорстом, Д. ван Бабюреном, во Фландрии Т. Ромбаутсом, А. Янсенсом, во Франции Ж. Валантеном, С. Вуэ, в Испании Х. Риберой, в Германии А. Эльсхаймером. Даже складки мантии оказываются чересчур «звучными». Дель Монте был заказчиком картины «Св. 1602 г. (Национальная галерея Ирландии, Дублин)Поцелуй Иуды.
При стилистическом анализе 2 вариантов «Обращения Савла» очевидно, что их разделяют годы (Il Caravaggio Odescalchi: Le due versioni della Conversione di san Paolo a confronto / A cura di R. Vodret. Композиция может служить доказательством знакомства К. с росписями Дж. Но и тут Караваджо сопутствовала удача.
1604-1605 гг. Всегда намного сильней были затруднения, которые им препятствовали. художником. Заметьте, например, с какой легкостью отказывается художник от нимба — этого почти непременного символа святости, — появляющегося в его живописи лишь в момент перемены стиля в «святой Екатерине» из Лугано, с тем чтобы затем вновь эпизодически исчезать и появляться.
Смерть Марии, ок. Что же касается Agnus Dei божественного агнца (лат. ) — ягненка или «аббаккьо» по-римски, который отсутствует здесь (в отличие от первого «Крестителя» из Базеля или «Исаака» из Уффици), но непременно появится на картинах позднее, то несомненно, что Караваджо заимствовал его из тех стад, которые с наступлением первых заморозков перегонялись ночью через Рим. Лучии", 1608 г. ). 1951. 2009/2010. Возможно, что фигурой ангела, которую даже ранний хулитель художника признает «прекрасной», Караваджо стремился ответить на обычные обвинения по поводу «грации» своих персонажей.
Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь)Семь деяний милосердия. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. У К. «миф, осознанный как жизнь, становится историей и история, понятая как непосредственная реальность существования, становится драмой» (Свидерская.
И когда к 1620 году мы находим у одного биографа следующее описание мастерской, atelier Караваджо: «Сплошной поток света столбом падает сверху, отчего стены в комнате выглядят так, будто они окрашены в черный цвет и придает светам и тени огромную яркость и глубину, что способствует выявлению рельефности в живописи, но все это достигается противоестественным способом, не принятым в прошлом веке или более древними живописцами», то нет ничего удивительного в том, что это определение весьма напоминает описание камеры-обскуры, которую Порта выдавал во времена Караваджо за собственное изобретение. Иоанна Крестителя. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Ок.
2004. P. 5-73). 1958. «Мадонна ди Лорето» (заказана в кон. Напряжение между пространством и объемом приводит к «выталкиванию» форм из картины, к «выходу» изображения вовне, к стиранию границы между героями и зрителем.
Ок. Художник должен был написать картину за год (Randolph Parks. 2011. В лондонской «Встрече. » заметна наконец впервые склонность к драматизации: тень на стене деформирует, как бы «утяжеляет» фигуру Христа чувствуется, однако, что изображая, возможно без помощи натурщика, его черты, художник испытывает кризис: безбородый Христос с овальным лицом — почти ироническая реминисценция Христа «Тайной вечери» Леонардо, увиденной в годы ученичества в Милане. Работа живописца более известна под классическим названием «Отдых на пути в Египет».
Матфея» была написана первой. Но полуобнаженную натуру часто рисовали художники в те времена и когда хотели выгодно продать картины с изображением юношей, образ дополняли посохом скитальца и шкурами овнов. живописи.
Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Но его привлекала уже не столько «рельефность тел», сколько тени их скрадывающие. да Караваджо. 29 дек.
Это произведение еще очень молодого Караваджо выполнено в явно «брешианском» духе, в нем чувствуются еще воспоминания о Моретто, Калисто и Фиджино. Окончательную композицию отличают высокая степень обобщения, подчеркнутая лаконичность. Гармония и единство переданы и цветом. P. 233 Mancini. Согласно последним данным, К. декорировал его весной 1599 г. Фигуры, показанные в энергичных ракурсах (вероятно, художник писал их стоя перед зеркалом), парят вокруг сияющей прозрачной сферы.
«Маленький больной Вакх» – автопортрет художника, не имевшего средств на натурщика. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). (маньеризм и академизм). Картины Караваджоотличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Люди и святые истязатели и мученики изображаются им отныне именно таким образом. Примечательной является его поза, почти идентичная позе Порока на широко известной картине «Геркулес на распутье» Аннибале Карраччи, возможно, вдохновившей Караваджо.
Свет, проникающий в окно, бросает слабый отблеск на грязную поверхность стекла, заклеенного бумагой, высвечивает простертую в воздухе руку Христа, оставляя в тени его глубоко запавшие глаза, скользит по перьям на шляпах, вспыхивает на щеках людей, отражается от шелковых одеяний игроков, задерживается на Матфее, правой рукой все еще удваивающего ставку, а левой указывающего на себя, словно вопрошая: «Вам нужен я. » (а из уголка освещенного глаза в сторону виска тянется длинная тень), касается мимоходом седин докучливого старика в очках и наконец озаряет лицо и плечи игрока, сидящего во главе стола, который от неожиданности словно пытается укрыться в собственную тень. Караваджо, как мы уже пытались доказать, вступил в знаменитую капеллу в первые годы последнего десятилетия века со своим первым, наивно-архаическим «Святым Матфеем». Жертвоприношение Исаака.
Среди них – картина «Положение во гроб» (Пинакотека Ватикана), о датировке к-рой спорят. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Для публичного обозрения — о чем свидетельствует, даже при отсутствии каких-либо документальных подтверждений, сам большой формат — предназначалось и почти в то же время созданное «Обращение Савла», ранее находившееся в доме Бальби в Генуе, а теперь в Риме, в коллекции Одескальки. Произведения, созданные после этого, отличаются лаконизмом и трагичностью. P. 237-238). Иоанн Креститель). Прозрачный пейзаж «Отдыха. » или первого варианта «Исаака. » заменяется здесь изображением осенней растительности, вспыхивающей желтизной и охристым цветом. 1606 г. (Пинакотека Брера, Милан)Утверждение человеческого достоинства в бедности и смирении, развитое в живописи В. Фоппы, Дж.
Даже если не останавливаться на продолжении этой полемики с последними «анатомистами», которая приводит к чрезвычайно смелому решению в «Бичевании Христа» из Руанского музея, то все же особого упоминания заслуживает картина «Призвание Петра и Андрея» (отличную передачу которой мы находим в гравюре Мэрфи, выполненной в «черной манере»), где Караваджо предвосхищает, по-видимому, некоторые находки «Призвания Матфея», но в классическом духе, хотя и в необычном трехчетвертном ракурсе (а не в спокойном полуобороте, как у венецианцев, фигур, которые, несомненно, лучше смотрелись в оригинале, о нахождении которого остается пока что только мечтать). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). P. 65).
Она не возвышается над реальностью, а находится внутри нее. О том, что сам художник, возможно, осознавал это, говорит тот факт, что, помимо другой картины, ныне утраченной и, возможно, парной с описанной выше — в «Небесной любви, побеждающей Земную» Караваджо не стал больше настаивать на мифологических темах и вскоре вернулся к религиозным сюжетам, которые могли совсем иначе соприкасаться с миром человеческих чувств. Подчеркнутая простонародность типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии.
1995. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. «Юдифь» Совершенно иная атмосфера царит в двух других картинах исполненных в это время. 1985. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Анны в соборе св. С. 212).
Италии начала Контрреформации. Монументальность композиции, абстрактность видения, следствием которой становится репрезентативность «большого стиля», декоративное начало, энергия пластической формы, четкость рисунка – черты, ставшие постоянными в живописи К. Его тяготение к реализму сказывается в оживлении античной мифологии современной народной поэтикой, в обращении к мотиву костюмированного героя и в народно-игровом прочтении мифа, в попытке соединить реальное с идеальным, обыденное с возвышенным. 1999. 1605-1606 гг. ). P. 136), специализировавшегося на религ. сюжеты для приора больницы Лучано Бьянки.
Караваджо Микеланджело Меризи да. 6 апр. 1672. 1995. 2002). В течение столетий эта история обросла множеством дополнительных деталей. Reg.
«Обращение Савла» (1600-1601) попало в собрание Одескальки в Риме (следы др. 467. Мотет вдохновлен «Песней песней» Соломона и этот стих переводится: «Как ты прекрасна, как привлекательна возлюбленная твоею миловидностью».
Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). 1605-1606 гг. ). В нотах на картине записан мотив фламандского композитора Ноэля Баулдевейна со словами из Песни Песней, посвящёнными Мадонне: Quam pulchra es (Как прекрасна ты), что вполне уместно для утончённого интеллектуального вкуса кардинала и делает невозможным написание подобной картины иначе, как по заказу. Точной причины драки так никто и не узнал.
1910). 1621 г. Худож. В этой связи необходимо вспомнить ценное указание одного немецкого биографа () о том, что Караваджо использовал для своей картины кое-что из серии гравюр Хольбейна «Игроки и смерть». С тех пор работа остаётся у семейства Памфили, в галерее которого находится в настоящее время. Вот таким образом мы можем предположить, что, когда в конце 1593 года дАрпино не выполнил условия договора, так и не приложив руку даже к грунтовке боковых стен, Караваджо, опираясь на «своего кардинала», постарался вытеснить своего коллегу из предприятия, которое позволило бы ему предстать в необычном свете (в том числе и с технической стороны) перед римским художественным миром, другими словами, проявить себя не в бледных фресках (и не в слабых полотнах, посвященных той же теме, которые Муциано, возможно из-за технических трудностей, установил за несколько лет до этого в Арачели), а в больших картинах, написанных маслом на холсте, которые дали бы наконец выход из капеллы в частные «покои» по-новому трактуемой действительности. Сан-Паоло-Конверсо, Милан), с композицией «Христос у колонны» Себастьяно дель Пьомбо (ц.
В письме Фабио Мазетти, посла герцога Модены из Рима герцогскому секретарю, датированном 6 авг. Не следует при этом забывать, что эти религиозные картины, написанные еще в ранней юности художника, не предназначались, как правило, для алтарей, а являлись скорее своего рода жанровой картиной на религиозную тему, предназначавшейся для частных лиц, довольствующихся религией en chambre на дому (франц. ). Б. Караччоло, Л. Спада, Б. Манфреди). 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр).
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Возможно, вначале К. представил момент узнавания Христа учениками, когда после преломления Им хлеба «открылись у них глаза и они узнали Его». P. 140). 1600 г. (Палаццо Барберини, Рим)Юдифь и Олоферн. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием. P. 498-499).
П. Беллори сообщал, что К. писал натурщиков в темной комнате, где свет падал сверху и что «подобная манера лишена действия, а оно важно для хорошей исторической живописи» (Bellori. Новые поиски Караваджо не противоречат постоянному движению художественных идей напротив, подобно перспективе во времена Брунеллески, они соседствуют с натуралистическими, экспериментальными и иллюзионистскими опытами новой эпохи. Этот путь не вел к обретению славы в центре католицизма, где создавались алтарные образа для всей Европы и поскольку Караваджо, несомненно, стремился к успеху, который можно было завоевать лишь «произведениями общественного назначения» — другими словами, церковными заказами, то весьма вероятно, что для их получения он прибегал к поддержке своего покровителя. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. К. смог вернуться в Рим в авг. Выбор в этом плане евангельского сюжета «Встреча в Эммаусе» (ныне в Лондоне) несет на себе еще отпечаток юношеских исканий.
О. Леони (Б-ка Маручеллиана, Флоренция)М. Отдых на пути в Египет 1594-1596. Ужин в Эммаусе. 14 июня 1601 г. адвокат Лаэрцио Керубини заказал для семейной капеллы в ц. Санта-Мария-делла-Скала образ «Смерть Девы Марии» (Лувр, Париж). 2011. В самом деле, художник с помощью света выхватил из жизни тот миг, ту поэтическую «фотографию», когда действие показалось ему достигшим, не скажу — всей рельефности, а такой запоминающейся, совершенной и монументальной чеканности и очевидности, какой, после Мазаччо, более не встречалось.
В нем угадываются портретные черты писателя Н. В. Гоголя, с которым был дружен Иванов. P. 13). 1600 г. (Палаццо Барберини, Рим)Картины «Гадалка» и стилистически близкая к ней «Шулер» (художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт) показывают мир рим.
2009. ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези (La cappella Contarelli in San Luigi dei Francesi. И если самому Караваджо могло показаться слишком театральным решение его картины или если он задавался вопросами, всегда ли природа должна соответствовать состоянию человека (и как знать, не сказал ли кто ему о том, что в древнем тексте молния поражает святого Павла при ясном небе), то находит ответ в «Принесении в жертву Исаака», с Авраамом, «который приставляет нож к горлу сына, в то время как тот кричит и падает». 2010. Прихожане, пришедшие на проповедь, если не считать дерзкого синьора, загоняющего фатоватым жестом уже ненужную шпагу обратно в ножны, кажутся пораженными всем происходящим более напуганные (и среди них, как ни странно изображен сам Караваджо, отрастивший усы и бородку, наподобие нахального студента) пытаются выбраться вон, словно из обычной уличной драки некоторые, высвеченные светом, падающим, возможно из боковой двери, оставленной открытой в момент вторжения, воздевают кверху руки, ужасаясь происходящему.
«Ужин в Эммаусе», написанный в переходный для К. период – от натурализма к углубленному видению, доказывает справедливость оценки Р. Лонги, который назвал художника первооткрывателем кризиса ренессансного сознания, разрушившего веками возводившееся «здание» законов искусства (Gregori M. Come dipingeva il Caravaggio // Michelangelo Merisi da Caravaggio. Уже кое-кто из ранних биографов Караваджо обратил внимание на то, что в упомянутых произведениях художник, по сравнению со своими юношескими «прозрачными» работами, начал «сгущать темные тона». Карло Борромео (Danesi Squarzina. Вероятно, по этой причине 16 апр. 1995. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.
1606 г. (Пинакотека Брера, Милан)Ужин в Эммаусе. Фарисеи – религиозно-общественное течение в Иудее Я думаю, этого вполне достаточно, что бы рассказать на школьном уроке МХК «Отдых на пути в Египет». XVII в. и повлияла на сложение реалистического течения в западноевроп. 1605, Галерея Боргезе, Рим). 1956. Сзади виден ослик, рядом с мешком лежит оплетенная бутыль с водой.
1605–1606 гг. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). 1598 г. (Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид)Новый этап в развитии стиля К. - создание картины «Отдых на пути в Египет», к-рая отличается светлой интонацией повествования, уравновешенностью композиции использованием традиционных иконографических цветов. Зло воплощено в центральной, ярко освещенной и застывшей фигуре палача. 1601 г. К. были оплачены 2 картины на кипарисовых досках.
(Лувр, Париж)Смерть Девы Марии.