Мягкие переходы от тени к свету, когда наложение отдельных мазков почти неприметно, обыгрывание красных, белых и коричневых тонов — всё это придаёт яркость колориту, удивительную пластичность, жизненную достоверность четырёхфигурной композиции и приподнятое настроение. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам. Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины.
Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. Всё писалось с натуры. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец.
Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный».
Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи». В первом и самом значительном из них – «Призвание апостола Матфея», – перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события – вторжения света Истины в самые низы жизни. За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке.
Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам. Богемная жизнь влекла их обоих.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Как выяснилось позднее, выбор оказался более чем удачным. Засидевшись допоздна на вилле, он возвращался пешком домой и по пути был задержан полицией. Мадонна дель Розарио-1607г Алоф де Виньякурт-1607-1608. А с ней Ватикан вынужден был считаться как с самым сильным государством и ревностным защитником устоев католицизма в борьбе с протестантской ересью. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму.
И всё же наиболее близка к истине другая версия. – одурманивать, ошеломлять). Римляне времен Республики назвали бы такого супруга impudicus по их мнению, это человек, попавший под иго Юноны Юги. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца.
Но сам этот факт лишний раз показывает, сколь укоренившимся в сознании многих итальянцев было предвзятое отношение к личности и искусству Караваджо, если обладатели этих двух великолепных картин так легко расстались с ними, уступив их, по всей видимости, за бесценок, коль скоро они оказались не в Метрополитен-музее Нью Йорка или в Национальной галерее Вашингтона, а в провинциальных заштатных музеях, получивших известность только благодаря наличию в них картин Караваджо. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. Затянувшиеся «смотрины» завершились осенью 1594 года — Караваджо отдал предпочтение кардиналу Франческо Мария Борбоне дель Монте (1549—1627). Записано верно с моих слов»47. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью. Мадонна со змеей-1606г Святой Иероним за книгой-1605-1606.
На пути в египетские земли-1596-1597. Любопытно другое. Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе». Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus.
Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие. Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома.
«Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса. Он выкинул из головы рассказ краснобая-заказчика, послание Горация и попытался передать языком живописи неизобразимое, то есть запечатлеть крик, вырвавшийся изо рта отрубленной головы.
Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор. Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч. Они не могли взять эту легенду у греков.
Мария Магдалина-1595-1597.
В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску.
Тайна осталась нераскрытой. Я силюсь не умереть в молчании.
Чаще других наведывался тридцатилетний Галилео Галилей, признавший позже, что метод исследований Гвидобальдо дель Монте, основанный на научной непогрешимости поставленного эксперимента, оказал на него самое благотворное влияние. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). Матфею (1599 – 1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Они представляют собой одиночный цветок, венчающий средний либо крупный цветонос. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком» и признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.
Наяды оплакивают его5. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43.
Марта и Мария Магдалина-1598г Христос в Эммаусе-1601-1602. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру.
Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона. Учился с 1584 года у Симоне Петерцано в Милане. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика.
1596, собрание Коппи (сейчас выставляется в Палаццо Барберини), Рим), Юдифь, убивающая Олоферна-1597-1598. Святая Екатерина Александрийская-1958г Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала.
Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент – Федерико Цуккаро. Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Известно лишь, что мадригал сочинён фламандским композитором XVI века Якобом Аркадельтом, плодотворно работавшим в Италии при княжеских дворах, а в последнее время занимавшим пост регента собора Сан-Марко в Венеции. Одним словом, дворец Мадама был поистине мужской вотчиной, куда женщинам, как в лоно алтаря, вход был закрыт. Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр. Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай.
Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок. Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides).
И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться. Сначала Караваджо обосновался в Венеции, но в 1592 году переехал в Рим.
Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». Нарцисс у ручья-1598-1599. Наяды оплакивают его. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками». Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. И хотя подобные документы не оформлялись официально их можно назвать первыми брачными контрактами Запада. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание.
Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. Шулеры-1956г Музыканты-1956г Вакх-1956г Гадалка-1596-1597. Караваджо передёрнуло от этих слов, но он смолчал и не стал встревать в светский разговор, который показался ему пустой болтовнёй.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас).
Визит стал незабываемым потрясением, перевернувшим многие его былые представления о живописи. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства. «Две вещи сгубили меня – мои стихи и моя оплошность. Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась.
Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы. Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой.
На лице музыканта грусть. Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Действительно, картина вызвала недоброжелатели. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо.
Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. Писал портреты и жанровые сцены. «Никто доселе не видывал столь дальних краев. Но немаловажно и другое — состоятельный покровитель Филлиды не скупился, покупая его работы, что помогало ему значительно упрочить своё независимое положение в Риме, где конкуренция была сильна, как нигде.
Тут же дано изображение их неизменных спутников: орёл, который топчет покрывало, закрывающее сверху обзор его хозяину, а на противоположной стороне за земной сферой вздыбившаяся лошадь с рыбьими хвостами вместо копыт и тявкающий трёхглавый пёс Цербер.
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза.
Каждый думает только о себе. Первое время Караваджо сильно нуждался.
Тогда он решил повременить и осмотреться. Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Не убоявшись последствий, Караваджо рискнул и смело принялся высвечивать и обнажать царившее вокруг зло, произвол и ложь.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Прекрасный, но, холодный и гордый, он отвергает их любовь. Это первое письменное свидетельство осознания самого себя. Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года.
Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим). Терзаясь безответностью и безнадежностью, Нарцисс вскоре умер от неизбывной тоски. Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим.
А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой.
Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей. Наиболее знаменитые сорта данной группы: «Биршеба» (белоснежный цветок на удлиненной трубке), «Маунт Худ» (чисто белый, без каких-либо вкраплений, зацветает довольно рано), «Голд Медал» (желтоватый окрас) и «Кинг Альфред» (темно-желтый, наделен трубкой с изысканным гофре по краю).
На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Её внимание привлёк странный предмет в чехле, напоминающий холодное оружие о двух острых колющих конечностях, над которым полицейским пришлось поломать голову, хотя Караваджо тщился им растолковать, что это всего лишь измерительный прибор.
В левом торце дворца ему с помощником отвели комнату для жилья и помещение под мастерскую, выходящее окнами в узкий тёмный проулок и боковую стену церкви Сан-Луиджи деи Франчези, для которой ему будет суждено потрудиться на славу. Морская вода скована льдами». Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Он внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта. Однако бурный темперамент художника Караваджо, его дерзость и несдержанность постоянно становились причиной больших неприятностей.
Призвание святого Матфея-1599-1600. В странах Востока даже популярно сравнение распускающегося в весеннюю пору цветка с бездонными очами любимой женщины. Как знать. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92).
В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. Кардинал слыл полиглотом и меломаном. Окраска – однотонная белая или желтая, хотя порой можно встретить и двухцветные нарциссы. Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника.
Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя.
Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака. Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме. Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Август сослал Овидия на край света – в ледяной край дикой Паррасии. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. От него лучше держаться подальше».
Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»). Юпитер, Нептун и Плутон-1597-1600.
Взятый у Гвидобальдо для работы обычный циркуль в то время был новинкой и его появление было отмечено даже поэтами. Вскоре он завершил работу. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. Появились первые брачные договоры. — Трубчатые нарциссы.
Так же как не могли найти ее и у римлян. Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев.
Отличительной особенностью является трубка, равная или даже превышающая по длине доли околоцветника. Любовь genialis превращается в любовь соnjugalis.
Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него.
Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. Маффео Барберини, будущий папа Урбан VIII-1606-1608.
1603, Уффици «Юдифь и Олоферн», ок. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты. Но художник недолго оставался без помощника.
«Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день». Все они в дальнейшем стали верными последователями стиля своего наставника, особенно Бонери известный по прозвищу Чекко — уменьшительное от Франческо. Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. 1593, там же), «Вакх» (ок.
Семь деяний милосердия-1607г Саломея с головой Иоанна Крестителя-1607-1610. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
Самая большая иконография – у древнегреческого Нарцисса: сказания «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления.
Микеланджело Меризи де Караваджо (итал. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Потерял отца в пятилетнем возрасте. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце. Одним из поклонников живописи Караваджо и коллекционером его картин стал маркиз Винченцо Джустиниани.
Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Сдержанность, послушание означают почти пассивность. После прослушивания хора он подошёл вплотную к алтарю, ничего не желая уже ни видеть, ни слышать, настолько был потрясён всем увиденным.
Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост.
То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха. Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»). О второй я должен умолчать 6».
Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. Надо признать, что это ему удалось. В записках моих я повествую о себе.
Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук. В мае 1606 года, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 году перебрался на остров Мальта. К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде.
За моей спиной – пустота. Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори.
По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров.
Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». В числе его проступков значились швыряние подноса в официанта, ношение оружия без соответствующего разрешения, битье стекол у квартирного хозяина. Идея увлекла Караваджо. Он несколько раз попадал в тюрьму.
Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его. Позднее художник не раз вернётся к этой теме.
Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Период творческой зрелости (конец XVI – первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119). Главное достоинство картины в передаче состояния внутреннего напряжения между низко пригнувшимся к воде героем и его перевёрнутым отражением, а стало быть, между творцом и творением, о чём столь выразительно повествуется в мифологическом сюжете. Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде.
Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Название цветка в переводе с греческого языка можно перевести как «ошеломляющий», «поэтичный». Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Времена и вкусы меняются. Справа от него восседает юнец, показанный со спины. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. «Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень.
Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Прекрасный, но холодный и гордый, он отвергает их любовь. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Умер в городке Порто дЭрколе при невыясненных обстоятельствах.